Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Б) проблемы, возникающие в контексте взаимодействия общества и природы.




Здесь следует упомянуть экологическую проблему, проблему рационального использования природных ресурсов, обеспечения человечества сырьем и продовольствием, освоение океана и космического пространства.

в) проблемы, обусловленные отношением человека и общества.

В данную группу проблем входят проблемы ограничения роста населения Земли, предвидения и предотвращения отрицательных последствий научно-технического прогресса, борьбы с распространением алкоголизма и наркомании, совершенствования здравоохранения и образования[3].

Однако, глобальные проблемы современности возникли не сразу – они явились результатом того вектора развития европейской цивилизации, по которому она развивается вот уже более трехсот лет. Причем в последнее столетие, в связи с ростом научно-технического прогресса глобальность вышеуказанных проблем возросла. В чем причины подобного явления и почему глобальные проблемы современности часто называют следствием глобального кризиса культуры?

2. Глобальный кризис культуры и пути выхода из него. Достаточно популярным средибольшинства европейских мыслителей является трактовка глобального кризиса культуры как процесса «умирания» культуры под оболочкой внешне благополучной, «внешне-преуспевающей», «сытой», но духовно «пустеющей» цивилизации. При этом чаще всего утверждается мысль о гибели культуры под воздействием разрушительных сил технико-технологических достижений этой цивилизации, которую часто называют техногенной цивилизацией. К этому мы также добавили бы проблемы зависимости современного человека от последствий роста информационной насыщенности, общество потребления и проблему «среднего человека». Сразу отметим, что хотя в дальнейшем речь будет во многом вестись о европейском человечестве (страны Европы и США), понятие глобальный кризис культуры является более точным, поскольку вследствие влияния Европы и США на остальной мир, кризис в рамках этих регионов автоматически затрагивает весь мир.

Техногенная цивилизация. Если использовать периодизацию истории Э. Тоффлера, разделяющую историю на традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества, то техногенная цивилизация является продуктом индустриального общества. Под «техникой» П.С. Кудрявцев и И.Я. Конфедератов предлагают понимать «совокупность средств труда, создаваемых человеком на основе использования познаваемых им законов природы, для удовлетворения материальных и культурных потребностей общества»[4]. Хотя «техникой» в принципе могут быть названы даже самые простейшие орудия труда, облегчающие жизнь человека, в нашем понимании техногенная цивилизация – это этап развития индустриального общества, характерный для XVI-XX вв. и продолживший свое развитие в рамках постиндустриального общества. Техногенная цивилизация - это эпоха, когда человек начинает зависеть от техники и именно она начинает определять его базовые потребности, интересы, характер деятельности и смыслополагания. Вместе с тем, основания техногенной цивилизации могут быть обнаружены уже на заре человечества – в древнегреческой культуре (культ человека, демократия, развитие научного мышления). В дальнейшем христианство усиливает антропологические тенденции, объявляя человека лучшим из творений и рассматривая его разум как «подобный» божественному. В эпоху Возрождения в Европе окончательно утверждается антропоцентризм, согласно которому человек есть творение и одновременно «сотрудник» Бога в деле реализации божественного замысла относительно природы. В XVI-XVII вв. формируется механическая картина мира, окончательно повлиявшая на формирование представлений о природе как ресурсе для развития человека и его цивилизации.

Принято выделять следующие характеристики техногенной цивилизации: ускорение темпов развития, смена экстенсивного развития интенсивным, механизация производства, представление об обществе как механической совокупности индивидов, рациональность мышления, нацеленного на использование научных знаний для развития эффективности производства, объяснение природы как объективной и закономерной материи, урбанизация, культ науки и идеи прогресса.

Человек в этой системе отношений рассматривается как аналог машины, что порождает известную всем сегодня привычку к регуляции собственного рабочего дня, отдыха, и жизнедеятельности в целом.

Техногенная цивилизация открыта, она принципиально направлена на покорение мира вокруг, экспансию. В рамках подобного процесса как правило действует линейная логика - «кто не с нами, то против нас», наиболее ярко реализуемая сегодня в проекте «Pax Americana». Человек в подобной ситуации оказывается зависимым от технологических ритмов и нужд промышленности. Динамичное развитие техники приводит к тому, что современный человек не успевает за ее ускоряющимся темпом – отсюда разрыв между внешними условиями человеческой жизни и ее внутренними потребностями. Это особенно отчетливо проявилось в ходе появления и становления постиндустриального (или информационного) общества.

Под информационным обществом обычно понимают особый этап социально-экономических отношений, сложившийся во второй половине XX века и предполагающий в качестве важнейшей общественной ценности информацию. Из вспомогательного средства трудовой деятельности, она превращается в самостоятельный фактор общественных отношений. Характер протекания информационных процессов оказывает влияние на трудовую и повседневную жизнь, профессиональные знания и структуру общества, открывая новые возможности и ставя новые проблемы. Информационная технология активно влияет на духовную культуру - формируется «медийная» культура. Однако ресурсы человеческого сознания оказываются не в состоянии охватить во всей полноте получаемую информацию, что порождает новые формы зависимости.

Развитие социально-экономических отношений европейской цивилизации привело к появлению в XX веке еще одной формы зависимости современного человека, которую в современной философии принято обозначать термином «общество потребления». О данном социальном феномене на Западе заговорили с 70-х гг. XX века, вследствие того факта, что, несмотря на рост доходов, и услуг в ведущих западных странах, участились случаи депрессии и суицида. Общество потребления – это общество индустриально развитых стран, характеризующееся массовым потреблением товаров и услуг, а также формированием соответствующей системы ценностей. Формирование глобальной техногенной цивилизации и глобальной экономики сделали необходимым формирование глобального потребителя, «гражданина мира», который во всех странах ищет и находит одно и то же, наслаждается одним и тем же. Общество потребления представляет собой систему, организующую совместную жизнедеятельность людей таким образом, что манипулирование культурными кодами, вызывающими потребительские психологические установки, становится ее доминирующим содержанием. Эта система характеризуется массовым манипулированием культурными символами и формированием соответствующей иерархии ценностей, на вершине которой – покупка и регулярное обновление вещей.

В обществе потребления потребление сделалось главным содержанием социальной жизни. Потребление является не только основой данного общества, реализуя себя через, его политические, экономические и социальные институты, но и его целью. Искажению подвергаются и сфера производства (промышленность ориентируется на потребление все больших ресурсов) и сфера развлечения (жизнь человека вращается вокруг поглощения не всегда необходимых ему товаров и услуг). Манипулирование товарами как важными знаками культуры подразумевает не столько способность товара удовлетворять человеческую потребность, сколько социальное значение, придаваемое обладателю товара в данной культуре. На первый план выходят уже не функциональные качества товара, а престижность обладания данным товаром, товар становится признаком социального статуса. Сознание потребителя постоянно занято выбором товара, купив который он может очень быстро охладеть к нему и почти не использовать.

Источник возникновения общества потребления лежит не только в социально-экономических отношениях, но и в сфере социально-психологической мотивации. Человек обладает врожденным набором потенциальных способностей, которые могут быть развиты, и спектр которых необычайно широк. Кроме того, в человеке есть разнообразные влечения к осуществлению заложенного потенциала. Реализация способностей и качеств человека, с одной стороны, сопровождается удовольствием и является непосредственно привлекательной и самоценной, а с другой стороны, требует постоянного возобновления усилий, вследствие чего часто оказывается неосуществленной. Отсутствие реализации заложенных способностей приводит к психическим расстройствам, человек ощущает подавленность и дискомфорт, неудовлетворенность, потерянность и отчужденность. Психическую неудовлетворенность можно либо заглушить другим, более сильным раздражителем нервных рецепторов, т.е. отвлечь, либо притупить общую чувствительность психической системы, либо попытаться подменить внешними атрибутами успеха, придавая вещам культовое значение. Средствами для этого могут выступать: туристические поездки, экстремальные виды отдыха, просмотр телепередач и представлений, коллекционирование, чревоугодие, азартные и компьютерные игры (отвлекающие от психического дискомфорта), а также употребление алкоголя, наркотиков (притупляющие чувствительность нервной системы). В результате человек также оказывается в определенной зависимости от дальнейшего процесса потребления.

В свою очередь глобальные потребности ведут к появлению глобальных продуктов, что проявляется в стандартизации товаров и унификации торговых марок. Следующий этап – это унификация мира на основе единых стандартов, формирование общества «похожих» друг на друга людей, получившая название проблемы «среднего человека». Впервые данное понятие получило существенное обоснование в работах испанского мыслителя Х. Ортеги-и-Гассета, а также немецкого философа Г. Маркузе, хотя образ данного социального типа был в определенном смысле представлен еще в философии К. Маркса, Ф. Ницше и К.Н. Леонтьева. Понятием «средний человек» принято обозначать особый тип общества, главную роль в котором приобретают массы людей, не выделяющиеся из своей среды, имеющие одинаковые потребности, привычки и ценности. Подобное господство проявляется в политических, экономических отношениях, принципах социальных отношений, характере культуры. Феномен «среднего человека» появляется в европейском обществе в связи с развитием капиталистических отношений, породивших феномен массового труда на предприятиях. Поскольку массовый труд является разделенным, то это с необходимостью порождает отсутствие осознания целостности изготовляемой вещи (как было в рамках ремесленного производства), что в итоге приводит к соответствующим социальным и психологическим последствиям – представлению о «заменяемости» любого человека на предприятии и индивида в обществе. Всеобщая «заменяемость» порождает «обезличенность» рабочей массы (одинаковый образ жизни и мыслей), а тяжелый физический труд практически не оставляет времени на духовное развитие. Развитие демократических институтов в Западной Европе и США во второй половине XIX-ХХ веках, при всем их позитивном основании, выводит на арену истории именно средние массы людей, являющихся источником определенных ценностей и интересов, не всегда связанных с высоким уровнем культуры. Развитие общества потребления превращает вкусы и привычки данных людей в эталон и нормы всеобщего поведения. Среди важнейших особенностей данного типа традиционно выделяют: ослабление критической способности суждения, стандартизацию всех процессов жизни, маргинализацию[5], одномерное мышление и как следствие – упрощение языка, потребностей и ценностей.

Таким образом, ведущие принципы европейской культуры – гуманизм[6], рационализм[7], индивидуализм[8] в процессе развития европейского общества обернулись крайностями превращения человека в машину, предельной унификацией и прагматизацией жизни, ориентированной на потребление одинаковыми людьми одинаковых товаров при внешнем их различии. Осознание бессмысленности всего происходящего, угрозы потери человеком духовности, угрозы мировой катастрофы являются несомненными спутниками глобального кризиса культуры.

Какие же возможны пути выхода из глобального кризиса культуры? Специалисты предлагают несколько основных сценариев развития[9]. При этом оговаривается, что поскольку глобальный кризис культуры есть явление во многом порожденное развитие научно-технического прогресса (далее НТП) и техногенной цивилизации, то и сценарии выхода из кризиса во многом вытекают из отношения к этим проблемам. Итак, выделяют 4 основных позиции: 1) концепции, которые связывают решение глобальных проблем и разрешение глобального кризиса культуры только с дальнейшими достижениями научно-технической революции, вне учета их социальной направленности; 2) концепции, которые полностью отрицают достижения научно-технического прогресса, выступая за сокращение производства и научно-технической деятельности; 3) концепции, которые игнорируют деятельность НТП в связи с решением глобальных проблем, но, не отрицая его в обществе, основной упор делают на изменение духовной жизни людей; 4) концепции, опирающиеся, предусматривающие необходимость соединения достижений научно-технического и социального прогресса общества. Последняя концепция предполагает не изолирование какого-либо отдельного явления или стороны общественной жизни, но целостный сценарий выхода из глобального кризиса культуры. Это предполагает не отрицание роли науки и техники, а многомерное использование ее достижений, с учетом всех достоинств и недостатков.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных