ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
III. Работа по теме урока.1. Сообщение темы и целей урока. 2. Беседа по вопросам. – Что нового о сельской жизни в первой половине ХХ века вы узнали из рассказа В. П. Астафьева? – Сюжет очень прост и не исчерпывает содержание рассказа. Что же необычного в этом произведении? – Почему мы читаем его с неослабевающим вниманием, хотя и не следим за изгибами сюжета? 3. Введение понятий двух типов сюжетов. Сюжет – система событий и действий, заключенная в произведении, его событийная цепь в той последовательности, которая дана в произведении. (Фабула – «выпрямленный сюжет».) Существует два типа сюжетов: а) динамический – развитие действия происходит напряженно, стремительно, в событиях сюжета заключается основной смысл и интерес для читателей, сюжетные элементы четко выражены, развязка несет огромную содержательную нагрузку; б) адинамический – развитие действия замедленно и не стремится к развязке, события сюжета не заключают в себе особого интереса, элементы сюжета выражены нечетко, развязка отсутствует или является формальной; в общей композиции много внесюжетных элементов, которые перемещают на себя внимание читателя. В таком сюжете главное – картина устойчивого бытия, которую рисует автор. Вывод: сюжет рассказа Астафьева – адинамический; в нем важно не столько то, чем закончится история с фотографией, важен тот уклад сибирской деревни, довоенный, глубоко русский быт, который описывает автор. (На доске: запись или проекция.) Внесюжетные элементы: элементы, которые не продвигают действие вперед, во время которых ничего в сюжете не изменяется, герои остаются в прежних положениях: описание, авторские отступления и вставные эпизоды. Описание – литературное изображение внешнего мира или устойчивого жизненного уклада. Авторские отступления – более или менее развернутые авторские высказывания философского, лирического или автобиографического характера, не характеризующие отдельных персонажей или отношение между ними. Вставные эпизоды – относительно законченные фрагменты, в которых действуют другие персонажи, действие переносится в другое место и время и т. п. – С помощью чего автор показывает нам жизнь сибирской деревни? 4. Самостоятельная работа по вариантам: найти в рассказе указанные внесюжетные элементы. 1-й вариант. Описания: «Деревенское окно, заделанное на зиму, – своего рода произведение искусства»; «Люблю я смотреть на оживающие цветы». 2-й вариант. Авторские отступления: «А я таким вот и помню деревенского учителя...»; «Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история». 3-й вариант. Вставные эпизоды: беседа дяди Левонтия с учителем, помощь деревенских людей учителям («Уважение к нашему учителю и учительнице всеобщее, молчаливое»); сбор утильсырья («А в какой школе начали работать наши учителя!»); уроки в лесу, встреча со змеей («Как он много знал!»). (Обратить внимание на глубокий гуманистический смысл прочитанных отрывков.) 5. Работа со схемой системы персонажей. – Посчитайте всех героев рассказа Астафьева. Мы получили почти полное представление о жителях сибирского села. Кроме главных героев, автор упоминает и выселенцев, и тетку Авдотью, и «дитенка» учителей, и сплавное начальство, и ямщиков, и десятника сплавконторы Илью Ивановича Чехова, и дядю Левон-тия, и председателя сельсовета Митроху, и учеников Овсянской начальной школы Ваську Юшкова, Витьку Касьянова, Кольку-хохла, Ваньку Сидорова, Нинку и Саню Шахматовских. Деревня Овсянка – не абстрактное село. Она живет, смеется, дерется, ругается и радуется, звучат человеческие голоса, слышится лай собак и стук гостя в замерзшую дверь. Автор добивается того, что мы начинаем любить не только главных героев рассказа, но и всю Овсянку, ее глубоко русский уклад жизни, Енисей, увалы и вместе с ними – всю нашу Родину. 6. Словарная работа: яркость и красочность языка Астафьева. – Как и в других произведениях Астафьева, в этом рассказе у него «вкусный» язык. Он ярко и красочно описывает жизнь деревни, употребляя диалектные и устаревшие слова, и от этого речь рассказчика и героев звучит более убедительно и выразительно. а) Дайте определение следующим словам, встретившимся вам в тексте рассказа (по карточкам): катанки – это... куть – это... магарыч – это... прострел – это... сарана – это... талина – это... туес – это... увал – это... швырок – это... б) А как вы понимаете смысл таких слов, как: парниша-ревун, домовничать, деревенская молодица, гужом ходили, ухарски гикая, настегала прутом, нудь в ногах, догляд людской...? – Продолжите эту работу: самостоятельно найдите в тексте диалектные и устаревшие слова. в) Выделите в тексте рассказа Астафьева фразы, принадлежащие бабушке героя. Что необычно, на ваш взгляд, в ее речи? Как характеризует эту героиню ее речь? Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|