Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Россия на пороге XXI века

Российская экономика на пути к рынку

Предлагалось начать структурную перестройку промышленности, приватизировать (передать в частную собственность) большинство объектов государственной собственности, начать земельную реформу и со временем разрешить куплю-продажу земли. Говорилось о необходимости активизировать внешнеэкономические связи России с другими странами, снять ограничения на внешнеторговые операции, ввести российскую национальную валюту (рубль) и обеспечить его конвертируемость (свободный обмен на иностранную валюту).

Самым болезненным было решение о либерализации цен: на это, опасаясь социального взрыва, так и не пошло руководство СССР за годы перестройки.

Ответственным за проведение программы реформ стал один из ее разработчиков — вице-премьер Правительства РСФСР Е. Т. Гайдар.

Шоковая терапия».

Правительство полагало, что после введения свободного ценообразования цены вырастут в 3 раза. Для компенсации потерь населения была на 70% увеличена зарплата бюджетников (учителей, врачей, работников государственных предприятий и учреждений — всех, кто получал зарплату от государства).

Резко возросло количество товаров широкого спроса, ввозимых из-за рубежа. Импорт позволил быстрее справиться с дефицитом, но он привел к спаду не выдержавшего конкуренции отечественного производства, к закрытию предприятий. Впервые за многие десятилетия безработица приобрела массовый характер. Особенно сложная ситуация сложилась в военно-промышленном комплексе, в котором были заняты миллионы россиян.

Государственный бюджет лишился традиционных источников доходов. Падение бюджетных поступлений произошло стремительно. Более других от резкого снижения финансирования пострадали наука, культура, образование, здравоохранение.

 

Приватизация. Формирование слоя собственников с самого начала являлось важной задачей экономической реформы. Считалось, что его основой станут мелкие предприниматели и акционеры предприятий. Решить эту задачу была призвана в первую очередь приватизация (переход объектов государственной собственности к частным владельцам — отдельным лицам или трудовым коллективам).

Приватизация началась осенью 1992 г. У подавляющего большинства населения средств для покупки акций не было. Вот почему правительство решило выдать каждому гражданину приватизационный чек (ваучер). Ваучер — в 1992—1994 гг. ценная бумага целевого назначения, предназначенная для бесплатной передачи гражданам объектов государственной собственности. Ваучер можно было обменять на определенное количество акций. Номинальная стоимость ваучера (та, что была на нем указана) рассчитывалась просто: условную стоимость основных производственных фондов по состоянию на 1 января 1992 г. (около 1 трлн 400 млрд р.) разделили на число российских граждан. Ваучер, таким образом, был оценен в 10 тыс. российских рублей. Всего за первый год реформ были приватизированы 24 тыс. предприятий, 160 тыс. фермерских хозяйств, 15% всех предприятий торговли. Главная цель была достигнута: в стране быстрыми темпами формировался слой собственников.

Правительство Черномырдина попыталось привлечь деньги зарубежных банков и фирм и получить кредиты (займы) международных организаций. Иностранные компании вкладывать (инвестировать) деньги в российскую экономику не спешили, их отпугивали политическая нестабильность и отсутствие законодательной базы. А вот кредиты получить удалось. Их выделили Международный валютный фонд и Всемирный банк.

Правительство приступило также к выпуску государственных краткосрочных обязательств (ГКО), продажа которых давала большие средства для экономики страны. Другим каналом получения капиталов стало привлечение денежных средств населения в банки.

Всеми этими мерами Правительству Черномырдина удалось снизить темпы инфляции, обеспечить относительную стабильность цен и курса рубля. Однако использовались эти огромные средства далеко не всегда эффективно. Кредиты расходовались подчас не на нужды экономических реформ, а на выплаты бюджетникам и решение острых социальных проблем.

 

Задолженность страны по внутренним и внешним обязательствам нарастала с каждым днем. Продавая ГКО, государство должно было выплачивать их держателям огромные денежные суммы. Постепенно вызревали предпосылки мощного финансового кризиса.

Первые результаты экономических реформ. В 90-х гг. экономика России становилась многоукладной. Развивались различные формы собственности — индивидуальная частная, государственная, акционерная, муниципальная и др. Отдельные звенья сложной экономической системы оказывались эффективными, другие переживали кризисные явления.

Результаты первых лет экономических реформ противоречивы. Рассмотрим несколько конкретных показателей.

Продолжалась структурная перестройка металлургической промышленности:на смену мартеновскому производству (характерному для раннеиндустриального периода) шло кислородно-конверторное производство, присущее развитым индустриальным странам.

Одним из важнейших показателей стало увеличение удельного веса сферы услуг в экономике страны. Сократился импорт зерновых.

Снижение реальных доходов населения изменило структуру потребления. Существенно сократилось потребление мяса и мясопродуктов (этот показатель снизился до уровня 1970 г.). А вот показатели обеспеченности населения телефонами, автомобилями, компьютерной и бытовой техникой выросли. Так, на 100 российских семей в 1992 г. приходился 21 автомобиль, а в 1998 г. — 29.

Финансовый кризис 1998 г. и его последствия. В начале 1998 г. указом Президента Черномырдин был отправлен в отставку. Его преемником стал С. В. Кириенко. Он попытался смягчить последствия финансового кризиса, приближение которого становилось все очевиднее. Выплаты по процентам от ГКО достигли сумм, которые превосходили возможности бюджета.

17 августа 1998 г. правительство объявило о прекращении выплат по ГКО. Фактически государство отказалось платить по долгам. Одновременно был отменен «валютный коридор», удерживавший в 1995—1998 гг. более или менее стабильный курс рубля по отношению к доллару. Уже к осени 1998 г. он снизился в 4 раза. Денежные вклады населения второй раз за 7 лет обесценились, доверие к банкам и Правительству было утрачено. Банковская система страны оказалась сильно подорванной. МВФ и Всемирный банк объявили о замораживании всех программ помощи России. Сократился импорт, вновь возникла нехватка отдельных товаров. Правительство Кириенко было отправлено в отставку.

Новым главой Кабинета министров был утвержден Е. М. Примаков, провозгласивший курс «опоры на собственные силы» и достижение общественного согласия. Рубль подешевел, импорт сократился, и это объективно усиливало позиции отечественных производителей. Вдвое удалось снизить государственные расходы и бюджетный дефицит. Была ликвидирована задолженность правительства по зарплате бюджетникам и пенсионерам. В мае 1999 г. главой Правительства был назначен С. В. Степашин, в целом сохранивший преемственность экономического курса своего предшественника.

В августе 1999 г. новым председателем Правительства был утвержден В. В. Путин. С его приходом к руководству исполнительной властью началась разработка новой экономической стратегии страны.

Средства массовой информации. Радикальные перемены произошли в средствах массовой информации. Исчез партийный контроль над их деятельностью. Появились сотни новых газет и журналов. Десятки цветных журналов, рассчитанных на самые разные интересы, стали одной из самых заметных примет нового времени.

Отечественные радиостанции, вещавшие до 90-х гг. лишь в УКВ-диапазоне, вышли на международные FМ-диапазоны. Россияне получили возможность быть в курсе последних мировых музыкальных новостей, отечественное радио вышло на мировые радиопросторы. Появились первые коммерческие радиостанции. Были открыты первые частные телеканалы (КЕК-ТУ, НТВ и др.). Практически во всех городах страны сформировалась система кабельного телевидения. Было создано Общественное российское телевидение, учредителем которого выступило не только государство, но и частные лица, коммерческие структуры. Большое значение имеет деятельность телеканала «Культура», знакомящего зрителей с лучшими достижениями отечественной и мировой культуры.

Чеченский кризис. До лета 1994 г. российское Правительство через посредников вело переговоры о присоединении Чечни к Федеративному договору и разоружении незаконных вооруженных формирований. Успеха добиться не удалось. Давление на Чечню усилилось. В ответ 10 августа 1994 г. съезд чеченского народа в Грозном поддержал решение президента самопровозглашенной Чеченской Республики Ичкерия Д. Дудаева об объявлении всеобщей мобилизации и о начале «священной войны с Россией за независимость».

1 декабря 1994 г. Президент Ельцин предъявил Дудаеву ультиматум. Он потребовал немедленно сдать оружие. Одновременно российские армейские подразделения начали сосредоточиваться на границе с Чечней. Чеченские власти выполнить требования Президента отказались. 10 декабря 1994 г. федеральные силы вошли в Чечню.

Из Обращения Президента России Б. Н. Ельцина к жителям Чеченской республики. 21 декабря 1994 г.

Уважаемые жители Чеченской республики! Президент Российской Федерации, Правительство, палаты Федерального Собрания России неоднократно обращались с призывом начать сдачу оружия незаконными вооруженными формированиями на территории Чеченской республики. Несмотря на это, в городе Грозном и его окрестностях продолжает литься кровь, гибнут наши соотечественники — чеченцы, русские, граждане других национальностей... Российские солдаты находятся в Чечне не для войны с чеченским народом. Их цель — пресечение деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чечни... На дудаевское руководство ложится ответственность за то, что оно скрывает эту информацию или создает препятствия тем, кто хочет покинуть очаги военных действий.

К лету 1995 г. отряды сепаратистов были блокированы в горных районах республики. Боевики ответили террором:хватили почти 3 тыс. заложников в городской больнице Буденновска (Ставропольский край). Федеральные власти были вынуждены выполнить условия террористов и начать переговоры. События показали, что переговоры нужны были чеченской стороне не для достижения мира, а для перегруппировки сил.

Начался новый этап вооруженного противостояния. В январе 1996 г. в момент обострения военных действий чеченцы вновь захватили заложников, на этот раз в Дагестане. Вскоре дудаевцы были вытеснены в горные районы, мятежный генерал убит. Террористические акты, похищения людей, захват заложников боевики использовали как средства достижения своих целей.

Потери среди войск и мирного населения вынудили руководство России пойти на переговоры. Результатов они не принесли.

В августе 1996 г. в канун торжественного вступления Ельцина в должность Президента вооруженные формирования чеченцев атаковали Грозный. Федеральные войска, понеся большие потери, оставили город. По поручению Президента начался новый этап переговоров. В сентябре 1996 г. в Хасавюрте были подписаны соглашения о выводе российских войск из Чечни и проведении свободных выборов. Решение вопроса о будущем Чечни откладывалось на 5 лет.

Война в Чечне стала крупнейшим военным столкновением на территории нашей страны со времен Великой Отечественной войны.

Результаты федеративного строительства в 90-е гг. В 90-е гг. удалось воссоздать Российскую Федерацию, сохранить ее целостность, утвердить новые принципы федеративного устройства страны. Отношения Центра и регионов приобрели более равноправный характер. Эти отношения учитывали тенденции современного развития многонациональных государств. Это был главный итог федеративного строительства.

Преодолеть все противоречия и решить все проблемы не удалось. Роль федерального Центра в отношении с регионами была ослаблена. Между тем национальный вопрос приобретал все большее значение. Оживилось русское национальное движение, лидеры которого выражали недовольство невниманием власти к проблемам русских.

Задача сохранения территориальной целостности России по-прежнему являлась одной из самых острых. Россия, казалось, повторяла путь к распаду, который прошел СССР. Снижение экономического и политического значения Центра ослабляло связи между регионами, создавало ощущение, что все вопросы можно решить и без участия федеральной власти. Неудачи в Чечне вдохновляли сепаратистов в других регионах страны. Возникла острая необходимость изменения национальной политики.

Россия на пороге XXI века

Президент России В. В. Путин. Второй Президент России Владимир Владимирович Путин родился 7 октября 1952 г.

Окончив юридический факультет Ленинградского государственного университета, он с 1975 по 1991 г. работал в органах государственной безопасности. В 1991— 1996 гг. был вице-мэром Санкт-Петербурга, затем перешел на работу в аппарат Президента России, где за короткий срок прошел путь до первого заместителя главы администрации.

В 1998 г. Путин был назначен директором ФСБ. Летом 1999 г. он был г утвержден Председателем Правительства России.

На президентских выборах 26 марта 2000 г. В. В. Путин уже в первом туре одержал победу и был избран вторым в истории России Президентом.

7 мая 2000 г. он вступил в должность. Главой Правительства Российской Федерации был утвержден М. М. Касьянов — первый вице-премьер в Правительстве Путина.

В. В. Путин показал себя сторонником сильной государственной власти, являющейся залогом любых прогрессивных преобразований в России, поэтому и первые шаги нового Президента были направлены на укрепление авторитета и роли государства в жизни общества, наведение должного порядка.

При этом демократический выбор, сделанный страной в 90-е гг., никогда не подвергался сомнению.

Укрепление российской государственности. Политические реформы. Для укрепления роли федерального Центра Президент учредил 7 федеральных округов — Центральный, Северо-Западный, Южный, Поволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный, что стало началом реформы системы местного управления. Главами округов были назначены полномочные представители Президента. В короткий срок удалось решить чрезвычайно важную задачу:вести местные законы в соответствие с Конституцией России и федеральным законодательством. В округах были созданы органы прокуратуры и внутренних дел. Более 3,5 тысяч нормативных актов, принятых в субъектах Федерации, не соответствовали Конституции России и федеральным законам, четыре пятых из них были приведены в соответствие.

Эти меры позволили усилить роль Центра на местах, укрепить Федерацию, возродить единое законодательное пространство России.

По инициативе Президента была проведена реформа Федерального Собрания. Совет Федерации стал формироваться не из губернаторов, а из представителей регионов, избранных их законодательными органами и назначенных главами администраций. Эти решения усовершенствовали федеративное устройство России, позволили преодолеть наиболее острые противоречия, существовавшие между Центром и регионами.

Совершенствовалась и российская многопартийная система. Принятый Закон о политических партиях признал таковыми лишь те организации, которые имеют массовую поддержку населения. В результате значение политических партий в жизни страны усилилось.

Была начата судебная реформа. Одним из ее элементов стало введение суда присяжных.

Была заметно ускорена военная реформа, целью которой является создание профессиональной, хорошо вооруженной и обученной Российской армии к 2015 г.

Экономические реформ ы. Экономика и социальная сфера страны в начале XXI в. В экономической жизни страны произошли заметные перемены. Россия прекратила внешние заимствования, начала выплачивать долги по своим обязательствам.

В начале нового тысячелетия экономика России продемонстрировала темпы роста, которых страна не знала 30 лет.

По инициативе Президента была осуществлена налоговая реформа. В 2001 г. введен единый 13%-ный налог на доходы населения, снижен налог на прибыль предприятий и организаций. В результате стала постепенно решаться задача вывода из тени реальных доходов населения. Были приняты законы о поддержке малого и среднего предпринимательства.

Начата аграрная реформа. Были одобрены проекты законов о купле-продаже земли, новом порядке наследования имущества и др. Это был важный шаг на пути к формированию рынка и новой социальной структуры общества.

Были приняты меры по ограничению власти естественных монополий — гигантских объединений, занимающих исключительное положение в производстве важнейших источников сырья, электроэнергии, а также на транспорте (таковы прежде всего Газпром, российское акционерное общество «Единая энергетическая система России», Министерство железнодорожного транспорта). Новый курс проводился в отношении «олигархов», как с 90-х гг. стало принято называть представителей крупного бизнеса, пытающихся определять политику государства. Сотрудничая с ними, государство в то же время последовательно лишало их возможности вмешиваться в вопросы, относящиеся только к его ведению, внимательно следило за соблюдением налогового кодекса.

 

Жизненный уровень населения впервые за годы реформ стал постепенно расти.

Усиление борьбы с терроризмом. Чеченская проблема. В. В. Путин вступил в должность главы Правительства в августе 1999 г. Буквально через несколько дней чеченские боевики вторглись в Дагестан, попытались захватить высокогорные районы и провозгласить создание исламского государства. По предложению Путина началась контртеррористическая операция. Сепаратисты были вытеснены с территории Дагестана. Чудовищным ответом боевиков были взрывы жилых домов в Буйнакске, Москве и Волгодонске. Погибли сотни невинных людей.

Осенью 1999 г. федеральные войска вновь вошли в Чечню и в короткий срок взяли под контроль важнейшие населенные пункты. Лидеры террористов обращались за помощью к международным организациям, которые стали предлагать посреднические услуги в решении внутрироссийской проблемы. В Чечне наряду с боевыми операциями Правительство России развернуло работу по восстановлению разрушенных городов и сел, налаживанию мирной жизни. Были сформированы новые органы управления, открыты представительства федеральных органов власти, созданы отряды местной милиции.

Лидеры сепаратистов перешли к методам партизанской войны. Они попытались использовать для атак на федеральные силы территорию Грузии, активизировали попытки привлечь на свою сторону мировое общественное мнение. С их подачи все громче звучали призывы международных организаций к соблюдению прав человека в Чечне. Казалось, мировое сообщество не понимает опасности террора, не видит связи между событиями в Чечне и деятельностью мировых террористических организаций. Лишь с началом международной контртеррористической операции против талибов осенью 2001 г. Запад смягчил давление на Россию в чеченском вопросе.

Реальность сохранения серьезной угрозы со стороны терроризма продемонстрировали события, связанные с захватом чеченскими террористами заложников в Театральном центре в Москве в октябре 2002 г., серия терактов в различных городах России.

На референдуме в 2003 г. жители Чечни высказались за сохранение республики в составе Российской Федерации. Президентом Чечни был избран А. Кадыров.

Разработка новой внешнеполитической стратегии. Внешнеполитическая стратегия России в 2000—2004 гг. претерпела серьезные изменения. В ее основу положены принятые по инициативе Президента доктрина национальной безопасности и доктрина информационной безопасности России.

Соображения, связанные с получением новых кредитов и привлечением инвестиций, отошли на второй план. Россия более четко, чем прежде, определяет свои национальные интересы и, исходя из них, строит отношения с США и странами Западной Европы.

Важным направлением внешней политики является поддержка Россией Организации Объединенных Наций.

Более энергично развиваются отношения России с партнерами по СНГ. Регулярными стали встречи на высшем уровне с их лидерами. Новый импульс был дан отношениям с Украиной и Белоруссией.

Отношения стратегического партнерства установлены с Китаем, Монголией, Вьетнамом, Индией. Возобновились отношения на высшем уровне с Кубой и КНДР.

Резкое обострение конфликта на Ближнем Востоке осенью 2000 г. подтвердило эффективность позиции России, выступающей за диалог с обеими противоборствующими сторонами. Во всем мире получила поддержку позиция России по недопущению войны в Ираке (2003 г.), ее действия по выходу из нового международного кризиса.

 

14 марта 2004 г. состоялись выборы Президента России. Победу в первом туре одержал В. В. Путин, за которого проголосовали 71,22% участников голосования. Избрание В. В. Путина означало поддержку населением курса, проводимого им в первый президентский срок.

Таким образом, курс на консолидацию российского общества, усиление роли государства в экономике и социальной сфере, налаживание равноправных партнерских отношений со странами Запада способствовали возрождению России и получили поддержку населения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
РОССИИ ПО БЕЛЛИДАНС | Павел I и его время (1796 – 1801 гг.).


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных