Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Плотию уснув, яко мертв, Царю и Господи, из мертвых воскресл еси, Адама возвиг от тли (поднял из тления — с. Д.) и упразднив смерть: Пасха нетления мира спасение».




Торжественная оратория хвалитных псалмов сопровождается воскресными стихирами, которые сменяются стихирами Пасхи, призывающими ко всепрощению в день Воскресения. Все христиане приветствуют друг друга поцелуями любви со словами радости: «Христос воскресе — воистину воскресе!» А затем ликование запечатывается «Огласительным словом» Иоанна Златоуста.

На Пасху и всю следующую неделю (называемую Светлой седмицей) Псалтирь не поется, и потому совершаются особые пасхальные часы (которые также читаются вместо утренних и вечерних молитв).

Праздничная Литургия подобна небесному пиру. Вместо Трисвятого поется крещальный гимн, начинается чтение Книги Деяний, повествующей о явлении Воскресшего (1,1–8), и, как сердце праздника, возглашается на разных языках евангельское повествование о внемирном бытии Святой Троицы (Ин.1,1–17). По древнему преданию, все христиане причащаются в Пасхальную ночь. В конце Литургии в память Христа освящается пасхальный хлеб (артос), имеющий особую целебную силу.

В пасхальный вечер, когда Господь явился Своим ученикам, совершается торжественная вечерня. Единственный раз в году Евангелие об этом явлении Христа (Ин.20,19–25) читается лицом на запад.

Всю Светлую седмицу служба совершается по пасхальному чину. Лишь меняются распевы (гласы), как первообраз воскресных служб всего года.

В пятницу в храмах освящают воду, вспоминая чудеса Богородицы, явленные через живоносный источник в Константинополе. В субботу после крестного хода артос раздробляется и дается верующим.

Второе воскресенье после Пасхи посвящено воспоминанию явления Господа апостолу Фоме (Ин.20,19–31). Этот день еще называется Антипасхой (т.е. — вместо Пасхи). Служба этого дня подобна богослужению великих праздников.

Третье воскресенье посвящено памяти жен-мироносиц, первых свидетельниц воскресения Христова.

Четвертое воскресенье напоминает нам об исцелении расслабленного.

Пятое — беседу Христа с самарянкой.

Шестое — исцеление слепорожденного.

Эти три повествования, являющие силу Христову, взяты из Евангелия от Иоанна, читаемого в период пятидесяти дней от Пасхи до Троицы. Середина этого периода празднуется как самостоятельный праздник Преполовения Пятидесятницы, напоминающий нам о взаимосвязи Воскресения и Сошествия Святого Духа.

В среду шестой недели мы вновь, в последний раз, возвращаемся к пасхальному богослужению, ибо в этот день совершается отдание праздника Пасхи. А на следующий (сороковой) день Церковь празднует один из 12 главных праздников — Вознесение Христово.

Седьмое воскресенье посвящено празднованию памяти Отцов I Вселенского Собора, отстоявших учение о Божестве Христа.

Накануне праздника Пятидесятницы Церковь вспоминает всех умерших христиан — с тем, чтобы Дух Божий коснулся не только живых, но отошедших отсюда.

 

 

ПЯТИДЕСЯТНИЦА

 

Конечный и великий праздник Пятидесятницы посвящен пришествию в мир Святого Духа, Подателя жизни. Храмы украшаются зеленью, особенно ветвями березы — это знак Вечной жизни, пришедшей к нам через Духа Божия. Этот обычай идет еще со времен святых апостолов.

Этот день называется еще днем Святой Троицы, ибо с явлением Духа для нас стало доступно познание внутренней жизни Божества.

На всенощной читаются древние пророчества о пришествии Небесного Утешителя (Иоиль) и вспоминается первое дарование Святого Духа в пасхальный вечер. Впервые после Пасхи в храмах поют трогательную молитву Святому Духу: «Царю Небесный».

Литургия праздника совершается позже. На ней читают повествование о самом священном событии (Деян.2) и предсказание об этом Христа Спасителя (Ин.7).

Сразу после службы в храмах начинается торжественная вечерня, посвященная Святому Духу. После вечернего входа возглашается великий прокимен о чудотворной мощи Творца. «Кто бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог творяй чудеса». И сразу после этого все, впервые после Великой Пятницы, преклоняют колени, и священник читает семь молитв призывания Святого Духа. В них мы просим Бога простить нам грехи, очистить преступления умерших, даже в аду находящихся, и укрепить нас Божественной силой.

На следующий день Церковь совершает торжество в честь Самого Духа, оживляющего нас. Вся неделя после праздника (Троицкая) сплошная.

Следующее воскресенье после дня Св. Троицы посвящено всем святым. Так Церковь показывает, что дело Святого Духа не осталось без плода. Все святые прошлого, настоящего и будущего соединяются вокруг Христа. — Так Церковь приносит Богу свой плод.

На следующий день после Недели всех святых начинается Петровский пост, посвященный воспоминанию апостольской проповеди. Он продолжается до Дня святых апостолов 29 июня/12 июля.

Второе воскресенье после Пятидесятницы посвящено всем святым, в земле Российской просиявшим.

 

 

ЧАСТЬ 4. ТАИНСТВА

ТАИНСТВА КАК ИСТОЧНИК БЛАГОДАТИ

 

Как уже было сказано выше, источником всех добрых дел и корнем духовной жизни является благодать Святого Духа. Эта несотворенная сила подается христианам посредством особых обрядов, называемых Таинствами. Эти священнодействия, преображающие человека, не являются изобретением людей, а установлены Самим Творцом. Именно в Таинствах заключается самая сердцевина христианства. Можно иметь православную веру, делать добрые дела, молиться, но без участия в таинственной жизни Церкви человек никогда не станет христианином и не сможет достигнуть спасения. Ведь если вера дает правильное представление о Боге и Его Промысле, добрые дела делают похожим на Него, молитва дает возможность общаться с Ним, то лишь в Таинствах происходит реальное соединение с Господом, изменяющее всего человека.

Начиная с XV века, православное богословие выделяет семь главных Таинств, соединяющих нас с Богом. Первое из них — Крещение, в котором происходит духовное рождение. Второе — Миропомазание, дающее силу к духовному росту и к творению добрых дел. Третье — святое Причастие, соединяющее человека с Богом телесно. Четвертое — Покаяние, лечащее душу от грехов. Пятое — Елеосвящение, врачующее телесные болезни, происходящие от греха. Шестое — Таинство Брака, освящающее семью и телесное рождение, дающее силу к воспитанию детей. Седьмое — Священство, порождающее духовных отцов, которые сами возрождают и воспитывают христиан словом Божьим и совершением Таинств.

 

ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ

 

Первым Таинством, с которого начинается духовная жизнь человека, является святое Крещение. Без него невозможно спасение человека. По словам Катехизиса, «Крещение есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую».

Крещение, по глубокой мысли святителя Григория Богослова «есть пособие в нашей немощи, отложение плоти, последование Духу, общение с Словом, исправление создания, потопление греха, причастие света, рассеяние тьмы. Просвещение есть колесница, возносящая к Богу, сопутствование Христу, подкрепление веры, совершение ума, ключ Царства Небесного, перемена жизни, снятие рабства, разрешение от уз, претворение состава. Просвещение есть лучший и величественнейший из даров Божиих». (Слово 40). Принявший его человек получает новые органы чувств души, и у него все становится на свои места. Ум получает силу к целостному мышлению. Сердце очищается от груза прошлого. Душа получает силу к неземному покою и вечной радости. Человек впервые слышит не осуждение, а одобрение совести. Если до Крещения в сердце человека пребывала злая сила дьявола, то после принятия Таинства Дух Святой поселяется внутри человека. Конечно, злой дух не прекращает нападать на человека, действуя через тело и пытаясь посредством его помрачить наш разум. Но внутри любого крещенного поселяется несмываемая Божья благодать. Поэтому если человек согрешил или даже отпал от Церкви, то, возвратившись назад, он не крестится заново, а присоединяется через Покаяние. Крещение — новое рождение, которое никогда не повторяется, если было правильно совершено.

Этот великий дар коренится в священном Таинстве Искупления. В Крещении мы символически умираем вместе с Христом, погружаясь в воду, и совоскресаем с Ним — выходя из воды. Хотя участие в смерти происходит символически, но спасение совершается самим делом.

Не случайно само это великое Таинство просвещения установлено Христом Спасителем после Его Воскресения. Предуказано оно было и древними чудесами спасения, такими как спасение семейства Ноя от Потопа, переход евреев через Красное море, ритуальные омовения Моисеева Закона. Подготовило Его крещение покаяния, которое совершал Иоанн Креститель. Но реальностью оно стало после Жертвы Христа. Явившись ученикам после воскресения в Галилее, Он сказал: «дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф.28,18–19). По церковному преданию, Сам воскресший Христос крестил апостолов, а те передали это Таинство всем христианам.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных