Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вень обогащения опыта ребенка.




Итак, знание и игра не противоречат ДРУГ APyry. Наоборот: нет знаний — нет игры, нет игры — нет знаний. Это обеспечивается различными функциями (и содержанием) игр, сложившимися исторически и представляющими систе­му, охватывающую практически все потребности развития ребенка. Особен­ностью этой системы является наличие игр, исходящих от самого ребенка, и тех игр, которые в той или иной форме

I исходят от взрослых. Последние аккуму-


лируют механизмы деятельности, ее содержание и форму, которые ребенок должен присвоить, сделать своим достоя­нием. Первые — это игры, в которых ребенок использует свой жизненный опыт и обогащает его в собственной и независимой игровой деятельности.

Предлагаемая нами классификация игр, не отрицая рациональности прежних подходов, выдвигает в качестве основы ' классификации категорию «инициати­вы», исходящей от субъектов игры. Соответственно выделяется три класса игр.

Первый класс — игры, возникающие по инициативе самих детейкак своеоб­разная практическая форма размышле­ния ребенка об окружающей его при­родной и социальной действительности. К ним относятся самодеятельные игры-экспериментирования с природными объектами и явлениями, животными, людьми, игрушками и другими предме­тами и самодеятельные сюжетные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ро­левые, режиссерские и театрализован­ные).

Второй класс — игры, возникающие по инициативе взрослого (обучающие и досуговые игры). Они приходят к детям от взрослых, но дети, освоив их, могут играть в них самостоятельно, что способ­ствует обогащению самодеятельных игр.

Третий класс — так называемые
традиционные или народные игры,
возникшие в глубинах этноса. Особый
интерес представляют архаические на­
родные игры:
они позволяют оценить
процесс становления игр, приобщиться к
универсальному общечеловеческому

опыту и соответствующим ему механиз­мам деятельности.

Все классы игр исторически связаны между собой. Наиболее древними явля­ются игры-экспериментирования и при­митивные символические сюжетные игры. За ними следуют архаические народные игры, на основе которых складывались обучающие и досуговые игры.

Современная психология и педагогика игры дает возможность практикам ис­пользовать достоинства игр всех трех классов при условии четкого понимания их специфики, определяемой критерием инициативы.

И последнее: ведущими в дошкольном возрасте являются игры, возникающие по инициативе ребенка. Игры других классов в основном «обслуживают» процессы обучения и воспитания.


 



 

 


       
   
 
 

Таблица

Классификация игр детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраст»

Возрастная адресованностъ (годы хдани детей)

Игры

5.<!7J8!9|lO-
Классы
 

 

Подвкзы

+ 1 + +! + + 1 +
+ i + | ii
Игры, возни­кающие по инициативе ребенка
+ + + + + : +

Игры-экспери- |С природными объектами
; ментирования |С животными и людьми
j Общения с людьми
■ Со специальными игрушками
I______________ [для экспериментирования [

Сюжетные самодеятельные игры
1 + 1 + 1
Игры, связан­ ные с исходной инициативой Обучающие взрослого ' игры

| Сюжетно-отобразительные
j Сюжетно-ролевые
Режмссерские
Театрализо ванные_________

+:+; +;+

'Автодидактические предметные
[Сюжетно-дидактические ',

] Подвижные |

Музыкхтьные;

'Учебно-предметные дидактиче-

ские '

 

 

  ] Интеллектуальные Забавы Досуговые 'Развлечения игры 'Театральные [Празднично-карнавальные. | Компьютерные ■ +: + + ' +   + + + 4-
Игры народные, идущие от ис­торических тра­диций этноса Обрядовые! Культовые игры j Семейные: Сезонные ! +! + ' + ' +   + + +
Тренинговые Интеллектуальные | игры Сенсомоторные; + Адаптивные       +  
  Игрища Досуговые | Тихие 1 + игры [Забавляющие | + ; ;! + +:+!+:++        
+l+i+1+1

: Развлекающие

игры подменялись сюжетно-дидактичес-кими, тематика и содержание которых были направлены на ознакомление детей с окружающим и трудом взрослых («Почта», «Больница», «Парикмахер­ская», «Строители», «Аптека», «Магазин» и т. п.). Только сейчас, в результате научных исследований в области психо­логии и педагогики дошкольной игры, анализа, практике и программ воспита­ния различной направленности, стало ясно: самодеятельные игры и сюжетно-дидактические игры не одно и то же, и все они занимают свое место в жизни ребенка и в педагогическом сознании. Возрастная адресованность различных видов игр опирается на представление о непрерывности игры в жизни ребенка. Следует подчеркнуть, и это видно из

Предлагаемая классификация игр по­зволит воспитателю представить направ­ление использования различных видов игр в педагогическом процессе. Так, самостоятельные игры — это свободные игры самих детей. Обучающие игры выступают в качестве формы и содержа­ния занятий, проводимых с детьми. Наблюдаемое сегодня в теории и прак­тике стирание грани между самодеятель­ными и обучающими играми недопусти­мо. Подчинение игры задачам обучения наносит детям ущерб, приводит к исчезновению самодеятельных игр и снижает познавательную мотивацию, ко­торая является основой формирования учебной деятельности. Так, например, долгие годы в практике дошкольного in» иитсшня творческие самодеятельные


таблицы, что некоторые игры характер­ны для определенного возраста, а некоторые — практически для всех возрастных групп (их содержание, есте­ственно, меняется). Так, сюжетно-роле-вая игра четко локализуется в возрас­тном диапазоне от 3 до 7 лет и затем исчезает практически бесследно. А ре­жиссерские самодеятельные и театрали­зованные игры имеют свое продолжение в младшем школьном возрасте и являют­ся основой детского творчества. Напри­мер, режиссерские игры малышей пре­вращаются в составляемые младшими школьниками «Мультики-сериалы», за­тем — в иллюстрированные сценарии и, наконец, просто в сценарии, от которых один шаг до сочинения рассказов, театральных постановок и т. д.

В классификации впервые представле­ны компьютерные игры в качестве одного из подвидов досуговых игр. Однако этим их значение не исчерпыва­ется: компьютерные игры могут прини­мать форму режиссерской игры, а также использоваться в качестве обучающих игр (одна из форм учебно-предметных дидактических игр).

Среди народных игр в педагогическом процессе образовательного учреждения особое значение имеют тренинговые игры, формирующие сенсомоторную культуру ребенка и позволяющие сфор­мулировать у него необходимые социаль­ные качества, являющиеся базисными характеристиками личности.

Новая классификация игр поможет выработать верную стратегию примене­ния игры в воспитательном процессе детского сада, начальной школы и семьи.

С. НОВОСЕЛОВА,

Центр «Дошкольное детство»

вм. А. В. Запорожца,

Москва






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных