ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Вень обогащения опыта ребенка.Итак, знание и игра не противоречат ДРУГ APyry. Наоборот: нет знаний — нет игры, нет игры — нет знаний. Это обеспечивается различными функциями (и содержанием) игр, сложившимися исторически и представляющими систему, охватывающую практически все потребности развития ребенка. Особенностью этой системы является наличие игр, исходящих от самого ребенка, и тех игр, которые в той или иной форме I исходят от взрослых. Последние аккуму- лируют механизмы деятельности, ее содержание и форму, которые ребенок должен присвоить, сделать своим достоянием. Первые — это игры, в которых ребенок использует свой жизненный опыт и обогащает его в собственной и независимой игровой деятельности. Предлагаемая нами классификация игр, не отрицая рациональности прежних подходов, выдвигает в качестве основы ' классификации категорию «инициативы», исходящей от субъектов игры. Соответственно выделяется три класса игр. Первый класс — игры, возникающие по инициативе самих детейкак своеобразная практическая форма размышления ребенка об окружающей его природной и социальной действительности. К ним относятся самодеятельные игры-экспериментирования с природными объектами и явлениями, животными, людьми, игрушками и другими предметами и самодеятельные сюжетные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные). Второй класс — игры, возникающие по инициативе взрослого (обучающие и досуговые игры). Они приходят к детям от взрослых, но дети, освоив их, могут играть в них самостоятельно, что способствует обогащению самодеятельных игр. Третий класс — так называемые опыту и соответствующим ему механизмам деятельности. Все классы игр исторически связаны между собой. Наиболее древними являются игры-экспериментирования и примитивные символические сюжетные игры. За ними следуют архаические народные игры, на основе которых складывались обучающие и досуговые игры. Современная психология и педагогика игры дает возможность практикам использовать достоинства игр всех трех классов при условии четкого понимания их специфики, определяемой критерием инициативы. И последнее: ведущими в дошкольном возрасте являются игры, возникающие по инициативе ребенка. Игры других классов в основном «обслуживают» процессы обучения и воспитания.
Классификация игр детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраст»
Игры
Подвкзы
Игры-экспери- |С природными объектами
| Сюжетно-отобразительные
'Автодидактические предметные ] Подвижные | Музыкхтьные; 'Учебно-предметные дидактиче- ские '
: Развлекающие
Предлагаемая классификация игр позволит воспитателю представить направление использования различных видов игр в педагогическом процессе. Так, самостоятельные игры — это свободные игры самих детей. Обучающие игры выступают в качестве формы и содержания занятий, проводимых с детьми. Наблюдаемое сегодня в теории и практике стирание грани между самодеятельными и обучающими играми недопустимо. Подчинение игры задачам обучения наносит детям ущерб, приводит к исчезновению самодеятельных игр и снижает познавательную мотивацию, которая является основой формирования учебной деятельности. Так, например, долгие годы в практике дошкольного in» иитсшня творческие самодеятельные таблицы, что некоторые игры характерны для определенного возраста, а некоторые — практически для всех возрастных групп (их содержание, естественно, меняется). Так, сюжетно-роле-вая игра четко локализуется в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет и затем исчезает практически бесследно. А режиссерские самодеятельные и театрализованные игры имеют свое продолжение в младшем школьном возрасте и являются основой детского творчества. Например, режиссерские игры малышей превращаются в составляемые младшими школьниками «Мультики-сериалы», затем — в иллюстрированные сценарии и, наконец, просто в сценарии, от которых один шаг до сочинения рассказов, театральных постановок и т. д. В классификации впервые представлены компьютерные игры в качестве одного из подвидов досуговых игр. Однако этим их значение не исчерпывается: компьютерные игры могут принимать форму режиссерской игры, а также использоваться в качестве обучающих игр (одна из форм учебно-предметных дидактических игр). Среди народных игр в педагогическом процессе образовательного учреждения особое значение имеют тренинговые игры, формирующие сенсомоторную культуру ребенка и позволяющие сформулировать у него необходимые социальные качества, являющиеся базисными характеристиками личности. Новая классификация игр поможет выработать верную стратегию применения игры в воспитательном процессе детского сада, начальной школы и семьи. С. НОВОСЕЛОВА, Центр «Дошкольное детство» вм. А. В. Запорожца, Москва Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|