Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Подготовка взрослого к Крещению




 

Если взрослый человек захочет принять святое Крещение, то одного желания для этого недостаточно. Как для полноценного лечения недостаточно одного желания больного, но необходимо исполнять распорядок дня, делать процедуры, принимать лекарства, и, главное, необходимо доверие к врачу, так и для начала жизни в Боге надо иметь истинную веру, раскаяние в своих злых делах и желание жить по заповедям, при условии выполнения которых Таинство сможет полноценно действовать.

Понятно, почему необходима вера. Ведь, по словам Писания, «без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр.11,6). Есть мера веры, необходимая для крещения. Эта мера — Символ веры, который читается наизусть крещаемым перед самим Таинством и хранится в нашем сердце до самой смерти и Судного Дня. Нельзя креститься тому, кто верит только в то, что «Кто-то там есть». Если человек хочет принять святое Крещение, то должен всем сердцем принять эту истинную веру и получить прощение своих грехов.

Перед Крещением хорошо прочитать книги о Православной вере, чтобы само Таинство прошло осознанно, с максимальным участием крещаемого. Духовную литературу может рекомендовать священник, с которым надо встретиться предварительно.

Желающий покреститься должен читать Священное Писание. Церковь рекомендует оглашенным (так называется тот, кто готовится покреститься) прочитать из Нового Завета четыре Евангелия. А из Ветхого — Книгу Бытия, Исход, Притчи Соломона, Премудрость Иисуса сына Сирахова и Премудрость Соломона.

Во время подготовки к Крещению надо усердно молиться, чтобы Бог очистил сердце и освятил жизнь, но только не Молитвой Господней («Отче наш»), потому что Бог становится Отцом для человека только в Крещении.

Особенно необходимо как можно чаще посещать храм Божий. Если человек собрался креститься, то он уже отчасти свой для Церкви. Она молится за него как за оглашенного. Не надо пренебрегать Ее материнской заботой. Некрещеный молится за вечерним богослужением и утром, на Литургии до слов, возглашаемых диаконом или священником: «Елицы оглашенные, изыдите, оглашенные, изыдите, да никто из оглашенных». При этих словах надо выходить из храма. Некрещеный не может присутствовать на Литургии верных и при других Таинствах — на Крестинах, при Венчании, Соборовании и Рукоположении.

Если нет экстраординарных обстоятельств, тогда подготовка длится сорок дней. Столько длилось оглашение и в Древней Церкви, и в России до революции. В этот период необходимо поменять свою жизнь — прекратить творить беззакония, уйти с работы, несовместимой с христианством (работа в абортарии, проституция и т.п.) и начать выполнять заповеди. Не стоит затягивать время до Крещения, иначе можно умереть и навсегда погибнуть.

Надо помнить, что если человек собрался креститься, то он будет подвергаться атакам дьявола, не желающего, чтобы человек освободился из его рабства. Врага не надо бояться и слушать. Молитва и крестное знамение прогонят его. Любимая ловушка дьявола — это суета. Он говорит: «Сегодня тебе некогда, лучше завтра, через неделю, в отпуске». Так некоторых сатана удерживает от крещения годами. Тем, кто попался на эту удочку, потом будет тяжелее вести христианскую жизнь. По слову Христа, «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк.9,62).

В Древней Церкви перед Крещением постились сорок дней. Сейчас считается желательным хотя бы трехдневный пост. Он помогает победить дьявола, усиливает молитву и дает возможность контролировать свое сердце.

Во время подготовки к Таинству надо постараться вспомнить все свои грехи, чтобы раскаяться в них перед Крещением и постараться их больше не повторять, как и сказал апостол Петр: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деян.2,38).

Хорошо найти благочестивого православного христианина, который стал бы крестным и помогал идти ко Христу. Но он не должен быть супругом нынешним или предполагаемым, иначе такой брак будет незаконным. Впрочем, наличие крестного обязательно только для детей до 14 лет. Взрослый может поручиться за себя сам.

Крещение совершается в любой день, кроме будних дней Великого поста. В Древней Церкви и в России до революции особыми днями крещения взрослых были Великая Суббота, Рождественский и Крещенский сочельники, Лазарева суббота и Пятидесятница.

В ночь перед Крещением обязательно надо воздержаться от плотского сожительства. С полуночи надо ничего не пить и не есть, а курильщикам не курить, чтобы сразу после Крещения причаститься Святого Тела и Крови Христа. Женщины во время месячных и в течение сорока дней после родов не крестятся, кроме случаев угрозы для их жизни.

Иноверцу (мусульманину, иудею, язычнику, сектанту) перед Таинством Крещения необходимо пройти чин присоединения.

 

Крещение младенцев

 

В Православной Церкви удостаиваются святого Крещения не только взрослые, но и дети. Так мы исполняем слова Христа: «пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное. И, возложив на них руки, пошел оттуда» (Мф.19,14–15).

Прямое повеление ап. Петра в день Пятидесятницы говорит о том, что дар Крещения принадлежит всем: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» (Деян.2,38–39).

Конечно, у младенца нет личной веры, но этот недостаток восполняет вера родителей и восприемников (крестных). Пример этого есть и в Писании, где Христос исцелил расслабленного и простил ему грехи по вере его друзей (Мф.9,1–8). Обязанность поручителей заключается в том, чтобы они научили младенца вере и жизни христианской, чтобы благодать Божия действовала в нем, с его участием приводя его к святости. Для этого они заботятся не только о своевременном обучении ребенка Закону Божию, но и следят за тем, чтобы дитя еженедельно приобщалось Святых Таин.

Крещению ребенка предшествует ряд священных чинов, подготавливающих его к Таинству и защищающих от нашествия злых сил. Еще до рождения служится специальный молебен, в котором испрашивается Божия помощь матери в родах. В первый же день после родов священник просит защитить мать и младенца от нападения духов зла и очистить всех, причастных к родам, от скверны первородного греха. На восьмой день священник нарекает имя новорожденному — подобно тому, как Господу дали священное имя Иисус на восьмой день после Рождества (Лк.2,21). В сороковой день младенец приносится в храм, чтобы быть представленным Творцу (ср. Лк.2,22–38). Над матерью читаются очистительные молитвы, исцеляющие ее от прикосновения дьявола (в момент передачи первородной смерти) и допускающие ко Причастию. Ведь, кроме смертной угрозы, женщина не может вкушать Причастие сорок дней после родов.

В случае, если младенец слаб или болен, недопустимо откладывание Таинства Крещения на сколько-нибудь долгий срок. Крестить тогда нужно сразу после родов, иначе, если ребенок умрет, он не может попасть в Царство Божие (Ин.3,5). По правилам Церкви, родители (или священник), по нерадению допустившие, чтобы младенец умер некрещеным, подвергаются строгому наказанию.

 

Чин Крещения

 

Порядок Таинства Крещения восходит к древнейшим временам. В своих основах он установлен еще апостолами. Сняв с себя верхнюю одежду, крещаемый показывает готовность отречься от прежней греховной жизни. Священник знаменует его крестом, отделяя для Бога, дует в лицо, восстанавливая то дуновение, которым был создан человек (Быт.2,7), и читает молитву, нарекающую христианское имя. При Крещении иногда меняют имя — как знак изменения жизни. При Таинстве оно пишется в книге жизни. У новокрещенного также появится небесный тезка, который станет его покровителем. День памяти небесного покровителя является главным личным праздником христианина.

После этого читаются заклинательные молитвы, обращенные против дьявола, которому принадлежат все некрещеные.

Бывает, что враг пытается удержать человека в своих лапах, и поэтому нападает на него во это время. Однажды крестили наркоманку, и ее стало мутить во время заклинательных молитв, когда надо было читать Символ веры, она стала задыхаться, а в купели чуть не упала в обморок, но как только ее погрузили в третий раз, все мгновенно прошло. Так происходило потому, что через эту страсть дьявол владел ею особенно сильно. Но сила Божия оказалась несравненно могущественнее. Боятся дьявола незачем. Надо гнать его прочь именем Иисуса Христа, и он убежит прочь. Ведь нам дана власть наступать на всю силу дьявола (Лк.10,19), и она не может повредить нам, если мы с Богом. Так что не надо бояться ни сглаза, ни порчи, ни колдунов, но следует ревностно соблюдать заповеди — и никакое духовное зло не подойдет к христианину.

Поэтому и священник совершенно не заискивает перед сатаной, а властно прогоняет его прочь силой Бога.

Наступает время освобожденному от власти врага отречься от него. Священник трижды спрашивает: «Желаешь ли он отвлечься от сатаны, всех его дел, всех его ангелов (бесов, являющихся под видом языческих богов, космических энергий и т.д.), всего служения его (магии, иных религий, астрологии и т.п.) и всей гордыни его (массовых зрелищ, лишающих человека разума, чем дьявол особенно гордится)?»

Крещаемый отвечает: «Отрицаюся», — и затем дует и плюет на запад, в область тьмы, извергая из себя всю нечистоту.

После этого священник спрашивает, готов ли он сочетаться с Христом (вступить с Ним в вечный союз), и, после изъявления согласия, спрашивает: «Веришь ли ты в Него».

Крещаемый отвечает: «Верую яко Царю и Богу», — и приносит Ему присягу — читает Символ веры.

После этого священник освящает воду, предварительно покадив ее. Так она вернется в то самое состояние, в каком была в первый день творения, когда была тьма над бездной, и Дух Божий носился над водами (Быт.1,2). Мы вспоминают, как евреи перешли через Красное море, руководимые облачным и огненным столпом, а фараон со всеми армиями своими погиб в волнах. Так и оглашенный, руководимый Христом, получит спасение в воде, а дьявол утонет в ней.

После освящения воды священник помазывает воду и крещаемого благословленным маслом. Это елей радости, помазание которым дает силу выскользнуть из лап врага, как древние борцы намазывались маслом, чтобы выскользнуть из рук противника. Надо растереть это масло по всему своему телу.

Затем наступает самый важный момент. Человек нагим спускается в купель. Трижды погружает его рука священника (а через нее — Сам Христос) в воду со словами: «крещается раб Божий (имя) во имя Отца. (Аминь). И Сына (Аминь). И Святаго Духа (Аминь)».

По уставу Церкви, Крещение должно совершаться через троекратное полное погружение в воду или в купели, или в открытом водоеме. Это апостольская практика. Но если ситуация такова, что полное погружение невозможно (например, в армии, в тюрьме, в больнице, в пустыне, при острой нехватке воды), тогда допустимо, и вполне действительно, обливательное крещение — с тем, чтобы было облито все тело, а в крайнем случае, голова.

Спускаясь в воду, не надо забывать молиться Богу, чтобы Он Сам очистил и научил жить по-христиански. Ведь вода Крещения вся пронизана запредельными силами Святого Духа.

Когда неофит выходит из воды заново родившимся, безгрешным и святым, на него надевают крест (символ терпения скорбей ради Христа) и белую рубашку — знак чистоты и невинности. Также вручают горящую свечу, напоминая слова Христа: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5,16).

 

ТАИНСТВО МИРОПОМАЗАНИЯ

 

После этого, помолившись, священник преподаст новое Таинство — Миропомазание, когда при помазании лба, глаз, носа, рта, ушей, груди, рук и ног священным Миром в новокрещенного входит дар Святого Духа. Он дает силу к творению добрых дел и формирует человеческую личность в вечном обращении к Богу.

По словам свт. Симеона Солунского: «Миропомазание возлагает печать и восстановляет образ Божий, чрез преслушание в нас поврежденный; равно как и благодать, которую в душе чрез Божие дохновение мы получили. Оно заключает в себе силу Духа, есть сокровища Его благоухания и составляет знамение и печать Христову».

Таинство это было предуказано в Крещении Господа. Когда Он выходил из воды, то Дух Божий почивал на Нем, чтобы перейти на тех, кто крестился вместе с Ним. Полнота благодати Святого Духа дана апостолам (а через них — и нам) в день Пятидесятницы (Деян.2). Именно тогда в виде огненных языков Дух Святой сошел на них, наполнил их и влил в них силу искупления Христова.

Священное Миро варится из нескольких десятков благовонных масел Великим постом при чтении св. Евангелия. Оно освящается епископом (обычно Патриархом) на Литургии Великого Четверга, и в него вливается часть Мира, сохраянемого с апостольских времен. В Древней Церкви сам чин освящения Мира также считался особым Таинством. Кроме Таинства Миропомазания, св. Миро используется для освящения храмов и для чинопоследования коронации Императора.

Благодаря Миропомазанию человек может справедливо носить имя христианина, ибо он участвует в помазании Христа Спасителя — в Духе Святом. Каждый миропомазанный становится царем и священником Богу.

После Таинства Святого Духа в знак того, что новокрещенный вступил в вечный союз с Христом, он трижды обходит вокруг купели при пении слов апостола Павла: «все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал.3,27) с добавлением восклицания «Аллилуйя!» (хвалите Сущего).

Читаются отрывки из Нового Завета (Рим.6,3–11; Мф.28,16–20), говорящие о значении Крещения. После этого смывают с крещенного печать миропомазания и постригают крестообразно голову, напоминая, что в ней должны находиться отныне только угодные Богу мысли.

Этот чин положено совершать на восьмой день после Крещения, а в течение всего этого времени человек ходил в белых ризах и ежедневно причащался (отсюда проистекает ряд богослужебных особенностей Светлой седмицы — первой пасхальной недели). Но в сегодняшней практике обычно совершается все в тот же день.

А затем совершается чин воцерковления, когда Отцу Небесному представляют Его новых детей. Крещенного вводят в храм, он становится перед иконостасом, а если он мужчина — то входит и в алтарь. Так является всем, что у Церкви есть новые члены, цари и священники, владычествующие над своим сердцем и в нем приносящие в жертву Богу всю свою жизнь.

Таинство СВЯТой ЕВХАРИСТИи (ПРИЧАСТИЕ)

 

Величайшим Таинством Церкви является святое Причастие, когда под видом хлеба и вина причащаются христиане истинных Тела и Крови Христа Спасителя. Таинство это, предуказанное в Капернаумской беседе Спасителя (Ин.6), было установлено Им накануне страданий, на Тайной Вечере. Благодаря этой великой Тайне православные соединяются с Самим Богом. Мы верим, что Тело и Кровь Господа, приносимые Им Самим (через епископа или, по его поручению, через пресвитера) в Жертву Животворящей Троице, есть по сущности, по природе, в реальности — Те же Самые, которые Он взял от Пречистой Девы Марии, пригвожденные ко Кресту, воскресшие и вознесшиеся, одушевленные разумной душой и неотделимые от его Божества. Через это «делаемся мы сотелесниками и единокровными Христу. Так делаемся мы Христоносцами, потому что Тело и Кровь Христовы сообщены нашим членам» (Свт. Кирилл Иерусалимский. 4 Тайноводственное Слово. 3). Безгрешная Плоть и Кровь Господня не переваривается нами, но очищает от греха нашу природу, меняет нас, и мы становимся членами истинного Тела Христа, созидая таким образом Церковь, — «Кровь Иисуса Христа… очищает нас от всякого греха» (1Ин.1,7).

До воспоминания святейших и творческих слов Христовых и призывания Утешителя Духа это было хлебом и вином, а потому и называлось в Литургии свт. Василия Великого (а также и у св. Ипполита Римского) «вместообразом». («Хлеб не был Телом Христовым прежде освящения, но после освящения, говорю тебе, это уже тело Христово. Он сказал, и стал; Он повелел, и создалось» (Свт. Амвросий Медиоланский. Огласительные поучения. Кн. III. 16).) Но после чудесного и непостижимого для сотворенного ума действия Бога вещество хлеба прелагается, претворяется, переменяется, пресуществляется, — делается истинным Телом Христа. Вино же изменяется, становится тем, чем прежде не было, — Кровью, излитой на Голгофе. При этом, чтобы человек мог без страха вкусить Святейших Таин, сохраняются виды (или образы) хлеба и вина, хотя по сущности это уже Тело и Кровь Бога Слова. Как точно выразил это учение свт. Кирилл Иерусалимский: «видимый хлеб не хлеб, хотя и ощутителен по вкусу, но Тело Христово; и видимое вино есть не вино, хотя и подтверждает то вкус, но Кровь Христова» (4 Тайноводственное Слово. 9). «Если же и органы чувств говорят нам одно, то должно слушать больше не их, а слово Божие, ибо в этом подвиг веры» (Свт. Василий Великий. Нравственные правила. 8). Ведь вкусив Святых Таин, мы получаем силы к творению добрых дел, в нас начинают действовать силы будущего века, преображающие нас и исцеляющие от болезни духовной смерти. По слову Господа, невозможно спастись тому, кто не вкушает Плоти и Крови Его (Ин.6,53).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных