Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ковалев С. В. - Введение в нейротрансформинг или руководство по эффективности и счастливости 12 страница




Что случится, если эта идея верна? Что не случится, если эта идея верна?
Что случится, если эта идея не верна? Что не случится, если эта идея не верна?

 

Например, предположим, что в ходе анализа «правил», по которым вы живете относительно благополучия в целом, у вас обнаружилось весьма (паталогически) распространенное в нашей стране убеждение «Жизнь нелегка». Даже не пытаясь оспорить это верование, мы просто начинаем «расписывать» ее по логическому квадрату, отвечая на указанные в нем вопросы. И очень скоро обнаруживаем, что имеем дело с чем-то негативно-убийственным. Ведь если эта идея верна, у нас явно случится очень нелегкая жизнь, в которой вы буквально будете искать эту нелегкость («но мы выбираем трудный путь» —

В. Высоцкий) как приключения на некую часть своего тела. А это значит, что если она все-таки верна, у вас не случится жизнь — в восхитительной легкости и блеске

бытия и существования (а как же иначе — ведь в соответствии с убеждением «жизнь не легка» вы будете угрюмо отворачиваться от всего легкого и приятного и, наоборот, искать трудность даже там, где их и в помине не было...).

Если же эта идея не верна, случиться... жизнь как таковая, как она на самом деле дарована людям, не зашоренным своими убеждениями: ослепительно-прекрасное поле самой увлекательной игры, в которую вы когда-нибудь играли... Да, конечно же, многие просто боятся жизненных бурь и невзгод, обреченно признавая их нелегким делом, с которым поэтому не стоит связываться, но нужно только бороться. Но лично я, например, очень люблю купаться в шторм — однако не борюсь с волнами, а играю с ними как с равными партнерами, признавая силу этих волн, но используя ее (силу) не как повод для борьбы, а как способ насладиться игрой «у бездны на краю»...

Ну а если эта идея не верна, не случиться... ваша собственная идиотски-натужная жизнедеятельность, в коей вы не живете, а боретесь, превращая каждый пустяк в проблему, и не получая удовольствия даже там, где оно даровано всем и каждому. Так неужели чы не хотите от этого отказаться, дабы действительно начать жить? А ведь все, что для этого требуется — так это просто отказаться от ограничивающего убеждения «жизнь нелегка» и заменить его на куда более экологичное «жизнь вполне может быть легкой и приятной».

Музей старых убеждений

Эта — первая из трех, каковые я здесь опишу — психотехнология изменения убеждений, на первый взгляд, пугает новичков своей сложностью. Причем настолько, что они «умирают раньше смерти» — т.е. отказываются ее выполнять, забывая известную заповедь: «Если ты не попробуешь, то никогда не узнаешь, мог ты на самом деле или не мог».

Так вот — в самом простом описании (и, разумеется, в довольно общем виде) данная психотехнология «Музей старых убеждений» делается так [2, с. 105-106].

«1. Прежде всего определите, какое из ваших убеждений больше всего ослабляет вашу волю к победе (является наименее экологичным — С.К.) и подумайте, что вы хотели бы в нем изменить.

2. Затем решите, чем можно заменить это убеждение (желательно, чтобы новое убеждение было выражено в позитивной форме). Удостоверьтесь, что это именно ваше убеждение (а не чье-либо) іичто вы в си лах его изменить, если захотите. Обратите внимание на то, чтобы ваше новое позитивное убеждение было выражено в динамической, а не в статической форме. Например, лучше считать, что вы совершенствуете свое умение произносить речи на публике, чем утвер ждать, что вы прекрасный оратор. Проверьте экологию этого утверждения.

3. Приготовьте шесть листов бумаги формата А4, напишите на них фразы, фиксирующие каждую из шести стадий изменения убеждения: нынешние убеждения, готов к критике, музей прежних убеждений, желаемые убеждения, гопюв к принятию новых убеждений, святое.

4. Разложите карточки (формата А4) на полу против часовой стрелки.

5. Переходите от одной таблички к другой, пытаясь всякий раз как можно более реалистично представить себе переживания, соответствующие каждой ситуации. Например, вспомните что вы чувствовали, когда со мневались каком-либо человеке («готов к новым убеж дениям»). Или вспомните какое-либо свое прежнее убеждение, которое в настоящее время не оказывает практически никакого влияния на вашу жизнь («музей прежних убеждений»). Вспомните ситуации, в кото рых проявлялись какие-то особо значимые для вас «святые» убеждения. Такие представления являются своего рода «якорем» для каждой из перечисленных стадий убеждений.

6. Находясь в положении «нынешние убеждения», вновь вспомните убеждение, ослабляющее вашу волю.

7. Теперь переместитесь в положение «готов к критике» и подумайте, какие критические замечания вы можете сделать по поводу этого ограничивающего вас убеждения.

8. Теперь вспомните свои прежние убеждения и вновь представьте себе ослабляющее вашу волю убеждение, но теперь все они — в прошлом.

9. Оставьте эти убеждения там, где они и должны быть — в «музее прежних убеждений», и перейдите к «желательным убеждениям». Представьте, что вы уже обладаете этими убеждениями.

10. Затем переместитесь в позицию «готов к изменению убеждений» и представьте себя готовым к подобному изменению.

11. Вместе со своими новыми убеждениями перейдите к «святому» и при этом отметьте, насколько значимы и приемлемы для вас эти новые убеждения.

12. И наконец, помня о тех ощущениях, которые вы пережили в положении «святое», вновь перемести тесь в положение «нынешние убеждения», также отмечая при этом все возникающие ощущения и изменения настроения.

Если вам будет удобнее, измените термины или какие-либо другие детали, следите только, чтобы ни один из основных этапов преобразования убеждений не был пропущен. Важно также помнить о том, что самочувствие неразрывно связано с поведением (и поэтому может измениться вследствие изменения положения тела или физиологических характеристик).

Описанное упражнение можно использовать для преобразования практически любого убеждения. Чем более сильными будут ваши переживания на каждом этапе, тем лучших результатов вы достигните».

Еще раз говорю: не пугайтесь. Все вышеописанное не столь уж и сложно, и после небольшого количество повторений получается у всех без исключения. Однако если вы считаете, что по тем или иным причинам хождение по листкам бумаги является лично для вас совершенно неприемлемым (но тем не менее хотите изменить неэкологичное убеждение), ничто (и никто) не препятствует вам воспользоваться второй из представленных здесь

психотехнологий — внедрения убеждений с ПОМОЩЬЮ движений глаз.

Внедрение убеждений с помощью движений глаз

Основана данная психотехнология на методе, имеющем весьма жуткое название — десенсибилизация посредством движения глаз (ДПДГ) — который был разработан американкой Ф. Шапиро [32]. Теория этого метода весь ма сложна и вряд ли нуждается в изложении на страницах данной книги. Будет вполне достаточно, если пока вы поймете или просто примите, что посредством особым образом организованных движений глаз вы как бы рас ширяете коридор восприятия вашей психики (обычно он весьма и весьма узок), в результате чего любой материал — в данном случае созданное вами после переработки новое экологичное убеждение — легко и быстро перерабатывается и усваивается человеческим мозгом.

Для того, чтобы воспользоваться психотехнологией внедрения новых убеждений посредством движений глаз вам необходимо сделать следующее.

1. Определите и точно сформулируйте убеждение, которое вы собираетесь в себя внедрить.

2. Пригласите кого-нибудь из своих друзей или подруг и попросите его(ее) меняя темп и амплитуду движений подвигать перед вашим лицом двумя сомкнутыми пальцами: вначале по горизонтали (т.е. справа — налево и слева — направо) плавно и ритмично (как метроном). Все это время не меняя положения головы следите за перемещением пальцев вашего друга или под руги, только лишь двигая глазами — определите опти мальный для вас темп и амплитуду движений.

3. Оцените по десятибалльной шкале то, насколько изначально вы верите в свое новое экологичное убеждение — исходя и того, что 10 баллов соответствует аб солютной вере в него, а 0 — полному неверию.

4. Теперь попросив, чтобы ваш друг или подруга по вашей же команде начал двигать двумя своими сомк нутыми пальцами — по-горизонтали, с выбранными вами темпом и амплитудой, и всего 24 раза — также начните, отслеживая глазами движения его руки, ду мать о своем новом убеждении: мысленно проговаривая его про себя, представляя это убеждение как написан ный лозунг, и т.д. и т.п. (здесь все отдается на откуп вашей фантазии).

5. После того, как вы закончите цикл из 24 движений глаз с одновременным «думанием» выбранного вами экологичного убеждения, определите, насколько теперь вы верите в него. И не удивляйтесь тому, что эта вера внезапно увеличилась на целый балл, а то и более.

6. Продолжайте, думая (именно так: думая, а не обдумывая) новое убеждение, серии из 24 движений глаз вслед за движениями пальцев вашего друга или подруги, всякий раз проверяя результат — достигнутый вами балл веры. Предложите своему «тренеру» разнообразить движения его пальцев, за которыми вы будете продолжать пристально следить глазами, не меняя положения головы. Пусть он использует:

— движения крест-накрест (х и +)

— круговые движения (о)

— движения в виде «восьмерки» (<*> и 8)

— весьма сложное, но эффективное движение еле


дующего вида

 

Сделайте столько серий, сколько вам необходимо для того, чтобы достигнуть веры в, минимум, 7-8 баллов из 10 возможных.

7. Если в процессе внедрения убеждения у вас возникнут неприятные эмоции, ощущения или воспомина ния (как правило, связанные с формированием того, исходного, убеждения, которое вы сейчас перерабатываете), не пугайтесь, а на время отвлекшись от того, с чем вы работаете, переключите на этот, как говорят психологи, всплывший из бессознательного «материал», сосредоточьте на нем свое внимание и делайте серии из 24 движений глаз, пока эти самые эмоции и ощущения не исчезнут, а неприятное воспоминание станет без различным. Закончив, вернитесь к работе по внедрению своего нового экологичного убеждения.

А это уже о последнем — но только в данной главе — способе работы с убеждениями: их аффирмировании. Не стоит бояться мудреного названия, ибо по самому простому определению аффирмация есть любая положительная мысль, которую вы можете сознательно выбрать для того, чтобы как бы ввести ее в свою психику (бессознательное) с тем, чтобы достичь желаемого результата (так что аффирмировать можно не только убеждения, но и вообще все что угодно в познавательной, эмоциональной и поведенческой сфере). Я предлагаю вам познакомится с двумя методами использования аффирмаций: простым и более сложным. В первом из них — психотехнологией аффирмирования с ответами вам достаточно сделать следующее [20].

Напишите или напечатайте ваши новые убеждения

— аффирмации (строго по одному) на листке бумаги 10— 20 раз (т.е. один лист на каждое убеждение), оставив справа поле для эмоционального «ответа». Вдумчиво чи тайте созданную вами аффирмацию и тут же записы вайте автоматически пришедший на ум ответ — те соображения, ощущения, страхи и умозаключения, которые могут возникать. Продолжайте повторять аффирмацию и следите, как изменяются ваши ответы «справа». Мощное аффирмирование выявит все негативные мысли, собранные в вашем бессознательном. А повторе ние аффирмации в достаточном количестве (до тех пор, пока не иссякнут возражения, а после этого еще 5—7 раз) сотрет старые убеждения и фиксированные идеи, проведя желаемые изменения в вашей жизни.

При использовании второго, как я уже отметил, более сложного метода, психотехнологии аффирмирования с дополнительными аффирмациями (название условное) — вам необходимо будет не только записывать свои автоматически пришедшие на ум ответы, но и «переворачивая» их на 180° тут же превращать их в дополнительные «одноразовые» аффирмации, а также работать от первого лица. Алгоритм использования этой техники следующий [20].

1. Определите, что Вы намерены изменить.

2. Начинайте с использования самой лучшей аф- фирмации, которую придумали, так, чтобы владеть ситуацией. Держите разум открытым для нахождения еще лучшей аффирмации.

3. Поставьте звездочку или знак сноски на верху страницы с левой стороны и пишите рядом с ней первое повторение аффирмации.

4. На следующей строке ниже, в круглых скобках напишите любой ответ Вашего бессознательного на аффирмацию. Если окажется, что в вашем сознании нет ответа, тогда напишите, каким должен был бы быть ответ вашего бессознательного, если бы вы его имели. Всегда записывайте ответ на каждое повторение аффирмации (за исключением последней в группе) и никогда не записывайте один и тот же ответ на ту же аффирмацию в течение суток.

5. Поставьте другую звездочку или знак на левой стороне ближайшей строчки ниже ответа. Придумайте аффирмацию, которая может быть другой трактовкой ответа, который у Вас только что был. Если Ваш ответ был полностью положительным, то Вы либо дурачите себя, либо не нашли еще правильную аффирмацию. Если Ваш разум уже полностью принимает аффирмацию, которую вы используете, тогда, конечно, нет причины записывать ее повторения. Всегда увязы вайте Ваши ответы с новой аффирмацией или различными аффирмациями, если они необходимы...

6. Теперь пишите другое повторение первоначальной аффирмации. Конечно на этот раз вы ставите звездочку, потому что однажды уже сделали это. Даже если Вы придумаете много великолепных аффирмаций, то будете гореть желанием испытать их. Обычно лучше сделать полный набор оригинальных аффирмаций, нежели перебрасываться от одной аффирмации к другой. Если Вы чувствуете сильное желание переключиться на новую аффирмацию, то конечно, можете сделать это. Доверяйте своей интуиции.

7. Вновь запишите любой ответ, который дал Ваш разум на это повторение, а затем составьте другую новую аффирмацию, чтобы обратиться к новому ответу. Затем сделайте иное повторение первоначальной аффирмации и т.д.

После того, как сделаете три повторения аффирмации в первом лице, переключайтесь на второе лицо и продолжайте, как и прежде. После трех повторений в третьем лице сделайте заключительное повторение в первом лице без ответа. Теперь Вы скомпоновали набор из десяти повторений аффирмации и создали девять новых аффир- маций. Если у Вас осталось горячее желание ответить на последнее повторение аффирмации, то мы рекомендуем немедленно создать другой набор из десяти повторений той же самой аффирмации таким же образом. Вы можете также захотеть создать набор из десяти повторений с одной из новых аффирмации, которую вы только что создали, или же начать делать что-либо еще...

Предположим, например, что вы, будущий благопо- лучник, работая с базовым убеждением «Работать — это тяжкий труд», преобразовали его в аффирмацию «Работать легко и интересно». Возможно, что при использовании вышеописанной техники ваша работа будет выглядеть так.

* Работать легко и интересно (Чушь! Я никогда в это не поверю!)

* Я, имею достаточно сил и знаний, чтобы

поверить в эту очень важную для меня мысль.

Работать легко и интересно. (Ерунда! Я даже не могу себе этого представить!)

* Я, теперь представляю себя как человека,

который работает легко и интересно.

Работать легко и интересно. (Вздор! Моя работа — это настоящая каторга!)

* Я, отныне уверен в том, что моя работа

приносит мне удовлетворение и радость.

И так далее, и тому подобное — до тех пор, пока отрабатываемое вами убеждение «Работать легко и интересно» не «укоренится» в достаточной степени в вашем бессознательном. Кстати, степень этого самого «укоренения» вы можете проверить с использованием ранее описанной для ДПДГ десятибалльной шкалы.

В вышеупомянутой книге [20] приводятся несколько советов по поводу работы с аффирмациями, которые можно назвать техникой усиления аффирмирования. Привожу эти советы в несколько отредактированном варианте.

1. Работайте с одной или несколькими (но не со всеми сразу) аффирмациями ежедневно. Наилучшее время — перед сном, перед началом дня (сразу после пробуждения) или когда вы тревожитесь. Продолжайте работать с аффирмациями до тех пор, пока они не будут устойчиво интегрированы. О том, что это произошло, вы поймете по уверенно-положительным ответам вашего бессознательного на вводимую аффирмацию.

2. Выключите ваше имя в аффирмацию. Пишите и/или проговаривайте аффирмацию по отношению к себе в первом, втором, третьем лице, например:

«Я верю, что жизнь вполне может быть

легкой и приятной>>.

«Ты веришь, что жизнь вполне может

быть легкой и приятной».

«Он..... верит, что жизнь вполне может

быть легкой и приятной».

3. В дополнение к «листу аффирмаций» запишите аффирмирующие утверждения на кассету и слушайте ее всегда, когда можете (например, за рулем).

4. Сделайте своей постоянной практикой проговари- вание аффирмаций вслух перед зеркалом. Продолжайте говорить до тех пор, пока не почувствуете себя расслабленно или пока не увидите соответствующие аффирмации выражения своего лица.

5. Наконец, везде, где только можно, просто проговаривайте аффирмации самому себе — особенно, если вам не хочется писать. Это «сработает», хотя именно написание аффирмаций наиболее эффективно, ибо при этом задействуется очень большой спектр чувств, мыслей и эмоций.

Помимо этого опять-таки уже упомянутые (и снова — выше) Д. Леонард и Ф. Лаут [20] предлагают и другие варианты эффективного и приятного использования аффирмаций.

Доказать аффирмации логическим образом.

Использовать письменные или отпечатанные ее повторения без ответов.

Применять письменные или отпечатанные повторения аффирмации с ответами.

Занести ее на карточку и носить эту карточку в своем бумажнике.

Сделать татуировку аффирмации на обратной стороне руки.

Создать знак аффирмации и поставить его на видное место.

Записать аффирмацию на магнитную ленту.

Представить себе аффирмацию наглядно.

Отрабатывать аффирмацию в разговоре.

Скажите ее тому, кто согласен с ней.

Скажите аффирмацию тому, кто не согласен с ней.

Скажите ее самому себе в зеркале.

Скажите аффирмацию Богу или изображению Христа, Будды, Вашего гуру и т.д.

Говорить ее во время любых других упражнений.

Читать аффирмацию про себя или вслух.

Говорить ее мысленно.

Сообщать аффирмацию партнеру до тех пор, пока он не уверится, что она для Вас правильна.

Выкрикивайте аффирмацию с чувством.

Распевайте ее монотонно.

Просто петь аффирмацию на мотив любой песни.

Нарисовать подходящую картину и вписать аффирмацию в мысленный или разговорный пузырь (как в комиксах).

Убеждения человеческого благополучия

А теперь о последнем в этом разделе, главе, да и книге вообще. Об общих (по жизни) экологичных убеждениях, которые, в принципе, можно просто как бы сразу «ввести в себя», не озабочиваясь поиском собственных, но, увы, неэкологичных фиксированных идей (которые, в конце концов, как бы вытеснятся всем этим новым). Так вот, если вы оказались лентяем(кой), и не сделали ничего из ранее предложенного, поработайте хотя бы с этими убеждениями, используя вышеописанные способы. Однако если вы таковым(таковой) не оказались, все равно сделайте то, что приведено ниже. Ведь это в буквальном смысле убеждения, ведущие к благополучию.

Для начала — в том самом общем плане — я дословно приведу вам упражнение известного специалиста по символодраме В. Стюарта, в котором главным, однако, является не способ работы с «убеждениями совершенства» (его вы можете выбрать из пяти вышеописанных), а именно их список [28, с. 364—365].

«Прочтите перечисленные здесь утверждения и отметьте любое, в которое, во вашему мнению, было бы трудно поверить применительно к себе самому. Перечитайте утверждения, которые вы не можете отстаивать от всего сердца.

Когда вы сделаете это для всех утверждений, которые подвергнете сомнению, выберите одно и спросите себя: почему? Запишите свои доводы. Используйте воображение, чтобы вернуться назад во времени, и попытайтесь узнать, почему вы не можете утвердить самого себя. Чей голос вы слышите? Какие слова вам говорят? Какие фигуры вы видите? Какие жесты используете? Способность утверждать себя неизбежно имеет свои корни в том, как другие люди одобряют нас, и наоборот.

Замены негативного утверждения позитивным будет нелегко добиться. Однако если вы верите, что это можно изменить, вы в конце концов придете к вере в самого себя.

• Я — это я, и во всем мире нет никого точно такого же, как я.

• Я уникален.

• Я владею всем, касающимся меня — моим телом и всем, касающимся его.

• Я владею своим разумом, включая все мои мысли и представления.

• Я владею своими глазами, включая образы всех наблюдаемых объектов.

• Я владею своими чувствами, какими бы они ни были — позитивными и негативными. Мне мо

гут нравиться одни, а другие не нравиться, но они все равно мои.

• Я владею своим ртом и всеми словами, которые произношу, приятными или грубыми, правильными или неправильными.

• Я владею своим голосом, громким или тихим.

• Я владею всеми своими действиями по отношению к другим или к себе самому}

• Я владею своими фантазиями, своими мечтами, своими надеждами, своими страхами.

• Я владею всеми своими триумфами и успехами, всеми своими провалами и ошибками.

• Поскольку я полностью владею собой, то могу в конченом счете узнать и использовать себя, чтобы действовать в своих интересах.

• Существуют вещи, которые меня озадачивают, и другие, которых я пока не знаю. Но пока я дружелюбен по отношению к самому себе, я могу с мужеством и надеждой искать решения головоломок и способы больше узнать о самом себе.

• Как бы я ни выглядел и ни звучал в любой данный момент, это уникально и аутентично мне.

• Когда я думаю о том, как выглядел и звучал, что сказал и сделал, как думал и чувствовал я могу отбросить все, что захочу. Я могу сохранить то, что оказалось уместным. Я могу изобрести нечто новое вместо того, что отбросил.

• Я могу видеть, слышать чувствовать, думать, говорить и делать. У меня есть инструменты, чтобы выжить, быть близким другим, быть продуктивным и извлекать смысл и порядок из мира людей и вещей вне меня.

• Я владею собой, следовательно, я могу изменить себя.

• Я прощаю себе любую ошибку и проступок по отношению к самому себе.

• Я прощаю все обиды, которые причинили мне другие люди.

• Я принимаю на себя ответственность за свою собственную жизнь и утверждаю, что никто не

имеет власти над моими рушениями без моего полного согласия.

• Я — это я, и я хорош».

И уж поверьте мне, что хотя эти убеждения в основном касаются вашей скромной (или не очень) персоны, будучи принятыми, они способны изменить вашу жизнь во всех ее областях и сферах...

Упражнение 21.

■♦Тренировки ради ответьте сами для себя на вопрос о том, по каким правилам вы живете относи- тельно желаемой области благополучия.___________

Упражнение 22.

■♦Теперь, уже серьезно осуществите

• выявление соответствующих убеждений через сопротивление и сомнение

• исследование своих представлений по соответст-

вующей теме.______________________________

Упражнение 23.

■♦Составьте итоговый список после чего произвольно (самопроизвольно...) разделите его примерно на три части.___________________________________

Упражнение 24.

■♦Первую часть своих верований устраните посредством психотехнологии «Музей старых убеждений»^___________________________________

Упражнение 25.

■♦Вторую часть трансформируйте посредством ДПДГ.

Упражнение 26.

■♦Все, что осталось (третью часть) просто аффир- мируйте.

Упражнение 27.

■♦Введите в свое бессознательное убеждения благополучия.

Вместо послесловия или особенности индивидуального приема

«

«Лично я не люблю слАну. Наверное потому, 410 СОНЕрШЕННО С НЕЙ НЕ ЗНАКОМ».

МНЕНИГ КОЛЛЕГИ, KOTOpOl

Я В ЧЕМ-Ю разделяю

Упаси вас боже, решить, что это самореклама — в ней я уже давно не нуждаюсь. Просто во избежание повторения изрядно надоевшего вопроса: «А Сергей Викторович все еще принимает граждан?» (подразумевается, видимо, что я уже настолько велик, что перепоручил индивидуальный прием подмастерьям...) отвечаю кратко и резко: принимал, принимаю и буду принимать. До тех пор, пока хватит сил и способностей, а это значит, что еще ну очень долго...

Теперь поясню, каким именно индивидуальным приемом занимаюсь. Термин «психотерапия» в широком смысле этого слова (т.е. включающая психологическое консультирование, собственно психотерапию и осуществление психосоматических исцелений) имеет два значения

• исцеление души и

• исцеление душой (понятно, что тела, но не только — еще и групп, организаций, а также общества, что, однако, заметно выходит за рамки индивидуального приема, хотя я этим тоже занимаюсь).

Существует, как минимум, пять моделей этой самой «психотерапии в широком смысле»

• медицинская

• утешающе-увещевающая

• психологическая

• каузальная и

• прагматическая.

В медицинской модели, каковую «употребляют» врачи, упор в основном делается на конкретные препараты (лекарства) и физиотерапию. Базируется она на весьма любопытном предположении: «Мы сейчас дадим вам одно ну очень сильное лекарство (подразумевается: с массой побочных эффектов — от постоянной сонливости и расстройства памяти до недержания мочи — С.К.), и если вы после него выживете, вы вполне можете выздороветь...» Подобную модель я использовал один раз в жизни — на телепередаче «Малахов-I-», где мне настолько надоела дама, предлагавшая касторку в качестве универсального средства от всего, чего только можно (и чего нельзя — тоже), что я в шутку предложил именно этот хитрый препарат в качестве лекарства от сезонной депрессии. Объяснив публике, что после приема касторового масла (точнее — последствий этого приема) у них точно не останется если и не этой самой депрессии, то возможности серьезно «озабочиваться» ею — безусловно...

В утешающее-увещевающей модели, которой безмерно злоупотребляют психологи-недоучки (к сожалению, сейчас психологическое образование можно полечить чуть ли не в ПТУ) главным является уже нечто другое: сочувственное («эмпатичное», выражаясь ученым языком) выслушивание бесконечных жалоб клиента с последующей выдачей ему сентенций типа: «На вашем месте я бы...» Подобной ерундой я не занимался никогда.

В психологической модели, каковую применяют уже куда более образованные представители племени «душелюбов» и «людоведов» (и которая с легкой — или все-таки нелегкой? — руки небезызвестного телевизионного доктора стала весьма популярной) главным является, во-первых, диагностика человека, сиречь его психологическое тестирование. А во-вторых («ау, доктор К...!»), — разъяснение причин возникновения и сохранения проблемы под нтересным лозунгом: мы сейчас объясним вам, почему вы боитесь (много едите, толстеете и т.п.), и вы, поняв это, сразу перестанете бояться (много есть, толстеть и т.п.).

Все это абсолютно несерьезно, ибо во-первых, знание ответа на вопрос «Что случилось?» и «Почему случилось?» вовсе не предполагает возникновение ответа на вопрос «Как сделать, чтобы это ушло или исчезло?», а, во-вторых, объяснение дается сознанию, а проблема живет в бессознательном. Так что эффективность подобной психотерапии примерно равна вероятности запуска зависшего компьютера за счет громогласного объяснения причин его зависания... Подобной терапией я занимаюсь только тогда, когда это нужно рациональной стороне Сознания клиента (ну, хочет она понять, что происходит — так объясним, после чего осуществим трансформацию, присовокупив, однако, что ее можно было делать и без всякого объяснения...).

В казуальной терапии речь идет уже о действительно важном и серьезном. О том, что нынешняя проблема является следствием какой-то прошлой причины (например, психотравмы или негативного родительского про граммирования). Отчего до тех пор, пока мы не уберем эти самые прошлые причины, проблема (как их следствие) может сохраняться неограниченно долго... «Казуальные» исцеления я ну очень-очень люблю и, более того, выделил их в отдельную область Восточной версии нейропрограммирования и нейротрансформинга, каковую (область) назвал «Психотерапия личной истории и сценариев жизнедеятельности».

Наконец, прагматическая психотерапия исходит из следующей, на мой взгляд, бесспорной мысли: человеку надо просто помочь. Что, во-первых, предполагает отказ от копания в проблеме (если вы сидите в яме, в которую упали, вряд ли стоит подробно выяснять обстоятельства вашего в нее попадания, равно как и условия сидения...) в пользу прямого поиска решений (...куда проще принести веревку или лестницу), а во-вторых, дает возможность использовать не методы, строго азработанные в какой- то одной теоретической школе, а все, что может помочь в данном случае (именно поэтому я давно уже не являюсь представителем одного только НЛП и эриксоновского гипноза, из которых когда-то вышел, а в общей сложности владею более чем 1000 психотехнологий и техник осуществления исцеляющих воздействий, в сумме и составляющих Восточную версию нейропрограммирования и нейротрансформинга). Как вы, наверное, уже поняли, именно этим видом психотерапии я более всего и занимаюсь. Однако отмечу, что каузальная терапия является у меня составной — и неотъемлемой — частью прагматической модели...






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных