Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Стрелец – молодец. Мотив охоты в мужском сообществе




Скифы были... искусными стрелками

Лукиан

 

Интересно рассмотреть мотив охоты в мужском сообществе… Почему это так важно, важен этот факт, умение?

Рассмотрим материал, который уже есть в нашем распоряжении в сказках и этнографической научной литературе и который в достаточной мере, на мой взгляд, может пролить свет на интересующий нас вопрос.

 

Так в сказке «Царевна-лягушка» из сборника А. Н. Афанасьева мотив охоты определяет завязку, судьбу главного героя:

«В стары годы, в старопрежни, у одного царя было три сына — все они на возрасте. Царь и говорит: «Дети! Сделайте себе по самострелу и стреляйте: кака женщина принесёт стрелу, та и невеста; ежели никто не принесёт, тому, значит, не жениться». Большой сын стрелил, принесла стрелу княжеска дочь; средний стрелил, стрелу принесла генеральска дочь; а малому Ивану-царевичу принесла стрелу из болота лягуша в зубах. Те братья были веселы и радостны, а Иван-царевич призадумался, заплакал: «Как я стану жить с лягушей? Век жить — не реку перебрести или не поле перейти!» Поплакал-поплакал, да нечего делать — взял в жёны лягушу. Их всех обвенчали по ихнему там обряду; лягушу держали на блюде».

 

«Очевидно, что качественная подготовка будущего члена родовой общины требует серьёзных практических занятий. И содержательная часть этих занятий достаточно подробно раскрывается в сказочных текстах о жизни обитателей волшебных мест. Анализируя такие тексты, мы сразу определяем, какие «профессионалы» востребованы в архаичном обществе.

Например, часто молодые люди, живущие вне обычного мира, ходят на охоту. В волшебной сказке охота занимает, пожалуй, центральное место, что дало основание авторитетным учёным датировать ключевые элементы сказки до–земледельческим периодом в истории человечества, подтвердив тем самым её архаичный характер <…>. Подростки, покинувшие родной дом и обнаружившие для себя временное пристанище в волшебном месте традиционно «бьют дичь». «Те братья шли, шли – пустую избёнку нашли. И так там жили. Один Иванушка - братушка у них поваром (остаётся в избёнке), а те братья ходять дичь бьют и тем пятаюцца (сказка «Двенадцать лебедей»). Как правило, охота совмещается с жёсткими конфликтами при встрече с представителями других молодёжных групп или с другими группами населения: Перед утренней зарёю// Братья дружною толпою// Выезжают погулять,// Серых уток пострелять,// Руку правую потешить,// Сорочина в поле спешить,// Иль башку с широких плеч// У татарина отсечь…» (Сказка о мёртвой царевне…»)», - из книги Г. Н. Кузьменко «Василиса Премудрая. Сказочные проекции архаичного образования», с. 62.

 

А вот ещё интересный факт: «Счастье человека в якутском эпосе – это реализация его предназначения, т. е. социальной роли. Предназначение мужчины – стать Родоначальником, Основателем Рода, предназначение женщины – стать Матерью. В эпосе и то, и другое реализуется как удачная поездка. Для богатыря – это удачный богатырский поход, для девушки – удачное замужество, т. е. благополучное путешествие в дом мужа», - из книги «Миф, символ, ритуал. Народы Сибири», Москва, 2008 г.

 

Тема охоты особое внимание обращает на себя и в традиционном обществе аборигенов Австралии, где удивительным образом сохранился институт реинкарнации как явление всеобщей мировой архаической культуры. «Основными мотивами реинкарнации являются охота и сон, явь и сновидение. Покровительство, которое охотнику оказывает предок в качестве духа – помощника, состоит в предоставлении ему возможности заметить, или увидеть, добычу. Добыча на охоте – это «дар», полученный от первопредка. Л. Уорнер писал, что по представлениям аборигенов мурнгин, мистическое зачатие происходит тогда, когда мужчина либо спит и видит объект зачатия, либо замечает что – то особенное в поведении встреченного на охоте животного или птицы. Необычное поведение встреченного животного служит знаком того, что у его жены скоро появится ребёнок. Аборигены говорят, что мужчина «находит» предсуществующего «духа – ребёнка»: видит во сне («снит») после охоты или наяву (встречая на охоте) определённое животное. По материалам К. Штрелова, предок является человеку во сне, чтобы узнать, кто его будущая мать, т. е. жена данного человека. На севере Кимберли (Западная Австралия) реинкарнационные сновидения мужчин носят уже не пассивный характер «уведомления» о зачатии (мотив «поиск предком своей матери»), но принимают активную форму. Мужчина «видит» («находит») во сне или наяву ребёнка, который должен быть зачат его женой. Затем во сне он «толкает» ребёнка в сторону жены и тот «входит» в неё через половые органы. По преданию аборигенов унамбал, первопредки создавали различных существ в состоянии сна; считается, что и сами аборигены «создают» себе детей таким образом: они «находят их во сне, а затем «найденных» (во время охоты) «духов – зародышей» детей также во сне передают жёнам, которые в вою очередь «видят» их в своих снах. В итоге реинкарнационный сон женщины по отношению к мужскому сновидению выступает как вторичный, «отражённый» (фактически здесь воспроизводится отношение «знахарь – клиент», когда дух – двойник знахаря – шамана сопровождает во сне духа – двойника обычного человека). Сновидение представляет собой по преимуществу мужскую способность видеть, поскольку является самой сильной формой зрения/видения. Подобно снам первопредков, сон мужчины есть средство созидания или «зачатия» чего – либо. Другими словами, сновидение мужчины – это, по сути, часть Большого Сновидения. Тем самым проливается свет на ассоциацию сновидения зачатия с «охотой зачатия». Всё, что связано с Большим Сновидением и охотой, имеет закрытый для женщин характер», - из книги П. Л. Белкова «МИФ И ТОТЕМ в традиционном обществе аборигенов Австралии», с. 48.

 

Продолжая тему охоты, снова вернёмся к сказкам. «Надо заметить, что в первоисточнике, взятом поэтом за основу «Сказки о Царе Салтане», даже, казалось бы, второстепенные детали повествования при ближайшем рассмотрении оказываются весьма серьёзными и значимыми элементами древнего мифа. Так, первым, что сделал князь Гвидон, ступив на берег острова Буяна, было изготовление из дубовой ветки лука, тетивой которого становится «снурок шёлковый» от нательного креста. Именно благодаря этому луку князь Гвидон спасает Царевну-Лебедь и, в конце концов, получает её в жёны. Здесь невольно напрашиваются аналогии с ситуацией «Одиссеи», где неузнанный муж получает вновь супружеские права, натянув свой лук. Это представляется особенно интересным в связи с тем, что лук и стрелы — оружие типично скифское, и изображения греков-лучников отсутствуют. Возможно, объяснением такого особого отношения к луку вообще и его натягиванию в частности, и в древнегреческой мифопоэтической традиции, и в русской народной сказке служит то, что понятие «лук» кроме оружия включало в себя в глубокой древности также и представление о мужской сексуальной силе, что зафиксировано, например, в пракритской поэзии, в охотничьих песнях», - из книги С. Жарниковой «Золотая нить», с. 51.

Образ лучника со стрелой нам интересен особенно. Он встречается в скифском изобразительном искусстве (о чём уже было сказано выше), у египтян, у ассирийцев, в картинах русских художников, Рериха, например.

Конечно, данная тематика включает в себя значительно больше, но у меня нет цели охватить всё и вся в рамках моего текста. Приведу лишь несколько примеров.

 

Накладка. Скифский лучник. Золото.

 

 

Скифские лучники.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных