Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Пословицы и поговорки русского народа (1862)




Из раздела «РусьРодина»4(см. Примечание)

Русский человек не боится креста, а боится песта.

Русский человек любит авось. Русский на авось и взрос.

Русский крепок на трёх сваях: авось, небось да как-нибудь.

От москаля хоть полы обрежь да беги.

Новгородцы такали, такали, да Новгород и протакали (об уничтожении веча новгородского или о покорении Новгорода).

Московские люди землю сеют рожью, а живут ложью (старин.).

Коломенцы – чернонёбые. Клиновцы – лапотники.

Дмитровцы – лягушечники, болотники.

Луговцы – разносчики. Ладожане – щуку с яиц согнали.

Хороши и пироги, а гуща и пуще (дразнят новгородцев гущеедов).

Новгородцы – долбёжники. Упрям, как новгородец.

Крещане (Крестцы) – лапотники. Кирилловцы – кашехлёбы.

Псковичи – капустники, мякинники, ершееды.

Псковичи – небо кольями подпирали (три дня сходка стояла, думая, что делать? Туча нависла; решили подпереть кольями).

Тверитяне – ряпушники.

Кимряки – сычужники. Петуха на канате держали, чтоб на чужую землю не ходил.

Новоторы5 (см. Примечание) – воры, (говорят осташи, которым отвечают: и осташи хороши).

Ржевцы: ряпуха тухлая. Собачники. Отца на кобеля променяли. Козу сквозь забор пряником кормили.

Старичане – петуха встречали с хлебом-солью. Пришёл грозен посол под Старицу: шуба навыворот, сам низенек, а поперёк о пяти охватах; словечка не молвит, а только шипит: ан это – индейский петух.

Кашинцы – собаку за волка убили да деньги заплатили.

Калязинцы – свинью за бобра купили; собаку за волка купили.

Бежечане – колокольню рожком подбили.

Зубчане – таракана на канате на Волгу поить водили.

Владимирцы – каменщики; клюковники.

Муромцы – вертячие бобы; рогатые орехи; калачники.

Шуяне – беса в солдаты отдали.

Ростовцы: вислоухие, лапшееды; родимое озеро соломой зажигали.

Пошехонцы – слепороды: в трёх соснах заплутались. За семь вёрст комара искали, а комар на носу. На сосну лазили, Москву смотрели. Я слушаю: кто свищет? Ан это у меня в носу. Ноги под столом перепутали.

Угличане: толокном Волгу замесили.

Романовцы: барана в зыбке качали.

Любимцы – козу пряником кормили.

Княгининцы – шапошники. Шапками обоз закидали.

Арзамасцы – гусятники, луковники.

Костромичи: лапти растеряли, по дворам искали, было шесть – стало (нашли) семь.

Галичане – корову на баню втащили.

Чухломцы – чухломской рукосуй! Рукавицы за пазухой, а других ищет.

Город Архангельский, а народ в нём диавольский.

У нас на Ваге и уха с блинами. Вагане – кособрюхие.

Холмогорцы – заугольники (смотрели на Петра из-за углов).

Олончане: олонцы – добры молодцы. Наши молодцы ни бьются, ни дерутся, а кто больше съест, тот и молодец. У нас один молодец съел тридцать пирогов с пирогом, да всё с творогом. Ел, ел – что-то лопнуло. Не брюхо ли? Нет, ремень лопнул с пряжкой.

Вологодцы – телёнка с подковой съели; Толоконники – Волгу толокном замесили.

Вятичи – слепороды.

Хлыновцы корову в сапоги обули (краденую, чтобы следу не было).

Хлыновские воры.

Курский вор. Нет у белого царя вора супротив курянина.

Орловцы – безменщики; проломанные головы.

Орёл да Кромы – первые воры, да и Карачев на поддачу.

Брянцы – куролесы.

В Севске поросёнка на насест сажали, приговаривая: цайпайся, цайпайся, курочка о двух лапках, да держится.

Болховитяне рака со звоном встречали: вот воевода к нам ползёт, а щетинку в зубах несёт.

Калужане: козла в соложёном тесте утопили.

Туляк – стальная душа. Блоху на цепь приковали.

Ефремовцы – в кошеле кашу варили.

Одоевцы: Молодеч, а молодеч! Продай за грош постных яиц (огурцов. Тул.).

Крапивенцы – сено с колокольным звоном встречали (думая, что это воевода. Тул.).

Рязанцы – кособрюхие, синебрюхие. Мешком солнышко ловили, блинами острог конопатили. (Сuнебрюхиеот синих рубах. В битве с москвичами солнце было в лицо рязанцам: они стали ловить его в мешок, чтоб выпустить на врагов. По приказу: проконопатить острог, рязанцы всё откладывали дело – до масленицы, тут их приструнили, они и проконопатили его блинами.)

Егорьевцы – коновалы, головотяпы.

Пензенцы толстопятые. В Москве свою ворону узнали.

Темниковцы – совятники; сову в озере крестили.

Смоляне миром блоху давили.

Уроки 42–43

Анализ отрывка из «ИСТОРИИ ОДНОГО ГОРОДА»
М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА: «О КОРЕНИ
ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГЛУПОВЦЕВ»

Цели урока: заинтриговать учеников, побудить у них желание понять смысл этой главы, настроить на самостоятельную исследовательскую работу; показать учащимся, что «История...» – пародия на официальные исторические сочинения; выяснить, что является объектом сатиры в главе «О корени происхождения глуповцев»; подчеркнуть, что идеалом писателя являются честные, благородные и умные люди; отметить стиль произведения.

Ход урока






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных