Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






III. Работа по теме урока.




1. Сообщение темы и целей урока.

2. Беседа по вопросам.

– Что нового о сельской жизни в первой половине ХХ века вы узнали из рассказа В. П. Астафьева?

– Сюжет очень прост и не исчерпывает содержание рассказа. Что же необычного в этом произведении?

– Почему мы читаем его с неослабевающим вниманием, хотя и не следим за изгибами сюжета?

3. Введение понятий двух типов сюжетов.

Сюжетсистема событий и действий, заключенная в произведении, его событийная цепь в той последовательности, которая дана в произведении.

(Фабула – «выпрямленный сюжет».)

Существует два типа сюжетов:

а) динамический – развитие действия происходит напряженно, стремительно, в событиях сюжета заключается основной смысл и интерес для читателей, сюжетные элементы четко выражены, развязка несет огромную содержательную нагрузку;

б) адинамический – развитие действия замедленно и не стремится к развязке, события сюжета не заключают в себе особого интереса, элементы сюжета выражены нечетко, развязка отсутствует или является формальной; в общей композиции много внесюжетных элементов, которые перемещают на себя внимание читателя. В таком сюжете главное – картина устойчивого бытия, которую рисует автор.

Вывод: сюжет рассказа Астафьева – адинамический; в нем важно не столько то, чем закончится история с фотографией, важен тот уклад сибирской деревни, довоенный, глубоко русский быт, который описывает автор.

(На доске: запись или проекция.)

Внесюжетные элементы: элементы, которые не продвигают действие вперед, во время которых ничего в сюжете не изменяется, герои остаются в прежних положениях: описание, авторские отступления и вставные эпизоды.

Описаниелитературное изображение внешнего мира или устойчивого жизненного уклада.

Авторские отступленияболее или менее развернутые авторские высказывания философского, лирического или автобиографического характера, не характеризующие отдельных персонажей или отношение между ними.

Вставные эпизодыотносительно законченные фрагменты, в которых действуют другие персонажи, действие переносится в другое место и время и т. п.

– С помощью чего автор показывает нам жизнь сибирской деревни?

4. Самостоятельная работа по вариантам: найти в рассказе указанные внесюжетные элементы.

1-й вариант. Описания: «Деревенское окно, заделанное на зиму, – своего рода произведение искусства»; «Люблю я смотреть на оживающие цветы».

2-й вариант. Авторские отступления: «А я таким вот и помню деревенского учителя...»; «Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история».

3-й вариант. Вставные эпизоды: беседа дяди Левонтия с учителем, помощь деревенских людей учителям («Уважение к нашему учителю и учительнице всеобщее, молчаливое»); сбор утильсырья («А в какой школе начали работать наши учителя!»); уроки в лесу, встреча со змеей («Как он много знал!»).

(Обратить внимание на глубокий гуманистический смысл прочитанных отрывков.)

5. Работа со схемой системы персонажей.

– Посчитайте всех героев рассказа Астафьева. Мы получили почти полное представление о жителях сибирского села. Кроме главных героев, автор упоминает и выселенцев, и тетку Авдотью, и «дитенка» учителей, и сплавное начальство, и ямщиков, и десятника сплавконторы Илью Ивановича Чехова, и дядю Левон-тия, и председателя сельсовета Митроху, и учеников Овсянской начальной школы Ваську Юшкова, Витьку Касьянова, Кольку-хохла, Ваньку Сидорова, Нинку и Саню Шахматовских. Деревня Овсянка – не абстрактное село. Она живет, смеется, дерется, ругается и радуется, звучат человеческие голоса, слышится лай собак и стук гостя в замерзшую дверь. Автор добивается того, что мы начинаем любить не только главных героев рассказа, но и всю Овсянку, ее глубоко русский уклад жизни, Енисей, увалы и вместе с ними – всю нашу Родину.

6. Словарная работа: яркость и красочность языка Астафьева.

– Как и в других произведениях Астафьева, в этом рассказе у него «вкусный» язык. Он ярко и красочно описывает жизнь деревни, употребляя диалектные и устаревшие слова, и от этого речь рассказчика и героев звучит более убедительно и выразительно.

а) Дайте определение следующим словам, встретившимся вам в тексте рассказа (по карточкам):

катанки – это...

куть – это...

магарыч – это...

прострел – это...

сарана – это...

талина – это...

туес – это...

увал – это...

швырок – это...

б) А как вы понимаете смысл таких слов, как:

парниша-ревун, домовничать, деревенская молодица, гужом ходили, ухарски гикая, настегала прутом, нудь в ногах, догляд людской...?

– Продолжите эту работу: самостоятельно найдите в тексте диалектные и устаревшие слова.

в) Выделите в тексте рассказа Астафьева фразы, принадлежащие бабушке героя. Что необычно, на ваш взгляд, в ее речи? Как характеризует эту героиню ее речь?






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных