Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Чин Божественной Литургии




 

Совершение священного Таинства Евхаристии составляет основу главного христианского богослужения, называемого Литургией — общественным делом, — и совершается в храме, который является и литургическим образом мира, «подражанием вселенной», и образом горницы Тайной вечери. В Восточной Православной Церкви повсеместно употребляются два чина Литургии — святителей Иоанна Златоуста (ежедневно) и Василия Великого (десять раз в году). Первая — более краткая, а вторая — длиннее и торжественней. Но сама структура службы восходит к той первой Литургии, которую служил Господь накануне страданий.

Само чинопоследование Таинства пронизано небесным смыслом. Оно возводит нас от земли к созерцанию тайных путей Божьего Промысла. По слову Господа, во время Литургии мы вспоминаем все Его спасительное служение, начиная с Рождества и оканчивая Вознесением. Но кроме того, сама Евхаристия вводит нас в состояние будущей радости, когда множество спасенных вознесут песнь благодарения Творцу и Искупителю.

В чинопоследовании Литургии различают три части — проскомидию, Литургию оглашенных и Литургию верных. Проскомидия (греч. — «приношение») совершается без участия народа в предложении. Перед началом службы священник и диакон читают молитвы входа в алтарь, облачаются в священные одежды и умывают руки. Подойдя к жертвеннику, диакон подготавливает для службы священные сосуды. Это Чаша для Крови Господней, дискос (тарель на подставке) для Тела Христова, звездица (крестообразно соединенные дуги, означающие вифлеемскую звезду), копие (нож в форме копья) и лжицу (ложечку для причастия, символизирующую клещи, которыми Серафим взял уголь для очищения уст пророка Исайи (Ис.6,6)). Приносится также пять просфор (священных дрожжевых хлебов) и вино. Начинается сама проскомидия, которая символизирует Рождество Христово и Его Распятие.

Священник вырезает копием кубическую часть из просфоры, ставит ее на дискос, надрезает ее и прокалывает, читая пророчество Исайи об искупительной Жертве Христа (Ис.53). Этот хлеб называется Агнцем. Он силой Святого Духа претворяется в Тело Господа. Оставшиеся части просфоры называются антидором (греч. — «вместо дара»), которые вкушают те, кто не мог причаститься на этой Литургии. В Чашу наливается смесь вина и воды при чтении слов Евангелия о пронзенных ребрах Спасителя, из которых вытекли кровь и вода.

После этого священник вынимает частицы из остальных просфор и ставит их вокруг Агнца. Вторая просфора приносится в честь Богородицы, третья — в честь девяти чинов святых, четвертая — за живых христиан, а пятая — за умерших. Таким образом на дискосе появляется образ Церкви, собранной вокруг Христа. После поминовения всех людей (а именно в это время вынимаются частицы за тех, за кого подавали поминальные записки) священник покрывает Дары звездицей и покровами, обозначающими пелены Новорожденного Христа и Его надгробные покрывала. Святой Дух окутывает принесенные дары через каждение ладана. После молитвы диакон кадит алтарь и весь храм. По объяснению св. Дионисия Ареопагита, это означает выхождение Бога из Своей запредельной славы в этот мир для его освящения и спасения.

После каждения начинается Литургия оглашенных. Она называется так, потому что на ней имеют право участвовать и некрещенные. Священник благословляет Царство Святой Троицы, в которое мы вступаем в Таинстве. Диакон призывает христиан к молитве за весь мир (великая или мирная ектенья), и хор поет три антифона (псалмы и другие библейские отрывки, исполняющиеся двумя хорами попеременно в подражание ангельским хорам). Эти песнопения напоминают об исполненных Христом пророчествах и ожиданиях древнего человечества. После третьего антифона совершается малый вход. Диакон выносит из алтаря Евангелие (оно символизирует Христа, вышедшего на проповедь). Перед ним несут светильник — образ Иоанна Крестителя. Священник просит Бог, чтобы вместе с нами вошли в храм и небесные Силы. Евангелие вноситься в алтарь. И от лица всех христиан хор поет песнь поклонения Господу. Прп. Серафим Саровский во время малого входа видел Христа, Который, окруженный бесчисленным множеством блаженных духов, входил в этот момент в алтарь.

Прославляя тех, кто исполнил евангельские заповеди, хор поет гимны в честь святых. И затем священник, помолившись благословляет участие всех христиан в прославлении Триединого Божества. Торжественно поется Трисвятое. Вот как пишет об этом Златоуст: «удивительно — на Небесах Серафимы поют трисвятую песнь, и на земле люди подпевают этой песне. Так образуется стройный хор небесных и земных существ. Задумал его Отец, совершил Сын, а регентом является Дух Святой».

Прославив Троицу, Церковь слушает учение апостолов Христа, которых Он послал перед Собой на проповедь. При пении другой ангельской песни, «Аллилуия», диакон кадит алтарь, воздавая честь Евангелию и напоминая нам слова Писания: «мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь» (2Кор.2,15–16).

Вершиной Литургии оглашенных является чтение Евангелия, символизирующее благовествование Господа. Один подвижник видел, что во время чтения слова Божия из уст диакона выходили языки пламени, восходящие к небесам. Поэтому все православные с благоговением слушают Божье повеление.

После Евангелия священник объясняет, на основании толкований святых Отцов, прочитанное, чтобы христиане и те, которые желают стать христианами, могли точно исполнить все прочитанное. Диакон приглашает всех молиться о частных нуждах христиан (сугубая и иногда заупокойная ектеньи) и об обращении некрещенных (оглашаемых) ко Христу. После этого оглашенные должны покинуть храм, и тогда начинается важнейшая часть Евхаристии — Литургия верных, но которой могут присутствовать только крещенные.

Хор начинает петь Херувимскую песнь:

Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение, яко да Царя всех подымем ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуия, аллилуия, аллилуия.

По-русски: Мы, таинственно изображая Херувимов и поя Творящей Жизнь Троице трисвятую песнь, сейчас отложим всякую мирскую заботу, чтобы Царя всех принять в гости, Того, Кого ангельские чины невидимо носят на копьях (так в Риме легионы провозглашали императоров). Хвалите Сущего.

Во время пения этого гимна совершается великий вход, символизирующий шествие Христа на страдания. Священник и диакон переносят с жертвенника на престол Святые Дары, перед которыми несут светильники. Оставшиеся священники несут крест и копие — орудия страданий Христа. По толкованию святителя Симеона, священнослужители символизируют собой Иосифа Аримафейского и Никодима, похоронивших Господа. Врата закрываются, и завеса задергивается, напоминая о камне, который был положен на Христовом Гробе.

После просительной ектеньи, в которой диакон приглашает христиан помолиться о принятии Богом Даров, в алтаре священники совершают лобзание любви. Этим указывается на заповедь Господа, запрещающего приносить дары тем, кто ненавидит друг друга.

Вся Церковь торжественно исповедует Символ веры, ибо без веры причастие послужит в суд и осуждение. Во время пения Символа священник колышет покровом (возду(удар.)хом) над Дарами, вспоминая о землетрясении, которое было при смерти и воскресении Господа.

После Символа веры начинается самая важная часть Литургии — евхаристический канон или анафора («возношение») — особая молитва, во время которой Бог претворяет Дары в Тело и Кровь Христа. Благословив всех именем Троицы и призвав вознести сердца к Небесам, священник начинает благодарить Бога Отца. Он славит Его за величие и непостижимость Его природы, благодарит за творение мира и наше спасение, славословит за то, что принял и нашу молитву, несмотря на то, что Ему непрестанно служат Ангелы. В ответ церковная община воспевает песнь Серафимов: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (Господин небесных Сил), исполнь небо и земля славы Твоея. Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне. Осанна в вышних».

А священник продолжает вспоминать спасительное дело Бога Сына, Который, воплотившись, дал нам спасение и накануне страданий сделал хлеб Своим Телом, а вино — Своею Кровью. Собственные слова Христа священник громко возглашает, показывая, что Тот же Христос совершает и эту нынешнюю службу. В этот момент алтарь — горница Тайной Вечери. После этого священник вспоминает само дело Искупления — смерть и воскресение Христа. И, подняв к небесам Дары, он возглашает: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся».

Наступает вершина всех молитв, и священник умоляет Бога Отца послать с небесных высот Святого Духа, чтобы Он преложил Святые Дары. Мы верим, что именно в этот момент хлеб становится Телом, а вино Кровью Христа. Поклонившись явившемуся на престоле Христу, священник просит, чтобы Причастие освятило людей и умилостивило Бога о наших грехах. Он вспоминает всех святых, которые уже освятились. Особенно выделяется из них Пречистая Богородица, в честь Которой тотчас воспевается Церковью гимн «Достойно есть» или подобный ему. Дьякон кадит Тело и Кровь, воздавая этим боголепную честь Господу Иисусу. А священник просит принять эту Жертву за вселенную, власти, православных епископов, прихожан и всех, нуждающихся в помощи Творца.

После окончания молитвы возношения диакон вновь призывает к молитве (просительная ектенья), и все церковное собрание дерзает назвать Небесного Бога Отцом — поется Молитва Господня.

После нее священник поднимает Тело Христа и возглашает, призывая причастников к святости — Святая святым. Хор же поет от лица всех христиан: «Един Свят, Един Господь Иисус Христос в славу Бога Отца». В закрытом алтаре причащаются священнослужители, а потом врата отверзаются и диакон выносит Чашу со словами: «Со страхом Божиим и верою приступите». Этим символизирует первое явление воскресшего Христа ученикам. Хор отвечает: «Благословен Грядый во имя Господне. Бог Господь и явися нам». И священник причащает мирян.

Подходят к Чаше с верой, страхом Божиим и любовью, вспоминая смерть, воскресение и Второе Пришествие Христово. Руки складывают на груди крестом — как знак нашего спасения. Правая — на левой, как напоминание о том, что злые дела должны быть побеждены в нас добрыми, которые и поставят нас по правую сторону Христа Судьи. Громко и четко называют свое крещальное имя, потому что Бог вступает с нами в личное общение. После принятия Святых Таин причастник пьет запивку, чтобы никакая часть Тела Христова случайно не упала.

Закончив причащение, диакон всыпает в Чашу частицы, вынутые за живых и умерших, чтобы их грехи были омыты Кровью Христа. После этого Дары переносятся с престола на жертвенник, где их потребляет (вкушает) диакон. Это последнее появление Святых Таин верующим символизирует Вознесение Христа на Небо. Священник читает завершающую молитву и, дав приложиться ко кресту, отпускает христиан на делание добрых дел.

Причастник должен обязательно или прослушать в храме, или прочитать дома благодарственные молитвы после святого Причащения.

 

ТАИНСТВО ИСПОВЕДИ

 

Если бы Господь очищал грехи только в Крещении, то мало было бы спасенных. Но по Своей милости Он дал нам второе очищение, называемое также вторым Крещением — крещением слезами. Еще до распятия Христос обещал дать власть «вязать и решить» грехи (Мф.18,18), а после воскресения, в пасхальный вечер Он дал эту власть — дунул на апостолов и сказал: «примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин.20,22–23). На основании этого дара в Церкви существует Таинство Покаяния, в котором преемник апостолов — епископ или священник прощает исповеданные грехи кающемуся.

Как пишет свт. Симеон, «покаянием совершается исправление наше от грехов, вновь нами соделанных. И так как после крещения нет другого способа быть воззванным ко спасению, по благодати и дару, кроме подвигов и трудов, кроме обращения и слез, кроме исповедания прегрешений и удаления от зла: то и дарован этот великий дар». Совершается покаяние в храмах в любое время. После чтения ряда молитв исповедующий возглашает Символ веры и затем кается в своих грехах, называя каждый из них. Когда все беззакония будут названы и человек пообещает их больше не повторять, то священник может прочитать молитву прощения. Если грех был тяжел, то в качестве меры врачевания иерей накладывает на грешника духовное лекарство — епитимию, которой излечиваются последствия греховной болезни.

Исповедавшись, человек получает не только прощение, но и силу больше не повторять греха. Только необходимо прикладывать все силы к борьбе со грехом.

 

Монашество

 

Формой Таинства Покаяния является монашество — особое безбрачное служение Богу. Установил его Господь Иисус, и Сам бывший Девственником, и родившийся от Девы. Он сказал: «есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Мф.19,12). Скопцами Христос назвал не тех, кто изуродовал свое тело, а тех, кто решил сохранить чистоту ради Бога. Монахами были апостолы Иоанн Богослов, Павел, Андрей и Варнава. Ап. Павел говорит, что оставшийся девственником блаженней вступившего в брак. Он поступает лучше, чем тот, кто женился, ибо заботится лишь о том, чтобы угодить Господу, чтобы быть святым и телом и духом. Но из этого не следует, что брак плох, просто монашество — выше (1Кор.7,25–40).

Принимают монашество только добровольно. Основой этого подвига являются три обета — целомудрия, нестяжательства и послушания, запечатанные постригом. Тот, кто желает принять их, должен предварительно пройти искус послушания, а уже затем принимает постриг. При пострижении волос человеку меняется имя — в знак начала им новой, покаянной жизни. Он облачается в особые одежды, означающие полную покорность его воле Бога. В Русской Церкви монашество разделяется на мантийное монашество и великую схиму, отличающиеся между собой степенью строгости обетов.

Недопустимо уходить в монахи по каким-либо причинам, кроме трех: по желанию очистить свои грехи, желанию заслужить большие награды в Царстве Небесном или по стремлению по сыновнему угодить Богу Отцу.

По учению Церкви, служение монашеское уподобляет человека Ангелу и потому выше брачного сожительства. Ведь уже на земле монахи призваны жить как граждане Неба.

 

ТАИНСТВО БРАКА (венчание)

 

Брак для православных — это не просто некая форма общественного договора, а Таинство, дело не только человека, но и Бога. По определению Катехизиса, «при свободном пред священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной их супружеской верности, благословляется их супружеский союз, в образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей».

Учрежден Брак еще в Раю Самим Творцом (Быт.2,24). Придя на землю, Христос благословил брак в Кане Галилейской, совершив на свадьбе первое чудо — претворение воды в вино (Ин.2,1–11). Господь учил о том, что Бог сочетает брачующихся и потому повелевает не расторгать этого союза (Мф.19,5–6).

В православной семье нет ни демократии, ни тирании. Муж — образ Христа, глава семьи, защитник и руководитель жены и главный воспитатель детей. Он подотчетен Христу и должен стать религиозным лидером в семье. Он один несет за все ответственность. Жене муж должен оказывать честь как сонаследнице в благодатной жизни.

Жена — образ Церкви, помощница мужа. Она должна воздавать честь своему мужу и быть послушной ему во всем, что не противоречит заповеди. Все вопросы должны решаться, исходя из принципа Христовой любви.

Детей воспитывают оба супруга, с одной стороны, не давая развиваться их эгоизму, а с другой — не ломая их созданную Богом личность. С самого раннего детства им надо прививать любовь к Закону Божию.

Само Таинство совершается в храме, вне постов, в воскресенье, понедельник, среду и пятницу. В России венчают только тех, кто уже зарегистрировал свой брак в ЗАГСе. Происходит это потому, что человек, не желающий взять на себя минимальную ответственность перед государством, и перед Богом не может быть признан ответственным. С другой же стороны, по правилам Церкви и закону Бога, недопустимо вступление в брак близких родственников. Государственная регистрация помогает избежать кровосмешения.

Тем, кто желает венчаться, необходимо предварительно исповедаться и причаститься Святых Таин. Книга церковных законов «Кормчая» требует от венчающихся знания Символа веры, Десяти Заповедей и Заповедей Блаженств.

Венчание совершается днем. С собой надо принести белое полотенце, кольца, иконы Христа и Богоматери, большие свечи.

Начинается Таинство с обручения, совершающегося в задней части храма. Священник благословляет новобрачных, дает горящие свечи — как знак целомудрия вступающих в брак — и кадит, охраняя от всякого зла. Затем начинается сам чин. После молитв новобрачные обмениваются при помощи священника кольцами в знак вечности их союза. Мужу достается кольцо жены, а жене — мужа.

После окончания обручения священник вводит новобрачных в центр храма, пред лицо Бога, а хор поет 127-й псалом. Иерей спрашивает, есть ли взаимное согласие брачующихся. Если оно будет получено, то с прославления Царства Святой Троицы начинается само Таинство Венчания (другое название — Таинства Брака). После мирной ектеньи три молитвы низводят благословение Божие на венчающихся.

Затем наступает кульминация священнодействия. — На жениха и невесту надеваются венцы как награда за целомудрие и указание на венцы царей и мучеников. Благословляя их, священник совершает само Таинство. Жених становиться образом Христа, а невеста — Церкви.

Читаются отрывки из Библии (Еф.5,20–33; Ин.2,1–11), объясняющие значение брака. Возглашается молитва, просящая сохранить непорочность брака.

После пения Молитвы Господней муж и жена выпивают общую чашу — в образ будущей совместной жизни. А потом они трижды обходят аналой (столик с наклоненной крышкой), на котором лежит Евангелие — это образ вечности брачных обетов, которые должны укореняться в Евангелии.

Снимая венцы, мужу и жене повелевается радоваться и исполнять волю Господа, как это делали древние патриархи и их жены. И завершает все торжественное благословение склоненных голов великим Именем Святой Троицы.

 

Таинство СОБОРОВАНИя (ЕЛЕОСВЯЩЕНИе)

 

Одним из главных дел Господа было восстановление искаженного грехом тела человека. Он исцелял болезни, изгонял злых духов, воскрешал мертвых. И для того, чтобы это действие продолжалось в истории, Иисус Христос установил Таинство Елеосвящения. Уже при Его земном служении апостолы мазали больных оливковым маслом, и они исцелялись (Мк.6,13). После вознесения Христа ученики Его продолжали дело освобождения людей от заразы греха и смерти, проявляющейся в болезнях. Во исполнение этой воли Бога апостолы, руководимые Духом Святым, установили чинопоследование Таинства исцеления. Ап. Иаков пишет так: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак.5,14–15).

И сейчас в церквах преподается это священное Таинство «в очищение и освящение обращающихся от грехов; почему елей и оставление грехов дарует, и от болезней восстановляет, и исполняет освящения. Все это предал Иисус Христос Бог наш и по воле Его божественные ученики Его» (Свт. Симеон Солунский). Называется оно не только Елеосвящением, но и Соборованием, потому что должно оно совершаться (в нормальном случае) семью священниками.

Священный порядок этого Таинства таков: на столике ставится особый сосуд с оливковым маслом, в которое позже вливается вино (как символ Крови Христовой) или вода (знак Крещения). Насыпается пшеничное зерно — как знак жизни, рождающейся из смерти (ср. Ин.2,24), и зажигается семь свечей во образ седмиричного света Святого Духа. Семь священников читают канон за больного, а затем освящают масло для помазания. Люди при этом поют тропари святым угодникам, чтобы Бог исцелил страдающего по их молитвам. Затем совершается само помазание: читаются семь отрывков из апостольских посланий и Евангелий, семь молитв — и семь раз помазываются лоб, ноздри, щеки и руки с обеих сторон святым елеем. В конце Таинства на голову больного возлагается Евангелие и священник просит Бога простить все его грехи.

 

ТАИНСТВО СВЯЩЕНСТВА (РУКОПОЛОЖЕНИЕ)

 

Седьмым Таинством, без которого, однако, невозможны другие, является Таинство Священства. Оно также называется рукоположением или хиротонией. При возложении рук епископа на рукополагаемого Дух Святой нисходит на него, как на апостолов в день Пятидесятницы (Деян.2,1–4), и ставит его на служение Церкви. Установил Таинство Священства Христос Спаситель. Еще в начале Своей проповеди Он избрал сначала двенадцать и потом семьдесят апостолов, которым дал власть исцелять болезни, изгонять бесов и проповедовать Царствие Божие (Мф.10,1–5; Мк.6,7–13; Лк.9,1–6; 10,1–24). После воскресения Он явился двенадцати апостолам и дуновением дал им власть Святого Духа, чтобы вязать и решить грехи (Ин.20,22–23). Так было установлено Таинство Священства.

Кандидат на рукоположение должен соответствовать некоторым нравственным нормам. Он не должен после Крещения совершать смертных грехов, не должен вступать во второй брак или жениться на второбрачной. С VII века в Православной Церкви епископы избираются только из монахов. Священники и диаконы могут быть как монахами, так и женатыми.

Таинство Священства совершается всегда на Литургии. Диакон рукополагается после евхаристического канона, ибо он не совершитель, а слуга Таинства. Священник рукополагается после Херувимской песни, чтобы он смог совершить свою первую Литургию. Епископ же рукополагается перед чтением Апостольских посланий, чтобы он мог истолковать Писание и сам совершить рукоположение.

Диакона и священника рукополагает один епископ, а епископа — собор епископов (не менее двух или трех). При рукоположении ставленник вводится в алтарь и церковное собрание высказывает свое согласие с его избранием. Он трижды обводится вокруг престола и становится на колени пред престолом. Епископ возлагает на него руки и призывает Святого Духа, чтобы Он совершил Таинство. После дарования небесной благодати на рукоположенного возлагаются священные одежды, подобающие его сану.

Рукоположение епископа совершается более торжественно. Кандидат избирается собором епископов. Накануне рукоположения он подробно исповедует православную веру и обещает хранить церковные законы. В сам день рукоположения он вводится в алтарь священниками, собор епископов возлагает на голову ставленника Евангелие, и все епископы возлагают на него руки и призывает Святого Духа. Новорукоположенный епископ облачается в подобающее облачение и сам рукополагает нового священника и произносит первую проповедь.

 

ЧАСТНЫЕ МОЛИТВОСЛОВИЯ (ТРЕБЫ)

 

Кроме общественных богослужений и Таинств, Церковь преподает Своим верным чадам помощь в их личных нуждах. Это различные молебные пения (молебны) с прошением об избавлении от всяческих напастей, о даровании здоровья, о благословении всех дел (за больного, на путешествие, плавание, полет, на начало доброго дела, учебу и тому подобное) и благодарение за совершившиеся благодеяния Божии (за чудо, исцеление, исполненное прошение — все то, чем полна христианская жизнь). Вся жизнь православного христианина пронизана Божественным светом, а потому существуют множество чинов освящения. Творец освящает чрез священников дома, предприятия, колесницы, семена для посадки, плоды нового урожая и многое другое. Так весь мир включается в великое освятительное дело Церкви.

Особое место занимают молебны во время бедствий, когда Церковь собирается вместе, чтобы умолить Правосудного Бога смилостивиться над творением. Это молебны и во время засухи, урагана, бури, дождей, эпидемии, землетрясения и многих других бед. История Церкви донесла до нас тысячи чудес, совершенных Богом в ответ на эти молитвенные воздыхания. Часто во время засухи священник выезжал на поле для молебна о дожде с зонтом, и редко зонт оказывался ненужным.

 

Водосвятие

Чаще всего Божия благодать подается через святую воду, пронизанную небесной силой. Сам обряд освящения вод предуказан еще в Ветхом Завете (Числ.19,11–22), а в Новом — в чуде купели при Вифезде, когда Ангел давал целительную силу воде (Ин.5,2–4). Сама же водная стихия была освящена Господом во время Его Крещения в реке Иордане. Поэтому в храмах особым образом освящают воду в день этого праздника. Но и в другое время Господь преподает освящение водам во время водосвятного молебна. Священник с молитвой троекратно погружает животворящий крест в воду, и она получает целебную силу. А затем все присутствующие окропляются святой водой, получая небесное веселье.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных