Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Память пророка Моисея совершается 4/17 сентября.




 

Тропарь пророка, глас 2:

На высоту добродетелей восшел еси, пророче Моисее; и сего ради сподобился еси видети славу Божию. Скрижали благодатныя Закона прият, и начертаний благодать в себе нося, и пророков был еси честная похвала, и благочестия великое таинство.

 

Кондак, глас 2:

Лик пророческий с Моисеем и Аароном веселием днесь веселится, яко конец пророчествия их на нас исполнися: днесь сияет Крест, имже нас спасл еси; тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас.

 

РАЗВЕДЧИКИ В ИЕРИХОНЕ (Нав.1—2)

 

Когда Моисей отошел к отцам своим, Бог повелел Иисусу Навину начать завоевание Святой земли и сказал:

— Не отступлю от тебя и не оставлю тебя. Будь тверд и мужественен. Только будь очень тверд, и тщательно храни и исполняй весь Закон, данный Моисею, не уклоняйся от него ни направо, ни налево. Поучайся в нем день и ночь и точно исполняй то, что написано. Тогда никто не устоит перед тобою. Не бойся ничего, ибо с тобой Господь Бог.

По повелению Иисуса, весь народ стал готовиться переходить Иордан. Но вперед были посланы два разведчика, чтобы узнать настроение в ближайшем городе, который надо было завоевать, в Иерихоне.

Они вошли в Иерихон и остановились в доме блудницы Раав. Когда об этом узнал царь города, то Раав спрятала разведчиков на кровле своего дома, прикрыв их снопами льна. А когда посланные царя ушли, то хозяйка сказала:

— Я знаю, что Бог отдал вам всю землю. Все жители этой страны боятся этого народа, потому что слышали о великих чудесах Бога в Египте. Поэтому я прошу вас спасти меня с моей семьей.

Разведчики обещали сохранить им жизнь, если Раав привяжет к окну красную веревку. Также они сказали, что все, кто хочет спастись, должны быть собраны в ее доме. Кто выйдет вон — погибнет. Раав пообещала им сделать все это. Дом ее был пристроен к стене. (Такие дома обнаружены при раскопках развалин Иерихона.) И она спустила разведчиков по веревке. Они донесли обо всем Иисусу Навину, а Раав тотчас вывесила красную веревку на своем окне.

Раав блудница — это символ церкви из язычников, отступивших от Творца и кланявшихся бесам. Они отреклись от верности своим ложным богам ради Бога истинного. Избавлением их стала пролитая Кровь Христа, символизированная красной веревкой. Единственный дом Раав, где в Иерихоне можно было спастись, обозначал единственную Церковь, вне которой нельзя избавиться от вечной гибели.

ШТУРМ ИЕРИХОНА (Нав.3—6)

 

Выслушав разведчиков, Иисус Навин приказал начать наступление. Но перед израильтянами разливалось весеннее половодье Иордана. По повелению Бога народ подошел к реке и священники, несущие Ковчег Завета, вступили в бурлящие воды. И произошло чудо: тотчас вода остановилась выше по течению Иордана, и народ перешел через реку посуху. По повелению Иисуса двенадцать камней вынесли со дна, а на это место положили другие двенадцать камней— как свидетельство о совершившемся чуде. И как только ноги священников вышли из русла, вода сразу устремилась вниз. Это знамение показывало и то, что Бог не оставил Израиль после смерти Моисея, и прообразовывало Крещение, через которое люди, руководимые Иисусом Христом, восходят на небо. Не случайно, что и крещение Господа произошло именно на этом месте. 12 камней, взятых из реки, символизировали 12 апостолов, на которых построен Новый Израиль — Церковь Божия. Произошло это событие 10 дня первого месяца (авива — марта).

Затем Иисус Навин обрезал всех евреев, которые родились в пустыне, и снял с них посрамление рабства. Так и Крещение с наших сердец срезает наросты греха и смерти, в рабстве у которых мы находились. После этого впервые на святой земле был отпразднован праздник Пасхи. Евреи вкусили плоды Ханаана, и в этот день перестала падать манна. Так и Святое Причастие провожает нас до самого Царства Божия. А за пределами мира мы будем без покровов соединяться с Господом.

Когда войска подошли к Иерихону, Иисус Навин увидел Архистратига Михаила, который сказал, что он пришел ему на помощь.

Город заперся от страха перед евреями, и те, по повелению Творца, шесть дней обходили вокруг него, трубя в трубы (как знак евангельской проповеди, которая будет звучать до самого разрушения мирового зла).

В седьмой день Иерихон обошли семь раз при звуках труб, и на седьмой раз народ воскликнул — и стены рухнули. Все жители Иерихона были истреблены по повелению Господа, а все имущество уничтожено, чтобы евреи поняли, что ведут дело Божие. Спаслась только Раав вместе со своей семьей и вошла в народ Божий. Она даже вошла в род Христа, как залог обращения язычников. В XX веке археологи нашли рухнувшие и обугленные стены Иерихона.

Иисус Навин проклял того, кто восстановит этот город, и пообещал, что в наказание он потеряет двух сыновей.

Один из евреев украл имущество из проклятого города, и Бог отвернулся от Израиля. Лишь после казни преступника помощь Господа вернулась к Его народу.

 

 

БИТВА ПРИ ГАВАОНЕ И ЗАВОЕВАНИЕ СВЯТОЙ ЗЕМЛИ

(Нав.8—22)

 

Следующим сражением Иисуса Навина было взятие Гая. Для штурма использовалась военная хитрость. Часть евреев побежала от хананеев. Когда те устремились за отступавшими, то сидевшие в засаде захватили город. Все жители были казнены, и город достался израильтянам.

После этого Иисус исполнил волю Господа. На горе Гевал построили жертвенник. И весь народ возгласил проклятия отступникам и благословения тем, кто соблюдает Завет с Богом. В 1970-х годах археологи нашли тот жертвенник, который создал Иисус Навин.

Все цари Ханаана создали военный союз, чтобы уничтожить евреев. И лишь жители Гаваона решили при помощи хитрости вступить в союз с Израилем. Вожди израильского народа обманулись и, не спросивши совета Господа, заключили с ними договор. Но вскоре обман раскрылся, и в наказание за него жители Гаваона стали слугами Храма.

Узнав о поступке жителей Гаваона, коалиция хананеев решила их покарать. Тогда, по просьбе союзников, Иисус Навин вместе со всем народом внезапно напал на объединенную армию Ханаана. Это было знаменательное сражение, в котором решалась вся судьба еврейского народа, и самого завета Бога с Авраамом. Хананеев охватила паника, когда войска евреев напали на них. И Сам Бог вмешался в сражение. С небес падали большие камни, убившие большую часть хананеев. Битва была в самом разгаре, но солнце уже заходило. Тогда Иисус воззвал к Господу и воскликнул:

— Стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиной Аиалонской!

И остановилось солнце, и луна стояла почти целый день, пока народ совершал мщение Господне.

Хананеи были разгромлены, а пять царей спрятались в пещере. Там их нашли. Иисус Навин приказал бросить их к ногам победителей и военачальникам повелел наступить на их шеи.

— Не бойтесь и не ужасайтесь. Так поступит Господь со всеми врагами Своими, — сказал Иисус.

Пять царей были казнены, и их тела были забросаны грудой камней. А Иисус Навин напал на превосходящие силы хананеев около озера Мером и сокрушил их. Он уничтожил боевые колесницы хананеев и сжег столицу Северного Ханаана — Асор. Также победой завершился марш Иисуса по Южному Ханаану, где он истребил великанов, обитавших там. Развалины тех городов, которые разгромил Иисус, найдены археологами в XX веке, подтверждая тем повествование Писания.

После этого земля была по жребию разделена между коленами и были выделены города для священников. Часть этих городов стала городами убежища, где укрывались невольные убийцы. По велению Господа, священники и левиты должны были жить за счет десятины (десятой части доходов), которую приносили им израильтяне, а взамен те молились Богу за народ, учили народ Закону Божию и осуществляли правосудие.

Халев, который вместе с Иисусом был верным Богу разведчиком, получил в наследство тот самый Хеврон, где 45 лет назад он срезал огромную виноградную лозу. По Закону Бога земля не может быть частной собственностью, но дается людям во владение. Поэтому и использовался евреями жребий, дабы показать непосредственное действие Творца.

Так Бог исполнил то, что обещал, — отдал евреям Землю обетованную.

КОНЧИНА ИИСУСА НАВИНА (Нав.22—24)

 

После окончания священной войны Иисус Навин отпустил в заиорданские владения людей колена Рувима, Гада и половину колена Манассии, повелев им сохранять заповеди Господа. Они же, перейдя реку, поставили символический жертвенник в знак того, что они часть единого народа Божия.

Сам военачальник получил по своей просьбе город во владение. Наконец, почувствовав приближение смерти, Иисус Навин собрал всех израильтян в Сихем, где была скиния. Там он сказал:

— Так говорит Господь. За рекой жили ваши отцы и служили другим богам, но Я вывел отца вашего Авраама, и привел его в эту землю. Его внук Иаков поселился в Египет. Но оттуда Я вывел вас. И дал вам во владение эту землю, послав перед вами шершней, которые поражали хананеев, и дикие звери нападали на них. И вот вы живете в домах, которых не строили и пьете из колодцев, которых не копали. Итак, бойтесь Господа и служите Ему в чистоте и искренности. Если же вам не угодно служить Ему, то выберите себе других богов, а я с детьми буду служить Ему, ибо Он свят.

Тогда народ сказал:

— Нет, только Сущему мы будем служить. Ведь Он прогнал от нас врагов наших, которые жили на этой земле.

Иисус Навин сказал, что если они готовы служить Господу, то пусть отбросят идолов, потому что Бог не потерпит двоеверия и возгорится тогда гнев Его. Они подтвердили свое решение. Тогда Иисус заключил завет с народом, прочитал Пятикнижие и вписал в него все то, что произошло в период завоевания. Потом он взял огромный камень и положил его рядом с дубом, около святилища, — свидетелем завета. Если народ нарушит завет, то камень будет обличением ему.

Отпустив народ, каждого в свой удел, Иисус Навин умер в своем городе Фимнаф-Сараи, и положили с ним каменные ножи, которыми он обрезал евреев около Иерихона.

 

Память св. прав. Иисуса Навина совершается 1/14 сентября.

 

ВРЕМЯ СУДЕЙ

 

После смерти Иисуса Навина Израиль не исполнил повеления Бога, смешался с хананеями и стал кланяться истуканам. Господь потому и не изгонял хананеев из Святой земли, чтобы они были для евреев искушением и сетью. Когда израильтяне попадали в сети идолослужения, тогда Творец посылал на них захватчиков, которые угнетали их. А когда народ обращался с покаянием к Богу, то Он воздвигал судей, защищавших их. Задачей судьи было не только восстановление правосудия между людьми, но, главное, восстановление нарушенного богопочитания. Само служение их не было связано ни с каким истоком человеческого происхождения: судьей нельзя было стать по наследству, не было никакого социального статуса, который делал бы человека достойным этого звания. Сам Господь Духом Своим наполнял того или иного человека и через него осуществлял Свою волю.

Библия перечисляет следующих судей Израиля:

 

1. Гофониил.

2. Аод.

3. Самегар.

4. Девора и Варак.

5. Гедеон.

6. Фола.

7. Иаир.

8. Иеффай.

9. Есевон.

10. Елон.

11. Авдон.

12. Самсон.

 

Некоторые из них особо прославились своими подвигами, и о них мы скажем ниже. Другие просто осуществляли волю Бога. Но, несмотря на их усилия, Израиль не захотел отречься от ложных богов. Более того, уже в самом начале среди отступников появились признаки нравственной деградации. Одни создали свои центры поклонения истуканам, другие впали в страшный разврат. И лишь усилия верных Богу людей удержали еврейский народ над пропастью.

 

ДЕВОРА И ВАРАК (Суд.4—5)

 

За то, что евреи стали подражать хананеям в их беззакониях, Бог отдал их под власть хананеям. Иавис, царь Асора, жестоко угнетал их. Тогда в скорбях израильтяне воззвали к Богу, и Он послал им в помощь пророчицу Девору. Она же позвала к себе Варака и передала ему веление Божие:

— Иди с десятью тысячами человек на гору Фавор. Туда Я приведу Сисару, военачальника Иавинова, и отдам его тебе в руки.

Но Варак отказался идти, если Девора не пойдет с ним. Тогда она ответила, что пойдет, но за недоверие честь победы достанется не ему, а женщине.

Когда Варак взошел на гору, то Сисара пришел к горе со страшными железными колесницами. По велению, Божию Варак внезапно напал на Сисару, а поток Киссон, протекавший внизу, внезапно наполнился водой, так что колесницы завязли в грязи. С неба же падали метеориты, убивавшие хананеев. Сисара пешим убежал в шатер некоего человека, жена которого, Иаиль, и убила его там обманом. Так Бог покарал врагов Своего народа.

И, возблагодарив Творца, Девора воспела гимн радости. Она восклицала: «Так да погибнут все враги Твои, Господи! Любящие же Его да будут как солнце, восходящее во всей силе своей!» (Суд.5,31)

По православному толкованию, Девора — прообраз Церкви, направляющей христианина на сражение с духовным Сисарой — дьяволом. Если христианин прилагает все усилия, то Бог чудесным образом дает ему победу над всеми врагами. Иаиль же является образом Богородицы, чье смирение сокрушило голову сатаны. Поэтому ходатайство Богоматери — это наше сильнейшее оружие.

 

ГЕДЕОН (Суд.6—8)

 

Сменилось поколение, и евреи вновь отошли от Бога и стали поклоняться Ваалу. Тогда Бог отдал их в руки мадианитян, истреблявших у них все имущество. И закричали израильтяне к Богу, и сжалился Он над ними. Ангел Божий пришел к человеку по имени Гедеон, когда тот прятал пшеницу от идущих орд мадианитян. Ангел сказал ему:

— Иди, спаси Израиль от руки мадианитян. Я посылаю тебя.

— Как я спасу Израиль, — возразил Гедеон, — если я младший в доме отца, а мое племя самое бедное?

— Я буду с тобою, и ты разгромишь врагов, — отвечал Господь.

Тогда Гедеон стал просить у Бога подтверждения своего посланничества. Он принес пищу и предложил ее Ангелу. Но Ангел велел вылить похлебку и положить мясо и опресноки на камень. Когда Гедеон так сделал, то Ангел коснулся пищи концом жезла. Из камня вышел огонь и сжег предложенное, а Ангел исчез. Гедеон испугался, что умрет, но Господь успокоил его. В виде Ангела Гедеону явился Сам Бог Сын.

По велению Бога Гедеон ночью уничтожил идола Ваала и поставил жертвенник Богу. Жители были разъярены поступком Гедеона, но отец его сказал:

— Если Ваал — Бог, то пусть сам вступится за себя.

Орды захватчиков вновь пошли в наступление. Тогда охваченный Духом Божиим Гедеон послал гонцов к еврейским племенам, и они собрались к нему навстречу.

Гедеон все же сомневался в том, что сможет победить. Он дважды просил Бога о знамении. Он расстелил шерсть на гумне и просил, чтобы роса была только на шерсти, а вокруг сухо. Так и произошло. Везде было сухо, а из шерсти Гедеон выжал чашу воды. Второй раз он просил, чтобы на всей земле была роса, а шерсть осталась сухой. Бог так и сделал: шерсть осталась сухой, а вся земля была покрыта росой.

По толкованию святых Отцов Церкви, роса, сошедшая на шерсть, означала Богородицу, принявшую во чреве Сына Божия. Также это чудо показывало пути домостроительства Божия: до Боговоплощения вся земля была лишена Духа Божия, и только на Израиле почивала благодать, а после — все народы приняли дар благодати через Христа и лишь Израиль, отвергши Мессию, остался без благодати.

Гедеон собрал весь народ, и оказалось с ним 32000 человек. Бог сказал: «народа с тобою слишком много, не могу Я предать Мадианитян в руки их, чтобы не возгордился Израиль предо Мною и не сказал: “моя рука спасла меня”» (Суд.7,2). Тогда Гедеон отослал всех слабых и трусливых, и осталось 10000. Но Бог сказал: и их много. По слову Господа Гедеон привел войско к воде и велел им пить. Все пили, став на колени (и держа оружие в руках), а триста человек положили оружие и пили из ладоней. Этих, самых нерадивых, Бог и велел взять с собой, чтобы стала очевидной сила Божия. Они взяли трубы и пищу у народа и пошли к стану мадианитян, которых было бесчисленное множество. Гедеон разделил свое войско на три отряда, раздал всем трубы и велел нести светильники в кувшинах. Глубокой ночью они окружили стан и по сигналу Гедеона разбили кувшины. Все держали светильники и трубили в трубы и кричали: «меч Господа и Гедеона». В стане началась паника, и враги стали убивать друг друга. А отряд Гедеона стоял и трубил. Все выжившие мадианитяне бежали, и тогда войска Гедеона напали на них и истребили. Так Господь показал, что Он дает победу смиренным, а не сильным.

 

САМСОН (Суд.13—16)

 

Одним из величайших судей Израиля был Самсон. В те времена Бог наказал евреев за идолопоклонство нашествием филистимлян. К будущим родителям судьи явился Ангел Божий и повелел жене не есть ничего нечистого и не пить вина. Ее сын должен стать назореем — не пить вина и не стричь волос в знак того, что он посвящен Богу. Он спасет Израиль из рук филистимлян. Отец Самсона — Маной просил Ангела, чтобы Тот открыл свое имя, чтобы прославить Его. Но Тот отвечал:

— Что ты спрашиваешь об имени Моем? Оно чудно.

Так Он показал, что сущность Бога невместима умом человека. Ведь в виде Ангела явился Христос. По Его велению Маной принес жертву, и Ангел поднялся в пламени жертвы к небесам. Супруги были в ужасе, но Бог исполнил Свое обещание. В младенце Самсоне стал действовать Дух Господень, давший ему нечеловеческую силу.

Когда Самсон вырос, то решил жениться на филистимлянке. По дороге к невесте Самсон убил льва. Когда он возвращался, то нашел в трупе рой пчел, уже нанесший меда. Это чудо символизировало тайну Христа, убившего чудовище смерти на Кресте. И из пустого гроба явился мед нетления для людей.

На свадьбе Самсон загадал загадку:

— Из ядущего вышло едомое, и из сильного вышло сладкое.

Филистимляне долго не могли разгадать загадку, пока предательство жены Самсона не принесло им отгадки. Самсон обиделся и ушел, а в это время его жена вышла за другого. Узнав об этом, Самсон начал партизанскую войну против филистимлян. Он поймал триста лисиц и, привязав зажженные факелы к их хвостам, отпустил их. Те же сожгли поля филистимлян.

Филистимляне снарядили карательную экспедицию для ареста Самсона. Евреи выдали героя, связав его новыми веревками. Когда его подвели к филистимлянам, то Дух Святой охватил Самсона, и веревки упали с его рук. Он схватил ослиную челюсть и убил ею тысячу человек. Сделав это дело, Самсон стал похваляться своей удалью, но тотчас почувствовал страшную жажду и понял, что без помощи Бога он — ничто. Тогда он попросил Творца о помощи, и немедленно открылся источник воды, который оживил дух его. Это чудо прообразовало великую победу Христа над древним врагом — дьяволом, когда Он поразил его крестом, бывшим прежде нечистым орудием смерти, а после — источником Вечной жизни.

Но Самсон не устоял на той высоте, к которой призвал его Бог. Его соблазнила страсть блуда. Однажды он пришел к блуднице в Газу. Его хотели схватить ночью, но Самсон выломал городские ворота и отнес их на холм. И все боялись тронуть его.

Потом Самсон влюбился в филистимлянку Далиду. Она, по просьбе филистимлян, вызнала, в чем заключена его сила. Самсон открылей, что он назорей от чрева матери своей, а назореи не стригут волос. Тогда Далида усыпила его и срезала его волосы, и Дух Святой покинул Самсона в наказание за блуд. И вот филистимляне захватили и ослепили героя. Они посадили его на цепь и заставили ворочать жернов.

Между тем волосы его отрастали, и Самсон понял, за что оставлен Богом. Собрались правители филистимские, чтобы принести жертву идолу Дагона, говоря: «бог наш предал врага нашего нам в руки». Они развеселились и решили посмеяться над слепым героем. Его привели в капище Дагона, били его и смеялись над ним. Самсон попросил своего поводыря, чтобы тот подвел его к двум несущим колоннам капища. Тогда воззвал Самсон к Господу:

Господи Боже! вспомни меня и укрепи меня только теперь, о Боже! чтобы мне в один раз отмстить Филистимлянам за два глаза мои (Суд.16,28).

И сдвинул Самсон два столба, на которых стоял дом, и воскликнул:

— Умри, душа моя, с филистимлянами!

И рухнул дом и раздавил всех, кто был в нем, — и правителей, и жрецов, и народ, — более трех тысяч человек. Так в самой смерти своей Самсон погубил больше врагов, чем при своей жизни.

Пример Самсона предостерегает нас от искушения творить грехи, полагаясь на дары Божии. Как пишет блаженный Феодорит Кирский: «Сколько-то борьба с похотью труднее подвига в воинских рядах! Того, кто так доблестно был мужественен и прославлялся чудными подвигами, сделало пленником сластолюбие» (Толкование на Книгу Судей).

 

ИСТОРИЯ РУФИ (Руфь)

 

Во время правления судей за грехи Бог навел на Израиль голод. Тогда одна семья из Вифлеема переселилась в заиорданскую страну Моав. Там отец семейства умер, а два его сына женились на язычницах. Но вскоре умерли и они. Так что в живых осталась только вдова по имени Ноеминь вместе со своими снохами. Голод в Израиле закончился, и она решила вернуться домой. Когда она подошла к своей стране, то просила снох вернуться к своему народу. Одна из них возвратилась к своему народу и к своим богам, а другая, которую звали Руфь, отказалась, сказав:

— Я пойду с тобой. Народ твой да будет моим народом, а твой Бог моим Богом.

Руфь совершила великий подвиг веры, отвергнув свое отечество и народ ради Творца. Она не побоялась идти вместе с той, которая считалась проклятой, в чужое место. Так велика была ее любовь.

Вместе они пришли в Вифлеем незадолго до праздника Пасхи. Настала жатва, и Руфь пошла подбирать колосья, оставшиеся позади жнецов. Божий Промысл привел ее на поле Вооза, родственника Ноемини. Он узнал, что это моавитянка бросила всё ради свекрови, и велел ей собирать колосья только на его поле:

Да воздаст Господь за это дело твое, и да будет тебе полная награда от Господа Бога Израилева, к Которому ты пришла, чтоб успокоиться под Его крылами! (Руфь 2,12)

И во время обеда Вооз пригласил Руфь есть его хлеб и обмакивать куски в уксус. Ноеминь, узнав об этом, сказала, что Вооз ее родственник, и посоветовала Руфи просить его, чтобы он взял ее в жены (по Закону, жена умершего бездетным должна быть взята его родственником, чтобы восстановить потомство для него).

Так она и сделала. Вооз же, узнав об этом решении, сказал:

— Благословенна ты от Господа! Это дело еще лучше прежнего. Ты не стала искать молодых людей, ни богатых, ни бедных, чтобы исполнить волю Бога.

На следующий день Вооз взял Руфь себе в жены, чтобы оставить земельный удел в роду Ноемини. И весь народ и старейшины благословили ее, пожелав, чтобы она стала как родоначальница израильского народа.

И Господь дал Руфи родить от Воза сына, которого назвали Овид («поклоняющийся»). Ноеминь же нянчила его, и говорили ей женщины:

Благословен Господь, что Он не оставил тебя ныне без наследника! И да будет славно имя его в Израиле! Он будет тебе отрадою и питателем в старости твоей, ибо его родила сноха твоя, которая любит тебя, которая для тебя лучше семи сыновей (Руфь 4,14–15).

Овид был дедом царя Давида, и таким образом Руфь вошла в родословие Христа Спасителя, о чем и упоминается в начале Евангелия (Мф.1,5).

Руфь является образом Церкви из язычников, оставившей своих ложных богов и земное отечество ради любви к Христу. Она вкушает Христов хлеб — Святое Причастие и участвует в Его страданиях (пьет Его уксус). Она выбирает Христову бедность, чтобы войти в родство с Небесным Отцом. Она не боится дерзновенно презреть земные приличия ради обретения Господа. И потому Господь не стыдится сделать ее Своей вечной Невестой.

 

ПРОРОК САМУИЛ (1Цар.1—7)

 

Последним судьей Израиля был пророк Самуил. Само его рождение — плод молитвы. У отца пророка, Елканы, было две жены — Анна и Феннана. Анна была любимой, но бесплодной, а Феннана — имела детей и обижала Анну. Однажды они пришли в скинию принести жертву Богу. Анна стояла перед входом святилища, горько плакала и молилась Богу:

— Господи Всемогущий Саваоф! Если Ты призришь на мою молитву и дашь мне мальчика, то я отдам его Тебе в дар на все дни жизни его, и он не будет пить вина, и бритва не коснется головы его.

Она молилась про себя, лишь губы ее двигались, и первосвященник Илий решил, что она пьяная. Но Анна ответила:

— Я не пьяная, но скорблю духом и изливаю душу перед Господом.

Тогда первосвященник благословил ее. Анна возвратилась в свой дом и забеременела. Когда родился Самуил и ему исполнилось три года, то Анна исполнила свой обет и посвятила его Богу. Она сказала Илию:

— Вот тот младенец, о котором я просила Бога, и Он исполнил мою молитву.

И молилась Анна Богу и сказала:

— Вознеслась сила моя в Боге моем, и широко открылись уста мои, ибо я радуюсь о спасении Твоем. Нет святого, кроме Господа, нет твердыни такой, как Бог наш. Он сокрушает силу надменных, сытых заставляет трудиться ради хлеба и кормит голодных. Даже бесплодная рождает семь раз, а многочадная изнемогает. Господь умерщвляет и оживляет, низводит в ад и возводит. Стопы святых он охраняет, а беззаконные исчезают во тьме, ибо не силой крепок человек. Господь сотрет спорящих с Ним, Он будет судить концы земли, и даст крепость Царю Своему, и вознесет силу Христа Своего.

Церковь видит в истории Анны и Феннаны прообразование отвержения Богом Израиля и избрание Церкви из язычников, прежде бесплодной, а ныне приносящей Творцу множество детей. Неслучайно, что именно Анна возвысилась до пророчества о Пришествии Христа — Спасителя и Судьи, Который даст святым Своим победу над адом и смертью.

После этого Самуил служил при скинии во время первосвященства Илия. Сыновья первосвященника, служившие при скинии, были нечестивцами. Они воровали жертвы, развратничали и многократно нарушали закон Божий. Отец пытался вразумить их, говоря:

— Вы развращаете народ Божий. Если согрешит человек против человека, то помолятся о нем Богу; если же согрешит против Господа, то кто будет ходатаем о нем?

Но они не слушались его, так как Господь уже решил предать их смерти. Они не послушали и пророка, обличившего их, а отец не захотел наказать их, и за это гнев Божий обрушился и на него.

Однажды отрок Самуил спал в скинии недалеко от Ковчега, и светильник Божий еще не погас. Вдруг Голос позвал его:

— Самуил! Самуил!

Отрок побежал к Илию и сказал:

— Вот я, Ты звал меня.

Но тот ответил, что не звал его. Так было три раза, и тогда Илий понял, что Бог зовет Самуила. Он сказал:

— Ложись, и когда Зовущий позовет тебя, то скажи Ему: говори Господи, ибо слышит раб Твой.

Так и произошло. Бог пришел и сказал:

— Я сделаю дело в Израиле такое, что кто услышит, у того зазвенит в обоих ушах. Я накажу Илия и его сыновей, как и обещал. Я начну и окончу. Грех Илия, который не обуздывал их, не загладится никакими жертвами.

Наутро Самуил возвестил Илию волю Господа. И это предсказание сбылось. Началась война евреев с филистимлянами, и сыновья Илия принесли Ковчег Завета, надеясь на то, что святыня защитит народ сама по себе, без покаяния. Но Бог отверг Свой народ за грехи священников, и евреи были разгромлены. Сыновья Илия были убиты, Ковчег захвачен, а первосвященник, услышав об этом, упал с седалища, сломал позвоночник и умер.

Филистимляне взяли Ковчег и с торжеством перенесли его в капище Дагона, думая, что их идол оказался сильнее Бога. Но когда утром они вошли в капище, то увидели истукана лежащего ниц перед Ковчегом. Идола водрузили на место, но на следующий день нашли его расчлененным. Так филистимляне убедились, что Дагон вовсе не сильнее Бога Израилева.

Между тем в их стране начались бедствия. Люди покрылись наростами, и мыши заполнили всё. Жрецы посоветовали правителям больше не гневить Бога и отправить Ковчег в Израиль. Чтобы проверить, от Бога ли это бедствие, они поставили Ковчег на телегу и впрягли в нее двух только что отелившихся коров. Те, вместо того чтобы бежать к телятам, пошли в сторону Иудеи. Шли и мычали, но назад не поворачивали. Так Ковчег вернулся к евреям.

В Израиле после смерти Илия судьей стал Самуил. Он возвещал волю Божию всему народу, боролся с идолопоклонством и успешно сражался с врагами.

 

Память пророка Самуила совершается 20 августа/2 сентября, а его матери, св. Анны — 9/22 декабря.

 

Тропарь, глас 2:

Дар многочестен дан бысть неплодней утробе и принесен в жертву, яко всесожжение благоприятно, Господеви своему, послужив Тому в преподобии и правде, тем тя почитаем, пророче Божий Самуиле, архиерею великий.

 

Кондак, глас 8:

Яко многочестный дар, прежде зачатия вдан Богу, и измлада Тому, яко ангел, послужил еси, всеблаженне, и сподобился еси предбудущая вещати. Темже вопием ти: радуйся, пророче Божий Самуиле, архиерею великий.

 

ПЕРВЫЙ ЦАРЬ ИЗРАИЛЯ — САУЛ

 

Когда Самуил состарился, то народ стал требовать себе царя — как у других народов. Евреи не желали, чтобы Бог непосредственно руководил ими. Самуил предостерегал их от такого хода, но они упорствовали. И Бог сказал пророку:

— Сделай по слову их, ибо не тебя они отвергли, а Меня, чтобы Я не царствовал над ними.

Тогда Самуил сказал евреям, что Господь даст им царя, которого они просили. Вскоре к нему пришел богатырь Саул, искавший ослов своего отца. Именно на него Бог указал как на будущего царя Израиля. Когда весь народ был собран Самуилом, то он при помощи ефода, открывавшего волю Бога, указал на первого царя. Самуил помазал Саула священным елеем, и Дух Божий сошел на Саула и изменил его. После этого пророк сказал народу:

— Если кого я неправедно осудил, то свидетельствуйте против меня перед Божьим помазанником, и я возмещу.

Но народ воскликнул:

— Ты всегда праведно судил!

— Тогда я буду судиться с вами, — сказал Самуил. — Вы отвергли Бога, Который освобождал вас из рабства. Сейчас жатва и не бывает дождей, но по молитве моей пойдет дождь. Чтобы вы знали, какое зло сделали, отвергши власть Бога.

Самуил принес Творцу жертву, и тотчас ливень обрушился на собравшихся. Евреи были в ужасе, но пророк сказал:

— Вот, вы сделали зло, но только храните все заповеди Божии и не отступайте от Него — и Он тогда не покинет вас. Если же вы опять будете служить идолам, то вы вместе с вашим царем погибнете.

Саул победил филистимлян в бою, но не исполнил повеления Самуила дождаться его в Галгале, и, не будучи священником, царь дерзнул принести жертву. Как только он закончил, пришел пророк и сказал ему:

— Ныне Бог бы утвердил твое царство, а теперь Он найдет Себе мужа по сердцу Своему. Он не раскается, ибо не человек Он, чтобы Ему менять Свои решения.

После этого Саул вновь нарушил волю Бога, из-за сребролюбия не совершив Его суда над древними врагами Израиля амаликитянами. Тогда Бог окончательно отверг Саула и повелел Самуилу помазать нового праведного царя.

 

 

ПОБЕДА ДАВИДА НАД ГОЛИАФОМ (1Цар.16—18)

 

После того, как Саул нарушил волю Бога, Господь тайно послал Самуила помазать нового царя в Вифлеем. Тот пришел к Иессею и призвал его сыновей. Отец последовательно подводил к пророку своих детей, но всех их Господь признал недостойными.

— Человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце, — сказал Бог.

Тогда Самуил спросил Иессея, все ли его дети здесь. На что тот ответил, что есть еще младший, Давид, который пасет овец. Привели его, и сказал Бог:

— Помажь его. Это он.

И Самуил возлил рог священного елея на голову Давида и помазал его в царя над Израилем среди братьев его. Дух Божий почил на Давиде с этого дня, а Саул был отвержен Творцом. Злой дух стал мучить его.

Саул искал человека, который помог бы ему, и нашли Давида, который играл на псалтири (гуслях). И когда он играл псалмы, злой дух отходил от Саула. И сейчас злые духи боятся молитв словами псалмов Давида.

В то время отряды филистимлян вторглись в Израиль. Саул с войсками вышел им навстречу. Со стороны филистимлян выступил великан Голиаф, он был ростом почти в три метра. Голиаф вызывал евреев на поединок и хулил Бога Всемогущего. Но все боялись, и никто не хотел сразиться с ним.

Три старших сына Иессея пришли на эту войну. Отец послал Давида проведать их и передать им гостинцы. Давид, придя в лагерь, услышал хулу Голиафа и вызвался идти в бой. Он, несмотря на возмущение старшего брата, пришел к Саулу и просил пустить его в бой. Тот боялся, чтобы он не проиграл боя из-за своей молодости. Но Давид сказал:

— Я пас овец отца. Когда нападал лев или медведь, то я отнимал их из его пасти, а зверя убивал. Также будет и с этим необрезанным, который поносит воинство Бога живого.

Тогда Саул одел его в свою броню, но она была для Давида неудобной. Он снял с себя вооружение, положил в сумку пращу и пять гладких камней.

Голиаф, увидев Давида, рассмеялся и сказал:

— Разве я собака, что ты идешь на меня с камнями? Подойди ко мне и скормлю тебя зверям. — И проклял его богами своими.

На это Давид отвечал:

— Ты идешь против меня с мечом и копьем, а я иду с именем Господа Саваофа, Бога воинств Израильских. Я убью тебя ныне, и узнают все, что не мечом и копьем спасает нас Господь, ибо это война Господа, и Он предаст вас в руки наши.

Голиаф побежал к нему навстречу, а Давид взял камень и пращей бросил его прямо в лоб великану. Тот упал навзничь, и Давид убил великана собственным его мечом. Увидев гибель своего лучшего бойца, филистимляне бежали. Саул возвысил Давида, сделал его военачальником и женил на своей дочери.

Победа Давида над Голиафом показывает христианам, что не должно бояться грозной мощи зла (как видимого, так и невидимого). Надо надеяться на помощь Бога. И тогда грозный великан — дьявол будет убит камнем имени Христова.

 

ДАВИД СКРЫВАЕТСЯ ОТ САУЛА (1Цар.18—27)

 

Когда Давид возвращался вместе Саулом с победой, женщины пели:

— Саул победил тысячи, а Давид десятки тысяч!

Саул позавидовал Давиду и решил, что тот хочет свергнуть его и лишить царства. Однажды Давид играл на псалтири перед Саулом, и тот бросил в него копьем, чтобы пригвоздить его к стене, но Господь отвел удар царя. Саул же стал бояться Давида, ибо видел, что с ним Господь, а от Саула Он отступил. Он пытался погубить его, ставя на самые опасные места битв, но Бог хранил его. Между сыном Саула Ионафаном и Давидом возникла крепкая дружба, так что они дали друг другу клятву верности. Ионафан пытался остановить своего отца, но не мог. Саул посылал к Давиду убийц, пытался захватить его, когда тот был у Самуила. Но и тут Бог защитил Давида.

Наконец, узнав через Ионафана о том, что Саул твердо вознамерился убить его, Давид решил бежать. Он пришел к первосвященнику, и тот дал ему в пищу священные хлебы, хотя Закон и запрещал это делать, и меч Голиафа. И Давид убежал в страну филистимлян. Там он услышал разговоры о том, что он — злейший враг филистимлян. Чтобы спастись, Давид притворился сумасшедшим, и враги не тронули его. После этого он вернулся в Иудею, и к нему собрались все притесненные и должники, задавленные грабительством ростовщиков, и Давид стал их предводителем.

Между тем Саул в ярости убил первосвященника и всех его родных, так что только один сын его, Авиафар, спасся и стал служить у Давида, узнавать волю Бога. Также помогал ему пророк Гад. Давид же нападал на отряды филистимлян и побеждал их. Но даже те, кого спас Давид, предавали его, и он вынужден был уйти в пустыню. А Саул искал его с отрядами, чтобы убить.

Однажды Саул преследуя Давида по пустыне, вошел в одну пещеру около Ен-Гадди по нужде. А в этой пещере прятался отряд Давида. Ему предложили убить его врага, но он сказал:

— Да не допустит мне Господь убить помазанника Божия.

Он только отрезал край верхней одежды царя, и когда тот вышел, то показал ему кусок ткани и сказал:

— Сегодня Господь предавал тебя в мои руки, но я не тронул тебя. Я не согрешил против тебя, а ты хочешь погубить меня без вины. Пусть Господь рассудит между нами и спасет меня.

Саул растрогался и сказал ему:

— Ты правее меня. Ибо ты воздал мне добром за зло. Кто, найдя врага своего, отпустил бы его в добрый путь? Господь да воздаст тебе добром за то, что ты сделал мне сегодня.

И на время Саул успокоился. Но вскоре он пошел искать Давида, чтобы убить его. Ночью Давид и его друг Авесса проникли в лагерь Саула и вошли в шатер царя, когда тот спал. Авесса говорил Давиду, чтобы тот разрешил ему одним ударом убить Саула. Но Давид запретил ему, сказав:

— Пусть поразит его Господь или он погибнет на войне, но я не буду убивать его.

Он взял царское копье и кувшин с водой и ушел, а все спали, ибо Бог навел на них сон. Потом Давид перешел на вершину соседней горы и воззвал к народу и упрекал Саула, за то, что он преследует его без вины. Саул вновь устыдился и вернулся в столицу. А Давид убежал к филистимлянам, где Саул не стал уже искать его.

Церковь видит в истории бегства Давида описание жизни христианина. Как и Давид, мы уже помазаны на царство, но еще не воцарились. Нечистый князь — сатана преследует нас, стараясь погубить. Но сражаясь с ним, мы лишены права на зло. Лишь верность Творцу, благородство и мужество приведут нас к воцарению.

 

ГИБЕЛЬ САУЛА (1Цар.28—31)

 

Избранный сначала, а потом отверженный Богом Саул пришел к своему концу. Ему не удалость уничтожить помазанного Богом Давида, и он остался в полном одиночестве. Пришли страшные орды филистимлян, а Господь не отвечал отверженному царю ни в откровении, ни через пророков. В отчаянии Саул бросился к магам. Рядом с местом будущей битвы, в Аэндоре жила колдунья, к которой пришел царь. Он потребовал вызвать из ада душу умершего пророка Самуила, чтобы узнать от него будущее. Та сначала отказывалась, а потом вызвала, по обычаю, духа, но вместо демона Бог послал к отступнику душу пророка.

— Для чего ты тревожишь меня? — спросил Самуил.

— Тяжело мне очень. Филистимляне воюют против меня, а Бог отступил от меня и не отвечает мне. Научи меня, что мне делать.

— Для чего ты спрашивает меня, когда Господь отступил от тебя и сделался врагом твоим? Он исполнит то, что обещал. Завтра ты и твои сыновья будут вместе со мной, и израильтяне будут разгромлены. Услышав это, Саул упал в обморок. Придя в себя, он был совершенно обессилен, потому что не ел целый день, и продолжал отказываться от пищи, но после все-таки поел.

Наутро первый царь Израиля сразился с филистимлянами и был разгромлен. Его сыновья погибли, а он покончил с собой. Так Бог наказал его за непослушание, зависть к Давиду и использование магии.

 

ЦАРЬ ДАВИД (2Цар.1—10; 1Пар.12—29)

 

Когда Давид узнал о гибели Давида и своего друга Ионафана, то он оплакал их плачевной песнью:

— Краса твоя, о Израиль, поражена на высотах твоих! Саул и Ионафан, любезные и согласные в жизни своей, не разлучились и в смерти; быстрее орлов, сильнее львов были они! Сражен Ионафан на высотах твоих, как пали сильные на брани!Скорблю о тебе, брат мой Ионафан; ты был очень близок для меня.

После смерти Саула южный Израиль избрал Давида царем. Первосвященник помазал его на царство в Хевроне. На севере царем стал сын Саула Иевосфей. Но после гражданской войны Иевосфея предательски убили его придворные, желая угодить Давиду. Но тот казнил убийц за их беззаконие. После этого весь Израиль признал Давида своим царем.

После своего воцарения Давид взял штурмом Иерусалим и сделал его столицей Израиля. После этого царь вел многочисленные победоносные войны. Он разгромил филистимлян, как разносит все бурный поток. Другой раз победу дал ему Сам Бог. Царь услышал шум Идущего по вершинам тутовых деревьев, а затем филистимляне в панике бежали. Кроме того, он завоевал множество народов — аммонитян, сирийцев, идумеев.

Когда Бог дал царю победы, то Давид решил перенести Ковчег Завета в Иерусалим. Он вместе с народом взял его из Кириаф-Иарима и поставил на колесницу, запряженную волами. Когда Ковчег наклонился, то один человек по имени Оза прикоснулся к Ковчегу, чтобы поддержать его, — и тотчас умер. Он не был священником и потому не имел права касаться этой святыни. Так Бог показывает, что те, которые неочищенными касаются святыни, рискуют погибнуть. Испуганный царь оставил Ковчег в дому Аведдара. Тогда Бог наполнил этот дом благословениями. Узнав об этом, царь собрал народ и перенес Ковчег в Иерусалим. Когда его несли священники, то каждые шесть шагов приносили жертву. Левиты трубили в рога и трубы, играли на цитрах и тамбуринах. А Давид, одетый в царские одежды, плясал перед Ковчегом изо всех сил. После того, как Ковчег был поставлен на свое место, среди скинии, Давид благословил народ и установил череды певцов, чтобы те пели перед лицом Бога. Им царь поручил петь псалмы. А всему народу царь устроил пир.

Когда Давид вернулся домой, тот его жена Мелхола, дочь Саула, унизила его:

— Как отличился сегодня царь Израиля, обнажившись перед глазами рабынь как пустой человек!

На это Давид ответил:

Пред Господом [плясать буду. И благословен Господь], Который предпочел меня отцу твоему и всему дому его, утвердив меня вождем народа Господня, Израиля; пред Господом играть и плясать буду; и я еще больше уничижусь, и сделаюсь еще ничтожнее в глазах моих, и пред служанками, о которых ты говоришь, я буду славен (2Цар.6,21–22).

Бог наказал высокомерную Мелхолу бездетностью.

Давид построил себе дворец и решил, что негоже ему жить во дворце, а Ковчегу стоять в шатре. Он пригласил пророка Нафана и сказал, что желает построить Богу храм. Пророк одобрил его желание, но Бог велел сказать царю:

— Ты ли построишь Мне дом? Я взял тебя от овец и сделал тебе имя, Я был с тобой везде. Не ты построишь Мне дом, а Я создам тебе дом. После тебя Я восставлю потомка, который создаст Моему имени дом. И твой Потомок воссядет навеки на твоем престоле. Он будет Мне Сыном, а Я назовусь Его Отцом.

Этим Бог предсказал не только царствование Соломона, сына Давидова, построившего Храм Иерусалимский, но и рождение Величайшего Царя из рода Давида — Иисуса Христа, Сына Божия и Сына Давидова. Он восседает на престоле Давида навеки.

Услышав это великое пророчество, Давид пошел к Ковчегу и сказал:

— Кто я такой, Господи мой, Господи, что Ты так возвеличил меня! И этого мало показалось Тебе, но Ты возвестил о доме раба Твоего дальше. Это уже по-человечески, Господи мой, Господи! По всему велик Ты. Нет подобного Тебе, Боже. И ныне начни исполнять Свое обещание и благослови и меня, и дом мой.

 

ГРЕХ ДАВИДА И ЕГО ПОКАЯНИЕ (2Цар.11—12)

 

Но и столь великий праведник впал в великий грех. Однажды Давид гулял по кровле и увидел купающуюся женщину. Она понравилась царю, и он приказал привести ее. Звали ее Вирсавия, это была жена Урии хеттеянина. Давид согрешил с ней, и она забеременела. В это время ее муж был на войне с аммонитянами. Давид написал военачальнику письмо, чтобы Урию поставили на самое опасное место. Так военачальник и сделал, и Урия погиб в бою. После этого царь взял Вирсавию себе в жены. Господь разгневался на Давида за это и послал к царю пророка Нафана. Тот пришел к Давиду и сказал:

— Жили двое — богач и бедняк. У богача были огромные стада, а бедняк имел только одну овечку, которая была ему как дочь. К богачу пришел друг, и ему стало жалко своих овец. Он отобрал единственную овечку бедняка и заколол ее для друга. Чего он заслуживает?

Давид разгневался и воскликнул:

— Он заслужил смерти. За это дело должен он заплатить вчетверо.

Нафан ответил:

— Этот человек — ты. Я помазал тебя царем и дал тебе все, что ты хотел. Если тебе было мало, то Я еще прибавил бы тебе. Зачем же ты сделал зло, забрав жену Урии, а его самого убив мечом аммонитян? За это Я возьму твоих жен и отдам их другому и подниму зло на твой дом.

Давид принес покаяние, и Бог смилостивился над ним, обещав ему, что он не умрет. Однако же в наказание за его грех дитя прелюбодеяния умерло, хотя Давид и молился о нем с постом. После этого Вирсавия родила ему Соломона. Памятником покаяния царя Давида стал 50-й псалом.

 

 

ВОССТАНИЕ АВЕССАЛОМА (2Цар.13—19)

 

Как и обещал Бог, Давид был наказан за свое беззаконие. Против него поднял восстание сын его Авессалом. Он разгневал отца, убив своего брата Амнона. Но потом Давид простил Авессалома и разрешил ему жить в Иерусалиме.

Авессалом был красавцем, носил роскошные волосы и очень гордился собой. После того, как отец простил его, он завел себе колесницы, скороходов и начал агитировать за себя израильтян. Он был очень ласков с народом и убеждал людей, что будет царем лучшим, чем Давид. И вот однажды Авессалом собрал своих сторонников в Хевроне и пошел войной против отца. Давида предали многие друзья и советники. Тогда царь решил бежать от сына. Он вышел из Иерусалима и с горы Елеонской плакал о том, что покидает скинию Божию. На этом же месте Великий Потомок Давида плакал, идя на смерть.

Между тем Авессалом захватил святой город. Но Бог разрушил его замыслы, отняв у него разум. Он не послушал мудрого совета своего советника Ахитофела немедленно догнать Давида и потому был обречен. Предатель же Ахитофел, увидев, что его не послушали, пошел и повесился, как позже поступил Иуда.

Между тем началась война, и войска Авессалома были разгромлены. Сам мятежник бежал с поля боя, но в лесу зацепился волосами за ветви. Мул его убежал, а сам он висел между небом и землей, пока военачальник Иоав не застрелил его. Давид долго оплакивал своего сына-врага. Своих же противников он великодушно простил. Всех же оставшихся ему верными Давид щедро наградил.

Так Господь показывает нам, какое наказание ждет тех, кто презирает своих родителей. Они будут уничтожены своими же замыслами.

 

СОЛОМОН СТРОИТ ХРАМ (3Цар.1—9; 2Пар.2—7)

 

Когда Давид приблизился к смерти, то, исполняя волю Господа и свое обещание, данное Вирсавии, велел помазать Соломона на царство. После этого Давид умер, завещав Соломону точно соблюдать Закон Божий и построить храм Господу. Вскоре после воцарения Соломон пошел в Гаваон, где был главный жертвенник. Там он просил у Бога мудрости, чтобы справедливо управлять народом. Ночью Господь явился ему и дал ему просимый дар.

За то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтоб уметь судить, — вот, Я сделаю по слову твоему: вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе… и если будешь ходить путем Моим, сохраняя уставы Мои и заповеди Мои, как ходил отец твой Давид, Я продолжу и дни твои (3Цар.3,11–12,14).

Вскоре весь народ узнал мудрость царя.

Исполняя желание своего отца и замысел своего сердца, Соломон решил построить Храм имени Господа. Для этого он нанял мастеров в Финикии, у царя Хирама. В начале мая 4 года царствования царя Храм начали строить, а к октябрю 11 года завершили строительство.

Храм стоял на том месте, где Авраам приносил в жертву своего сына Исаака и где Ангел-губитель предстал перед Давидом. Главная часть Храма была сделана из белого дорогого камня и обшита драгоценными кедровыми досками. Внутри святилища стояла стена, отделявшая святое святых с двухстворчатыми дверями и завесой. Над святым святых распростирались крылья двух статуй херувимов, осенявших Ковчег завета. Все святилище было украшено инкрустациями из золота, изображающими пальмы, огурцы, распускающиеся цветы, и между ними — Херувимы. Таким образом, внутри Храм был подобием рая.

И снаружи на стенах красовались Херувимы — как напоминание о тех духах, которые преграждают путь к древу жизни. В Храме горели десять светильников, напоминающих о Десятословии. Перед входом в святилище стояли два медных столпа как образ двух заповедей — о любви к Богу и о любви к ближним, к которым сводится весь Закон. Перед завесой стоял кадильный жертвенник — образ молитв святых.

Во дворе Храма стоял жертвенник, где совершались жертвоприношения, амвон для проповеди и молитв и десять медных умывальниц, украшенных изображениями львов, волов и Херувимов. Также во дворе Храма стоял огромный сосуд для воды — медное море, подобное распустившейся лилии.

Так Храм представлял собой подобие вселенной, такой, как задумал ее Бог. В Храме не было изображений людей, ибо наш род отпал от Господа.

Когда строительство Храма было завершено, то Соломон собрал весь народ, и священники торжественно перенесли Ковчег Господень, а перед ним приносили множество жертв, и бесчисленные хоры, сопровождаемые звуками труб и других музыкальных инструментов, прославляли Бога, ибо вовек милость Его.

И когда Ковчег внесли в святое святых, то облако славы Бога наполнило Храм, так что священники не могли войти для служения. И огонь с неба упал на жертвы и сжег их.

Тогда Соломон обратился к народу и сказал:

— Господь сказал, что Он благоволит обитать во мгле; а я построил дом в жилище Тебе, Святой, место для вечного Твоего пребывания. Бог не оставил неисполненным ни одно Свое благое обещание.

Затем Соломон стал перед жертвенником Господа и воздвиг руки к небу и сказал:

— Поистине Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее Храм, который я построил имени Твоему. — И просил, чтобы глаза Бога и уши Его всегда были в Храме, чтобы слышать все молитвы, произносимые в нем.

Затем Соломон просил, чтобы Господь рассудил тех, кто попросит Его суда в Храме; чтобы простил грехи израильтян, разгромленных врагами; чтоб по молитве в Храме дождь пришел на землю, прекратился голод, ушли моровая язва, саранча, червь, неприятель и болезни. Но не только евреям нужно было молиться в Храме, но и всякому иноплеменнику, который будет искать лица Бога. Также царь просил, чтобы по молитве в Храме Бог дал победу народу Своему на войне и услышал евреев, если их отведут в плен, когда они будут кланяться к Храму.

После молитвы Соломон благословил народ и принес богатые жертвы, и все люди веселились перед лицом Бога.

Ночью Бог явился Соломону и сказал, что услышал его молитву и освятил Храм. И трон Соломона Он сделает крепким, если тот будет верен Творцу. Если же он и его дети отступят от Бога, то Он истребит Израиль с земли и сделает этот народ притчей и посмешищем среди народов, и Храм будет сожжен в наказание за нарушение завета.

После строительства Храма Соломон построил себе роскошный дворец из кедра. Был он весьма богат. Ему приносили дань многие цари, и корабли его плавали в дальние страны.

Слава мудрости Соломона распространялась по всей земле. Часть ее вошла в книги Соломона — Притчи, Екклесиаст, Песнь песней. Услышав о его мудрости, к царю пришла царица Савская, чтобы испытать его, и оказалось, что Соломон превосходил всякие рассказы о его уме и богатстве. Так Бог прославил сына Давида.

ГРЕХОПАДЕНИЕ СОЛОМОНА (3Цар.11)

 

Но на вершине своей славы Соломон не устоял. Он взял себе в жены дочерей иноплеменников, и они совратили его. Для того чтобы ублажить их, Соломон построил капища идолам вокруг Иерусалима, и Бог разгневался на него. Господь пообещал за это беззаконие разделить царство Израильское, но произойдет это только после смерти Соломона — ради Давида, отца его. Тут мы видим, насколько внимательным надо быть при выборе жены. Ведь если мудрейший царь низринулся в бездну идолопоклонства из-за нечестия жен, тем более страшная участь угрожает христианину, женившемуся на неверной.

Но уже во время Соломона Бог воздвиг противников ему — Адера, который стал вождем идумеев, и Разона, который воцарился в подвластной Соломону Сирии.

Но главным противником его стал Иеровоам, которому пророк Ахия предсказал, что тот станет царем над десятью коленами Израиля. Как знак этого, пророк разорвал свой плащ на 12 частей и 10 отдал Иеровоаму. Бог сказал, что если он будет верен Ему, то и его династия, как и Давида, станет крепкой.

Соломон дожил до глубокой старости и умер. По преданию, он пришел в Храм, стал, опершись на посох, и так скончался. Никто не смел подойти к мудрому царю, но червь подгрыз посох, и царь упал в том Храме, который был его величайшей славой.

 

РАЗДЕЛЕНИЕ ЦАРСТВА (3Цар.12; 2Пар.10,1–19)

 

После смерти Соломона воцарился его сын, Ровоам. Он пришел в Сихем, где собрался народ, чтобы возвести его на трон. Иеровоам и другие евреи стали просить облегчить бремя налогов, возложенное на них Соломоном.

Ровоам советовался со старейшинами, и они предлагали ему согласиться с требованием народа, чтобы потом тот всегда хранил верность династии. Но их совет не понравился молодому царю. Тогда он спросил своих сверстников, и те посоветовали ему «закрутить гайки». Это польстило гордому и глупому царю, и он сказал народу:

— Отец мой наложил на вас тяжкое иго, а я увеличу иго ваше; отец мой наказывал бичами, а я буду наказывать вас скорпионами (бичами с шипами).

Гордость подвела Ровоама, как всегда подводила всех. Народ разошелся по домам, отказавшись признать царя, а его министра финансов закидали камнями. Вместо него десять колен во главе с племенем Ефрема провозгласили царем Иеровоама. Лишь колена Иуды и Вениамина остались верны династии царя Давида. Так исполнилось пророчество Бога, открытое пророку Ахии, и пришло наказание за отступничество Соломона.

Ровоам собрал войска, чтобы вести войну с Иеровоамом, но пророк Самей запретил воевать всему народу, ибо от Бога было разрушение царства.

С тех пор Израиль оставался в расколе до самого плена, и следы этого разделения остаются и сейчас. Преодолены они будут только в конце времен, когда евреи признают Господа нашего Иисуса Христа.

 

Память прор. Самея — 9/22 января.

 

ПРЕСТУПЛЕНИЕ ИЕРОВОАМА (3Цар.12,25—14,20)

 

После разделения царств Иеровоам совершил тяжкое преступление против Бога. Он решил, что сохранение единого места поклонения Господу в Иерусалиме приведет к потере им власти, и ввел новый культ.

Были созданы два золотых тельца, которые были поставлены в Вефиле и Дане. И царь сказал: вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из Египта. Так было повторено преступление евреев у Синайской горы. Иеровоам прогнал левитов, установил новые праздники и поставил новых незаконных священников. Так он отплатил черной неблагодарностью Богу за все Его благодеяния. И Божье вразумление не заставило себя долго ждать.

15 була (октябрь–ноябрь), в первый новоустановленный праздник тельцов, Иеровоам совершал курение перед истуканом. И тут подошел пророк, посланный Господом из Иудеи, и, обращаясь к жертвеннику, сказал:

Жертвенник, жертвенник! Так говорит Господь: вот родится сын дому Давидову, имя ему Иосия, и он убьет жрецов твоих, и осквернит тебя. И вот знамение, что произойдет это: вот, этот жертвенник распадется, и пепел, который на нем, рассыплется.

И тотчас жертвенник рухнул, и пепел его рассыпался. Иеровоам в ярости протянул руку, показав на пророка, и приказал:

Взять его!

И протянутая рука одеревенела так, что он не мог ее повернуть. Испуганный царь просил пощады, и по молитве пророка рука исцелилась. Иеровоам пригласил пророка к себе, желая его задобрить. Но он ответил, что Бог запретил ему есть и пить что-нибудь на этом месте.

Но когда он ушел, за ним поехал другой провидец и обманул пророка, сказав, что Ангел повелел ему вернуться и пообедать у него. Тот вернулся, и после трапезы Дух Святой сказал ему через провидца, что он не дойдет до дому в наказание за ослушание Господа. Ведь если повелевает Сам Бог, то нельзя слушать никого — ни ангела, ни человека.

И вот, когда пророк ушел, то на дороге его убил лев, который не сожрал тела и не убил осла, на котором ехал пророк, показав тем самым, что он лишь исполняет волю Творца. Тело пророка похоронил провидец, приказав и себя похоронить рядом, ибо он знал, что слово Бога всегда сбывается. Так и произошло, когда спустя почти триста лет царь Иосия уничтожил тельцов и жертвенник, он пощадил кости пророка.

Однако несмотря на предупреждение, Иеровоам не остановился на своем злом пути, и Бог покарал его. У царя заболел первенец, и он решил узнать об исходе его болезни. Для этого Иеровоам послал к пророку Ахии, предсказавшему ему царство, свою жену, велев ей переодеться. Но когда она вошла в дом, Ахия, хотя и был слепым, узнал ее и сказал так:

Для чего тебе переодеваться? Я грозный вестник для тебя. Скажи Иеровоаму вот что. Так говорит Господь Бог Израилев: Я возвысил тебя из среды народа и поставил вождем народа моего, Израиля, а ты поступил хуже всех, которые были до тебя, и сделал себя истуканов, чтобы раздражать Меня, Меня же отбросил назад; за это Я наведу беды на всех, кто у Иеровоама, и вымету дом Иеровоама, как выметают сор, дочиста. Все его родные погибнут и будут лишены погребения. И вот тебе знак. Твой сын умрет в тот момент, когда ты переступишь порог. И это произойдет потому, что он единственный, кто нашелся угодным Мне. А Господь поразит Израиль, и он станет как тростник, колыхающийся в воде. И выгонит Он его из этой доброй земли, которую Он дал ему, за все беззакония его.

Все так и произошло. В то мгновение, когда жена Иеровоама переступила порог, ее сын умер, а на Иеровоама Бог послал страшную болезнь, и он умер в мучениях. Так Господь карает неблагодарных!

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных