Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Хотя, похоже, эта сцена повторяет предыдущую картинку, но, как ни странно, имеет отличия).




 

“Очевидно, скифский лук был достаточно тугим и натянуть его было не так легко — для этого кроме силы требовались, конечно, и определенные навыки. Не случайно Геракл поставил одним из условий передачи власти над будущей Скифией тому сыну, «...который из них натянет вот так (курсив мой. — Е. Ч.) этот лук».

 

Натягивание тетивы на лук. 1 — Геракл натягивает лук - ольвийская монета; 2, 6 — килики; 3 — сосуд из Лувра; 4 — греческая монета; 5 — Геракл натягивает лук - монета из Фив (Источник: http://historylib.org/historybooks/Evgeniy-CHernenko_Skifskie-luchniki/9).

 

<…> В «Одиссее» Пенелопа должна была выйти замуж за того из женихов, «...кто согнёт, навязав тетиву Одиссеев мощный лук». Попытки претендентов на руку Пенелопы заканчивались неудачно. «...Попытался на нём натянуть тетиву: и погнул он трижды его, но трижды он вновь разогнулся». Однако натянуть лук смог только Одиссей.

 

...Из овечьих свитых тонко-тягучих кишек, без труда напрягает.

Так без труда во мгновение лук непокорный напряг он.

 

Аналогичное сравнение в умении натянуть лук описывается и в «Махабхарате». Геродот сообщает, что царь эфиопов, которым «...выбирают самого рослого и сильного из граждан...», предложил Камбизу — царю персов — начать с ними войну только после проведения испытаний силой, «...если персы так же легко сумеют натянуть столь большой лук, как я его натягиваю». Испытания персы не выдержали. Только брат Камбиза — Смердис «...единственный из персов мог почти на два пальца натягивать тетиву... лука эфиопского царя».

Очевидно, о таком же соревновании между скифами и персами сообщает Ктесий Книдский. Рассказывая о походе Дария в Скифию в конце VI в. до н. э., он пишет: «Они (скифы и персы. — Е. Ч.) послали друг другу луки, скифский лук оказался крепче. Поэтому Дарий обратился в бегство». Сам факт, что, по рассказу Ктесия, судьба похода зависела от исхода подобного состязания, говорит о том, какое большое значение уделялось этому в древности.

<…> Нет ни одного погребения представителей скифской знати, среди наборов вооружения которых отсутствовали наконечники стрел. Они являются обязательной принадлежностью всех «царских» погребений Скифии. Количество наборов довольно значительно — до 10-16 (Пятибратний курган), а наконечники в них исчисляются сотнями.

«Скиф был конным стрелком (гиппотоксот по-гречески). Лук и стрела — его главное оружие», — писал Б. Н. Граков. Эти слова крупнейшего советского скифолога находят полное подтверждение в обязательном нахождении наконечников стрел в большем или меньшем количестве в тех комплексах, где встречены захоронения коней или предметы конской узды”, - Евгений Черненко «Скифские лучники» (Источник: http://historylib.org/historybooks/Evgeniy-CHernenko_Skifskie-luchniki/9).

 

По озвученной тематике уместно вспомнить и русские народные обычаи, дошедшие до наших дней. К примеру, к конкретному предметному быту в русской народной культуре мальчика приучали уже с младенчества. «От бессонницы над колыбелью подвешивали <…> мальчику – лучок со стрелой <…>. Повитуха (или мать) при этом приговаривала: <…> «Вот тебе стрелка и лучок, играй стрелкой и лучком, а не нашим дитём» (из статьи Н. Е. Мазаловой «Проект выставки “Изба севернорусской знахарки” (Из практики знающих)»). При этом здесь можно подумать, что обращение идёт только к некоему существу, мешающему спать. Но, очевидно, что и к самому ребёнку, к его подсознанию, через слова «вот тебе стрелка и лучок», «играй стрелкой и лучком».

 

И напоследок, следуя сложившемуся ассоциативному ряду, стоит обратить внимание на обычай «вождение стрелы».

 

Вот что об этом сообщает свободная энциклопедия Википедия:

 

«Вождение стрелы (вождение сулы, похороны стрелы, водить стрелу, гнать стрелу, бягить сула, закапывать стрелу; белор. пахавання стралы, ваджэння стралы) — древний обережно - аграрный весенний обряд Восточного Полесья, который «замыкал» весну и «отмыкал» лето. Проводился в конце весны при осмотрах озимых (на Великдень, Юрия, Вознесение). Регион наибольшего распространения — Посожье, территория между Днепром и Припятью, частично Гомельская, Черниговская и Брянская области (совпадает с областью расселения радимичей, частично дреговичей и вятичей). Основные ритуальные действия: сбор участников, вождение карагодов, шествия рядами (танок

), игры, катание по полю, «похороны стрелы» и др.

Название обряда произошло от зачина карагодной песни «Да й пашла стрэла да и вдоль села» или «Ой бягить сула да й удоль села». При этом «стрелой» называлось само шествие, песня, группа исполнительниц и предметы, зарывавшиеся в конце обряда на поле. В некоторых локальных традициях с аналогичным значением использовался термин «сула», также обозначавший в местном диалекте метательное оружие: сула или сулица — это копьё, рогатина, палица.

 

Изначально «вождение стрелы» сочеталось с её «похоронами», но со временем в некоторых сёлах обряд приобрёл редуцированную форму. Более архаичная традиция проведение обряда сохранились на западе Брянской области. В Вознесеньев день после обеда участницы обряда, собравшись в группы, шеренгой во всю ширину дороги, взявшись за руки, с пением «стрелы» шли к центру села. Каждая группа исполняла свою песню, но на единую для всех мелодию. Встретившись в центре села, женщины водили общий карагод, после чего уже все вместе снова вставали в шеренги и с песней «вели стрелу» за село. Вдоль улицы, по которой шли участницы, для них выставлялись столы с угощениями. В других деревнях женщины «водили сулу» по дворам с хороводными песнями, каждая хозяйка обязательно должна была пригласить к себе и угостить, за это «сула» поднимала хозяйку высоко на руки.

После карагодов на площади иногда добавлялись пляски и частушки под гармошку и бубен. К процессии присоединялись ряженые — «дед» и «баба», которые собирали дань со всех встречных. <…>

Придя на поле с житом, водили карагод, а затем наиболее уважаемая женщина отходила чуть в сторону и неглубоко закапывала или просто клала на землю хлеб и денежку, ленточки или что-либо из личных вещей («стрелу»), читала молитву и желала всем благополучия и хорошего урожая. В ином варианте какую-нибудь свою вещь на поле закапывала каждая из женщин. Кое-где особо подчеркивалось, что лента, выступающая в роли «стрелы», обязательно должна принадлежать девушке. Спев последнюю песню, участницы обряда и зрители расходились по домам праздновать. Часто, направляясь в поле, женщины пели весенние песни, а на обратном пути — летние, что отражало проводы весны и встречу лета.

<…>

Обрядовый смысл «вождения стрелы» тесно связан с аграрной продуцирующей магией. По мнению ряда исследователей, «стрела» ритуальной песни символизировала молнию, а слёзы, проливаемые по сюжету песни женщинами, — дождь, поэтому и сам обряд связывался с вызовом дождя, что сближает его с балканским и югославянским обрядом Пеперуда (Додола)».

Подведём итоги.

Как мы видим, за фразой «вождение стрелы» стоит очень много, это отрезок жизни с обрядовыми действиями, плясками, песнями и т. д. И всё это созвучно некоему божественному промыслу. А потому можно предположить что «пустить стрелу» также, очевидно, сродни созданию мира «одним и тем же “трёхголовым» мифологическим персонажем. Имя этому персонажу - первопредок/ патрон инициации/ культурный герой. Подчинение функций патрона инициации и культурного героя функции первопредка подразумевает их синхронное развитие в качестве элементов единой системы представлений. Предок как целое и предок как одна из трёх основных функций возникает одновременно» (Из книги П. Л. Белкова «МИФ И ТОТЕМ в традиционном обществе аборигенов Австралии», с. 119). И где некое ДЕЙСТВО ЕДИНОЕ и ЦЕЛЬНОЕ САМО ПО СЕБЕ создаёт Мир, который в этом действе и заключён и начинает разворачиваться, когда оно совершается первопредком/ патроном инициации/ культурным героем.

 

Собственно лук и стрелы это знак того, что у героя достаточно жизненных сил и готовность преодолеть предназначенные для него испытания; символ сборки и сосредоточия; абсолютная готовность к началу испытаний (как в волшебной сказке «Царевна – лягушка») или их завершению как в «Одиссее» при состязании женихов Пенелопы.

 

Таким образом, охота в мужском сообществе:

- важный навык для выживания в принципе;

- важный навык в рамках всевозможных посвящений и инициаций неофитов;






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных