Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПО АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Министерство Внутренних Дел РФ

Саратовский Юридический институт

Самарский филиал

Факультет заочного обучения

 

 

Зачетная книжка № 26/3В

Тема № 6.

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Тема: ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК, ОБЩЕСТВЕННАЯ И ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ КАТЕГОРИИ СФЕРЫ УПРАВЛЕНИЯ. СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА.

 

Выполнил:

 

Адрес:

 

 

г.Самара 2001г.

 

План.

 

1. Введение.

2. Понятие, содержание охраны общественного порядка, обеспечение личной безопасности.

3. Понятие службы охраны общественного порядка. Система, задачи, функции, силы и средства ОООП.

4. Организация комплексного использования сил и средств в охране общественного порядка. Передовые формы и методы в организации взаимодействия в охране порядка с населением, коллективами организаций, предприятий и т.д.

5. Заключение.

6. Список использованной литературы.

 

 

Введение.

 

Российская Федерация приняла на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, ограждать их от любого незаконного вмешательства или ограничения.

Вместе с тем это вовсе не значит, что государство вовсе воздерживается от вмешательства в сферу прав и свобод граждан или во все отношения, складывающиеся в гражданском обществе. Напротив, не вмешиваясь без объективной потребности в эти отношения, оно обязано не допускать злоупотребления правами и свободами, ибо их осуществление не должно нарушать права и свободы других лиц, в том числе их всеобщие законные интересы. Признавая конституционные права и свободы граждан, государство в своих законах конкретно определяет содержание, объем, пределы этих прав, гарантии их соблюдения, а также обязанности человека и гражданина. Одни эти права и свободы иногда могут вступать в некоторое противоречие с другими правами и свободами (например, правом собственности, личными свободами), которое государство должно разрешать в соответствии с конституционными правами и свободами. Оно может, а иногда обязано поощрять такое осуществление прав и свобод, которое в наибольшей степени соответствует его социальным, экономическим, экологическим, политическим задачам и функциям.

Конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина состоит в создании условий для их реализации и механизма их защиты. Обеспечение таких условий и защита прав и свобод человека и гражданина входят в функции всех органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В современных условиях, исходя из ст. 2 Конституции РФ, со­циальное назначение милиции заключается в создании состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства, признании, соблюдении и защите прав и свобод чело­века и гражданина.

Тема моей курсовой работы: «Общественный порядок, общественная и личная безопасность как социально-правовые категории сферы управления. Содержание и основы организации службы охраны общественного порядка.»

Общественный порядок и безопасность являются основными объектами охраны в деятельности органов внутренних дел.

Общественный порядок, общественная и личная безопасность касаются всех граждан без исключения, причем с момента рождения и до конца жизни, касаются элементарных действий, поступков и правил поведения людей. Они происходят открыто, публично и обычно понятны для окружающих, в сфере общественного порядка и безопасности ежегодно совершается огромное количество правонарушений, ис­числяемое десятками миллионов. И все правонарушители, а это значительная часть населения, так или иначе подвергаются прину­дительному воздействию со стороны сотрудников милиции.

Вышеперечисленные характеристики общественного порядка, общественной и личной безопасности характеризуют выбранную мной тему курсовой работы как очень важную и актуальную.

 

Понятие, содержание охраны общественного порядка, обеспечение личной безопасности.

 

 

Общественный порядок и безопасность являются основными объектами охраны в деятельности органов внутренних дел.

Как социально-правовые категории, охватывающие специфическую сферу общественных отношений, они характеризуются рядом особенностей, определяющих содержание деятельности органов внутренних дел по охране (обеспечению) этих отношений[1].

Во-первых, общественный порядок и безопасность касаются всех граждан без исключения, причем с момента рождения и до конца жизни.

Во-вторых, общественный порядок и безопасность, как правило, касаются элементарных действий, поступков и правил поведения людей. Они происходят открыто, публично и обычно понятны для окружающих.

В-третьих, общественный порядок и безопасность регулируют­ся как нормами права, так и иными социальными нормами (мора­ли, обычаями, традициями, даже модой).

В-четвертых, в сфере общественного порядка и безопасности ежегодно совершается огромное количество правонарушений, ис­числяемое десятками миллионов. И все правонарушители, а это значительная часть населения, так или иначе подвергаются прину­дительному воздействию со стороны сотрудников милиции.

В-пятых, в сфере общественного порядка и безопасности проис­ходит оборот объектов и предметов повышенной опасности: приоб­ретение, хранение, использование, перевозка гражданского и слу­жебного огнестрельного оружия, взрывчатых и сильнодействую­щих ядовитых веществ, радиоактивных изотопов и др. Поэтому лицензионно-разрешительная деятельность органов внутренних дел, осуществляющих государственный надзор и контроль в этой области, позволяет предупреждать и пресекать нарушение уста­новленных правил и тем самым минимизировать наступление тяж­ких последствий, связанных, как правило, с нарушением соответ­ствующих норм, стандартов и требований.

В-шестых, с рассматриваемой сферой тесно соприкасаются такие опасные антисоциальные явления, как наркомания, пьянст­во, проституция, бродяжничество, попрошайничество. Именно поэтому в ряде городов страны создаются специальные подразделе­ния - милиция нравов.

В-седьмых, в сфере общественного порядка и безопасности постоянно проходят различные массовые публичные ме­роприятия с большой концентрацией людей в тех или иных поме­щениях или на ограниченной территории, что нередко создает уг­розу для жизни и здоровья граждан, нормальному функциониро­ванию предприятий, учреждений. К ним можно отнести полити­ческие (митинги, шествия, демонстрации), экономические (пике­тирование, голодовки), культурно-зрелищные (фестивали, кон­церты, дни городов), спортивные (олимпиады, футбольные и хок­кейные соревнования), религиозные и другие массовые мероприя­тия. Их проведение требует огромной организационной работы органов внутренних дел, привлечения для обеспечения порядка и безопасности значительных сил и средств милиции и внутренних войск.

В-восьмых, в сфере общественного порядка и безопасности происходят различные групповые нарушения порядка, массовые беспорядки, вооруженные и невооруженные конфликты. Нередко они сопровождаются убийством людей, погромами и поджогами государственных и общественных зданий, жилых домов граждан, разрушением железнодорожных путей, мостов, линий электропередач и связи.

В-девятых, с рассматриваемой сферой неразрывно связаны чрезвычайные ситуации, наступающие при возникновении стихийных бедствий, пожаров, крупных техногенных аварий, катастроф, эпидемий и эпизоотий, создающие угрозу жизни и здоровью граждан и требующие проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ[2].

Таким образом, названные особенности общественного порядка, и безопасности демонстрируют важность и актуальность этой сферы в деятельности органов внутренних дел, а главное - определяют содержание их правоохранительных функций и полномочий.

В теории административного права понятие общественного порядка принято рассматривать в широком и узком смыслах. Общественный порядок в широком смысле понимается как все связи и отношения в обществе, весь его строй.

Общественный порядок в узком смысле включает не всю систему общественных отношений, а лишь определенные их совокупности, складывающиеся в различных областях социально-политической жизни и быта, но прежде всего в общественных местах.

Определение понятия общественного порядка в узком смысле имеет практическое значение в работе органов внутренних дел, прокуратуры, судов, а также общественных формирований, участвующих в охране общественного порядка, акцентирует их внимание на предупреждение и пресечение конкретных преступлений и административных правонарушений, которые посягают на общественные отношения, складывающиеся в этой сфере.

Цель установления и поддержания общественного порядка состоит в обеспечении безопасности личности, общественной безопасности, в создании благоприятных условий для нормального функционирования предприятий, учреждений, организаций и о6щественных объединений, для труда и отдыха граждан, уважения их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности.

Содержанием общественного порядка является система общественных отношений, складывающихся в результате соблюдения и исполнения норм права, морали и иных социальных норм. Реальный общественный порядок составляют не сами установления социальных норм, а фактически складывающиеся на их основе общественные отношения.

Основу общественного порядка составляют отношения, склады­вающиеся в общественных местах, т.е. в местах общения людей при удовлетворении их материальных, духовных потребностей, во время отдыха[3].

При этом общественные места можно отнести к трем категори­ям:

1) общественные места постоянного пользования - улицы, площади, скверы, транспортные магистрали и т.п.;

2) обществен­ные места временного пользования - магазины, театры, стадионы и т.д.;

3) эпизодические общественные места - лес, горный склон, озеро, река, когда там, например, проводятся те или иные меро­приятия, и т.д.

Таким образом, общественный порядок - это система волевых общественных отношений, складывающихся и развивающихся главным образом в общественных местах на основе соблюдения норм права и иных социальных норм, направленных на обеспече­ние условий для нормального функционирования предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений, для труда и отдыха граждан, уважения их чести, человеческого досто­инства и общественной нравственности.

Средствами регулирования отношений в сфере общественного порядка являются нормы права и другие социальные нормы неюридического характера (нормы морали, обычаи, правила культу­ры поведения).

Посредством правовых норм устанавливаются общеобязатель­ные правила поведения, вводятся запреты на совершение опреде­ленных действий, устанавливается ответственность за правонару­шения, определяются задачи, функции, полномочия, формы и ме­тоды деятельности государственных органов, их должностных лиц, общественных формирований по охране общественного по­рядка.

К понятию общественного порядка тесно примыкает понятие общественной безопасности, которое рассматривается как система общественных отношений, складывающихся в соответствии с пра­вовыми, техническими, строительными и другими нормами при использовании объектов и предметов, представляющих повышен­ную опасность для людей и общества в целом, или при наступлении особых условий в связи со стихийными бедствиями либо другими чрезвычайными обстоятельствами социального или техногенного характера.

Состояние угрозы общественной безопасности может возни­кать, когда допускаются нарушения правил эксплуатации автомо­бильного, железнодорожного и других видов транспорта, ведения строительства, дорожных, ремонтных и других работ, эксплуатации пожароопасных объектов и устройств, а также обращения с оружием, боеприпасами, взрывчатыми материалами, сильнодействующими ядами, радиоактивными изотопами, средствами цветного копирования, компьютерными системами и другими предметами и веществами.

Угроза общественной безопасности и личной безопасности граждан может возникать при нарушениях установленного порядка проведения массовых мероприятий, неподготовленности мест для их проведения, несвоевременности принятия мер к упорядочению движения больших групп людей и т.п. Признаки угрозы общественной безопасности и личной безопасности граждан неизбежно возникают при стихийных бедствиях и других чрезвычайных обстоятельствах[4].

В советский период понятие безопасности отождествлялось главным образом с безопасностью государства и деятельностью органов государственной безопасности, а регулирование в сфере обеспечения безопасности осуществлялось в основном в форме закрытых ведомственных нормативных актов.

Положение кардинально изменилось с принятием 5 марта 1992 г. Закона Российской Федерации «О безопасности»[5]. Впервые на законодательном уровне были закреплены правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства в Российской Федерации, определены сис­тема безопасности и ее функции, установлен порядок организации и финан­сирования органов обеспечения безопасности, контроля и надзора за ис­полнением законов в их деятельности.

В соответствии с Законом под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы включа­ют совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспе­чивает существование и возможность прогрессивного развития личности[6].

Реальную угрозу безопасности представляют криминогенные факторы, преступность, а также криминальный террор в отношении представителей органов государственной власти, в том числе милиции, налоговой полиции, других правоохранительных органов.

К числу угроз безопасности относится незаконная деятельность политических партий, движений, общественных организаций, в том числе фашистского толка, религиозных изуверских и иных подобных объединений; политический экстремизм и терроризм; действия, направленные на создание предпосылок для групповых и массовых нарушений общественного порядка, неповиновение властям и др.

Также безопасности угрожают дорожно-транспортные происшествия, аварии, катастрофы, выпуск на линию неисправных транспортных средств, управление транспортными средствами в алкогольном или наркотическом опьянении; незащищенность личности, имущества от пожаров, имеющих широкое распространение.

 

 

Понятие службы охраны общественного порядка. Система, задачи, функции, силы и средства ОООП.

 

 

Ведущее место в общегосударственной системе обеспечения общественного порядка и общественной безопасности занимает милиция. Она является составной частью системы Министерства внутренних дел РФ.

Закон «О милиции» от 18 апреля 1991 г. закрепляет положение о том, что милиция является составной частью системы государственных органов исполнительной власти и призвана проводить законы в жизнь, т.е. организовать и практически осуществлять защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, ин­тересов общества и государства от преступных и иных противо­правных посягательств.

В современных условиях, исходя из ст. 2 Конституции РФ, со­циальное назначение милиции заключается в создании состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства, признании, соблюдении и защите прав и свобод чело­века и гражданина[7].

В то же время милиция является составной частью государст­венной системы социального обслуживания населения в сфере правоохраны и призвана обеспечивать организацию правомерного и безопасного поведения граждан, создавать для этого необходимые условия, например, регулировать дорожное движение, обеспечи­вать реализацию правил оборота гражданского и служебного огне­стрельного оружия, осуществлять оформление и выдачу гражда­нам заграничных паспортов.

Наряду с назначением и целями милицию характеризуют сред­ства, которые она использует для достижения поставленных целей. Этими средствами являются непосредственное принужде­ние, сила, причем в широком смысле - от простого прикосновения до насильственного лишения жизни (применения оружия). Предо­ставленное милиции ст. 1 Закона «О милиции» право применять силу для достижения законных целей - ее главная отличительная особенность, позволяющая милиции занять особое место в государ­ственной системе правоохраны[8].

Меры принуждения, которые правомочны применять милиция и ее сотрудники, причиняют лицам, к которым применяются, тот или иной моральный, материальный или физический ущерб, стес­няя, ущемляя, ограничивая конкретные права, свободы и закон­ные интересы граждан. К мерам принуждения, применяемым ми­лицией, относятся уголовно-процессуальные меры - задержание подозреваемого, обыск, выемка и др. и меры административно- правового характера. Последние особенно многочисленны и вклю­чают в себя: проверку документов, вхождение в жилые помещения граждан, административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, задержание, привод, доставление, при­менение физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия, штраф, лишение водительских прав, личный досмотр, досмотр вещей, товаров и документов, их изъятие и др.

Все меры принуждения, применяемые милицией, носят право­вой характер, т.е. это меры правового принуждения[9].

В соответствии со ст. 1 Закона «О милиции» российская мили­ция входит в систему МВД РФ и является составной частью структуры МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, управлений (отделов) внутренних дел на транспорте.

В районах, городах, районов городов милиция создается и функционирует в качестве структурных звеньев соответствующих отделов (управлений) внутренних дел.

Подразделения милиции на железнодорожном, водном и воз­душном транспорте входят в состав управлений и отделов внутренних дел на транспорте.

Милиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную и милицию общественной безопасности. В своей деятельности милиция подчиняется МВД России, а милиция общественной безопасности - также соответствующим органам исполнительной власти субъектов РФ. Министр внутренних дел Россий­ской Федерации осуществляет руководство всей милицией РФ.

Основные функции милиции:

1) административная,

2) оперативно-розыскная,

3) уголовно-процессуальная,

4) профилактическая.

Административная деятельность милиции регулируется нор­мами административного права и осуществляется службами и подразделениями милиции общественной безопасности: патрульно- постовой службой, службой участковых инспекторов, Госинспекцией безопасности дорожного движения, службой вневедомствен­ной охраны, паспортно-визовой и лицензионно-разрешительной службами, ОМОН и рядом других.

Оперативно-розыскная деятельность регулируется в рамках комплексного правового института, включающего нормы админи­стративного, уголовного, уголовно-процессуального права и ряда других отраслей[10]. Эту деятельность осуществляют различные службы криминальной милиции: уголовного розыска, борьбы с экономическими преступлениями, борьбы с организованной пре­ступностью, оперативно-техническая и некоторые другие.

Уголовно-процессуальная деятельность милиции (производство дознания по уголовным делам и т.д.) регламентируется уголов­но-процессуальным законодательством и осуществляется различ­ными службами и подразделениями криминальной милиции и милиции общественной безопасности.

Профилактическая деятельность регулируется законами, ука­зами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, право­выми актами субъектов Российской Федерации, ведомственными нормативными актами, регулирующими деятельность милиции, например, указами Президента РФ «О профилактике безнадзор­ности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав», «О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества», Инструкцией по организации работы участкового инспектора милиции, Уставом патрульно-постовой службы милиции.

Задачами милиции являются:

обеспечение безопасности лич­ности;

предупреждение и пресечение преступлений и администра­тивных правонарушений;

выявление и раскрытие преступлений;

охрана общественного порядка и обеспечение общественной без­опасности;

защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

оказание помощи физическим и юриди­ческим лицам в защите их прав и законных интересов.

В общем виде понятие безопасности личности можно опреде­лить, как состояние защищенности каждого гражданина от пре­ступного и иного противоправного посягательства на его жизнь, здоровье, права и свободы, честь и достоинство, неприкосновен­ность личности и жилища[11].

В процессе обеспечения безопасности личности милиция: обес­печивает на территории района, города, поселка соблюдение зако­нов, других правовых актов органов государственной власти и ор­ганов местного самоуправления, охрану прав и свобод граждан; осуществляет контрольно-надзорную деятельность за соблюдени­ем предприятиями, учреждениями, организациями прав и закон­ных интересов граждан; защищает жизнь, здоровье, права и свобо­ды граждан от преступных и иных противоправных посягательств; оказывает помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений, стихийных бедствий, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни; регистрирует заявления, сообщения и иную поступающую информацию о преступлениях, угрожающих личной или общественной безопасности, своевременно принимает меры, предусмотренные законодательством; принимает предусмотренные законом меры по охране потерпевших, свидетелей и других участников уголовного процесса, а также членов их семей и близких, если здоровье, жизнь и имущество данных лиц находят­ся в опасности; осуществляет привод в учреждения здравоохране­ния для медицинского освидетельствования по их представлени­ям, санкционированным прокурором, лиц, уклоняющихся от явки по вызову, страдающих хроническим алкоголизмом, наркома­нией, венерическими заболеваниями или зараженных вирусом им­мунодефицита человека и в других предусмотренных законом слу­чаях[12].

 

 

Организация комплексного использования сил и средств в охране общественного порядка. Передовые формы и методы в организации взаимодействия в охране порядка с населением, коллективами организаций, предприятий и т.д.

 

Содержание задачи предупреждения и пресечения преступле­ний и административных правонарушений составляют выявление обстоятельств и условий, способствующих совершению правонару­шений, принятие милицией в пределах своей компетенции мер по их нейтрализации, ослаблению или устранению, а также предотвращение и пресечение замышляемых, подготавливаемых и уже совершаемых преступлений. В реализации этой задачи решающую роль играют сотрудники криминальной милиции и различные службы и подразделения милиции общественной безопасности[13].

Выявление и раскрытие преступлений включает в себя деятельность милиции по выявлению и обнаружению преступлений, уста­новлению и розыску лиц, их совершивших, обеспечению возмещения причиненного собственникам ущерба от преступных деяний, выявлению очевидцев и свидетелей, а подчас и потерпевших, поиску и закреплению следов и вещественных доказательств преступления и т.д.

На выполнении задачи милиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности сосредоточена подавляющая численность личного состава милиции и значитель­ные технические и специальные средства. Основной объем работ по реализации этой задачи осуществляют сотрудники милиции обще­ственной безопасности, все ее службы и подразделения, обеспечивая порядок и безопасность в общественных местах в обычной обстановке, при проведении массовых публичных мероприятий и особых чрезвычайных условиях (массовые нарушения общественного порядка, стихийные бедствия, пожары, крупные производственные аварии, катастрофы, эпидемии, эпизоотии и т.д.).

Основными задачами милиции общественной безопасности являются обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, охрана собственности, общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, розыск отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции милиции общественной безопасности. Милиция общественной безопасности оказывает содействие криминальной милиции в исполнении возложенных на нее обязанностей[14].

Выполняя эту задачу, милиция:

- обеспечивает общественный порядок на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, аэропортах и в других общественных местах;

- принимает предусмотренные законом меры, связанные с прове­дением собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, организацией спортивных, зрелищных и других массовых мероприятий;

- осуществляет в чрезвычайных ситуациях предусмотренные законом меры, связанные со спасением людей, защитой их здоровья и прав, сохранением материальных ценностей, поддержанием по­рядка, обеспечением нормальной деятельности предприятий, уч­реждений, организаций;

- участвует в соответствии с законом в обеспечении режима чрезвычайного или военного положения в случае их введения на территории России или в отдельных местностях;

- выдает в соответствии с законодательством разрешения (лицен­зии) на приобретение, хранение, ношение и перевозку огнестрель­ного оружия, боеприпасов к нему, взрывчатых материалов, приоб­ретение и функционирование средств цветного копирования и др.;

- регулирует дорожное движение, контролирует соблюдение ус­тановленных правил, нормативов и стандартов, действующих в сфере безопасности дорожного движения;

- производит регистрацию и учет автотранспортных средств, а также выдачу удостоверений на право управления автотранспорт­ными средствами и осуществляет другие обязанности в рамках выполнения рассматриваемой задачи[15].

Деятельность милиции общественной безопасности в большей степени призвана решать вопросы местного уровня, в связи с чем она подчиняется и подконтрольна не только вышестоящему органу внутренних дел, но и органу государственной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления, т.е. имеет двойное подчинение[16].

Реализуя задачу защиты частной, государственной, муници­пальной и иных форм собственности, сотрудники милиции охра­няют на основе договоров с собственниками принадлежащие им имущество и ценности, например, банки, хранилища материаль­ных ценностей, музеи, архивы, ювелирные предприятия, торговые предприятия, жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и другие объ­екты.

Сотрудники милиции призваны предупреждать, пресекать и раскрывать посягательства на имущество всех видов, в том числе на улицах и в других общественных местах, выявлять и пресекать нарушения правил торговли, хищения и другие правонарушения в сфере экономики, выявлять лиц, занимающихся фальшивомо­нетничеством, взяточничеством, нарушением правил торговли, особенно спиртными напитками, противоправными операциями с валютными ценностями, обращать внимание на транспорт, выво­зящий из предприятий и организаций грузы, особенно в неурочное время, проверять при возникновении подозрений у водителей на­личие и правильность заполнения путевых листов, товарных доку­ментов, сверять наличие грузов с документами и т.д.

В целях защиты собственности при наличии данных о влеку­щем уголовную или административную ответственность наруше­нии законодательства, регулирующего финансовую, хозяйствен­ную, предпринимательскую и торговую деятельность, сотрудники милиции могут беспрепятственно входить в помещения, занимае­мые предприятиями, учреждениями, организациями независимо от подчиненности и форм собственности, производить осмотр про­изводственных, складских, торговых и иных служебных помеще­ний, транспортных средств, других мест хранения имущества, изымать необходимые документы, образцы сырья и продукции, опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей[17].

Охраняя природные ресурсы, милиция принимает меры по за­щите природных богатств, борьбе с браконьерством, нарушениями правил охоты и рыболовства, защите окружающей природной среды.

Осуществление задачи оказания помощи физическим и юриди­ческим лицам, гражданам, должностным лицам, государствен­ным и негосударственным организациям в осуществлении их прав и законных интересов особенно ярко отражает социальное назна­чение милиции[18].

Вся деятельность милиции направлена на создание наиболее благоприятных условий для труда и отдыха граждан. Вместе с тем милиция осуществляет ряд обязанностей и по непосредствен­ной помощи и содействию гражданам. К ним можно отнести ока­зание первой помощи гражданам, пострадавшим от преступлений и несчастных случаев, оказание помощи больным и иным лицам очутившимся в беспомощном положении в общественных местах, розыск граждан, утративших связь с родственниками, без вести пропавшими, адресная и справочная работа, констатация и реги­страция определенных фактов, выдача предусмотренных право­выми актами разрешений, обеспечение сохранности найденных и сданных в милицию документов, вещей, ценностей и другого имущества, принятие мер по их возврату законным владельцам и т.д.

Милиция оказывает помощь должностным лицам предпри­ятий, учреждений и организаций независимо от форм собственнос­ти и их организационной подчиненности, если они встречают не­подчинение или сопротивление в их законной деятельности. Осо­бенно часто такая помощь оказывается должностным лицам контрольно-надзорных органов исполнительной власти, которым пра­вонарушители оказывают противодействие в их законной деятель­ности.

Милиция оказывает помощь и содействие общественным объ­единениям и религиозным организациям в проведении тех или иных мероприятий, обеспечивая общественный порядок и безопас­ность, например в дни больших религиозных праздников и торжеств.

Нормативные правовые акты в подавляющем своем большинст­ве принимаются МВД России для регулирования внутренней сферы деятельности милиции, т.е. для организации функционирования служб, аппаратов, подразделений и отдельных сотрудников милиции. К ним, например, относятся Устав патрульно-постовой службы милиции, инструкция по организации работы участкового инспектора милиции, наставление по организации работы дорож­но-патрульной службы.

Издание индивидуальных правовых актов касается и внутрен­ней, и внешней сфер деятельности милиции: во внутренней сфере - это приказы соответствующих руководителей органов внутренних дел о назначении на должность, об освобождении от должности, поощрении или дисциплинарной ответственности кон­кретных сотрудников; во внешней сфере деятельность милиции - это юрисдикционные акты (постановления) о привлечении к ответ­ственности конкретных правонарушителей, иные виды правоохра­нительной деятельности милиции[19].

Заключение договоров является правовой формой деятельности милиции. Эти договоры носят либо гражданско-правовой характер (договоры, связанные с приобретением технических средств, стро­ительством, ремонтом тех или иных сооружений, занимаемых или используемых милицией), либо административно-правовой (дого­воры на охрану милицией квартир, домов, дач, гаражей, граждан, предприятий и учреждений государственных и негосударственных организаций).

Совершение юридически значимых действий охватывает выда­чу милицией гражданам паспортов, удостоверений на право управ­ления транспортом, различных лицензий и разрешений, составле­ние протоколов о совершении административных правонарушений, о личном досмотре, административном задержании, изъятии вещей, предметов, товаров и документов и совершение многих дру­гих действий.

Неправовые формы реализации задач милиции включают в себя многообразные организационные и организационно-техни­ческие мероприятия[20].

Во внешней сфере деятельности милиции эти формы проявля­ются в конкретной расстановке сил и средств милиции, в орга­низации движения транспорта и пешеходов, в том числе и путем регулирования движения, организации движения больших масс людей во время демонстраций, митингов, массовых спортивных и зрелищных мероприятий путем выставления цепочек, коридо­ров безопасности, заслонов и т.д., организации оцеплений, кон­трольно-пропускных пунктов в условиях стихийных бедствий, пожаров, катастроф техногенного характера и во многих других случаях.

Деятельность милиции характеризуют методы ее осуществле­ния, в качестве которых выступают способы, средства, конкретные меры воздействия на сознание и поведение людей, - убеждение и принуждение. Именно в этих методах в концентрированном виде воплощается весь довольно обширный, многообразный, мощный комплекс полномочий (обязанностей и прав) милиции.

Особенность этих методов состоит в том, что ни один другой орган исполнительной власти, включая правоохранительные орга­ны, не обладает таким разнообразным арсеналом государственно- властных принудительных полномочий: от требования прекратить нарушение общественного порядка до применения сотрудниками милиции физической силы (например, боевых приемов борьбы - самбо, каратэ и др.), специальных средств (резиновых палок, на­ручников, слезоточивых газов, светозвуковых средств отвлекаю­щего действия, принудительной остановки транспорта, водометов, бронемашин, служебных собак и др.) и огнестрельного оружия. При этом содержание полномочий, цели, основания и порядок их реализации детально регламентированы Законом «О милиции»[21].

В процессе административной, т.е. исполнительно-распоряди­тельной, деятельности милиции охраняются от противоправных посягательств определенные виды общественных отношений, ко­торые характеризуются единством, общностью и однородностью. Отнесение их охраны к компетенции милиции не является про­извольным, а обусловливается самой природой общественных от­ношений, объективно нуждающихся в особом регулировании и охране.

Такие виды общественных отношений возникают в связи с пре­быванием людей в общественных местах, пользованием транспортом, необходимостью статистического учета населения и передви­жения граждан по стране, приобретением, пользованием, хранени­ем оружия, взрывчатых и ядовитых веществ, функционированием некоторых предприятий, выездом за границу и въездом в Россию.

Содержание административной деятельности милиции вклю­чает:

1) охрану порядка в общественных местах;

2) обеспечение безопасности дорожного движения транспорта и пешеходов;

3) осу­ществление паспортно-регистрационной системы;

4) обеспечение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граж­дан и лиц без гражданства;

5) осуществление лицензионно-разре­шительной системы;

6) охрану имущества собственников по дого­ворам[22].

Каждый вид административной деятельности милиции отлича­ется определенным единством правовых норм, регламентирующих деятельность данного вида, однородностью содержания правоотно­шений, возникающих в ходе ее осуществления, наличием специальной службы, аппарата или группы сотрудников, осуществляю­щих эту деятельность. Сотрудники милиции имеют право использовать:

1) административно-предупредительные меры (проверку доку­ментов у граждан и должностных лиц; вхождение в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые предприятиями, уч­реждениями, организациями; производить в установленных слу­чаях оцепление (блокирование) участков местности; запрещать (ограничивать) на отдельных улицах и дорогах движение транс­порта и граждан и др.);

2) меры пресечения (административное задержание, привод, личный досмотр, досмотр вещей, предметов, товаров, транспорт­ных средств и т.д.);

3) административные изыскания (предупреждение, штраф, ли­шение права управления транспортом);

4) меры административно-процессуального обеспечения (до­ставление к месту составления протокола, изъятие документов и вещей, отстранение от управления транспортным средством и ме­дицинское освидетельствование на состояние опьянения и др.)[23].

Особое место среди полномочий милиции занимает право ее со­трудников применять и использовать огнестрельное оружие. Они применяют огнестрельное оружие для защиты граждан от нападе­ния, опасного для их жизни или здоровья; отражения нападения на сотрудника милиции, когда его жизнь или здоровье подвергают­ся опасности, а также для пресечения попытки завладения его оружием; для освобождения заложников; задержания лица, за­стигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья и собственности и пытающегося скрыться, а также лица, оказывающего вооруженное сопротивление; отражения группово­го или вооруженного нападения на жилища граждан, помещения государственных органов, общественных объединений, предпри­ятий, учреждений и организаций; для пресечения побега находя­щихся под стражей лиц, а также для пресечения попыток насиль­ственного освобождения этих лиц.

Сотрудники милиции имеют право, кроме того, использовать огнестрельное оружие для остановки транспортных средств путем его повреждения, если водитель создает реальную опасность жизни и здоровью людей и отказывается остановиться, несмотря на не­однократные требования сотрудника милиции; защиты граждан от угрозы нападения опасных животных, а также для предупрежде­ния о намерении применить оружие, подачи сигнала тревоги или вызова помощи[24].

 

Заключение.

 

Таким образом, общественный порядок - это система волевых общественных отношений, складывающихся и развивающихся главным образом в общественных местах на основе соблюдения норм права и иных социальных норм, направленных на обеспече­ние условий для нормального функционирования предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений, для труда и отдыха граждан, уважения их чести, человеческого досто­инства и общественной нравственности.

Средствами регулирования отношений в сфере общественного порядка являются нормы права и другие социальные нормы неюридического характера (нормы морали, обычаи, правила культу­ры поведения).

Посредством правовых норм устанавливаются общеобязатель­ные правила поведения, вводятся запреты на совершение опреде­ленных действий, устанавливается ответственность за правонару­шения, определяются задачи, функции, полномочия, формы и ме­тоды деятельности государственных органов, их должностных лиц, общественных формирований по охране общественного по­рядка.

Общественный порядок и безопасность являются основными объектами охраны в деятельности органов внутренних дел.

Как социально-правовые категории, охватывающие специфическую сферу общественных отношений, они характеризуются рядом особенностей, определяющих содержание деятельности органов внутренних дел по охране (обеспечению) этих отношений.

Общественный порядок, общественная и личная безопасность касаются всех граждан без исключения, причем с момента рождения и до конца жизни; как правило, касаются элементарных действий, поступков и правил поведения людей, они происходят открыто, публично и обычно понятны для окружающих; регулируют­ся как нормами права, так и иными социальными нормами (мора­ли, обычаями, традициями, даже модой); в этой сфере ежегодно совершается огромное количество правонарушений, ис­числяемое десятками миллионов; в сфере общественного порядка и безопасности проис­ходит оборот объектов и предметов повышенной опасности: приоб­ретение, хранение, использование, перевозка гражданского и слу­жебного огнестрельного оружия, взрывчатых и сильнодействую­щих ядовитых веществ, радиоактивных изотопов и др.; с данной сферой тесно соприкасаются такие опасные антисоциальные явления, как наркомания, пьянст­во, проституция, бродяжничество, попрошайничество. Именно поэтому в ряде городов страны создаются специальные подразделе­ния - милиция нравов; также в сфере общественного порядка и безопасности постоянно проходят различные массовые публичные мероприятия с большой концентрацией людей в тех или иных поме­щениях или на ограниченной территории, что нередко создает уг­розу для жизни и здоровья граждан, нормальному функциониро­ванию предприятий, учреждений. К ним можно отнести полити­ческие (митинги, шествия, демонстрации), экономические (пике­тирование, голодовки), культурно-зрелищные (фестивали, кон­церты, дни городов), спортивные (олимпиады, футбольные и хок­кейные соревнования), религиозные и другие массовые мероприя­тия. Их проведение требует огромной организационной работы органов внутренних дел, привлечения для обеспечения порядка и безопасности значительных сил и средств милиции и внутренних войск; здесь происходят различные групповые нарушения порядка, массовые беспорядки, вооруженные и невооруженные конфликты; с рассматриваемой сферой неразрывно связаны чрезвычайные ситуации, наступающие при возникновении стихийных бедствий, пожаров, крупных техногенных аварий, катастроф, эпидемий и эпизоотий, создающие угрозу жизни и здоровью граждан и требующие проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ.

Таким образом, названные особенности общественного порядка, и безопасности демонстрируют важность и актуальность этой сферы в деятельности органов внутренних дел, а главное - определяют содержание их правоохранительных функций и полномочий.

Цель установления и поддержания общественного порядка состоит в обеспечении безопасности личности, общественной безопасности, в создании благоприятных условий для нормального функционирования предприятий, учреждений, организаций и о6щественных объединений, для труда и отдыха граждан, уважения их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности.

Содержанием общественного порядка является система общественных отношений, складывающихся в результате соблюдения и исполнения норм права, морали и иных социальных норм. Реальный общественный порядок составляют не сами установления социальных норм, а фактически складывающиеся на их основе общественные отношения.

 

 

Список использованной литературы:

 

 

I. Нормативные акты:

1. Конституция Российской Федерации, принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993, М. 1995г.

2. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 ав­густа 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 33.

3. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" (с изм. и доп. от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта 1999 г.)/ Справочная правовая система «Гарант»

4. Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-1 "О безопасности" (с изм. и доп. от 25 декабря 1992 г.) ВВС.1992г. № 15

 

II. Учебная литература:

5. Административное право: Учебник/Под. Ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. – М.:2000г.

6. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник/ Под ред. В.П. Божьева. – М. 1999г.

7. Бахрах Д.Н. Административное право. -М 1996.

 

III. Материалы периодической печати:

8. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации под ред. Окунькова Л.А. М. 1999г.

9. Кондрашов Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Российский закон о милиции. – М. 1992г.

10. Бахрах Д.Н., Серегин А.В. Ответственность за нарушение общественного порядка. М. Юрид. лит. 1977г.

11. Юридический словарь-справочник для населения - М., 1982г.

 


[1] Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник/ Под ред. В.П. Божьева. – М. 1999г. С.219

[2] Административное право: Учебник/Под. Ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. – М.:2000г. С.688

[3] Бахрах Д.Н., Серегин А.В. Ответственность за нарушение общественного порядка. М. Юрид. лит. 1977г С.25

[4] Административное право: Учебник/Под. Ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. – М.:2000г. С.690

 

[5] ВВС.1992г. № 15 Ст.799

[6] Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник/ Под ред. В.П. Божьева. – М. 1999г. С.221

 

[7] Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. Окунькова Л.А. М. 1999г. Ст.2

 

[8] Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" (с изм. и доп. от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта 1999 г.). ст.1 / Справочная правовая система «Гарант»

 

[9] Административное право: Учебник/Под. Ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. – М.:2000г. С.691

 

[10] Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 ав­густа 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.

 

[11] Бахрах Д.Н., Серегин А.В. Ответственность за нарушение общественного порядка. М. Юрид. лит. 1977г С.39

[12] Административное право: Учебник/Под. Ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. – М.:2000г. С.694

[13] Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник/ Под ред. В.П. Божьева. – М. 1999г. С.211

 

 

[14] Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" (с изм. и доп. от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта 1999 г.). ст.9 / Справочная правовая система «Гарант»

 

[15] Административное право: Учебник/Под. Ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. – М.:2000г. С.695

[16] Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник/ Под ред. В.П. Божьева. – М. 1999г. С.213

[17] Кондрашов Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Российский закон о милиции. – М. 1992г. С. 21

 

[18] Административное право: Учебник/Под. Ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. – М.:2000г. С.696

 

[19] Бахрах Д.Н. Административное право. -М 1996г. С.162

 

[20] Административное право: Учебник/Под. Ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. – М.:2000г. С. 699

 

[21] Кондрашов Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Российский закон о милиции. – М. 1992г. С. 25

 

[22] Бахрах Д.Н. Административное право. -М 1996г. С. 164

[23] Административное право: Учебник/Под. Ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. – М.:2000г. С.694

 

[24] Бахрах Д.Н. Административное право. -М 1996г. С. 167

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Каплин Л.Феликс Дзержинский. Как романтик стал палачом/ Лев Каплин// Дарья - Биография. - 2015.-№2.- Стр.40-41. | ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных