Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТВОРЕНИЕ АНГЕЛЬСКОГО МИРА




 

В самом начале творения Бог создал из ничего невидимый мир. В глубоком молчании первого мгновения времени Отец создал Сыном бесчисленные хоры блаженных духов и Святым Духом сообщил им возможность устоять в добре.

«Как солнечный луч из безоблачного неба, встретившись с видимыми еще отражающими его облаками, из которых идет дождь, распростирает многоцветную радугу, и весь окружающий эфир блещет непрерывными и постепенно слабеющими кругами: так и природа светов поддерживается в бытии тем, что высочайший Свет лучами Своими непрестанно осиявает умы низшие. Источник светов — Свет неименуем, непостижим, убегает от быстроты приближающегося к Нему ума, всегда упреждает всякую мысль, чтобы мы в желаниях своих простирались непрестанно к новой высоте. А светы вторичные после Троицы, имеющей царственную славу, суть светозарные, невидимые Ангелы. Они свободно ходят вокруг великого престола; потому что суть умы быстродвижимые, пламень и божественные духи, скоро носящиеся по воздуху. Они просты (не состоят из частей), духовны, проникнуты светом, не от плоти ведут начало, и не входят в плоти, но пребывают, какими созданы» (свт. Григорий Богослов. Песнопения таинственные. 6. Об умных сущностях).

Но их бестелесность относительна. Они духовны сравнительно с миром материи, но не в сравнении с Богом, Чья Премудрость проницает «все умные, чистые, тончайшие духи» (Прем.7,24). Их разум весьма велик, но не всеведущ, они быстрее любого движения, но не вездесущи, они бессмертны, но не по природе, а по благодати. Они весьма сильны, но не всемогущи. Будущего они не знают, если Дух Святой не откроет им тайны. Для них нет материальных преград. Они спокойно проходят сквозь стены и везде исполняют повеления Господа. Имея свободную волю, они трудно склонимы ко злу, ибо укрепляет их Дух Божий.

По Его воле некоторые из Ангелов следят за мировыми законами, другие управляют звездами, планетами, народами, странами, городами, церквами. Иные следят за растениями, животными, водами и огнем. Наконец, есть Ангелы — Хранители отдельных людей. Они не обладают творческой способностью, а являются Божьими слугами. Но их главное дело — воспевание Творца, Которому Церковь и научилась у небесных певцов.

По своей природе Ангелы различаются между собой большей или меньшей удаленностью от Божества. По учению св. Дионисия Ареопагита, основанному на Св. Писании, нам известно девять видов Ангелов. Ближе всего к Богу находится первый разряд Ангелов, тесно соединенных с Ним и непосредственно созерцающих Его лицо. Это шестикрылатые Серафимы (пламенные), многоочитые Херувимы (полнота мудрости) и огненные Престолы, или многоглазые Колеса (Иез.1). Второй разряд Ангелов получает озарение через первых — это Господства, Силы и Власти. Третий и последний — это Начала, Архангелы и Ангелы.

 

Празднование Собора святых Ангелов совершается 8/21 ноября и каждый понедельник.

Тропарь, глас 4:

Небесных воинств Архистратизи, молим вас присно мы, недостойнии, да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественныя вашея славы, сохраняюще ны, припадающия прилежно и вопиющия: от бед избавите ны, яко чиноначальницы Вышних сил.

Кондак, глас 2:

Архистратизи Божии, служителие Божественныя славы, Ангелов начальницы и человеков наставницы, полезное нам просите и велию милость, яко безплотных Архистратизи.

Величание:

Величаем вас, Архангели, и Ангели, и вся воинства, Херувими и Серафими, славящии Господа.

 

 

БУНТ ДЕННИЦЫ

Среди высших Ангелов особо выделялся красотой и могуществом Херувим по имени Денница или Люцифер («светоносец»). Его поставил Бог быть Ангелом Хранителем нашей планеты Земля.

Изначально Денница был верным Творцу, и Он так описывает его славу: «ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония» (Иез.28,12–15).

Но однажды Денница засмотрелся на свою красоту, и он возгордился. В своем высокомерии он сказал:

Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; 14 взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему (Ис.14,13–14).

И с этими словами Люцифер поднял восстание на Небесах. Его поддержала одна треть ангелов. Так в мире впервые появилось зло. Оно не имеет сущности, а возникает тогда, когда свободная воля разумных существ уклоняется от воли Господа, потому всякое зло смертоносно, ибо оно уводит злодея от Источника Жизни.

И когда смута охватила новосозданную духовную вселенную, Архангел Михаил воскликнул:

— Кто как Бог? Кто равен Ему?

И верные Творцу Ангелы, во главе с Архангелом Михаилом, низвергли с Небес возгордившегося Люцифера со всеми ангелами его, и они упали как молния (Лк.10,18) в ад.

В этот момент все Ангелы совершили свой выбор. — Верные Творцу Ангелы укоренились в добре и больше не могут согрешить, но только непрерывно возрастают в познании Бога. А ангелы-отступники навсегда выбрали путь зла. Они все дальше и дальше уходят от Творца во мрак вечной тьмы. Им приготовлено Богом вечное мучение в огненной бездне, в которую они будут низвержены в День Суда. С тех пор Денница называется сатаной («противником, врагом»), потому что он враждует с людьми и Ангелами, и диаволом («клеветником, обвинителем»), ибо он постоянно обвиняет всех людей, желая погубить их вместе с собой. Слово Божие так называет его: «человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин.8,44).

Его ангелы стали называться бесами («вызывающими ужас»), потому что они запугивают людей, желая заставить их поклоняться себе, и демонами («знающими»), потому что они, хотя имеют знания, но потеряли любовь.

Эти падшие духи, низверженные с Небес, обитают в воздухе и во всем поднебесье (Еф.2,2; 6,12). Там находится их царство, потому и называют они себя «владыками космоса». Оттуда они обольщают всех людей и обучают их всем видам зла. Всякий, делающий грех, принадлежит им. Их почитают язычники как богов. Бесы ввели в мир почитание твари вместо Творца, а также магию, астрологию, гадания, изобрели все ложные религии, уводящие от Бога, и в Церкви именно они насаждают ереси и расколы. С ними общаются колдуны, «народные целители» (в том числе и «православные»), экстрасенсы, ясновидящие и все приверженцы оккультизма.

Но надо помнить, что они ничего не могут сделать, если Бог запретит им. Без Его попущения они не имеют власти даже над свиньями (Мф.8,28–34). А поэтому их не надо бояться, а, прибегая к Господу, постом и молитвой отгонять их (Мф.17,21). Прп. Антоний говорил бесам, которые пытались запугать его, являясь в виде чудовищ и великанов:

— Ничем другим вы не могли показать своей слабости, как являясь в таком виде. Если бы вы имели надо мной власть, то давно бы убили меня, а так только показываете свое бессилие.

Поэтому христиане, участвующие в Святых Таинствах и не совершающие смертных грехов, пребывают свободными от насилия дьявольского. Хотя враг и пытается до самого конца жизни совратить их с путей Господних, но смиренномудрие может вознести их над всеми ухищрениями дьявола.

 

 

ШЕСТОДНЕВ

 

Кроме невидимого мира, Бог решил показать Свою мощь, сотворив мир видимый. Если духи похожи на Господа, то мир материи весьма далек от Божьей природы. Но Бог создал и его во славу Свою.

Творение вселенной длилось шесть дней. Но не потому, что Бог не мог создать ее мгновенно — ведь каждое творческое дело Его не имело длительности. Как только звучало творческое слово — тотчас оно становилось делом. Но создав мир за неделю, Господь заложил определенную иерархическую структуру и предуказал таинство спасения.

Все православные в течение двух тысяч лет понимали историю творения буквально, как это описано в книге Бытия. Вот слова прп. Ефрема Сирина: «Никто не должен думать, что шестидневное творение есть иносказание, непозволительно также говорить, будто бы, что по описанию сотворено в продолжении шести дней, то сотворено в одно мгновение, а также будто бы в описании сем представлены одни наименования, или ничего не означающие, или означающие нечто иное» (Толкование на Книгу Бытия). А как добавляет свт. Василий Великий, каждый день творения по длительности продолжался 24 часа (Беседы на Шестоднев. 2). Так же учили все великие святые Отцы Церкви: Иоанн Златоуст, Афанасий Великий, Кирилл Александрийский, Григорий Богослов и многие другие. Для них сам порядок творения предуказывал будущее спасение. Господь умер в шестой день, когда был создан человек, покоился в гробу в день седьмой, а воскрес в первый день недели, когда и мир был сотворен.

Св. мч. Иустин Философ пишет так: «В день же солнца мы все вообще делаем собрание потому, что это есть первый день, в который Бог, изменивши мрак и вещество, сотворил мир, и Иисус Христос, Спаситель наш, в тот же день воскрес из мертвых» (1 Апология, 67). А свт. Ириней Лионский добавляет: «Восстановляя в Себе этот день, Господь пришел на страдание в день накануне субботы — т.е. в шестой день творения, в который и создан человек, чрез Свое страдание даруя ему новое создание, т.е. (освобождение) от смерти» (Против ересей. 4; 23,2).

Это учение всегда было единственно приемлемым для православных, ведь иначе понимать повествование Библии — значит совершать прямое насилие над священным текстом. Но в конце XIX века ряд богословов, завороженных триумфальным шествием безбожной науки и эволюционизма, решили изменить изначальное учение Церкви ради согласия с данными научной мифологии. Они стали учить, будто день творения длился миллионы лет, что смерть была и до грехопадения, что человек создан не из праха, а произошел от обезьяны, что эволюция — способ Божия творения. Все эти концепции противоречат святоотеческим правилам толкования Писания и извращают самые основы Православия. Ведь если смерть пришла в мир не через человека, то Христос напрасно умер. Он неправильно поставил диагноз и потому не спас нас. Если Бог не мог создать мир так, как Он сказал в Книге Бытия, то Он и не истинен, и не всемогущ, и не благ.

Неслучайно святые последних двух веков отвергли всякие попытки соединить эволюцию и христианство. Они называли эволюцию «безумными бреднями» (св. прав. Иоанн Кронштадтский), «звериной философией» (прп. Варсануфий Оптинский), «губительным, ядоносным учением» (сщмч. Владимир Киевский). И говорили, что недолжно христианину «тайком сплетать свои верования, в которых думает совместить и спиритизм, и геологические бредни с Божественным Откровением» (Свт. Феофан Затворник. Мысли на каждый день года). «У нас теперь много расплодилось нигилистов, естественников, дарвинистов... — что ж, вы думаете, Церковь смолчала бы, не подала бы своего голоса, не осудила бы и не анафематствовала их, если бы в их учении было что-нибудь новое? Напротив, cобор был бы немедленно, и все они, со своими учениями, были бы преданы анафеме; к теперешнему чину Православия прибавился бы лишь один пункт: “Бюхнеру, Фейербаху, Дарвину, Ренану, Кардерку и всем последователям их — анафема!” Да нет никакой нужды ни в особенном соборе, ни в каком прибавлении. Все их лжеучения давно уже анафематствованы» (Свт. Феофан Затворник. Созерцание и размышление).

 

НАУКА И РЕЛИГИЯ О ТВОРЕНИИ

 

Одним из главных препятствий на пути обращения к Богу сейчас служит материалистическая картина происхождения мира, выдающая себя за последнее слово науки. А наука в свою очередь претендует на то, что она — мерило абсолютной истины. На самом же деле научный способ познания в принципе не способен описать возникновение законов природы. Более того, прошлое, не подвластное эксперименту, не может быть адекватно описано наукой. Все попытки создать научную картину мира — на самом деле создание псевдонаучного мифа.

Согласно ему вселенная возникла из взрыва некоей точки несколько миллиардов лет назад, затем из хаоса частиц самозародились звезды, планеты, галактики. На одной (или нескольких) планете случайным образом возникла жизнь, которая стала самоусовершенствоваться за счет мутаций (поломок) и естественного отбора. И в конце концов из обезьяны возник человек. Причиной всего этого был слепой случай, не знающий ни цели, ни направления. Даже на первый взгляд видна абсурдность данного построения. По верному слову свт. Феофана Затворника, «все их мудрования — карточный дом: дунь и разлетится. По частям их и опровергать нет нужды, а достаточно отнестись к ним так, как относятся к снам... Точно такова теория образования мира из туманных пятен, с подставками своими — теорией произвольного зарождения, дарвиновского происхождения родов и видов и с его же последним мечтанием о происхождении человека. Все как бред сонного» (Свт. Феофан Затворник. Мысли на каждый день года).

Даже обычный опыт показывает нам, что из хаоса порядок сам по себе не образуется. Скорее, наоборот, любой порядок склонен самопроизвольно разрушаться, и необходимо приложить разумно направленные усилия для его сохранения. Об этом же говорит 2-е начало термодинамики, согласно которому в замкнутой системе (а, как утверждает материализм, Вселенная — замкнутая система) энтропия постоянно возрастает. Даже если мы будем рассматривать открытую систему, то необходимо вмешательство разума для увеличения порядка, иначе возникнет ситуация со слоном в посудной лавке. Поэтому наличие порядка говорит о наличие Великого Разума, давшего порядок вселенной. А единство законов мира говорит о том, что этот Разум — единственный.

Однажды к знаменитому физику И. Ньютону пришел его знакомый безбожник и увидел у него работающую модель Солнечной системы.

— Кто сконструировал такую искусную конструкцию? — удивился он.

— Знаешь, это сделал случай, — ответил Ньютон.

— Этого не может быть! — воскликнул атеист.

— А ведь именно это ты говоришь об образце, с которого снята копия, — ответил знаменитый физик.

Тем более очевидно действие Творца в деле создания жизни. «Жизнь от Живого» — это доказал еще Луи Пастер, великий биолог. Потрясающая сложность живой клетки, а тем более каждого организма, просто не поддается осознанию. Геном человека расшифровывали несколько десятилетий тысячи ученых при помощи мощнейшего оборудования. Какой же Ум зашифровал его?

Математика показывает абсурдность всяких попыток объяснить существование живого без Бога. Ведь вероятность случайного появления самой простой известной нам, существующей сейчас бактерии равна 1 шансу из 1040000, возникновения нового белка — 1 из 10276, человеческого тела — 1 из 1024000000. Никакого времени не хватит для того, чтобы это могло произойти случайно. Как говорил крупнейший физик Ф. Хойл, «скорее ураган, пронесшийся над свалкой, соберет новый “Боинг”, чем возникнет хоть одна живая клетка».

Тем более немыслимы попытки вывести разум из суммы неразумных импульсов. Никакие поломки не приведут к появлению разума из глупости. Если же человек желает следовать этому учению, то стоит ли слушать того, кто утверждает, что он просто биоробот? Великий лингвист Н. Хомский доказал, что речь возникает сразу в готовом виде, причем, она не является порождением мозга.

Необходимо сказать, что все те свидетельства, которые выдвигаются в пользу многомиллиардного возраста вселенной, основаны на ряде ошибок. Первое — их принципиальная непроверяемость. Ведь мы не можем попасть в прошлое, и у нас нет никаких свидетелей, которые рассказали бы о том, что было до человека. Так что остается только область чистой фантазии. Второе — предположение постоянства (униформизма), согласно которому все процессы во вселенной происходят приблизительно с одной скоростью, а потому мы можем использовать современные процессы для датировки прошлого. Однако это вовсе не так. И память человечества, и пласты земли, и просторы космоса говорят о великих катастрофах прошлого, которые «переставляют часы». Более того, даже сейчас те процессы, которые считаются образцом неизменности (радиоактивный распад), показывают обратное. Например, в 1980 году произошло извержение вулкана Сент-Хеленс. В 1998 году был произведен анализ образовавшихся лав, который дал даты от 100 000 до 2 миллионов лет.

Если же мы непредвзято посмотрим на то, что показывают нам пласты земли, то увидим, что они подтверждают Библию, — окаменелые остатки динозавров (драконов), капель дождя, медуз говорят о великой всепланетарной водной катастрофе, сформировавшей многие осадочные породы за крайне малый период времени. Священное Писание говорит о ней как о Ноевом Потопе. С другой стороны, в пластах земли не найдены никакие переходные звенья между разными видами животных, как не обнаружены и животные предки человека. И здесь мы видим подтверждение православного учения о мгновенном сотворении совершенных форм жизни. Те же мнимые переходные формы, которые показывают в учебниках, — или просто подделки (питекантроп), или мозаичные формы, не ведущие никуда (археоптерис), или существа разных видов, существовавшие одновременно, но в разных местах (эволюция лошади).

В чем же причина столь большого распространения явно неразумных взглядов на происхождение мира? Свт. Феофан говорит, что происходит это потому, что людей «увлекает широкий путь страстей: “не хотим, говорят, знать положительных заповедей... нам нужна естественность осязательная”. И пошли вслед ее. Что же вышло? Приложились скотом несмысленным. Не от этого ли нравственного ниспадения родилась и теория происхождения человека от животных? Вот куда заходят! А всё бегут от Господа, всё бегут...» (Свт. Феофан Затворник. Мысли на каждый день года)

 

День первый (Быт.1,1–5)

 

В начале времени Бог из ничего создал невидимый мир и землю. Новосозданная земля была еще неоформленной, пустой и покрытой бездной вод. Тьма покрывала изначальный океан. Дух Божий парил подобно птице над водами, наполняя ее жизнью и давая возможность позже очищать людей в святом Крещении.

И сказал Бог:

— Да будет свет.

И тотчас свет появился. Слово, изреченное Богом, стало законом для новосозданной вселенной. Оно не является просто колебанием воздуха, а живым велением Творца, формирующим мироздание. Это слово, влекущее все к Христу, Которым и для Которого все создано.

Изначальный свет еще не был заключен в светила, а, по слову святителя Василия Великого, он разливался и исчезал, этим указывая ритм дня и ночи. Прп. Ефрем Сирин говорил, что первозданный свет был подобен радуге или огненному столпу, ведшему евреев в пустыне.

Разделил Бог свет и тьму, и назвал свет днем, а тьму — ночью. Бог дает имена суточному кругу, показывая Свою исключительную власть над временем. Господь, а не солнце — Причина суточного ритма времени.

«И был вечер, и было утро: день один» (Быт.1,5), — говорит Книга Бытия. В начале назван вечер, ибо Божественный свет ограничил Себя, создав Небеса. Новоявленная тьма стала началом первой ночи, а новосозданный тварный свет — началом дня.

Первый день наименован «одним», ибо является эталоном всех последующих суток. Этот первый день вселенной, по учению отцов Церкви, был воскресеньем первого весеннего месяца. Сделав именно этот день первым в истории мира, Бог не поступил случайно. Он знал, что спустя пять с половиной тысяч лет в это же весеннее воскресенье Он же обновит все творение, воскресши из мертвых и явив сияние Вечной жизни человечеству. И до сих пор мы в пасхальную ночь вспоминаем первые сутки творения. Недаром, по словам свт. Василия, этот день символизировал то удивительное состояние, которое наступит после конца вселенной. Тогда для блаженных будет вечный день, а для проклятых — вечная ночь.

 

День второй (Быт.1,6–8)

 

В понедельник Бог сказал:

— Да будет пространство посреди воды, пусть разделяет она воду от воды.

И стало так. Создал Бог пространство, которое разделило воды. И назвал Творец пространство небом, показывая, что Он один владычествует над Небесами. Одни воды остались под небом — это те воды, которые мы используем в обычной жизни. Другие воды пребывают за пределами космического пространства, созданного во второй день. Они излились на Землю в день Потопа, а в конце времен эти воды будут падать в погибающий мир как град весом в талант (50 кг — Откр.17,21). И увидел Бог, что небо хорошо и красиво. «И был вечер, и было утро: день второй» (Быт.1,8).

 

День третий (Быт.1,9–13)

 

Во вторник Бог повелел поднебесным водам собраться. И стало так. Мгновенно бездна вод, окутывающая Землю, собралась в свои места, и появилась суша. «И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями» (Быт.1,10). По словам святителя Василия Великого, воды приобрела те свойства, которые имеют сейчас, и воды в морях тотчас стали солеными.

На рассвете Бог повелел земле извести из себя траву, дающую семена по роду ее, деревья, дающие плоды по роду их. И стало так. Мгновенно из земли выросли цветущие травы, деревья, обремененные плодами, готовые кормить созданных спустя два дня животных. Каждое из растений доныне существует в том же виде, в каком сотворены изначально.

Божье слово до сих пор пребывает в земле и повелевает растениям расти на земле. Ведь оно — это не простой звук, рассеивающийся в воздухе, а живой замысел Творца, формирующий мир.

«И был вечер, и было утро: день третий» (Быт.1,13).

 

День четвертый (Быт.1,18–22)

 

Наступила среда. И на рассвете Бог сказал:

— Да будут светила в пространстве небес, чтобы отделять день от ночи Пусть будут они для знамений (небесных ориентиров), праздничных времен, дней и годов.

И создал Бог светила: светило большее — для управления днем, и светило меньшее — для управления ночью, и звезды. Изначальный свет был собран в Солнце и звездах как в сосудах. И дал им Бог свое место на небесных полях, чтобы они сияли над землей. И во мгновение ока озарилось небо. Звезды стали на страже своей, так что свет каждой из них мгновенно достиг Земли.

Все светила подчинены Творцу и сотворены для того, чтобы служить человеку. А потому Церковь, следуя Писанию (Ис.47,13–14), отвергает все виды астрологии, зная, что это темное демоническое искусство, отвратительное Богу и не имеющее под собой естественных оснований.

 

День пятый (Быт.1,20–23)

 

В первый четверг Бог сказал:

— Да изведет вода огромных морских чудовищ и рыб, обладающих живой душой. И птицы пусть полетят над землей, в пространстве небес.

И сотворил Бог в глубинах морей чудовищ — китов, морских динозавров, акул, чтобы они играли перед Его глазами в океанах. Из животворящей руки вышли все рыбы, каждая по роду своему. А в воздухе полетели птицы, обладающие тем же замыслом о себе, что и рыбы, но в другой стихии.

Все эти существа имеют нечто принципиально новое по сравнению с прежде созданными существами — это живая душа, сотворенная Богом из материального мира. Она дает возможность животным чувствовать и двигаться, но, будучи сотворенной из постигаемого чувствами вещества, эта душа смертна.

И увидел Бог сотворенных им рыб, чудищ и птиц, что они хороши. И благословил их Творец и повелел им плодиться и размножаться. «Пусть кишмя воскишат от рыб воды в морях, и птицы пусть размножаются на земле», — повелел Он, и стало так. Его слово до сих пор исполняется косяками рыб, идущими на нерест, и птицы вьют гнезда на земле, поя Богу хвалебные песни.

«И был вечер, и было утро: день пятый» (Быт.1,23).

 

День шестой (Быт.1,24–31)

 

Наступила пятница. Бог повелел земле извести силой Его слова душу живую: скотов, пресмыкающихся и зверей земных по роду их. И слово тотчас стало делом, оставаясь и доныне законом для творения.

Мгновенно из недр земли вышли уже совершенные животные, каждое такое же, как и сейчас. Выползли драконы, вышли слоны и волки, коровы и львы.

Надо знать, что слов «род» означает больше, чем биологический термин «вид». Созданные изначально звери обладали огромным запасом изменчивости, благодаря чему в разных местах они могли менять свои свойства в границах изначального рода. Но никогда крыса не превратится в обезьяну, рыба — в лягушку, а обезьяна — в человека. Изначально заложенная информация не способна увеличиваться, а только уменьшаться. Божие слово до сих пор звучит в каждом творении и ведет каждое существо к той цели, к которой приготовил его Бог.

Творец увидел, что каждое из созданных животных хорошо, и благословил их:

— Плодитесь и размножайтесь, наполняйте землю. Всем зверям и птицам и пресмыкающимся Я даю в пищу зелень травы.

Так, в изначальном мире не было ни хищничества, ни борьбы за существования, ни тления. Все животные получили дар размножения, ограниченный пределами земли.

 

Сотворение человека (Быт.1,26—2,7)

 

«Когда все уже Бог устроил и всему дал надлежащий порядок и красоту, когда приготовил роскошную трапезу, полную разных яств и показывающую во всем изобилие и богатство; когда, так сказать, царский чертог блистательно украсил от верха до низу; тогда-то, наконец, создает того, кто имеет наслаждаться всем этим, дает ему власть над всем видимым и показывает, во сколько крат это, имеющее быть созданным животное, превосходнее всего сотворенного, когда Он повелевает всем тварям быть под его властью и управлением» (свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Книгу Бытия. 7. 6).

Перед тем, как создать человека, в глубинах Небес совершается таинственный совет Лиц Святой Троицы. Бог Отец, обращаясь к Сыну и Святому Духу, сказал:

Сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле (Быт.1,26).

И создал Бог человека по образу Своему, разделив единую природу на мужской и женский пол, который существует у животных. Творение происходило так. — Господь взял из необработанной, девственной земли, не орошаемой дождями, тончайший прах и сотворил из него тело, и вдунул в лицо его дыхание жизней. Так первозданный человек стал душой живой, включающей все жизни тварного мира, и причастный сиянию Бога. Жизнь минералов — через участие в бытие и телесном составе из общих для всей вселенной первоэлементов. Жизнь растений — сила роста и способность к размножению. Жизнь зверей — в движении и способность постигать мир при помощи чувств. Жизнь Ангелов — в разуме и свободе воли. И высочайший из даров — причастие к нетленной силе Божественной жизни, подчиняясь которой, человек должен был стать богом по благодати. Бог дал ему имя Адам — «красная земля», или «подобие». Если он будет верен Творцу, то станет Его подобием, а если отступит — уйдет в землю.

Изначальная благодать озаряла его так, что он, по слову прп. Серафима, «до того сотворился неподлежащим действию ни одной из сотворенных Богом стихий, что его ни вода не топила, ни огонь не мог жечь, ни земля не могла пожрать в пропастях своих, ни воздух повредить каким бы то ни было, ныне во вред нам сущим, своим действием, и все покорено ему было, как любимцу Божию, как царю и обладателю твари, и все любовались на него, как на всесовершенный венец творений Божиих, превосходящий всю сущую на земле, и на водах, и в воздухе тварь Божию... Адам до того приумудрился, что не было никогда от века, да едва ли и будет на земле человек премудрее и многозначительнее его... Мог видеть и разуметь Адам и Господа, ходящего в Раю, и постигать все глаголы Его священнотайного разговора всетворческого с ним и беседу св. Ангелов и язык всех зверей и птиц и гадов, живущих на земле, и все то, что ныне от нас, как от падших и грешных, сокрыто, а для него до падения было ясно» (Разговор с Н. Мотовиловым).

Господь благословил его и сказал:

Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам сие будет в пищу (Быт.1,28–29).

Первозданный человек вышел из рук Творца прекрасным и причастным Вечной жизни. Как пишет прп. Иоанн Дамаскин: «Бог сотворил человека непричастным злу, прямым, нравственно добрым, беспечальным, свободным от забот, весьма украшенным всякою добродетелью, цветущем всякими благами, как бы некоторый второй мир: малый в великом, — другого Ангела, смешанного (из двух природ) почитателя, зрителя видимого творения, посвященного в таинства того творения, которое воспринимается умом, царя над тем, что находится на земле, подчиненного горнему Царю, земного и небесного, преходящего и бессмертного, видимого и постигаемого умом, среднего между величеством и ничтожностью, в одно и тоже время — духа и плоть: духа — по благодати, плоть — по причине гордости; одного, для того, чтобы он оставался в живых и прославлял Благодетеля, другую, для того, чтобы он страдал, и, страдая, надоумливался, и, гордясь величием, был наказываем; живое существо, здесь, то есть в настоящей жизни, руководствуемое (известным образом) и переходящее в другое место, то есть в век будущий; и — высшая степень таинства! — вследствие своего тяготения к Богу делающееся богом; однако, делающееся богом в смысле участия в божественном свете, а не потому, что оно переходит в божественную сущность» (Точное изложение Православной веры. Кн. 2, 12 (26)).

 

Природа человека

 

Необходимо подробнее остановиться на православном учении о человеке. Само имя «человек», употребляемое в Писании, — по-еврейски «Адам» (и личное имя первого человека, и название всего рода людей) — означает, с одной стороны, «уподобляющийся» Богу — так в одном слове указывается цель жизни человека; а с другой — «кровавая земля» — во что может превратиться тот, кто отказался от этой высочайшей цели. Таким образом, само наименование нашей природы показывает ее изменяемость. И это не удивительно — ведь то, что сотворено, уже потому и доступно изменениям. Но человек может меняться больше, чем кто-либо, потому, что он сам по себе является сложным существом. Христиане знают, что единая природа человека состоит из тела, сотворенного из праха, и души, вдунутой Божественным дыханием.

Святая Православная Церковь учит, что «душа есть сущность живая (Быт.2,7), простая (не состоящая из частей) и бестелесная (Быт.6,17), по своей природе невидимая для телесных глаз, бессмертная (Мф.10,28), одаренная и разумом (1Кор.2,11), и умом, не имеющая формы, пользующаяся снабженным органами чувств телом и доставляющая этому жизнь (Пс.103,29; Лк.8,55), и силу роста, и чувство, и производительную силу. Она имеет ум (Пс.138,14), не иной по сравнению с нею самой, но — чистейшую часть ее, ибо как глаз в теле, так ум в душе; независимая и одаренная способностью желания (2Цар.3,21), также и способностью действования, изменчивая, то есть обладающая слишком изменчивой волею, потому что она — и сотворена, получившая все это от благодати Сотворившего ее (Иов 12,10), от Которого она получила и то, что существовала, и то, что была таковой по природе» (Прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. Кн. 2, 12 (26)).

 

Так, блаж. Феофилакт, комментируя слова апостола: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1Фес.5,23), пишет так: «Дух, то есть дар Святого Духа, Которого мы получили чрез крещение. Если мы сохраним светильник Его ярким и неугасимым, то мы войдем в чертог Жениха: и душа, и тело тогда будут непорочны, если дух в нас будет сиять. Григорий Нисский говорит: так как человек состоит из всякого вида душ — души физической, чувственной и разумной, то Апостол словом “дух” обозначил разумную часть; “душою” — чувственную, “телом” — физическую жизнь в нас. Итак, он молится о том, чтобы все они и во всем сохранились непорочными, во всем благоугодными Богу» (Толкование на 1Фес.). Подобным же образом понимаются и другие слова первоверховного апостола: «слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр.4,12). Под духом блаж. Феофилакт понимает или благодать Святого Духа, которой предварительно лишаются наказываемые, или то, что слово Божие проникает и бесплотные существа.

Множественное число говорит о том, что в человека вдунута не одна, а много жизней. «Ибо человек, — по верному слову свт. Филарета Московского, — действительно совокупляет в себе жизнь растений, животных и Ангелов, жизнь временную и вечную, жизнь по образу мира и по образу Божию» (Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия. Ч. 1).

Подробнее раскрывает нам то, в чем проявляется весь этот чудесный букет жизней, прп. Иоанн Дамаскин. Он пишет: «Должно знать, что человек и имеет общее с неодушевленными предметами, и участвует в жизни бессловесных существ, и получил мышление существ, одаренных разумом. Ибо с неодушевленными предметами он имеет общее со стороны своего тела, также и потому, что соединен из четырех стихий (Мы бы сказали, что имеет общий химический состав, так как состоит по телу из тех же атомов — с.Д.); а с растениями, как в этом отношении, так и со стороны силы питающей и произращающей, и заключающей в себе семя или способность рождать; с бессловесными же существами имеет общее и в этом, а сверх того, и в отношении к желанию, то есть гневу и похоти, и в отношении к движению, соответствующему побуждению… Через посредство разума человек соединяется с бестелесными и постигаемыми только умом природами, мысля и обдумывая, и произнося приговор относительно всего порознь, и следуя за добродетелями, и любя благочестие — вершины добродетелей; посему человек и есть малый мир» (Прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. Ч. 2. Гл. 12 (26)).

 

День седьмой (Быт.2,1–3)

 

И осмотрел Бог на закате пятницы все творение Свое, и увидел, что все, что Он создал, хорошо чрезвычайно. Нигде нет ни смерти, ни недостатка, ни тления. Все точно выражает замысел Творца. Тогда Господь благословил всё и на следующий день почил от всех Своих дел. Этот день Он называл «покоем» (евр. — «шаббат»), субботой и освятил его, как напоминание о Своем творческом могуществе.

С того времени Бог больше не творит новых вещей в мире материи, но Его всемогущая сила и доныне держит в бытии вселенную, и Его руки управляют всем, что существует в ней. Живые слова, вложенные в мир в течение шести дней творения, и до сих пор звучат в мире и влекут каждую из тварей к предназначенной ей цели. Творец властвует и над историей людей, и над ангельскими мирами. Если в мире неразумном все слушается Его беспрекословно, то разумным существам ставится каждому своя задача, и если один не исполнит ее, то найдется другой, кто реализует волю Господа. Его воля осуществляется даже тогда, когда люди и ангелы восстают против Него, ибо Он всему доброму помогает, а зло пресекает и оборачивает к добрым последствиям. Именно поэтому имя Бога — Вседержитель.

 

РАЙ (Быт.2,8–17)

 

Создав из праха человека, Бог приготовил для него, как царя земного, прекрасный дворец. На Востоке, в стране Эдем Творец вырастил прекрасный сад, названный Раем. В нем росли всевозможные прекрасные растения. Чудесные нетленные цветы источали тончайший аромат. Из Рая вытекал поток, разделявшийся на четыре реки — Нил, Ганг, Тигр и Евфрат. Берега потока были украшены золотом и драгоценными камнями. А середине Рая располагалось удивительное святилище. Там росли два дерева — дерево жизни, вкушающий от которого не мог умереть, приобщаясь благодати Господней, и дерево познание добра и зла.

Бог ввел новосозданного человека в Рай, чтобы тот возделывал его и охранял от зла. Господь дал Адаму заповедь воздерживаться от плодов дерева познания:

От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт.2,16–17).

Бог запретил вкушать от дерева познания, во-первых, потому, что желал, чтобы человек послушался Его, проявив этим свою любовь, а во-вторых, Он не желал, чтобы человек познавал зло. Слово «познать» означает не только получить некую информацию, но, скорее, узнать нечто, соединившись с ним (как в поговорке — «не узнаешь его, пока не съешь с ним пуд соли»). Если человек решил бы съесть от запретного плода, то он отказался бы от Божьей меры добра зла и стал бы сам для себя решать, что такое хорошо, а что — плохо. Так он отделил бы себя от Источника Жизни Бога, объявив себя неким лжебогом, и в результате умер.

Отцы Церкви понимают Рай не только как некое прекрасное место, где человек жил телом, но и определенное состояние души, когда она видела Божественные слова, заложенные в каждое творение, и, созерцая их, восходила к Творцу. Запрещено было лишь зацикливание на себе и попытка взлома Божьей сущности, что и символизировало дерево познания. Ведь никакое сотворенное существо не способно познать сущность Бога, иначе оно погибло бы от избытка света. Но к несчастью, Адам нарушил волю Творца и, не утвержденный в добре, захотел стать богом без Бога. Но это произошло позже.

 

СОТВОРЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ (Быт.2,18–25)

 

Адам был в Раю один. Ни одно животное не входило в этот прекрасный сад. Тогда Бог сказал:

Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт.2,18).

По повелению Господа в Рай пришли все звери и птицы, и Адам дал каждому из них свое имя, выражающее волю Божию об этом создании. Так первый человек вступил во владение землей, как и обещал ему Творец.

Но не нашлось среди всех животных ни одного, подобного человеку. Так Господь показал принципиальное отличие человека от животных и заранее опроверг безумные учения язычников, будто бы люди родственники каких-то живых существ. По учению Божию, звери — не наши «меньшие братья», как говорят язычники, а наши слуги, о которых люди должны заботиться и которые служат людям.

Тогда Бог навел на человека особое состояние, подобное крепкому сну, но не сопровождающееся потерей сознания. Господь взял одно из ребер Адама и из него создал ему жену. Ребро было взято, чтобы человек любил Бога сердечной любовью. Так из одного корня появилось все человечество.

Адам сказал:

Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть (Быт.2,23–24).

Так в Раю появился брак, благословенный Создателем. Однако, по учению восточных отцов Церкви, способ, которым могли бы размножаться люди в Раю, принципиально иной, нежели сейчас. Нынешняя форма супружества несет на себе плоды грехопадения, и потому и размножение стало таким же, как у животных.

Первый люди, созданные Богом, пребывали в вечной славе и не нуждались в одежде, ибо свет Господа озарял их. Они должны были, отвергнув искушение, подняться до вершин богоподобия, но все произошло иначе.

 

ГРЕХОПАДЕНИЕ (Быт.3)

 

Падший первоангел Денница, не довольствуясь тем, что погубил вместе с собой треть Ангелов, вознамерился погубить и новосозданных людей. Для этого он вошел в змея и приполз в Рай.

Там он нашел женщину одну, стоявшую неподалеку от дерева познания. И змей, желая заставить ее усомниться в справедливости Творца, сказал жене:

— Правда ли, Бог запретил вам есть от всех деревьев в Раю?

Тут наша праматерь совершила ряд трагических ошибок. Во-первых, она решила сама вступить в разговор с дьяволом, не советуясь с мужем. Так она стала первой феминисткой, разрушившей иерархию, утвержденную Богом.

Во-вторых, сам разговор со злом совершенно недопустим. Уже беседуя с нечистым, человек оскверняется. Враг окончательно выбрал мятеж против Бога, и попытка переубедить его приводит лишь к большему затягиванию в сеть беззакония.

Итак, первая женщина решила сама беседовать с сатаной. Она сказала:

Плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть (Быт.3,2–3).

Так женщина совершила третью ошибку — она прибавила от себя к словам Господа, а делать это — большой грех. Она подменила заповедь послушания простой магией.

Тогда змей перешел к прямой клевете на Создателя, обвиняя Его в зависти к людям:

Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло (Быт.3,4–5).

Тогда праматерь обратила любопытный взгляд на дерево и увидела, что дерево хорошо для пищи (так в ней появилась похоть плоти), приятно для глаз (похоть очей) и вожделенно, потому что дает знание (гордость житейская). Тогда она взяла и съела плод с дерева. И желая сделать мужа соучастником своего преступления, она дала и ему плод. Адам ел, не желая предпочесть Бога жене. И, как и говорил им дьявол, открылись у них глаза. Но они не стали богами, а увидели, что они наги. Тогда они сделали себе пояса из смоковных листьев.

Бог не замедлил выйти на поиски человека. Но первые люди скрылись от Вездесущего Господа в кустах. Тогда Бог сказал:

[Адам,] где ты? (Быт.3,9)

Тот решил обмануть Господа:

— Я услышал Твой голос и скрылся, потому что я голый.

— Кто сказал тебе, что ты наг? — спросил Бог. — Не ел ли ты от древа, от которого Я запретил тебе есть?

Но Адам решил не каяться, а все свалить на жену и на Самого Господа:

Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел (Быт.3,12).

Жена также отвергла свою вину, и сказала, что ее обманул змей.

Тогда Бог, увидев неисправимость человека, произнес приговор на грешников. Змею было сказано, что он проклят среди полевых зверей, будет ползать на брюхе и питаться землей. При этом между ним и Семенем жены будет вражда, которая кончится тем, что Семя жены сотрет голову змея, а тот ужалит Его в пяту. Эти слова называют Первоевангелием, потому что в них предсказана победа Христа, рожденного женой без участия мужчины, над дьяволом, хотя тот и доведет Его до смерти, ужалив в пяту (плоть).

Женщина была наказана скорбями во время беременности, родовыми муками и подвластностью мужу. Как знак этой власти Адам дал ей, как прежде животным, имя: Ева — «жизнь», потому что она мать всем живущим.

Адаму же было сказано, что за его грех проклята земля. Труд его будет всегда тяжел, и земля будет выращивать ему терние и сорняки. И, наконец, он возвратится в землю, из которой взят, ибо прах он и в прах возвратится.

Во исполнение этих слов Господа человек умирает. Его тело разлагается в земле, становясь землею, а душа уходит в подземье — в долину смертной тени.

После этого Бог сделал первым людям кожаные одежды и одел их, научив приносить жертвы, как символ будущей Жертвы Христа. Кроме того, Господь сделал тело человека более грубым, так что в обычной обстановке он не способен видеть мир духов.

Потом Бог сказал:

— Вот, Адам стал как один из Нас, сам решает, что для него добро, а что зло. Как бы не взял он плодов с дерева жизни и не стал бы жить вечно.

Ведь вечность без Творца — ад на земле. И выгнал Бог Адама и Еву из Рая, чтобы они возделывали ту землю, из которой были взяты. Вокруг же Рая стал вращаться огненный меч, и Херувимы стали на страже, чтобы закрыть человеку путь к бессмертной жизни.

 

ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ

 

Когда первые люди совершили свое преступление, то сама их природа подверглась извращению. Если раньше ум человека созерцал Бога, воля и чувства были покорны уму, а тело подчинялось душе, то теперь эта иерархия рухнула. Ум стал отражать волю и чувства, и в результате наполнился множеством помыслов. Вместо созерцания Божественной истины ум создал целый мир мнимостей, называемых фантазиями. Воля ослабела и стала колебаться между разными мнимыми благами, не зная, где правда, а где ложь. Чувства стали стремиться к мнимым удовольствиям, приносящим настоящую скорбь. Плоть вышла из-под контроля души и стала диктовать ей свои условия. В результате само ее существование разладилось, и она стала подверженной болезням и смерти. Но самое страшное — человека утратил жившую в нем и одевавшую его благодать Святого Духа. В сердце возникла зияющая пустота, которая с тех пор является причиной неутолимых стремлений человека к счастью. Человек умер для Бога, и с того времени в состоянии этой духовной смерти рождаются все люди.

Дьявол, соблазнивший человека, захватил его в свою власть. Он, как главарь шайки разбойников, вовлек в союз с собой наш род. Его тайная сила вошла в глубины человеческой души. При этом человек стал считать ее действие собственным. Так возникло дьявольское содействие, порождающее закон греха. Грех, как некая духовная сила, стал руководителем человеческой жизни. Три главных похоти, вошедшие в Еву у запрещенного дерева (похоть плоти, похоть очей и гордость житейская), стали основой деятельности человека. Но при этом человек сохранил способность различения добра и зла, память о Боге, вложенную в его сердце. Он мог делать добрые дела, но не был способен полностью освободиться от насилия дьявола.

Это состояние получает каждый человек в момент своего зачатия, как об этом говорит царь Давид (Пс.50,7). Река человеческой природы отравлена в самих истоках, и потому требовалось вмешательство Самого Творца, который переделал бы Свое творение. Никто без Его оживляющей силы не мог, не может и не сможет вырваться из того водоворота смерти и зла, в который ввергли нас прародители. Дело тут не в том, что мы как-то лично отвечаем за чужой грех, а в том, что темная сила дьявола, вошедшая в нас, делает нас грешниками и поэтому подвергает гневу Божию.

Бог тотчас начал лечить грех, но тот все усиливался, черпая свои силы из природы человека. Так что чем сильнее грешил человек, тем слабее он становился. Если бы не вмешательство Господа, то вся вселенная была бы уничтожена ураганом зла.

 

КАИН И АВЕЛЬ (Быт.4)

 

Адам и Ева родили детей. Первым был сын, которого они назвали Каин («приобретение»), потому что думали, что он — то самое Семя, которое спасет их. А вторым был Авель («пар, дуновение»), ребенок покаяния, названный так потому, что первые люди убедились в безосновательности своих надежд на успешную жизнь на земле.

Каин был земледельцем, а Авель пастухом. Наступил день Нового года (а в древности он праздновался в первый день весны), и они принесли жертву Творцу. Каин пожертвовал то, что подвернулось ему под руку, а Авель — то, что было у него лучшим. И Бог принял жертву Авеля, а Каинову — отверг, ибо у него было нечистое сердце. Каин позавидовал Авелю. Тогда Господь сказал ему:

Почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним (Быт.4,6–7).

Но зависть победила, и спустя несколько дней Каин убил Авеля на поле. (По преданию это было 14 нисана — в тот же день, когда после пострадал Господь.) Тогда Бог сказал ему:

— Где Авель, брат твой?

— Разве я сторож брату своему? — дерзко ответил Каин.

— Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли. Отныне она не даст тебе плода. Ты будешь стенать и трястись на земле, — сказал ему Бог.

Каин и тут не раскаялся, а лишь выразил возмущение «несправедливостью» Божией:

— Наказание мое больше, чем можно понести. Ты сгоняешь меня с земли и от лица Твоего я скроюсь, и всякий, кто встретится со мной, убьет меня.

Но Бог поставил на Каине печать, чтобы никто не убил его. И ушел Каин от Божьего лица и создал город, который назвал в честь своего сына. (В те времена люди женились на сестрах.) Потомки Каина создали цивилизацию без Господа. Их девизом стала любовь к себе до ненависти к Богу. Один из потомков Каина изобрел многоженство (Ламех), другой скотоводство (Иавал), третий — музыку (Иувал), четвертый — металлургию (Тувалкаин), пятая — проституцию (Ноема). Все они потом были обожествлены язычниками.

Христиане знают, что Авель — древнейший прообраз Христа. Его жертва — образ Евхаристии, благоприятной жертвы, приносимой за живых и мертвых. Авель был убит братом в тот самый день, что и Господь был распят. Кровь Авеля вопиет к Богу об отмщении — и Кровь Христа вопиет к Отцу о прощении уверовавших и о наказании отвергших.

 

ЦЕРКОВЬ ДО ПОТОПА (Быт.5)

 

После смерти Авеля Адам и Ева родили третьего сына — Сифа, от которого происходим все мы, а также других детей. Потомки Сифа были верны Богу. При рождении сына Сифа — Еноса на земле было установлено общественное богослужение. Люди вместе стали призывать имя Господне.

Первые люди, еще не растленные отравой греха, жили много сотен лет. Благодаря этому изначальное райское откровение дошло неискаженным до времен Авраама, а от него — до Моисея. (Об этом сохранились предания у очень многих языческих народов.)

Но, вопреки воле Бога, потомки Сифа (их называли тогда «сыновьями Божиими») стали увлекаться цивилизацией каинитов и впали в необузданный блуд. Один из потомков Сифа — Енох пытался обратить своих родственников к покаянию. Но его проповедь не была успешной. Однако Бог наградил праведника, взяв его живым на Небо, так что и до сих пор он не увидел смерти. Он вернется на землю лишь в самом конце, чтобы предупредить людей о великой последней каре Бога —огненном потопе.

После его исчезновения люди продолжали творить беззакония. Они развратничали, чародействовали, изобрели наркотики и всячески гневили Бога. Как следствие их беззаконий у них стали рождаться великаны, отличавшиеся уродливостью и жестокостью. Господь, видя их неисправимость, сказал:

— Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым этими людьми. Дам им время на покаяние сто двадцать лет.

Но и эта отсрочка не привела к исправлению людей. Видя это, Господь повелел последнему праведнику Ною начать строительство огромного корабля — ковчега, ибо Он решил истребить с земли всех грешников.

Сто лет Ной вместе с тремя сыновьями, Симом, Хамом и Иафетом строили ковчег. Он возвещал всем наступающий Потоп и призывал к покаянию. Но все смеялись над ним и считали безумцем.

 

ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП (Быт.6—9)

 

И вот, мера зла переполнилась. Бог возвестил Ною о наступлении всемирного Потопа. Спустя 2262 года после творения мира Ной вместе со своими сыновьями и их женами вошел в ковчег. Вместе с ним в ковчег вошли по паре всех сухопутных животных. А чистых животных (пригодных к жертвоприношению) вошли по семь. В 20 день второго месяца (апрель–май) они вошли в ковчег, а спустя семь дней Потоп пришел на землю. Бог закрыл за Ноем дверь ковчега, и после этого спасение для других стало невозможным.

Открылись небесные окна и источники великой бездны. На землю рухнули стены вод. Сорок дней шел страшный дождь, а еще 150 дней вода поднималась, так что вся планета, включая самые высокие горы, оказалась под водой. Все дышащее погибло. Вне ковчега не осталось никого. Останки погибших до сих пор видны на вершинах самых высоких гор. Тогда образовались толщи осадочных пород и погибло множество разнообразнейших существ (например, динозавров), останки которых находят палеонтологи.

После этого Бог явил Свою заботу о тех, кто был в ковчеге. Закрылись окна небес и источники великой бездны. Господь наслал на землю мощный ветер, который начал осушать землю. В сентябре ковчег остановился на горах Араратских. А 1 декабря показались вершины гор. Когда прошло сорок дней, то Ной выпустил ворона, чтобы узнать, сошла ли вода с земли. Но тот не вернулся в ковчег, перелетая по трупам. Тогда Ной послал голубя, но он не нашел места и вернулся в ковчег. Спустя еще семь дней праведник вновь выпустил голубя, и тот вернулся к вечеру, и в клюве у него был масличный лист. Так Ной узнал о конце Потопа. Ровно через год после начала Потопа Бог повелел Ною выйти из ковчега. Так началось новое заселение Земли.

Ноев ковчег — символ Церкви, вне которой нет спасения. Ной — образ Христа Спасителя. Ворон — знак еретиков, улетающих от Бога и питающихся мертвыми человеческими учениями. А голубь — образ благочестивых верующих, помазанных Святым Духом, приносящих весть мира.

Когда Ной с семьей и всеми животными вышел из ковчега, то он принес Богу благодарственную жертву на новосооруженном жертвеннике. Бог обонял благоухание его молитвы и поклялся больше не наводить на Землю водного Потопа. А знаком этого Он поставил на небесах радугу.

Господь повелел спасшимся людям вновь населить землю. Он разрешил вкушать не только растения, но и мясо. Но запретил употреблять в пищу кровь. Эти правила сохраняются в Церкви и до сих пор.

Бог обещал взыскать и человеческую кровь со всех животных и людей. Но за убийство Бог приказал наказывать смертью, ибо так оскверняется образ Божий. На основании этого повеления возникли государства, назначение которых — сохранять человечество от сползания в допотопную бездну зла.

Грех Хама (Быт.9,20–29)

 

После Потопа Ной вместе с сыновьями стал возделывать землю. Он посадил виноградник, и когда плоды созрели, то сделал вино. Не зная еще свойств этого напитка, он напился допьяна и лежал обнаженным в своем шатре. Его увидел средний сын — Хам. Он вышел из шатра и со смехом рассказал на дворе своим братьям о состоянии отца. Но Сим с Иафетом поступили благородно. Они взяли одежду, вошли в шатер задом и покрыли наготу отца своего, не видя ее.

Когда Ной проспался и узнал, как надсмеялся над ним Хам, то сказал:

Проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих… благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему (Быт.9,25–27).

Так был наказал Хам в лице своего сына (который, по преданию, и сообщил своему отцу о проступке Ноя). Сам Хам не был проклят, потому что Ной не хотел проклинать того, кого уже благословил Бог — «И благословил Бог Ноя и сынов его…» (Быт.9,1) Потомки Ханаана (палестинцы и финикийцы) действительно в течение истории были в подчинении у потомков Сима (евреев) и Иафета (европейцев).

Благословение Ноя было великим пророчеством о судьбах рас. Как и предсказывал праведник, потомки Сима отличались особой религиозной одаренностью. С ними в лице евреев был заключен Завет, и, самое главное, именно от Сима по плоти произошел Спаситель.

Потомки же Иафета, как предсказал Ной, расселились по всему миру, а после Боговоплощения вошли в Завет Сима. Шатры Сима — Ветхозаветной Церкви вместили потомков Иафета, язычников, принявших христианство. И так составилась единая Церковь, объединяющая все народы.

После Потопа Ной прожил еще 350 лет и умер, завещав своим потомкам хранить мир между собой.

 

ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ И РАССЕЯНИЕ НАРОДОВ (Быт.10—11)

 

Когда люди стали размножаться на земле, они спустились с предгорий Арарата и нашли равнину Сенаар (Шумер), расположенную между реками Тигром и Евфратом. Все люди имели тогда один язык. Руководителем у них был потомок Хама, которого звали Нимрод. Он был великим звероловом и тираном, создавшим первую всемирную империю.

Тогда люди, руководимые Нимродом, сказали:

Наделаем кирпичей и обожжем огнем… построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя (прославим себя), прежде нежели рассеемся по лицу всей земли (Быт.11,3,4).

Так они и сделали. Вместо камня они стали обжигать кирпичи, а вместо извести использовать асфальт. Так все человечество решило (вместо того, чтобы исполнять повеление Бога населять землю) начать гордиться своим мнимым величием и бунтовать против Создателя. Они говорили, что если наступит новый Потоп, то они смогут спастись на башне, не доверяя обещанию Бога больше не карать землю водой.

Тогда Господь решил сойти и посмотреть город и башню, которые строили себе люди. И сказал Бог Своему Сыну:

Вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого (Быт.11,6–7).

Так и произошло. Люди получили новые языки и перестали понимать друг друга. Один говорит, что нужен кирпич, а другой дает ему мастерок. В результате люди рассорились, и империя Нимрода рухнула. Остатки башни и до сих пор возвышаются возле Вавилона (в Борсиппе), показывая знак гнева Божия.

После этого рассеял их Господь по всей земле, и они прекратили строить город и башню. А город получил название Вавилон, то есть «смешение». Ведь там Бог смешал все языки народов. Позднее этот город стал столицей языческого мира и олицетворением мирового зла.

Потомки Сима поселились на Ближнем Востоке. Его потомки — это евреи, арабы, персы, жители восточной Турции, дравиды в Индии, китайцы, малайцы и некоторые жители островов.

Потомки Иафета населили Европу, Центральную Азию и Америку. Это и славяне, и скандинавы, и индейцы, и кельты, и многие другие народы.

Потомки же Хама населили Африку и некоторые острова Океании. Его потомки — египтяне, эфиопы, берберы и другие негритянские народы.

Все они говорят на своих языках, и возвращение изначального единства человечества, разрушенного Вавилонским столпотворением, происходит только в день Пятидесятницы, когда Дух Святой дал апостолом дар говорения на разных языках.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных