Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПОЯВЛЕНИЕ ЯЗЫЧЕСТВА 4 страница




Скептики считают это чудо или просто мифом, или рассказом о факеле, предназначенном для охраны от хищников и ориентирования караванов, которые на Востоке передвигаются летом в ночное время — из-за жары. Однако, вопреки этому мнению, уже упоминавшийся египетский свидетель казней Ипувер пишет: «Смотрите: огонь поднялся высоко. Пламя его исходит от врагов страны. Свершились дела, которые никогда не могли свершиться. Царь захвачен бедными людьми. Погребенный соколом (т.е. царь) лежит он на (простых) носилках. То, что скрывала пирамида, то стало пустым (т.е. гробница царя)». Перед нами то же явление, которое описано и в Библии. Необычная гибель фараона, сражавшегося с бедными людьми, от которых поднималось пламя, очевидным образом подтверждает Писание.

Огненный столп — не выдумка и не факел, а явление славы Бога, знак Его присутствия. Подобные чудеса происходили и позже. Облачный столп стоял над скинией. Он же освятил Храм Соломонов. В виде светоносного облака явился Дух Святой на Фаворе. Этот же знак Божьего присутствия сопровождал Вознесение Спасителя.

Следующая после перехода через море стоянка находилась в Мерре, что означает «горечь». Там пророк Моисей усладил горькую воду, вложив в нее дерево, указанное ему Богом, — как прообраз животворящего Креста, услаждающего горечь нашей жизни. Место Мерры показывают в районе «Уюн Муса», в 32 км от Суэца. Впрочем, существует мнение, что это, скорее всего, место перехода, а Мерра — это источник «Айн-Хавара», в 60 км от северного края Красного моря. Этот источник горячий и солено-сернистый.

Следующая стоянка — это Елим, где било 12 источников и росло 70 пальм. Сейчас Елим — это город Тор, столица египетской провинции Южный Синай. Доступными являются сейчас лишь три из двенадцати источников с солоноватой водой. Пальм же сейчас в Елиме больше тысячи. 12 источников — прообраз двенадцати апостолов, а 70 пальм — прообраз семидесяти апостолов. Повествование это читается на праздник Воздвижения Креста.

Следующие стоянки также легко определяются. Пустыня Син — равнина Эль-Каа. Там впервые выпала манна небесная, называемая еще ангельским хлебом, а наутро народ был накормлен перепелами. Слово «манна» происходит от еврейского выражения «ман гу», т.е. «что это?». Таков был возглас израильтян, когда они увидели на земле эту Божию пищу. По преданию, манна принимала тот вкус, который желали вкушающие. Она выпадала каждый день, кроме субботы. Причем в пятницу ее было в два раза больше обыкновенного.

Манна — это конечно не результат деятельности тли, паразитирующей на тамариске, как утверждают скептики. На самом деле свойства манны не похожи на свойства смолы тамариска, которую выдают за «хлеб ангельский». Первой евреи питались сорок лет, а вторая годится только для гарнира; первая выпадала необычным образом (в пятницу — в расчете на два дня, а в субботу ее не было) и необычным образом то гнила, если ее оставляли наутро в будни, то оставалась свежей и не портилась в субботу. Чудом было многовековое хранение манны в сосуде для зерна (гоморе) в течение столетий (Исх.16,32). Он стоял в скинии, а затем в Храме, и священники периодически показывали его народу, свидетельствуя о заботе Бога о верных Ему. Чудом было то, что, сколько бы не собирали ее евреи, у всех оказывалось поровну (Исх.16,18). Ничего похожего не происходит с тамарисковой смолой. Она вообще может не портиться месяцами, если ее не съедят муравьи. И, наконец, ее никак не могло хватить на два-три миллиона израильтян. За год на всем Синайском полуострове вырабатывается не более нескольких центнеров этого продукта. Так что всякое отождествление этих продуктов должно быть оставлено.

Не надо думать, будто все истории про эту чудесную пищу являются сказками. Иосиф Флавий говорил, что манна, подобно снегу, покрывала землю. А еврейские предания сообщают, что манна выпадала из облаков (ср. Пс.77,23–24) в таком количестве, что ей питались не только люди, но и все животные (иначе совершенно необъяснимо то, как могли животные выжить в пустыне в течение сорока лет).

По словам Господа (Ин.6), манна — этот небесный хлеб, был прообразом святой Евхаристии, сохраняющей нас в пустыне этой жизни. Манна была сотворена Богом, а Причастие соединяет нас с вечным Творцом. Вкушавшие манну умерли, а те, кто вкушает Плоть Господню, будут жить вечно.

Следующий стан был в Рефедиме, где Моисей извел воду из камня (Исх.17,1–7). Место, в котором произошло это чудо, находится на окраине деревни Санта-Катерина. Там расположен гранитный камень с двенадцатью отверстиями, явно источавшими воду. Как известно, сколько ни бей по гранитной скале, из нее никогда не пойдет вода. И потому перед нами очевидное свидетельство чуда Господня.

Сам пророк Моисей, обращаясь к очевидцам чуда, говорит, что Господь «источил для тебя [источник] воды из скалы гранитной» (Втор.8,15). А это не может быть сделано никаким естественным образом. Псалмы также сообщают, что вода шла рекой (Пс.104,41), так что образовалось озеро (Пс.113,8), что также невозможно для небольшого родника, образовавшегося из просочившихся в известняке вод. Да и никакого обычного родника не хватило бы для того, чтобы напоить два–три миллиона человек и огромные стада.

Апостол Павел пишет, что этот камень, изведший воду, был знаком Христа, изведшего из Себя, через удар деревянного жезла (прообраз Креста), воду Святого Духа. «Все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» (1Кор.10,4). Из этого выражения следует, что Апостол признавал истинным предание, что камень не только один раз извел воду, но следовал за станом во время странствования по пустыне. Слова же Апостола: «камень же был Христос», а не «был прообразом Христа», объясняются так, что над скалой стоял Сам Господь Бог, Который и стал Христом, воплотившись.

В Рефидиме на израильтян напали амаликитяне. Они убили всех ослабших и отставших на пути. Моисей приказал Осие Навину возгласить сражение. Для того чтобы он победил, Моисей переименовал его в Иисуса, предсказывая этим имя Великого Победителя дьявола.

Сам пророк поднялся на гору и молился, воздев руки. И когда от усталости руки его опускались, побеждали амаликитяне, а когда руки поднимались к Богу, побеждали евреи. Увидев это, Аарон и Ор посадили Моисея на камень и держали его руки. И победа досталась народу Божию. Само это событие прообразовывало Распятие Христа Спасителя, воздевшего руки на Кресте и сокрушившего врага людей.

На этом месте поставили жертвенник Богу, названный Ягве Нисси — «Господь знамя мое».

И написано Моисеем:

Рука на престоле Господа: брань у Господа против Амалика из рода в род (Исх.17,21). — Таково свидетельство вечного сражения между Богом и духовным Амаликом — дьяволом, которое завершится в тот день, когда Бог соберет перед Собой все поколения, — в День Суда.

 

СИНАЙСКОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ (Исх.19—24)

 

На третий месяц после Исхода народ Израильский подошел к горе Синай и там стал станом. Бог предупредил Моисея, что спустя три дня Он Сам явится народу и заключит с ним завет. Люди должны были освятить себя, чтобы не погибнуть от лица Божия. К священной горе нельзя подходить, пока слава Божия не покинет вершины. Всякий, кто коснется, должен быть убит камнем или стрелой — так Господь запрещает касаться тайн Божественной жизни не пожелавшим очистить свой ум от греха.

Через три дня (а это был пятидесятый день после Пасхи) Бог сошел на гору Синай в огне. Густые тучи окружили гору, дым поднимался от нее. Огонь поднимался до небес, и гора сильно тряслась. Молнии били в разные стороны. Ангелы, окружавшие Творца, трубили, и звук труб становился все сильнее и сильнее. Моисей говорил, а Бог отвечал ему голосом. Народ в ужасе зашатался и в страхе отступил назад. Тогда Бог произнес десять заповедей:

 

1 Заповедь — Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

2 Заповедь — Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

3 Заповедь — Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4 Заповедь — Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

5 Заповедь — Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

6 Заповедь — Не убивай.

7 Заповедь — Не прелюбодействуй.

8 Заповедь — Не кради.

9 Заповедь — Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10 Заповедь — Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего. (Исх.20,2–17)

После этого Бог запретил кланяться идолам и установил несколько других законов поведения. Он обещал, что если народ сохранит свой завет с Богом, то перед ними пойдет Ангел Бога, который введет их в обещанную землю.

Когда Моисей возвестил народу все слова Божии, то весь народ обещал слушаться слов Господа. Моисей записал все повеления Бога и поставил жертвенник под горой. Там первородные юноши принесли жертву Богу, и Моисей окропил кровью жертвенник, а половиной крови окропил книгу завета (Библию) и народ, сказав:

Вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих (Исх.24,8).

Так был торжественно заключен Ветхий Завет между Богом и людьми, запечатанный кровью жертвы. Эта кровь прообразовала искупительную кровь Христа.

После дарования Закона Бог повелел Моисею, Аарону и семидесяти старейшинами взойти на гору Синай, чтобы издали поклониться Богу. Там они видели место Бога, подобное обработанному сапфиру — образ души, избавившейся от страстей. И они ели и пили перед лицом Бога, символизируя Таинство Причастия.

 

ЗНАЧЕНИЕ ЗАКОНА

 

Зачем был нужен Закон? По словам апостола Павла, он дан для того, чтобы люди могли продиагностировать себя. Они думали, что хороши, ибо им нравился тот образ жизни, которого они придерживались. Но Творец дает Закон, который показывает, что их «праведность» — плод самообмана. На самом деле они далеко отошли от воли Бога.

Закон стал детоводителем ко Христу. Он не допускал людям губить себя грехом и предотвращал их саморазрушение. Свобода людей была скована, ибо они были еще детьми, не способными свободно служить Творцу. Все заповеди Моисея не давали людям скатиться в болото осатанения. А жертвы животных говорили им, что должна быть пролита невинная кровь Спасителя, способная очистить их от греха. Лишь тогда истинная свобода войдет в человека, закон Бога Святым Духом будет написан в сердце каждого уверовавшего, который будет как сын исполнять волю Отца Небесного. Тогда отпадет нужда и во внешнем исполнении Закона Моисеева. Однако внутреннее содержание его сохранится навсегда. Так и произошло после смерти Иисуса Христа, Чья Жертва заменила все жертвы Закона, а заповеди раскрыли смысл Писания.

 

ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕЦ (Исх.32—34)

 

После заключения Ветхого Завета по велению Бога Моисей вместе с Иисусом Навином взошел на гору, чтобы дать ему каменные скрижали с заповедями. И облако славы Божией покрыло гору, а вид славы Его на вершине был подобен огню поядающему. Моисей вступил в середину облака и был сорок дней на горе там, где был Бог.

Народом остались управлять Аарон и Ор. Когда евреи увидели, что Моисей долго не спускается с горы, то собрались к Аарону и потребовали, что он сделал им бога, который шел бы перед ними, потому что с Моисеем неизвестно что произошло. Ор пытался удержать народ, но его убили. Тогда Аарон велел женам их вынуть свои серьги и украшения, рассчитывая, что они пожалеют их. Но те с радостью отдали свои украшения для изготовления идола. Тогда Аарон сделал им золотого тельца и сказал:

— Вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из Египта. Завтра праздник Господу.

Наутро евреи принесли жертвы идолу, сели есть и пить и встали развратничать. Бог сказал Моисею:

— Спускайся вниз, ибо твой народ развратился, сделав золотого тельца. Скоро же они развратились! Этот народ с жесткой шеей. Итак, оставь Меня, чтобы разгорелся Мой гнев, и Я истреблю их и произведу великий народ от тебя.

Но Моисей стал умолять Господа, чтобы Он пощадил отступников ради Своего имени и ради завета, обещанного Аврааму, Исааку и Иакову. Тогда Господь сжалился над народом, умилостивленный ходатайством Моисея. Пророк стал спускаться с горы, и в руках у него были две каменные скрижали с записанными заповедями — они были сотворены руками Бога. На пути к нему присоединился Иисус Навин. Подходя к стану, они услышали крики и песни.

— Это шум войны, — воскликнул воинственный Иисус.

— Нет, я слышу песни и пляски, — отвечал Моисей. Когда они подходили к стану, то увидели тельца и пляшущих евреев. Моисей воспламенился гневом и разбил скрижали, ибо народ разорвал союз с Создателем. Он взял тельца, сжег в огне и стер в пыль, рассыпал по воде, и дал пить ее евреям. И стал Моисей в воротах стана:

— Кто Господень — ко мне!

Но к нему подошли только потомки Левия. Тогда Моисей велел казнить упорных идолопоклонников. И пало от их рук три тысячи человек. На другой день Моисей взошел на гору, чтобы умилостивить Бога. Он просил Творца:

— О, Господи! Прости им грех их. А если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую меня Ты вписал.

— Того, кто согрешил предо Мной, того изглажу из книги Моей. Иди и веди народ в землю, текущую молоком и медом. А Я пошлю Ангела Моего и в день посещения Я посещу их. Сам Я не пойду с вами, чтобы не погубить вас, потому что вы народ с жесткой шеей.

Услышав приговор, народ зарыдал и снял с себя украшения в знак покаяния. Моисей поставил себе шатер вне стана, и кто искал Господа, выходил к нему. Этим он прообразовывал Распятаго вне города Иисуса Христа, через Которого мы имеем доступ к Отцу. Когда Моисей входил в шатер, то спускался столп облачный и становился перед входом в шатер, и Бог говорил с Моисеем лицом к лицу, как кто говорит со своим другом. Народ, видя это, кланялся со своего места каждый.

 

 

СТРОИТЕЛЬСТВО СКИНИИ (Исх.25—40)

 

Когда Моисей был на горе, то Бог показал ему небесный первообраз Храма — образ возглавляемой Христом вселенной. Он объяснил пророку значение его и повелел построить на земле копию. Когда Моисей вторично сошел с горы, то, по велению Господа, он назначил Веселеила и других строителей передвижного храма — скинии. Они под руководством Святого Духа из собранных всем Израилем приношений построили храм — шатер.

Он состоял из трех частей: двора — в который входили все израильтяне, святое, где служили священники, и святое святых, куда раз в год входил первосвященник. Во дворе стоял медный жертвенник, на котором сжигались принесенные Богу жертвы. Он прообразовывал собой Крест Христов. Также там стояло медное море (бассейн) для священных омовений, символизировавшее Крещение. В святом горел семисвечник, прообразовавший дары Святого Духа, стоял кадильный жертвенник, указывающий на молитвы святых. Также стоял стол с двенадцатью хлебами предложения, положенными в память о коленах Израиля и предсказывающими двенадцать апостолов.

Святое святых отделялось от святого завесой, на которой были вышиты Херувимы. Эта завеса указывает на ангельскую стражу, стоящую на охране мира и созерцающую Бога. В самом таинственном месте скинии стоял Ковчег Завета — особый ящик, в котором лежали две каменных доски (скрижали), на которых рукой Бога были написаны десять заповедей. Над крышкой Ковчега, осеняемой иконами Херувимов, иногда возникал голос Бога, открывавшего Свою волю. Эта крышка называлась очистилищем, ибо раз в год первосвященник кропил ее кровью, чтобы очистить грехи людей. Эта крышка — образ Христа Искупителя, очистившего наши грехи. Ковчег Завета — символ Богородицы, украшенной Святым Духом, внутри Которой Бог Слово стал Человеком.

Когда Моисей освятил скинию, то облако славы Божией вошло в скинию, так что никто не мог войти в нее для служения. Облако Божие позже поднялось и стояло над скинией днем, а ночью светилось огнем.

Эта слава невидимо до сих пор почивает в наших храмах.

 

ВЕТХОЗАВЕТНОЕ СВЯЩЕНСТВО

 

Для служения в скинии Бог установил особых служителей — священников, которых Он выбрал из потомков Аарона, брата Моисея. Они должны были служить Господу, приносить Ему жертвы, воскурять фимиам и объяснять Закон Божий для народа. Возглавлял их первосвященник, облаченный в особые облачения, символизирующие весь мир. Священники совершали рядовые службы. А помогали им левиты — потомки Левия, одного из родоначальников еврейского народа. На служение их возвел Моисей, принесший жертву и помазавший Аарона и его детей на служение освященным благовонным маслом — миром. Восемь дней после посвящения они не должны были выходить из святилища. Первосвященник прообразовывал собой Христа Искупителя, вошедшего в небесное святилище с собственной Кровью, чтобы избавить от греха весь мир.

На восьмой день Аарон принес жертву Богу и благословил народ именем Господа. И слава Божия явилась народу. Огонь вышел от Господа и сжег на жертвеннике принесенные жертвы, и весь народ в благоговейном ужасе упал на лицо свое и поклонился. Но Бог показал Себя не только как источник благословения, но и как карающая за грех сила. Надав и Авиуд вошли в скинию, положив в кадильницы не огонь, сошедший с небес, а чуждый огонь, чего не разрешал Бог. Тотчас вышел огонь от Господа и сжег их, оставив нетронутыми их одежды. Так Бог показал, что запрещает вносить в тайны Божии чуждый огонь своих измышлений и нечистой жизни.

 

СОГЛЯДАТАИ В СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ (Числ.13—14)

 

Евреи остановились в пустыне Фаран, в оазисе Кадес-Варни. И Моисей послал соглядатаев, чтобы они осмотрели Ханаан.

Разведчики отправились из Кадеса вскоре после праздника Пятидесятницы (28 числа месяца Сивана — июня), а вернулись в 8 день месяца Ав (август). В течение этих сорока дней они совершили длительное путешествие до Рехова. Этот город упоминается в письмах Тель-Амарны. Расположен он между озером Мером и рекой Литани, откуда дорога уходит в город-государство Хамат.

Они осмотрели всю Святую землю, и в долине Есхол разведчики срезали виноградную ветвь, которую несли на шесте два человека. Также взяли гранатов и смокв и вернулись в стан. Долина Есхол находится совсем рядом с Хевроном. Виноград, растущий в этой долине, отличается до сих пор особыми размерами. И сейчас ягоды его величиной со сливу, а гроздь весит до 5 килограммов. Вино из него отличается особым ароматом. Случай, подобный приведенному в Книге Чисел, произошел в 1819 г., когда в Елбеке (Сирия) выросла лоза весом в 19 фунтов, которую несли четверо рабочих на шесте, чередуясь по двое.

По толкованию прп. Ефрема Сирина, «грозд, который несли двое на жерди, и который висел на ветви, где он и вырос, изображает то, что пророки и апостолы как бы пронесли на себе Эммануила. В другом смысле представляет нам сие образ креста, а несшие грозд представляют образ двух разбойников». И действительно, эта гроздь была залогом будущего овладения Землей обетованной, и Тело Христово — эта истинная виноградная Лоза (Ин.15,1) — для причастников является залогом вступления в Вечное Царство. Но из этого следует суровое напоминание нам, христианам. Ведь как почти все евреи, кроме детей, погибли в пустыне и не вошли в Ханаан, так и мы, если не станем кротостью подобны детям, рискуем навсегда остаться в страшной пустыне греха.

Разведчики, вернувшись к Моисею и всему народу, принесли плоды земли и сказали: «мы ходили в землю, в которую ты посылал нас; в ней подлинно течет молоко и мед, и вот плоды ее; но народ, живущий на земле той, силен, и города укрепленные, весьма большие… Амалик живет на южной части земли… земля, которую проходили мы для осмотра, есть земля, поедающая живущих на ней, и весь народ, который видели мы среди ее, люди великорослые; там видели мы и исполинов, сынов Енаковых, от исполинского рода; и мы были в глазах наших пред ними, как саранча, такими же были мы и в глазах их» (Числ.13,28–29,30,33–34).

Действительно археологи обнаружили от этого времени множество укрепленных городов с «циклопической кладкой», стоявших чуть ли не на каждом холме. Примером этого являются раскопанные стены Иерихона. Интересно, что, согласно археологическим данным в конце эпохи средней бронзы (XVI в. до Р.Х.), города находились на пике своего развития и могут быть описаны как самые большие укрепления за всю историю Палестины.

Слова разведчиков, что земля пожирает тех, кто живет на ней, связаны, в первую очередь, с тем, что буквально за несколько месяцев до того амаликитяне и их союзники оккупировали Палестину и следы войны были еще перед глазами, а во-вторых, они описывают тот факт, что катаклизмы тех времен сопровождались гибелью многих людей. Об этом свидетельствуют и археологические раскопки, показывающие разрушения той эпохи, вызванные землетрясениями.

Сведения о гигантах, обитавших в Земле обетованной, встречаются и в текстах Угарита. Возможно, что под ними подразумевались те самые неандертальцы, останки которых обнаружены и в Ханаане. Еще большим поводом для страха были для евреев магические способности исполинов. Одним из последних исполинов, с которыми позже приходилось сражаться израильтянам, был Голиаф. Он, кроме свой физической силы (а вес его вооружения составлял более 60 кг (5000 сиклей меди броня, и копье — 600 сиклей железа (1Цар.17,5–7)), при росте в 3 с лишним метра), действовал силой языческих богов — т.е. демонов (151 псалом). Другой исполин, Лахмий, имел древко копья как навой у ткача (1Пар.20,5). Навой — это толстое бревно, на котором крепится ткань

Но все эти естественные соображения должны были уступить место доверию слову Господа. Именно об этом говорил народу один из разведчиков — Халев. Он и Иисус Навин говорили, что Господь даст эту землю, если евреи будут верны Ему.

Тогда все общество решило побить их, вместе с Моисеем, камнями и вернуться в Египет.

Неверию евреев нет оправдания. Ведь они не только видели чудеса Господа в Египте и Красном море, но и теперь имели перед глазами постоянные чудеса Божьего присутствия — манна, огненный столп, облако, покрывающее стан, камень, источающий воду, который шествовал за станом. И тем более преступным является их страх перед теми богами, которые показали свое бессилие перед лицом Бога истинного.

Тогда слава Господа явилась народу. Бог сказал Моисею:

— Доколе будет раздражать Меня народ сей? и доколе будет он не верить Мне при всех знамениях, которые делал Я среди его? поражу его язвою и истреблю его и произведу от тебя [и от дома отца твоего] народ многочисленнее и сильнее его (Числ.14,11–12).

Но Моисей упросил Господа пощадить народ ради Самого Себя. И Творец простил их ради молитв пророка. Но те, кто взбунтовались против Него, умрут в пустыне. В Землю обетованную войдут только Халев и Иисус, которые повиновались Ему.

И тотчас наказание Бога обрушилось на нечестивцев. Огонь сжег тех разведчиков, которые смутили дух народа. И Господь, опираясь на собственные слова бунтовщиков, изрек им Свой приговор:

— Живу Я, — говорит Господь, — как говорили вы вслух Мне, так и сделаю вам; в пустыне сей падут тела ваши, и все вы, исчисленные, сколько вас числом, от двадцати лет и выше, которые роптали на Меня, не войдете в землю, на которой Я, подъемля руку Мою, клялся поселить вас, кроме Халева, сына Иефонниина, и Иисуса, сына Навина; детей ваших, о которых вы говорили, что они достанутся в добычу врагам, Я введу туда, и они узнают землю, которую вы презрели. А ваши трупы падут в пустыне сей; а сыны ваши будут кочевать в пустыне сорок лет, и будут нести наказание за блудодейство ваше, доколе не погибнут все тела ваши в пустыне; по числу сорока дней, в которые вы осматривали землю, вы понесете наказание за грехи ваши сорок лет, год за день, дабы вы познали, что значит быть оставленным Мною.

Но народ вновь решил противиться Богу. Теперь, ссылаясь на предыдущее повеление Господа, они решили штурмовать с юга Палестину и, конечно, был разгромлены. Амаликитяне вместе с хананеями, с которыми они, несмотря на разницу в происхождении, вступили в союз, разгромили евреев и гнали их до спуска с горы, до места позднее названного Хорма. А Моисей с Ковчегом оставался в стане, не желая участвовать в богопротивной авантюре.

Здесь урок для нас. Мы часто желаем для оправдания своих дел, противных совести, заручиться поддержкой того или другого авторитета. Но, как и в случае с евреями, Бог не окажет помощи тем, кто противится Его воле, хотя бы мы и пытались заключить сделки с совестью.

Убедившись на собственном скорбном примере в том, что они ничего не могут без помощи Господа, евреи все же вынуждены были вернуться в пустыню и поселиться в оазисе Кадес-Варни. Сейчас это место расположено на границе между Египтом и Израилем. Там они провели тридцать восемь лет.

 

ВОССТАНИЕ КОРЕЯ, ДАФАНА И АВИРОНА (Числ.16—17)

Ко времени пребывания евреев в Кадесе относится одно из самых сильных восстаний против Моисея, которым руководили Корей, Дафан и Авирон. Главным лозунгом их было требование всеобщего священства. Они говорили: «…полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня?» (Числ.16,3) Как это ни удивительно, но лозунги мятежников с тех пор упорно продолжают возглашать и протестанты, и раскольники, и исламисты, которые отвергают богоустановленную иерархию под предлогом того, что «для Бога все равны». Недаром почти все революционеры и тираны пытаются обосновать свою правоту голосом народа, как будто народ в целом не может согрешить и воля его безошибочна. Абсурдность этой идеи очевидна. Ведь сколько ни складывай минусов, в сумме никогда не получится плюс. Также сколько ни собирай вместе заблуждающихся, из их совместных заблуждений не получится истины. Для того, чтобы узнать истину, необходимо не следование воле большинства, а послушание Откровению неизменяемого Бога.

И вот, в ответ на требование мятежников Господь показал Свою славу и силу. Главари восстания заживо сошли в ад и там до сих пор пребывают, находясь в вековечной тоске.

Ад до Христа — это «страна тьмы и сени смертной, страна мрака, каков мрак тени смертной, где нет устройства, где темно, как самая тьма» (Иов 10,21–22). И в этом мрачном месте ведут свое безрадостное существование неумирающие души мертвых, сознающие себя и помнящие свое прошлое. Как с печалью говорил Иов: «Если бы я и ожидать стал, то преисподняя — дом мой; во тьме постелю я постель мою» (Иов 17,13). Цари земель восседают там на призрачных престолах, древние чудовища — допотопные исполины в страшной полудреме созерцают свои преступления, главы народов, лежа на ложах, окружены своими потомками. Под головами тиранов и воинов лежат мечи, обагренные кровью убитых. Все они лежат в гробах и мечи положили себе под головы, напоминая себе о ярости, с которой они наводили ужас на землю. Они дают место новоприбывшим в глубинах преисподней. А в самой глубине этой страшной долины, в грязи, вони и среди копошащихся червей обитают самые лютые грешники. Души проклятых несут там позор свой, и злые духи издеваются над ними (Ис.14; Иез.32). Перед нами раскрывается страшная панорама ада, в который сошли Корей, Дафан и Авирон. Интересно, что и в язычестве содержатся очень похожие описания загробной участи.

250 других старейшин погибли от небесного огня. Их медные кадильницы, освятившиеся их смертью, были разбиты в листы, и из них был сделан жертвенник всесожжения — в знак того, что никто не может приступать к священству, не будучи призван Создателем. И вплоть до времени Пришествия Господа — Вечного Первосвященника — этот знак избранничества Израиля был перед лицом всех колен сперва в скинии, а затем в Храме Соломона.

Новым подтверждением посланничества Аарона было чудо расцветшего жезла, прообразовавшего девственное рождение Христа Спасителя. По повелению Бога все колена положили на ночь по жезлу своих старейшин перед Ковчегом Завета, а наутро жезл, подписанный именем Аарона, пустил листья, расцвел и принес плод миндаль. И все время до разрушения Иерусалима жезл Аарона являлся свидетельством богоизбранности древнего священства, ибо лежал перед Ковчегом Завета.

Это чудо прообразовало и девственное рождение Господа, и тайну Креста. Как сухая палка силой Божьей показала избыток жизни, так и утроба Приснодевы силой Святого Духа породила Вечного Первосвященника. С другой стороны, палка бесплодна, как бесплодны были сердца язычников. Но сила крестной смерти Христа породила вечную жизнь в душах обратившихся идолопоклонников.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных