Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Гуманотехнологии (hi-hume) и философия как средство преодоления глобального кризиса культуры.




Новое тысячелетие дает человечеству определенные шансы для преодоления глобального кризиса культуры. Одним из наиболее популярных, хотя и не бесспорных сценариев является понятие «гуманотехнологий». По мысли исследователей, данные технологии представляют собой особую и принципиально новую область знаний о человеке, базирующуюся на достижениях наномедицинских, молекулярно-биологических, геномных, нейронных, компьютерно-сетевых, информационно-медийных и других сверхтехнологий[11]. Главная задача подобных технологий – это совершенствование на разумной основе природы человека, исправление его недостатков и увеличение достоинств. Как указывают авторы, в наше время нано-медицинские, био-инженерийные, геномные, нейронные, ДНК-компьютерные, био-информационные, компьютерно-сетевые, информационно-медийные и другие гуманотехнологии применяются к решению следующих проблем: а) проблема избавления людей от болезней, обусловленных патологическими генами; б) проблема долголетия; в) проблемы селекции эмбрионов; г) проблема заботы о человеческой природе, телесности, физиологии, нейросистеме, интеллекте; д) проблема изменения генетической конституции индивида, его нравственной идентичности; е) проблема использования человеческих эмбрионов в фармакологических, хирургических и прочих исследованиях и экспериментах; ж) проблема совершенствования человеческого генома; з) проблема трансчеловека, постчеловека, Homo tecnologoficus’a; и) проблема постчеловеческого будущего; к) производство детей по запросу взрослых; л) проблема трансгуманизма; м) проблемы использования механизмов наследственности ради решения жизненно важных (социальных, экономических, нравственных); н) конструирование «идеального ребенка»; о) проблемы психогеномики, цель которой — «охота за генами», формирующими личность, психику и поведение человека; п) проблема создания биофабрик по изготовлению лекарств на основе точных копий вырабатываемых организмом веществ.

Несмотря на то, что некоторые из направлений выглядят, по меньшей мере «фантастически», а некоторые представляются сомнительными людям, ориентированным на религиозный опыт, тем не менее речь идет о перспективном варианте преодоления глобального кризиса культуры без отказа от разумного понимания мира.

Однако любой разумный сценарий преодоления глобального кризиса культуры предполагает накопление и обобщение знаний, что немыслимо без особого типа мировоззрения – философии, которая выступает как обобщающее знание, а также как определенные размышления по поводу уже достигнутых знаний. Кто будет проектировать нового человека? С какими ценностям инженер будущего будет конструировать технику? Какие критерии заложит он в нее? Очевидно, что решающую роль, как и тысячу лет назад, будут играть не технологии только, а человек, уровень развития его самосознания, философской культуры. Кризис культуры, кризис самосознания всегда оборачивался философствованием. В завершении вводной лекции сошлемся на слова известного отечественного мыслителя П.С. Гуревича, немало лет посвятившего проблемам изучения человека, общества и культуры: «В ходе развертывания кризисного состояния людей охватывает страсть к наблюдению и познанию мира, страсть, которая заставляет их отворачиваться от всех практических интересов и в замкнутом круге познавательной деятельности в периоды, посвященные такому исследованию, стремится заниматься и действительно занимается только чистой теорией. Иными словами, человек становится незаинтересованным зрителем, наблюдателем мира – он оказывается философом, или, вернее сказать, отныне жизнь его приобретает восприимчивость к мотивам, возможным лишь внутри этой установки, к новым целям и методам мышления, в рамках которых, наконец, возникает философия и сам он становится философом»[12]. Говоря другими словами, философия есть особый способ понимания мира и себя в нем, основанный на сопоставлении различных точек зрения и уровней мышления. Это можно наглядно представить в виде трех вытекающих друг из друга вопросов.

1. «Я думаю о том, что я думаю»;

2. «Я думаю о том, что он думает»;

3. «Я думаю о том, что я думаю по поводу того, что он думает».

 

 

Рекомендуемая литература к лекции

Источники

1. Бордрийяр, Ж. Система вещей. - М.: Лань, 1997.

2. Бордрийяр, Ж. Общество потребления. - М.: Республика, 2001.

3. Ясперс, К. Духовная ситуация времени / Смысл и назначение истории. - М.: Политиздат, 1991.

4. Ортега и Гассет. Восстание масс // Вопросы философии. - 1989. – № 3. – 4.

5. Маркузе, Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек. - М.: Эксмо, 2001.

6. Дебор, Ги. Общество спектакля. - М.: Аграф, 2001.

Учебная и исследовательская литература

1. Лукьянец, В., Соболь, О. Горизонты гуманитарии: проблема постчеловеческого будущего // Фiлософiя освi ти. - 2006. - №3. - С.145-164.

2. Розин, В.М. Философия техники. - М.: NOTA BENE, 2001.

3. Сапожников, Е.И. Общество потребления в странах Запада // Вопросы философии. - 2007. - №10.

4. Философия: учебник для ВУЗов / под общ. ред. В.В. Миронова. М.: Норма, 2008.

5. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук / под общей редакцией д-ра филос.наук, профессора В.В. Миронова. М.: Гардарики, 2006.

ЛЕКЦИИ






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных