Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Современная земельная реформа




С образованием России как независимого государства новой де­мократической властью разрабатывается и претворяется в жизнь ради­кальная экономическая реформа. Ее основу составляет идея крупномасштабной денационализации государственной собственнос­ти, означающая передачу принадлежащих государству объектов в соб­ственность граждан и негосударственных организаций.

Важнейшей частью экономических преобразований стала земель­ная реформа, воплотившая идею приватизации земель, отказа от ис­ключительной государственной собственности и перехода к множеству форм собственности. В первую очередь земельная реформа коснулась аграрного сектора и сельскохозяйственных земель.

Правовую основу земельной реформы составил блок законов и подзаконных актов, призванных придать законный характер предпри­нимаемым реформам. Принятые в начале 90-х гг. законы «О земель­ной реформе», «О собственности в РСФСР», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и Земельный кодекс РСФСР образовали пер­воначальный правовой фундамент земельной реформы. Важную роль

для формирования приватизации земель сыграли указы Президента РФ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» (1991), «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» (1993), «О реализации конституцион­ных прав граждан на землю» (1996).

Мероприятия на краткосрочную перспективу по дальнейшему ре­формированию земельных отношений определены в Федеральной це­левой программе «Развитие земельной реформе в РФ на 1999-2002 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 июня 1999 г. № 694. В соответствии с Постановлением Россия прошла лишь первый этап земельных преобразований, связанный с принципиальными, глубинными изменениями в формах собственности на землю. Це­лью следующего этапа провозглашено повышение эффективности использования земли, создание условий для увеличения инвестици­онного и производительного потенциала земли, превращение ее в мощ­ный ссамостоятельный фактор экономического роста.

Право собственности на землю. Формы, виды, содержание

Институт права собственности приобретает особое значение как в теории, так и в практике земельного права. Важным моментом в раз­витии данного института стало юридическое признание земли, собствен­но как и других природных объектов, недвижимым имуществом. В результате земля была включена в категорию объектов гражданских правоотношений. Содержание права собственности на землю состав­ляют правомочия владения, пользования, распоряжения (ст. 209 ГК). Все три правомочия имеют ясно выраженный физический и юриди­ческий аспект. Право владения означает право собственника обладать земельным участком, т.е. беспрепятственно входить на участок, нахо­диться на нем, держать под контролем земельный участок, включая право не допускать на него иных лиц. Право пользования предполага­ет возможность собственника извлекать пользу из земельного участ­ка для удовлетворения различных собственных материальных и нематериальных потребностей. Право распоряжения, или право опре­делять юридическую судьбу земельного участка, включает право от­чуждать земельный участок путем совершения сделок купли-продажи, мены, дарения, право передавать земельный участок в пользование, в некоторых случаях в доверительное управление, передавать по наслед­ству, а также право залога. Новеллой земельного законодательства служит появление обязанности произвести отчуждение земельного участка либо доли в праве общей собственности, т.е. совершить обя­зательную земельно-правовую сделку. Условия такого отчуждения установлены ст. 5 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Полного, законченного перечня форм собственности на землю не существует. В регулировании этого вопроса используется гибкий под­ход, в соответствии с которым, допускается установление любых форм собственности. Не существует ни обязательного минимума, ни обяза­тельного максимума. Статья 9 Конституции РФ предусматривает: «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности». Использу­емое сослагательное наклонение в формулировке статьи, а также допустимость иных форм собственности, как представляется, прида­ют ст. 9 Конституции широкий смысл, позволяющий решать вопрос о формах собственности, не будучи связанными жесткими временны­ми, территориальными и иными критериями.

На практике представлены все три перечисленные в Конституции РФ формы собственности па землю:

- государственная;

- муниципальная;

- частная.

Степень правовой разработанности каждой различается, что сви­детельствует о том, что институт права собственности на землю нахо­дится на стадии формирования и не достиг своего полного развития.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных