Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПОЯВЛЕНИЕ ЯЗЫЧЕСТВА 2 страница




— Дай мне красного, красного этого, потому что я устал.

— Продай мне первородство твое, — ответил Иаков, знавший, что от первенца должен произойти Спаситель.

— Я умираю, что мне в этом первородстве? — ответил Исав и, поклявшись, продал первородство Иакову.

Тогда Иаков дал ему хлеба и чечевичную похлебку, Исав поел, попил и пошел — так пренебрег он своим первородством. Часто и сейчас люди променивают на материальные блага свои духовные достоинства, и тогда Бог отвергает их, как отверг Исава. Вскоре он женился на дочерях хананеев, и это было тяжело для его родителей.

Позже опять был голод в Палестине, и Исаак переселился в землю филистимлян. Там у него едва не забрали жену, но Бог сохранил его и дал ему много богатства и большой урожай, показав, что благополучие зависит не от места, а от союза с Создателем.

Филистимляне завидовали Исааку и стали заваливать и засыпать колодцы. Царь Авимелех потребовал, чтобы Исаак ушел, и тот откочевал в другое место. Но и там зависть преследовала его, пока в Вирсавии (Беэр-Шиве) Бог не явился ему:

— Я Бог отца твоего, Авраама, не бойся, ибо Я с тобой, и умножу потомство твое ради Авраама, раба Моего.

Тогда Исаак создал жертвенник Богу, и принес ему жертву. Там к нему пришел царь филистимский Авимелех с придворными своими и заключил с ним союз. Так, если человек почитает Творца, Он и врагов его примиряет с ним.

Когда Исаак состарился, он пригласил к себе Исава и сказал:

Я состарился; не знаю дня смерти моей; возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи, и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру (Быт.27,2–4).

Ревекка, услышав это, позвала Иакова и велела ему принести двух козлят, чтобы отец благословил не Исава, а Иакова. Тот не хотел, но мать уговорила его. Она одела Иакова в богатую одежду Исава, дала ему кушанье и хлеб, а его гладкую шею и руки обложила козлиными шкурами и отправила его к отцу.

Исаак удивился, что добыча досталась Исаву так быстро, да и голос выдавал Иакова. Но когда он ощупал его и обонял запах от одежды, он благословил его:

Вот, запах от сына моего, как запах от поля [полного], которое благословил Господь; да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина; да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя — прокляты; благословляющие тебя — благословенны! (Быт.27,27–29)

Когда Иаков вышел от отца, то пришел Исав. Исаак был в ужасе, но отказался отнять благословение от Иакова, потому что увидел в этом волю Бога. Тогда Исав со слезами просил хотя бы как-то благословить его. И Исаак сказал:

Вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше; 40 и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему; будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей (Быт.27,39–40).

После этого Исав возненавидел своего брата и сказал:

— Скоро отец мой умрет, и тогда я убью брата.

Тогда Ревекка испугалась за жизнь своих детей и решила отправить Иакова к своему брату. Исаак поддержал ее решение.

 

Иаков в Харране (Быт.28—30)

 

Подчиняясь решению своих родителей, Иаков отправляется в Харран. Исаак, в качестве напутствия, снова благословил его и велел взять в жены одну из дочерей Лавана.

Когда он шел из Беэр-Шивы в Харран, то остановился в одном месте. Там его застала ночь, и он отправился спать. В эту ночь Бог показал ему видение лестницы, уходящей в небо, по которой поднимались и спускались Ангелы.

Бог, стоящий на ее вершине, пообещал возвратить Иакова в святую землю и всегда быть с ним. Он обещал сохранять его везде и благословил в нем и в его Семени все народы земли.

Лестница символизировала собой Богородицу, благодаря Которой Бог стал Человекам. (Поэтому этот отрывок и читается в церкви накануне праздников в честь Богоматери.) А Семя Иакова — Христос, в Котором все люди получают вечное счастье.

Проснувшись от сна, Иаков воскликнул:

— Истинно Господь есть на этом месте. А я не знал! Как страшно место это! Это дом Божий, это врата Неба!

Иаков взял камень, на котором лежала его голова, и поставил его памятником, и возлил как жертву оливкового масла. Затем назвал это место Вефиль (Дом Бога) и пообещал, что если Бог вернет его обратно в святую Землю, то он отдаст Ему десятую часть всего.

Камень являлся образом Иисуса Христа, явившегося Иакову на вершине лестницы. Елей, которым помазан был камень, — символ Святого Духа, помазавшего Иисуса. А обещание Иакова дало основу благочестивого обычая отдавать десятую часть доходов Богу.

Ободренный видением, Иаков пришел в Междуречье. Там у колодца он встретил дочь своего дяди, Рахиль. Он собственноручно отвалил каменную крышку колодца, которую могли отвалить только все собравшиеся вместе пастухи, чтобы та напоила свой скот, а затем поцеловал ее. Придя к ее отцу Лавану, он попросил ее себе в жены, но тот потребовал, чтобы за нее он отработал семь лет. Иаков очень любил Рахиль и согласился на это. И эти годы показались ему одним днем.

Когда срок закончился, Иаков просил устроить свадьбу. Но после пира Лаван ввел к нему в шатер вместо Рахили Лию, ее старшую сестру. Так Иаков был наказан за обман своего брата.

Когда Иаков стал возмущаться, то Лаван сказал, что отдаст ему и Рахиль, если он отработает за нее еще семь лет. Лию же Лаван дал ему потому, что не принято было выдавать замуж младшую дочь раньше старшей. Иаков женился на Рахили спустя неделю, и любил ее больше, чем Лию. Он работал на Лавана ради нее еще семь лет.

Господь увидел, что Лия нелюбима, и дал ей четырех сыновей: Рувима, Симеона, Левия и Иуду. Рахиль позавидовала своей сестре и потребовала, чтобы Иаков дал ей детей от ее служанки Валлы. Тот согласился, и Валла родила Рахили двух сыновей: Дана и Неффалима.

Тогда и Лия потребовала, чтобы Иаков дал ей детей от ее служанки Зелфы. У ней родились Гад и Асир. После этого Лия родила еще двух сыновей, Иссахара и Завулона,и дочь Дину.

Рахиль пыталась добиться рождения детей при помощи мандрагоры, но у нее ничего не выходило, пока Бог не сжалился над ней и не дал ей сына, которого она назвала Иосифом.

После его рождения Иаков подошел к Лавану и просил отпустить их в свою землю. Но тесть не хотел отпускать его, потому что видел, что вместе с ним на доме пребывает благословение Божие. Чтобы удержать Иакова, Лаван предложил ему остаться работать за награду. Тот согласился и попросил, чтобы ему отходил весь пестрый мелкий скот, а Лавану — одноцветный. Тот согласился, но, чтобы Иаков не слишком разбогател, они договорились, чтобы пестрые животные были отделены от одноцветных и паслись под присмотром сыновей Лавана. Так тесть рассчитывал, что Божие благословение будет на его скоте, а не у его зятя.

Однако Бог решил по-другому. Ангел научил Иакова, как поступить. И он брал прутья тополя, миндаля и явора и клал их перед глазами крепких овец и коз, когда они зачинали, а перед слабыми не клал. И доставался крепкий скот Иакову, а слабый — Лавану. Так Иаков стал очень богатым, и сыновья Лавана позавидовали ему и хотели причинить ему зло.

Иаков возвращается в Ханаан (Быт.31—35)

 

Со дня прихода Иакова в Харран прошло 20 лет. И вот, Господь явился ему ночью и велел тайно уйти в Ханаан. Тот посоветовался с женами своими и, взяв свое имущество, ушел от Лавана, а Рахиль украла домашних идолов своего отца, не желая, чтобы тот покланялся твари вместо Творца.

Лаван нагнал зятя только у пределов святой земли, желая наказать его за кражу истуканов. Но ночью Бог явился ему и запретил делать Иакову что-либо плохое. Лаван обыскал весь стан у Иакова, но идолов не нашел, потому что Рахиль на них села, сказав, что у нее нечистота. Тогда Иаков и Лаван заключили союз, пообещавши, что они не будут приходить друг ко другу со злом, а Иаков не возьмет других жен. В знак своего примирения они насыпали холм и поставили памятник, как свидетель договора.

Лаван возвратился к себе, а Иаков пошел домой и увидел два полка Ангелов Божьих, пришедших охранять его. И тут до него дошли сведения, что навстречу ему идет Исав с четырьмястами воинов. Он очень испугался и разделил свой караван на две части и сказал, что если Исав побьет первый отряд, то второй сможет убежать. Затем он помолился Богу и просил Его о помощи:

Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему, ибо я с посохом моим перешел этот Иордан, а теперь у меня два стана. Избавь меня от руки брата моего, от руки Исава, ибо я боюсь его, чтобы он, придя, не убил меня [и] матери с детьми (Быт.32,10–11).

После этого Иаков отправил перед собой в подарок Исаву много скота, чтобы задобрить его. И после этого перевел жен и детей через пограничную реку Иавок, а сам остался на другом берегу. В эту ночь Бог явился Иакову и боролся с ним всю ночь, чтобы научить его мужеству в деле богопознания. Когда наступила заря, Он коснулся бедра Иакова и повредил его, чтобы тот понял, что справиться с Творцом он не может. Но тот не хотел отпускать Его, пока Он не благословит его.

Бог сказал:

Отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль (Боговидец или Богоборец), ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь (Быт.32,28).

Тогда Иаков захотел узнать имя Сражавшегося с ним, но Тот сказал:

— Что ты спрашиваешь о имени Моем? Оно чудно.

Так Бог показал, что Сущность Его непостижима для человека, и нет ни одного имени, которое бы точно описывало Его.

Взошло солнце, и Борец оставил Иакова, и тот в память об этом сражении стал хромать на правое бедро. Так Господь дает особое задание и праведному Иакову, и его потомству, с тех пор носящему имя Израиль (или — евреи). Перед этим народом лежат две дороги: или быть народом боговидцев, или племенем богоборцев. Духовным Израилем является и Православная Церковь, чада которой учатся видеть Бога.

И вот, Иаков видит, что навстречу ему идет Исав с отрядом. Опережая свои караваны, он побежал и семь раз поклонился брату своему. Тот обнял его и заплакал, показывая, что примирился с ним. Мы должны научиться примиряться с противниками, отказываясь от высокомерия и даря им подарки. И тогда Бог поможет нам, исцелив и наши, и их сердца.

Затем Исав пригласил Иакова к себе на гору Сеир, но Иаков вежливо отказался. Исав ушел восвояси, и вскоре стал царем Едома и родоначальником нового народа — идумеев. Бог отдал ему во владенье гору Сеир, и он прогнал живших там великанов.

Между тем Иаков, вернувшись из Междуречья, поселился в Сихеме, где купил кусок поля и поставил на нем жертвенник Богу. В этом месте его ждало испытание. Сын царя Сихемского изнасиловал Дину, дочь Иакова, и потом просил ее руки. Братья Дины, Симеон и Левий, решили отомстить за нее. Они потребовали, что все жители Сихема были обрезаны, а когда те сделали это, то братья напали на город и вырезали его мужчин. Иаков осудил их за кощунственное использование священного обряда и за то, что они восставили против него всех хананеев.

Тогда Бог повелел Иакову идти в Вефиль и устроить там жертвенник, исполняя данное Ему обещание. Тогда Иаков повелевает всем очиститься от идолов и от всех нечистот. У Сихема Иаков закопал всех истуканов под дубом, чтобы не навести гнева Божия на свою семью.

Когда Иаков пришел в Вефиль, он исполнил свой обет, и Господь навел страх на всех хананеев, так что они не преследовали его. Бог снова явился ему в Вефиле и подтвердил те обещания, которые Он дал Аврааму и Исааку:

Я Бог Всемогущий; плодись и умножайся; народ и множество народов будет от тебя, и цари произойдут из чресл твоих; землю, которую Я дал Аврааму и Исааку, Я дам тебе, и потомству твоему по тебе дам землю сию (Быт.35,11–12).

Бог восшел от него, и на месте Богоявления Иаков поставил столп — как памятник Творцу. Так же и христиане ставят храмы в воспоминание о великих делах Бога.

Оттуда Иаков пошел к башне Гадерской. По дороге, около Вифлеема, любимая его Рахиль умерла, рожая сына Вениамина. До сих пор около Вифлеема находиться гробница Рахили, где рыдал безутешный Иаков.

Вскоре старший сын Иакова Рувим лишился первородства, соблудив с Валлой, служанкой Рахили.

И наконец Иаков вернулся к своему отцу Исааку, жившему в Хевроне, который и умер на руках у него и у брата его Исава. Тело Исаака почивает вместе с Авраамом и Ревеккой.

 

ИОСИФ ПРЕКРАСНЫЙ (Быт.37—41)

 

Любимым сыном Иакова был Иосиф. Ему было семнадцать лет, и он пас овец вместе с братьями своими, доводя до отца плохие слухи. Израиль очень любил Иосифа и отличил его, подарив ему разноцветную одежду. Тогда братья позавидовали ему и уже не могли говорить с ним спокойно.

Особенно ненависть их усилилась после того, как Иосиф увидел пророческие сны.

Первый сон был такой: Иосиф с братьями жал поле. Вдруг его сноп стал прямо, а снопы братьев поклонились ему. Во втором сне Иосиф увидел, как солнце, луна и одиннадцать звезд поклонились ему. Тогда братья возмутились и сказали: неужели ты будешь господствовать над нами? И досада их еще больше усилилась.

Братья пошли пасти овец к Сихему, а Иосиф остался у отца. Тогда Иаков послал его проведать своих детей, здоровы ли они. Когда он шел, встретился с ним Ангел Хранитель и указал путь к братьям в Дофан. Те, увидев его, сказали друг другу:

— Вот идет владыка снов. Убьем его и посмотрим, как сбудутся его сны, а сами скажем, что зверь сожрал Иосифа.

Но Рувим сказал, тайно желая спасти Иосифа:

— Не проливайте крови его, а бросьте в ров, в пустыне.

Так они и сделали — сорвали с Иосифа разноцветную одежду и просили его в безводный ров. Потом они сели есть и увидели караван измаильтян, везущий благовония в Египет. И, по совету Иуды, братья продали Иосифа за двадцать сребреников.

Рувим между тем пришел, чтобы достать Иосифа, но ров оказался пустым. Он был в отчаянии и спрашивал, что скажет отцу. Но братья решили испачкать кровью козленка одежду Иосифа и передать Иакову. Тот разодрал свои одежды и оплакивал сына своего много дней, говоря:

— Зверь растерзал Иосифа, и я сойду в печали к сыну своему в ад.

Между тем Иосифа привезли в Египет и продали Потифару, царедворцу фараона, начальнику телохранителей.

История Иосифа была прообразом жизни христианина, в котором постепенно зарождается иная жизнь Духа, вызывающая зависть плотских людей, и домостроительства Господа.

Иосиф был первенцем любимой Рахили, и Христос Сын по плоти благодатной Марии.

Иосиф — любимый сын Иакова, и Иисус Сын Возлюбленный Небесного Отца (Мф.3,17).

Иосифа отец посылает к братьям и овцам своим, и Господа Отец посылает к овцам погибшим дома Израилева (Мф.15,24).

Братья не приняли Иосифа — свои не приняли Христа (Ин.1,11).

От зависти страдает Иосиф — как и Христос (Мф. 27,18).

Иосифа бросают в ров — и Христос сходит во ад.

Иосифа продают за 20 сребреников иноплеменникам — Иисуса продают за тридцать сребреников (Мф.26,15) и отдают язычникам.

В то время Иуда женился на хананейке, которая родила ему трех детей. Старший сын его Ир женился на Фамари, но Богу он не был угоден и умер бездетным. По закону, второй его брат, Онан, женился на Фамари, но не желал, чтобы сын назывался именем брата, и потому совершал грех рукоблудия, названный впоследствии его именем. Богу было это неугодно, и Он умертвил Онана.

Узнав о его гибели, Иуда отказался отдавать за Фамарь третьего сына, но она желала получить благословение, которое лежало на израильтянах. Для этого, переодевшись «священной» блудницей, она, неузнанная, соблазнила Иуду, взяв от него залог. Когда оказалось, что Фамарь беременна, то Иуда хотел сжечь ее за блуд, но та прислала к нему залог. Иуда сказал, что она правее его, и признал своих детей. Оказалась, что у нее близнецы, и во время родов сначала показалась рука одного (Зары), на которую навязали красную нить, но первым вышел брат его (Фарес — предок Христа). Так что первенец оказался вторым. Отцы Церкви видят здесь прообраз Нового и Ветхого Заветов. Первым был обещан Новый Завет, но пришел первым Ветхий. А уже затем вышел из ума Бога Новый Завет, со знаком красной веревки — Крови Христа.

В Египте Бог покровительствовал Иосифу так, что дом Потифара был наполнен благословением Господа ради него. И господин, заметив это, передал в управление ему все дела, поставив над всем своим домом.

Жена Потифара, увидев красоту Иосифа, захотела прелюбодействовать с ним, но он отказался. Однажды она попыталась принудить его, но он вырвался, оставив у нее в руках свою одежду. Тогда жена оклеветала Иосифа перед Потифаром, и его бросили в царскую тюрьму.

Но и там Господь не покинул Своего слугу. Он дал ему благоволение в глазах начальника тюрьмы, и Иосиф стал распорядителем темницы.

В то время фараон посадил в заключение двух своих вельмож — хлебодара и виночерпия. Однажды они увидели сны. Иосиф же растолковал им значение их.

Сон виночерпия был таков: он увидел виноградную лозу с тремя ветвями, на которой выросли ягоды, и он, собрав их, отдал в руки царю. Иосиф сказал: это означает, что через три дня виночерпий будет оправдан и снова станет перед фараоном. И попросил его Иосиф вспомнить его перед царем, потому что ничего плохого он не сделал.

Сон хлебодара был другим: он нес на голове три корзины с выпечкой, и налетели птицы и клевали хлеб. Иосиф сказал: три корзины — это три дня, по прошествии которых тебя повесят, и птицы будут клевать твой труп.

Толкование оказалось справедливым. Чрез три дня был день рождения фараона. Виночерпий был оправдан и возвращен на свою должность, а хлебодар был повешен. Но виночерпий забыл о своем обещании Иосифу, ибо тому надлежало полагаться не на человека, а на Бога.

Прошло два года, и фараон увидел сны, которые никто не мог ему растолковать. Сны же были такие: он видел, что стоит на берегу Нила, из которого выходят семь толстых коров, а за ними вышли семь коров тощих. И последние пожрали первых. Второй сон был похож: на одном стебле выросло семь тучных колосьев, а затем семь тощих и иссушенных ветром. Но тощие колосья пожрали толстые.

Никто из мудрецов не смог дать фараону правильного истолкования сну. И только тогда виночерпий вспомнил об Иосифе, и его привели к фараону.

Иосиф сказал — сны на самом деле говорят об одном и том же. Грядут семь лет изобилия, а затем семь лет голода, посланные Богом. Поэтому необходимо собрать зерно и сложить его в хранилища, чтобы пропитать им людей в голодные годы.

Тогда фараон дал ему свой перстень, возвысил Иосифа, посадил на свою колесницу и поставил его над всем царством Египетским, так чтобы все поклонялись ему. Было Иосифу тогда тридцать лет. Пришли семь лет изобилия, когда он заготовлял запас зерна. В то время он женился на Асенефе и родил двух сыновей — Ефремаи Манассию.

А затем настали годы голода по всей земле, а в Египте был хлеб. Со всех стран стали съезжаться в Египет за хлебом люди.

И в этой части истории Иосифа мы видим прообразы Христовы. Иосиф несправедливо ввергается в тюрьму — и Христос осуждается Пилатом, хотя тот никакой вины не нашел в Нем (Ин.18,38).

Иосиф три года был в темнице — Господь три дня был в аду.

В тюрьме Иосиф возвещает одному узнику свободу, а другому гибель. — Иисус, обещав одному из разбойников спасение, сошел в ад, возвестив желающим освобождение, при этом осудив сатану и его приспешников.

Иосиф выходит из темницы и становится царем над Египтом, облекшись в светлую одежду, восседая на колеснице и получая поклонение. — Господь воскрес из гроба и получил от Отца всю власть и на Небе и на земле (Мф.28,18). Тело Христово прославляется, имя Его проносится, как на конях, на апостолах по всей земле. И перед ним преклоняются все колени (Флп.2,10) — и иудеев, и язычников.

Иосиф питает хлебом всю землю, порабощая фараону весь Египет. Иисус Христос, питая Церковь Своим Телом — Хлебом Жизни (Ин.51), покоряет все Богу Отцу.

 

Память св. Иосифа Прекрасного совершается в понедельник Страстной седмицы.

 

ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ЕВРЕЕВ В ЕГИПЕТ (Быт.42—47)

 

Прошли семь лет изобилия — наступил голод, предсказанный Иосифом. Он обрушился не только на Египет, но и на всю землю. Тогда Иаков послал десятерых своих сыновей в Египет, чтобы те купили себе хлеба. А Вениамина оставил при себе.

Когда братьев доставили к Иосифу и они поклонились ему до земли, Иосиф узнал их, а они его нет. Тогда Иосиф сказал им:

— Вы соглядатаи, Вы пришли, чтобы узнать слабые места земли.

— Нет, господин, — отвечали братья. — Мы не соглядатаи, а сыновья одного человека. Нас было двенадцать, один остался у отца, а одного не стало.

Тогда Иосиф сказал:

— Вы шпионы, а доказать обратное сможете, если приведете оставшегося брата, тогда мы поверим вам. А до тех пор вы будете арестованы. За братом же пошлете одного из вас.

И отправил их под стражу на три дня. По истечении трех дней он сказал им:

— Я боюсь Бога, поэтому вы поедете домой, чтобы отвезти хлеб, а один останется здесь. А брата своего приведите, иначе умрете.

Братья сказали друг другу:

— Точно мы наказываемся за грех свой против проданного брата. Мы видели страдание его, но не послушали его.

Иосиф слышал это и, выйдя, заплакал. Вернувшись, он приказал связать Симеона, а им дал зерна. При этом тайно положил их серебро в мешки с хлебом. Братья были очень удивлены, когда узнали, что серебро их оказалось у них. Они рассказали отцу о происшедшем, но тот не хотел отпускать Вениамина, потому что он был сыном Рахили.

Через год голод усилился, и Иаков был вынужден отпустить всех братьев. Иуда поручился за Вениамина, беря на себя ответственность за его жизнь.

Когда братья пришли в Египет, то их ввели в дом Иосифа, и тот сделал для них пир. Увидев Вениамина, Иосиф вышел во внутреннюю комнату, ибо не мог сдержать слез. Успокоившись, он вошел к ним и посылал каждому пищу, Вениамину же досталось в пять раз больше. На следующий день братьям насыпали зерна и, по приказу Иосифа, тайно положили серебро, а Вениамину — серебряную гадательную чашу. Так Иосиф хотел испытать братьев, не притесняют ли они своего брата.

Когда они отъехали, то Иосиф отправил за ними начальника своего дома. Когда тот нагнал их, то сказал:

— Зачем вы заплатили злом за добро? Зачем украли чашу господина моего?

Братья возмутились и стали требовать, чтобы их обыскали. Конечно, чашу нашли у Вениамина. Тогда все они возвратились к Иосифу. Иуда вступился за брата и просил наказать его вместо Вениамина, чтобы пожалеть отца. Тогда Иосиф увидел, что братья изменились и раскаялись в своем злодеянии, и после этого он открылся им:

— Я Иосиф, брат ваш, которого вы продали! — воскликнул он. — Но не печальтесь, потому что Бог послал меня сюда, чтобы сохранить вашу жизнь.

Они смутились, но Иосиф утешил их. Он оправил их к отцу, сказав, чтобы тот переселился в Египет, где он пропитает весь израильский народ. Также и фараон обрадовался и просил, чтобы родные Иосифа переселились в Египет. Братья обрадовались и отправились к Иакову, щедро одаренные своим братом Иосифом. Иосиф послал с ними и колесницы, чтобы перевезти их в Египет. Иаков, узнав об этом, ожил духом, и сказал:

— Довольно для меня и того, что еще жив сын мой Иосиф.

Но требовалось еще узнать волю Бога. Иаков отправился в Вирсавию и принес жертву Господу. И сказал Бог Израилю в ночном видении:

Иаков! Иаков!.. Я Бог, Бог отца твоего; не бойся идти в Египет, ибо там произведу от тебя народ великий; 4 Я пойду с тобою в Египет, Я и выведу тебя обратно. Иосиф своею рукою закроет глаза твои (Быт.46,2–3).

Тогда Иаков и с ним семьдесят человек вместе с имуществом переселились в Египет. Там Иосиф встретился с ним после семнадцать лет разлуки и упал отцу на шею. Иаков же сказал:

— Умру я теперь, увидев лицо твое.

Тогда Иосиф представил своего отца и братьев фараону. Братьям было поручено пасти скот в земле Гесем. Иаков же, встретившись с фараоном, благословил его. И поселились они в Египте, и кормил их Иосиф хлебом до конца голода.

Между тем в Египте кончилось серебро, и скупил Иосиф за хлеб всю землю египетскую. Все египтяне стали слугами фараона, обязанными платить ему пятую часть урожая. Сами египтяне были весьма рады этому и говорили, что он спас им жизнь.

Когда прошло семнадцать лет, Иаков вызвал к себе Иосифа и заставил его поклясться, что похоронит его вместе с отцами в Хевроне. Когда тот поклялся, то Иаков поклонился на верх жезла его, воздавая тем честь грядущему Христу.

 

ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ИАКОВА

И ЕГО БЛАГОСЛОВЕНИЕ (Быт.48—50)

 

После этого Иаков заболел и призвал к себе Иосифа. Тот привел к нему своих сыновей, Манассию и Ефрема. Иаков сказал Иосифу:

— Бог Всемогущий явился мне в Лузе и благословил меня, обещая расплодить меня и дать землю Ханаана в вечной владение. И вот, два твоих сына, родившиеся у тебя в Египте, — мои, как Рувим и Симеон. Все твои остальные дети будут твои и войдут в удел под именем своих братьев.

Тогда Иосиф подвел Манассию и Ефрема к Иакову, и он поцеловал и обнял их.

— Не надеялся я даже увидеть лицо твое, но Бог показал мне и детей твоих, — сказал Иаков.

После этого он возложил руки крестообразно на Ефрема и Манассию, причем правую положил на младшего, а левую — на старшего. Он сказал, призывая Святую Троицу:

Бог, пред Которым ходили отцы мои Авраам и Исаак, Бог, пасущий меня с тех пор, как я существую, до сего дня, Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих; да будет на них наречено имя мое и имя отцов моих Авраама и Исаака, и да возрастут они во множество посреди земли (Быт.48,15–16).

Иосиф хотел переложить руки, но отец не дал сделать это, сказав, что младший станет бо(удар.)льшим старшего. Не случайно сделал это Иаков, но желая указать тайну спасения, совершенного через Крест.

Через некоторое время Иаков смертельно заболел и позвал к себе всех своих сыновей. Каждому из сыновей патриарх предсказал будущее его потомства. Первенцем назначил он Иуду, ибо Рувим согрешил кровосмешением, а Симеон и Левий — дикой жесткостью во время захвата Сихема. Иуде же предсказал Иаков, что от него родится Христос:

Тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов. Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое; блестящи очи [его] от вина, и белы зубы [его] от молока (Быт.49,8–12).

Этими словами было предсказано, что колено Иудино будет вырастать из львенка (во время завоевания Ханаана) в льва (при царях Давиде и Соломоне), пока царство не покинет Израиль, и тогда придет Примиритель Христос, Которому будут покорны языческие народы. Знаком Его явления будет то, что Царь привяжет к священной лозе (а на Храме Иерусалимском висела золотая лоза) Своего осленка, что и произошло, когда Иисус въехал в Иерусалим перед Своими страданиями. Сами эти страдания указаны тем, что Мессия омоет свои одежды в крови гроздьев (сравнение с виноградом связано как с девственным рождением Господа, так и с тем, что на Тайной Вечере Он сделал вино Своей Кровью). Но после страданий Его ждет победа и вечный пир Царства.

Дану было предречено, что от него произойдет антихрист (аспид на пути). Иосифу же были обещаны изобильные земные благословения, что и произошло, когда его потомок Иисус Навин завоевал Палестину. Другим сыновьям также была предсказана судьба их потомков.

После того, как Иаков благословил своих детей, он завещал похоронить его в двойной пещере Махпела, вместе с Авраамом и Саррой, Исааком и Ревекой и Лией. И умер Иаков, названный Израилем, в возрасте 147 лет, и Иосиф вместе с братьями, сопровождаемый эскортом египтян, похоронил своего отца около Хеврона.

После смерти отца братья боялись, что Иосиф отомстит им, но тот сказал:

— Не бойтесь. Я боюсь Бога. Он обратил к добру ваше зло. Так Господь сохранил вам жизни. Я буду кормить и вас, и ваших детей.

В возрасте 110 лет Иосиф умер, завещав, когда они будут уходить из Египта, взять его кости с собой.

 

ПРАВЕДНый ИОВ (Книга Иова)

 

В то время, когда Израиль был в Египте, в Сирии жил один из величайших святых древности — потомок Авраама через Исава в пятом поколении Иов. Он был праведным и непорочным в глазах Бога. И Творец одарил его великим богатством, семью сыновьями и тремя дочерями, за которых он каждую неделю приносил жертву. Он был царем и священником в своем народе.

Однажды Ангелы пришли пред лицо Бога, и с ними пришел сатана. Тогда Господь спросил падшего ангела:

— Обратил ли ты внимание на раба Моего Иова? Нет такого, как он, на земле. Он человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных