ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ПО АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИМинистерство Внутренних Дел РФ Саратовский Юридический институт Самарский филиал Факультет заочного обучения
Зачетная книжка № 26/3В Тема № 6.
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема: ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК, ОБЩЕСТВЕННАЯ И ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ КАТЕГОРИИ СФЕРЫ УПРАВЛЕНИЯ. СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА.
Выполнил:
Адрес:
г.Самара 2001г.
План.
1. Введение. 2. Понятие, содержание охраны общественного порядка, обеспечение личной безопасности. 3. Понятие службы охраны общественного порядка. Система, задачи, функции, силы и средства ОООП. 4. Организация комплексного использования сил и средств в охране общественного порядка. Передовые формы и методы в организации взаимодействия в охране порядка с населением, коллективами организаций, предприятий и т.д. 5. Заключение. 6. Список использованной литературы.
Введение.
Российская Федерация приняла на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, ограждать их от любого незаконного вмешательства или ограничения. Вместе с тем это вовсе не значит, что государство вовсе воздерживается от вмешательства в сферу прав и свобод граждан или во все отношения, складывающиеся в гражданском обществе. Напротив, не вмешиваясь без объективной потребности в эти отношения, оно обязано не допускать злоупотребления правами и свободами, ибо их осуществление не должно нарушать права и свободы других лиц, в том числе их всеобщие законные интересы. Признавая конституционные права и свободы граждан, государство в своих законах конкретно определяет содержание, объем, пределы этих прав, гарантии их соблюдения, а также обязанности человека и гражданина. Одни эти права и свободы иногда могут вступать в некоторое противоречие с другими правами и свободами (например, правом собственности, личными свободами), которое государство должно разрешать в соответствии с конституционными правами и свободами. Оно может, а иногда обязано поощрять такое осуществление прав и свобод, которое в наибольшей степени соответствует его социальным, экономическим, экологическим, политическим задачам и функциям. Конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина состоит в создании условий для их реализации и механизма их защиты. Обеспечение таких условий и защита прав и свобод человека и гражданина входят в функции всех органов государственной власти и органов местного самоуправления. В современных условиях, исходя из ст. 2 Конституции РФ, социальное назначение милиции заключается в создании состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства, признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Тема моей курсовой работы: «Общественный порядок, общественная и личная безопасность как социально-правовые категории сферы управления. Содержание и основы организации службы охраны общественного порядка.» Общественный порядок и безопасность являются основными объектами охраны в деятельности органов внутренних дел. Общественный порядок, общественная и личная безопасность касаются всех граждан без исключения, причем с момента рождения и до конца жизни, касаются элементарных действий, поступков и правил поведения людей. Они происходят открыто, публично и обычно понятны для окружающих, в сфере общественного порядка и безопасности ежегодно совершается огромное количество правонарушений, исчисляемое десятками миллионов. И все правонарушители, а это значительная часть населения, так или иначе подвергаются принудительному воздействию со стороны сотрудников милиции. Вышеперечисленные характеристики общественного порядка, общественной и личной безопасности характеризуют выбранную мной тему курсовой работы как очень важную и актуальную.
Понятие, содержание охраны общественного порядка, обеспечение личной безопасности.
Общественный порядок и безопасность являются основными объектами охраны в деятельности органов внутренних дел. Как социально-правовые категории, охватывающие специфическую сферу общественных отношений, они характеризуются рядом особенностей, определяющих содержание деятельности органов внутренних дел по охране (обеспечению) этих отношений[1]. Во-первых, общественный порядок и безопасность касаются всех граждан без исключения, причем с момента рождения и до конца жизни. Во-вторых, общественный порядок и безопасность, как правило, касаются элементарных действий, поступков и правил поведения людей. Они происходят открыто, публично и обычно понятны для окружающих. В-третьих, общественный порядок и безопасность регулируются как нормами права, так и иными социальными нормами (морали, обычаями, традициями, даже модой). В-четвертых, в сфере общественного порядка и безопасности ежегодно совершается огромное количество правонарушений, исчисляемое десятками миллионов. И все правонарушители, а это значительная часть населения, так или иначе подвергаются принудительному воздействию со стороны сотрудников милиции. В-пятых, в сфере общественного порядка и безопасности происходит оборот объектов и предметов повышенной опасности: приобретение, хранение, использование, перевозка гражданского и служебного огнестрельного оружия, взрывчатых и сильнодействующих ядовитых веществ, радиоактивных изотопов и др. Поэтому лицензионно-разрешительная деятельность органов внутренних дел, осуществляющих государственный надзор и контроль в этой области, позволяет предупреждать и пресекать нарушение установленных правил и тем самым минимизировать наступление тяжких последствий, связанных, как правило, с нарушением соответствующих норм, стандартов и требований. В-шестых, с рассматриваемой сферой тесно соприкасаются такие опасные антисоциальные явления, как наркомания, пьянство, проституция, бродяжничество, попрошайничество. Именно поэтому в ряде городов страны создаются специальные подразделения - милиция нравов. В-седьмых, в сфере общественного порядка и безопасности постоянно проходят различные массовые публичные мероприятия с большой концентрацией людей в тех или иных помещениях или на ограниченной территории, что нередко создает угрозу для жизни и здоровья граждан, нормальному функционированию предприятий, учреждений. К ним можно отнести политические (митинги, шествия, демонстрации), экономические (пикетирование, голодовки), культурно-зрелищные (фестивали, концерты, дни городов), спортивные (олимпиады, футбольные и хоккейные соревнования), религиозные и другие массовые мероприятия. Их проведение требует огромной организационной работы органов внутренних дел, привлечения для обеспечения порядка и безопасности значительных сил и средств милиции и внутренних войск. В-восьмых, в сфере общественного порядка и безопасности происходят различные групповые нарушения порядка, массовые беспорядки, вооруженные и невооруженные конфликты. Нередко они сопровождаются убийством людей, погромами и поджогами государственных и общественных зданий, жилых домов граждан, разрушением железнодорожных путей, мостов, линий электропередач и связи. В-девятых, с рассматриваемой сферой неразрывно связаны чрезвычайные ситуации, наступающие при возникновении стихийных бедствий, пожаров, крупных техногенных аварий, катастроф, эпидемий и эпизоотий, создающие угрозу жизни и здоровью граждан и требующие проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ[2]. Таким образом, названные особенности общественного порядка, и безопасности демонстрируют важность и актуальность этой сферы в деятельности органов внутренних дел, а главное - определяют содержание их правоохранительных функций и полномочий. В теории административного права понятие общественного порядка принято рассматривать в широком и узком смыслах. Общественный порядок в широком смысле понимается как все связи и отношения в обществе, весь его строй. Общественный порядок в узком смысле включает не всю систему общественных отношений, а лишь определенные их совокупности, складывающиеся в различных областях социально-политической жизни и быта, но прежде всего в общественных местах. Определение понятия общественного порядка в узком смысле имеет практическое значение в работе органов внутренних дел, прокуратуры, судов, а также общественных формирований, участвующих в охране общественного порядка, акцентирует их внимание на предупреждение и пресечение конкретных преступлений и административных правонарушений, которые посягают на общественные отношения, складывающиеся в этой сфере. Цель установления и поддержания общественного порядка состоит в обеспечении безопасности личности, общественной безопасности, в создании благоприятных условий для нормального функционирования предприятий, учреждений, организаций и о6щественных объединений, для труда и отдыха граждан, уважения их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности. Содержанием общественного порядка является система общественных отношений, складывающихся в результате соблюдения и исполнения норм права, морали и иных социальных норм. Реальный общественный порядок составляют не сами установления социальных норм, а фактически складывающиеся на их основе общественные отношения. Основу общественного порядка составляют отношения, складывающиеся в общественных местах, т.е. в местах общения людей при удовлетворении их материальных, духовных потребностей, во время отдыха[3]. При этом общественные места можно отнести к трем категориям: 1) общественные места постоянного пользования - улицы, площади, скверы, транспортные магистрали и т.п.; 2) общественные места временного пользования - магазины, театры, стадионы и т.д.; 3) эпизодические общественные места - лес, горный склон, озеро, река, когда там, например, проводятся те или иные мероприятия, и т.д. Таким образом, общественный порядок - это система волевых общественных отношений, складывающихся и развивающихся главным образом в общественных местах на основе соблюдения норм права и иных социальных норм, направленных на обеспечение условий для нормального функционирования предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений, для труда и отдыха граждан, уважения их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности. Средствами регулирования отношений в сфере общественного порядка являются нормы права и другие социальные нормы неюридического характера (нормы морали, обычаи, правила культуры поведения). Посредством правовых норм устанавливаются общеобязательные правила поведения, вводятся запреты на совершение определенных действий, устанавливается ответственность за правонарушения, определяются задачи, функции, полномочия, формы и методы деятельности государственных органов, их должностных лиц, общественных формирований по охране общественного порядка. К понятию общественного порядка тесно примыкает понятие общественной безопасности, которое рассматривается как система общественных отношений, складывающихся в соответствии с правовыми, техническими, строительными и другими нормами при использовании объектов и предметов, представляющих повышенную опасность для людей и общества в целом, или при наступлении особых условий в связи со стихийными бедствиями либо другими чрезвычайными обстоятельствами социального или техногенного характера. Состояние угрозы общественной безопасности может возникать, когда допускаются нарушения правил эксплуатации автомобильного, железнодорожного и других видов транспорта, ведения строительства, дорожных, ремонтных и других работ, эксплуатации пожароопасных объектов и устройств, а также обращения с оружием, боеприпасами, взрывчатыми материалами, сильнодействующими ядами, радиоактивными изотопами, средствами цветного копирования, компьютерными системами и другими предметами и веществами. Угроза общественной безопасности и личной безопасности граждан может возникать при нарушениях установленного порядка проведения массовых мероприятий, неподготовленности мест для их проведения, несвоевременности принятия мер к упорядочению движения больших групп людей и т.п. Признаки угрозы общественной безопасности и личной безопасности граждан неизбежно возникают при стихийных бедствиях и других чрезвычайных обстоятельствах[4]. В советский период понятие безопасности отождествлялось главным образом с безопасностью государства и деятельностью органов государственной безопасности, а регулирование в сфере обеспечения безопасности осуществлялось в основном в форме закрытых ведомственных нормативных актов. Положение кардинально изменилось с принятием 5 марта 1992 г. Закона Российской Федерации «О безопасности»[5]. Впервые на законодательном уровне были закреплены правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства в Российской Федерации, определены система безопасности и ее функции, установлен порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, контроля и надзора за исполнением законов в их деятельности. В соответствии с Законом под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы включают совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности[6]. Реальную угрозу безопасности представляют криминогенные факторы, преступность, а также криминальный террор в отношении представителей органов государственной власти, в том числе милиции, налоговой полиции, других правоохранительных органов. К числу угроз безопасности относится незаконная деятельность политических партий, движений, общественных организаций, в том числе фашистского толка, религиозных изуверских и иных подобных объединений; политический экстремизм и терроризм; действия, направленные на создание предпосылок для групповых и массовых нарушений общественного порядка, неповиновение властям и др. Также безопасности угрожают дорожно-транспортные происшествия, аварии, катастрофы, выпуск на линию неисправных транспортных средств, управление транспортными средствами в алкогольном или наркотическом опьянении; незащищенность личности, имущества от пожаров, имеющих широкое распространение.
Понятие службы охраны общественного порядка. Система, задачи, функции, силы и средства ОООП.
Ведущее место в общегосударственной системе обеспечения общественного порядка и общественной безопасности занимает милиция. Она является составной частью системы Министерства внутренних дел РФ. Закон «О милиции» от 18 апреля 1991 г. закрепляет положение о том, что милиция является составной частью системы государственных органов исполнительной власти и призвана проводить законы в жизнь, т.е. организовать и практически осуществлять защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. В современных условиях, исходя из ст. 2 Конституции РФ, социальное назначение милиции заключается в создании состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства, признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина[7]. В то же время милиция является составной частью государственной системы социального обслуживания населения в сфере правоохраны и призвана обеспечивать организацию правомерного и безопасного поведения граждан, создавать для этого необходимые условия, например, регулировать дорожное движение, обеспечивать реализацию правил оборота гражданского и служебного огнестрельного оружия, осуществлять оформление и выдачу гражданам заграничных паспортов. Наряду с назначением и целями милицию характеризуют средства, которые она использует для достижения поставленных целей. Этими средствами являются непосредственное принуждение, сила, причем в широком смысле - от простого прикосновения до насильственного лишения жизни (применения оружия). Предоставленное милиции ст. 1 Закона «О милиции» право применять силу для достижения законных целей - ее главная отличительная особенность, позволяющая милиции занять особое место в государственной системе правоохраны[8]. Меры принуждения, которые правомочны применять милиция и ее сотрудники, причиняют лицам, к которым применяются, тот или иной моральный, материальный или физический ущерб, стесняя, ущемляя, ограничивая конкретные права, свободы и законные интересы граждан. К мерам принуждения, применяемым милицией, относятся уголовно-процессуальные меры - задержание подозреваемого, обыск, выемка и др. и меры административно- правового характера. Последние особенно многочисленны и включают в себя: проверку документов, вхождение в жилые помещения граждан, административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, задержание, привод, доставление, применение физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия, штраф, лишение водительских прав, личный досмотр, досмотр вещей, товаров и документов, их изъятие и др. Все меры принуждения, применяемые милицией, носят правовой характер, т.е. это меры правового принуждения[9]. В соответствии со ст. 1 Закона «О милиции» российская милиция входит в систему МВД РФ и является составной частью структуры МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, управлений (отделов) внутренних дел на транспорте. В районах, городах, районов городов милиция создается и функционирует в качестве структурных звеньев соответствующих отделов (управлений) внутренних дел. Подразделения милиции на железнодорожном, водном и воздушном транспорте входят в состав управлений и отделов внутренних дел на транспорте. Милиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную и милицию общественной безопасности. В своей деятельности милиция подчиняется МВД России, а милиция общественной безопасности - также соответствующим органам исполнительной власти субъектов РФ. Министр внутренних дел Российской Федерации осуществляет руководство всей милицией РФ. Основные функции милиции: 1) административная, 2) оперативно-розыскная, 3) уголовно-процессуальная, 4) профилактическая. Административная деятельность милиции регулируется нормами административного права и осуществляется службами и подразделениями милиции общественной безопасности: патрульно- постовой службой, службой участковых инспекторов, Госинспекцией безопасности дорожного движения, службой вневедомственной охраны, паспортно-визовой и лицензионно-разрешительной службами, ОМОН и рядом других. Оперативно-розыскная деятельность регулируется в рамках комплексного правового института, включающего нормы административного, уголовного, уголовно-процессуального права и ряда других отраслей[10]. Эту деятельность осуществляют различные службы криминальной милиции: уголовного розыска, борьбы с экономическими преступлениями, борьбы с организованной преступностью, оперативно-техническая и некоторые другие. Уголовно-процессуальная деятельность милиции (производство дознания по уголовным делам и т.д.) регламентируется уголовно-процессуальным законодательством и осуществляется различными службами и подразделениями криминальной милиции и милиции общественной безопасности. Профилактическая деятельность регулируется законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, правовыми актами субъектов Российской Федерации, ведомственными нормативными актами, регулирующими деятельность милиции, например, указами Президента РФ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав», «О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества», Инструкцией по организации работы участкового инспектора милиции, Уставом патрульно-постовой службы милиции. Задачами милиции являются: обеспечение безопасности личности; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов. В общем виде понятие безопасности личности можно определить, как состояние защищенности каждого гражданина от преступного и иного противоправного посягательства на его жизнь, здоровье, права и свободы, честь и достоинство, неприкосновенность личности и жилища[11]. В процессе обеспечения безопасности личности милиция: обеспечивает на территории района, города, поселка соблюдение законов, других правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления, охрану прав и свобод граждан; осуществляет контрольно-надзорную деятельность за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями прав и законных интересов граждан; защищает жизнь, здоровье, права и свободы граждан от преступных и иных противоправных посягательств; оказывает помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений, стихийных бедствий, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни; регистрирует заявления, сообщения и иную поступающую информацию о преступлениях, угрожающих личной или общественной безопасности, своевременно принимает меры, предусмотренные законодательством; принимает предусмотренные законом меры по охране потерпевших, свидетелей и других участников уголовного процесса, а также членов их семей и близких, если здоровье, жизнь и имущество данных лиц находятся в опасности; осуществляет привод в учреждения здравоохранения для медицинского освидетельствования по их представлениям, санкционированным прокурором, лиц, уклоняющихся от явки по вызову, страдающих хроническим алкоголизмом, наркоманией, венерическими заболеваниями или зараженных вирусом иммунодефицита человека и в других предусмотренных законом случаях[12].
Организация комплексного использования сил и средств в охране общественного порядка. Передовые формы и методы в организации взаимодействия в охране порядка с населением, коллективами организаций, предприятий и т.д.
Содержание задачи предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений составляют выявление обстоятельств и условий, способствующих совершению правонарушений, принятие милицией в пределах своей компетенции мер по их нейтрализации, ослаблению или устранению, а также предотвращение и пресечение замышляемых, подготавливаемых и уже совершаемых преступлений. В реализации этой задачи решающую роль играют сотрудники криминальной милиции и различные службы и подразделения милиции общественной безопасности[13]. Выявление и раскрытие преступлений включает в себя деятельность милиции по выявлению и обнаружению преступлений, установлению и розыску лиц, их совершивших, обеспечению возмещения причиненного собственникам ущерба от преступных деяний, выявлению очевидцев и свидетелей, а подчас и потерпевших, поиску и закреплению следов и вещественных доказательств преступления и т.д. На выполнении задачи милиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности сосредоточена подавляющая численность личного состава милиции и значительные технические и специальные средства. Основной объем работ по реализации этой задачи осуществляют сотрудники милиции общественной безопасности, все ее службы и подразделения, обеспечивая порядок и безопасность в общественных местах в обычной обстановке, при проведении массовых публичных мероприятий и особых чрезвычайных условиях (массовые нарушения общественного порядка, стихийные бедствия, пожары, крупные производственные аварии, катастрофы, эпидемии, эпизоотии и т.д.). Основными задачами милиции общественной безопасности являются обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, охрана собственности, общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, розыск отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции милиции общественной безопасности. Милиция общественной безопасности оказывает содействие криминальной милиции в исполнении возложенных на нее обязанностей[14]. Выполняя эту задачу, милиция: - обеспечивает общественный порядок на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, аэропортах и в других общественных местах; - принимает предусмотренные законом меры, связанные с проведением собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, организацией спортивных, зрелищных и других массовых мероприятий; - осуществляет в чрезвычайных ситуациях предусмотренные законом меры, связанные со спасением людей, защитой их здоровья и прав, сохранением материальных ценностей, поддержанием порядка, обеспечением нормальной деятельности предприятий, учреждений, организаций; - участвует в соответствии с законом в обеспечении режима чрезвычайного или военного положения в случае их введения на территории России или в отдельных местностях; - выдает в соответствии с законодательством разрешения (лицензии) на приобретение, хранение, ношение и перевозку огнестрельного оружия, боеприпасов к нему, взрывчатых материалов, приобретение и функционирование средств цветного копирования и др.; - регулирует дорожное движение, контролирует соблюдение установленных правил, нормативов и стандартов, действующих в сфере безопасности дорожного движения; - производит регистрацию и учет автотранспортных средств, а также выдачу удостоверений на право управления автотранспортными средствами и осуществляет другие обязанности в рамках выполнения рассматриваемой задачи[15]. Деятельность милиции общественной безопасности в большей степени призвана решать вопросы местного уровня, в связи с чем она подчиняется и подконтрольна не только вышестоящему органу внутренних дел, но и органу государственной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления, т.е. имеет двойное подчинение[16]. Реализуя задачу защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, сотрудники милиции охраняют на основе договоров с собственниками принадлежащие им имущество и ценности, например, банки, хранилища материальных ценностей, музеи, архивы, ювелирные предприятия, торговые предприятия, жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и другие объекты. Сотрудники милиции призваны предупреждать, пресекать и раскрывать посягательства на имущество всех видов, в том числе на улицах и в других общественных местах, выявлять и пресекать нарушения правил торговли, хищения и другие правонарушения в сфере экономики, выявлять лиц, занимающихся фальшивомонетничеством, взяточничеством, нарушением правил торговли, особенно спиртными напитками, противоправными операциями с валютными ценностями, обращать внимание на транспорт, вывозящий из предприятий и организаций грузы, особенно в неурочное время, проверять при возникновении подозрений у водителей наличие и правильность заполнения путевых листов, товарных документов, сверять наличие грузов с документами и т.д. В целях защиты собственности при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, сотрудники милиции могут беспрепятственно входить в помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями, организациями независимо от подчиненности и форм собственности, производить осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, транспортных средств, других мест хранения имущества, изымать необходимые документы, образцы сырья и продукции, опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей[17]. Охраняя природные ресурсы, милиция принимает меры по защите природных богатств, борьбе с браконьерством, нарушениями правил охоты и рыболовства, защите окружающей природной среды. Осуществление задачи оказания помощи физическим и юридическим лицам, гражданам, должностным лицам, государственным и негосударственным организациям в осуществлении их прав и законных интересов особенно ярко отражает социальное назначение милиции[18]. Вся деятельность милиции направлена на создание наиболее благоприятных условий для труда и отдыха граждан. Вместе с тем милиция осуществляет ряд обязанностей и по непосредственной помощи и содействию гражданам. К ним можно отнести оказание первой помощи гражданам, пострадавшим от преступлений и несчастных случаев, оказание помощи больным и иным лицам очутившимся в беспомощном положении в общественных местах, розыск граждан, утративших связь с родственниками, без вести пропавшими, адресная и справочная работа, констатация и регистрация определенных фактов, выдача предусмотренных правовыми актами разрешений, обеспечение сохранности найденных и сданных в милицию документов, вещей, ценностей и другого имущества, принятие мер по их возврату законным владельцам и т.д. Милиция оказывает помощь должностным лицам предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и их организационной подчиненности, если они встречают неподчинение или сопротивление в их законной деятельности. Особенно часто такая помощь оказывается должностным лицам контрольно-надзорных органов исполнительной власти, которым правонарушители оказывают противодействие в их законной деятельности. Милиция оказывает помощь и содействие общественным объединениям и религиозным организациям в проведении тех или иных мероприятий, обеспечивая общественный порядок и безопасность, например в дни больших религиозных праздников и торжеств. Нормативные правовые акты в подавляющем своем большинстве принимаются МВД России для регулирования внутренней сферы деятельности милиции, т.е. для организации функционирования служб, аппаратов, подразделений и отдельных сотрудников милиции. К ним, например, относятся Устав патрульно-постовой службы милиции, инструкция по организации работы участкового инспектора милиции, наставление по организации работы дорожно-патрульной службы. Издание индивидуальных правовых актов касается и внутренней, и внешней сфер деятельности милиции: во внутренней сфере - это приказы соответствующих руководителей органов внутренних дел о назначении на должность, об освобождении от должности, поощрении или дисциплинарной ответственности конкретных сотрудников; во внешней сфере деятельность милиции - это юрисдикционные акты (постановления) о привлечении к ответственности конкретных правонарушителей, иные виды правоохранительной деятельности милиции[19]. Заключение договоров является правовой формой деятельности милиции. Эти договоры носят либо гражданско-правовой характер (договоры, связанные с приобретением технических средств, строительством, ремонтом тех или иных сооружений, занимаемых или используемых милицией), либо административно-правовой (договоры на охрану милицией квартир, домов, дач, гаражей, граждан, предприятий и учреждений государственных и негосударственных организаций). Совершение юридически значимых действий охватывает выдачу милицией гражданам паспортов, удостоверений на право управления транспортом, различных лицензий и разрешений, составление протоколов о совершении административных правонарушений, о личном досмотре, административном задержании, изъятии вещей, предметов, товаров и документов и совершение многих других действий. Неправовые формы реализации задач милиции включают в себя многообразные организационные и организационно-технические мероприятия[20]. Во внешней сфере деятельности милиции эти формы проявляются в конкретной расстановке сил и средств милиции, в организации движения транспорта и пешеходов, в том числе и путем регулирования движения, организации движения больших масс людей во время демонстраций, митингов, массовых спортивных и зрелищных мероприятий путем выставления цепочек, коридоров безопасности, заслонов и т.д., организации оцеплений, контрольно-пропускных пунктов в условиях стихийных бедствий, пожаров, катастроф техногенного характера и во многих других случаях. Деятельность милиции характеризуют методы ее осуществления, в качестве которых выступают способы, средства, конкретные меры воздействия на сознание и поведение людей, - убеждение и принуждение. Именно в этих методах в концентрированном виде воплощается весь довольно обширный, многообразный, мощный комплекс полномочий (обязанностей и прав) милиции. Особенность этих методов состоит в том, что ни один другой орган исполнительной власти, включая правоохранительные органы, не обладает таким разнообразным арсеналом государственно- властных принудительных полномочий: от требования прекратить нарушение общественного порядка до применения сотрудниками милиции физической силы (например, боевых приемов борьбы - самбо, каратэ и др.), специальных средств (резиновых палок, наручников, слезоточивых газов, светозвуковых средств отвлекающего действия, принудительной остановки транспорта, водометов, бронемашин, служебных собак и др.) и огнестрельного оружия. При этом содержание полномочий, цели, основания и порядок их реализации детально регламентированы Законом «О милиции»[21]. В процессе административной, т.е. исполнительно-распорядительной, деятельности милиции охраняются от противоправных посягательств определенные виды общественных отношений, которые характеризуются единством, общностью и однородностью. Отнесение их охраны к компетенции милиции не является произвольным, а обусловливается самой природой общественных отношений, объективно нуждающихся в особом регулировании и охране. Такие виды общественных отношений возникают в связи с пребыванием людей в общественных местах, пользованием транспортом, необходимостью статистического учета населения и передвижения граждан по стране, приобретением, пользованием, хранением оружия, взрывчатых и ядовитых веществ, функционированием некоторых предприятий, выездом за границу и въездом в Россию. Содержание административной деятельности милиции включает: 1) охрану порядка в общественных местах; 2) обеспечение безопасности дорожного движения транспорта и пешеходов; 3) осуществление паспортно-регистрационной системы; 4) обеспечение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства; 5) осуществление лицензионно-разрешительной системы; 6) охрану имущества собственников по договорам[22]. Каждый вид административной деятельности милиции отличается определенным единством правовых норм, регламентирующих деятельность данного вида, однородностью содержания правоотношений, возникающих в ходе ее осуществления, наличием специальной службы, аппарата или группы сотрудников, осуществляющих эту деятельность. Сотрудники милиции имеют право использовать: 1) административно-предупредительные меры (проверку документов у граждан и должностных лиц; вхождение в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями, организациями; производить в установленных случаях оцепление (блокирование) участков местности; запрещать (ограничивать) на отдельных улицах и дорогах движение транспорта и граждан и др.); 2) меры пресечения (административное задержание, привод, личный досмотр, досмотр вещей, предметов, товаров, транспортных средств и т.д.); 3) административные изыскания (предупреждение, штраф, лишение права управления транспортом); 4) меры административно-процессуального обеспечения (доставление к месту составления протокола, изъятие документов и вещей, отстранение от управления транспортным средством и медицинское освидетельствование на состояние опьянения и др.)[23]. Особое место среди полномочий милиции занимает право ее сотрудников применять и использовать огнестрельное оружие. Они применяют огнестрельное оружие для защиты граждан от нападения, опасного для их жизни или здоровья; отражения нападения на сотрудника милиции, когда его жизнь или здоровье подвергаются опасности, а также для пресечения попытки завладения его оружием; для освобождения заложников; задержания лица, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья и собственности и пытающегося скрыться, а также лица, оказывающего вооруженное сопротивление; отражения группового или вооруженного нападения на жилища граждан, помещения государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций; для пресечения побега находящихся под стражей лиц, а также для пресечения попыток насильственного освобождения этих лиц. Сотрудники милиции имеют право, кроме того, использовать огнестрельное оружие для остановки транспортных средств путем его повреждения, если водитель создает реальную опасность жизни и здоровью людей и отказывается остановиться, несмотря на неоднократные требования сотрудника милиции; защиты граждан от угрозы нападения опасных животных, а также для предупреждения о намерении применить оружие, подачи сигнала тревоги или вызова помощи[24].
Заключение.
Таким образом, общественный порядок - это система волевых общественных отношений, складывающихся и развивающихся главным образом в общественных местах на основе соблюдения норм права и иных социальных норм, направленных на обеспечение условий для нормального функционирования предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений, для труда и отдыха граждан, уважения их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности. Средствами регулирования отношений в сфере общественного порядка являются нормы права и другие социальные нормы неюридического характера (нормы морали, обычаи, правила культуры поведения). Посредством правовых норм устанавливаются общеобязательные правила поведения, вводятся запреты на совершение определенных действий, устанавливается ответственность за правонарушения, определяются задачи, функции, полномочия, формы и методы деятельности государственных органов, их должностных лиц, общественных формирований по охране общественного порядка. Общественный порядок и безопасность являются основными объектами охраны в деятельности органов внутренних дел. Как социально-правовые категории, охватывающие специфическую сферу общественных отношений, они характеризуются рядом особенностей, определяющих содержание деятельности органов внутренних дел по охране (обеспечению) этих отношений. Общественный порядок, общественная и личная безопасность касаются всех граждан без исключения, причем с момента рождения и до конца жизни; как правило, касаются элементарных действий, поступков и правил поведения людей, они происходят открыто, публично и обычно понятны для окружающих; регулируются как нормами права, так и иными социальными нормами (морали, обычаями, традициями, даже модой); в этой сфере ежегодно совершается огромное количество правонарушений, исчисляемое десятками миллионов; в сфере общественного порядка и безопасности происходит оборот объектов и предметов повышенной опасности: приобретение, хранение, использование, перевозка гражданского и служебного огнестрельного оружия, взрывчатых и сильнодействующих ядовитых веществ, радиоактивных изотопов и др.; с данной сферой тесно соприкасаются такие опасные антисоциальные явления, как наркомания, пьянство, проституция, бродяжничество, попрошайничество. Именно поэтому в ряде городов страны создаются специальные подразделения - милиция нравов; также в сфере общественного порядка и безопасности постоянно проходят различные массовые публичные мероприятия с большой концентрацией людей в тех или иных помещениях или на ограниченной территории, что нередко создает угрозу для жизни и здоровья граждан, нормальному функционированию предприятий, учреждений. К ним можно отнести политические (митинги, шествия, демонстрации), экономические (пикетирование, голодовки), культурно-зрелищные (фестивали, концерты, дни городов), спортивные (олимпиады, футбольные и хоккейные соревнования), религиозные и другие массовые мероприятия. Их проведение требует огромной организационной работы органов внутренних дел, привлечения для обеспечения порядка и безопасности значительных сил и средств милиции и внутренних войск; здесь происходят различные групповые нарушения порядка, массовые беспорядки, вооруженные и невооруженные конфликты; с рассматриваемой сферой неразрывно связаны чрезвычайные ситуации, наступающие при возникновении стихийных бедствий, пожаров, крупных техногенных аварий, катастроф, эпидемий и эпизоотий, создающие угрозу жизни и здоровью граждан и требующие проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ. Таким образом, названные особенности общественного порядка, и безопасности демонстрируют важность и актуальность этой сферы в деятельности органов внутренних дел, а главное - определяют содержание их правоохранительных функций и полномочий. Цель установления и поддержания общественного порядка состоит в обеспечении безопасности личности, общественной безопасности, в создании благоприятных условий для нормального функционирования предприятий, учреждений, организаций и о6щественных объединений, для труда и отдыха граждан, уважения их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности. Содержанием общественного порядка является система общественных отношений, складывающихся в результате соблюдения и исполнения норм права, морали и иных социальных норм. Реальный общественный порядок составляют не сами установления социальных норм, а фактически складывающиеся на их основе общественные отношения.
Список использованной литературы:
I. Нормативные акты: 1. Конституция Российской Федерации, принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993, М. 1995г. 2. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 33. 3. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" (с изм. и доп. от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта 1999 г.)/ Справочная правовая система «Гарант» 4. Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-1 "О безопасности" (с изм. и доп. от 25 декабря 1992 г.) ВВС.1992г. № 15
II. Учебная литература: 5. Административное право: Учебник/Под. Ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. – М.:2000г. 6. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник/ Под ред. В.П. Божьева. – М. 1999г. 7. Бахрах Д.Н. Административное право. -М 1996.
III. Материалы периодической печати: 8. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации под ред. Окунькова Л.А. М. 1999г. 9. Кондрашов Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Российский закон о милиции. – М. 1992г. 10. Бахрах Д.Н., Серегин А.В. Ответственность за нарушение общественного порядка. М. Юрид. лит. 1977г. 11. Юридический словарь-справочник для населения - М., 1982г.
[1] Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник/ Под ред. В.П. Божьева. – М. 1999г. С.219 [2] Административное право: Учебник/Под. Ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. – М.:2000г. С.688 [3] Бахрах Д.Н., Серегин А.В. Ответственность за нарушение общественного порядка. М. Юрид. лит. 1977г С.25 [4] Административное право: Учебник/Под. Ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. – М.:2000г. С.690
[5] ВВС.1992г. № 15 Ст.799 [6] Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник/ Под ред. В.П. Божьева. – М. 1999г. С.221
[7] Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. Окунькова Л.А. М. 1999г. Ст.2
[8] Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" (с изм. и доп. от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта 1999 г.). ст.1 / Справочная правовая система «Гарант»
[9] Административное право: Учебник/Под. Ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. – М.:2000г. С.691
[10] Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.
[11] Бахрах Д.Н., Серегин А.В. Ответственность за нарушение общественного порядка. М. Юрид. лит. 1977г С.39 [12] Административное право: Учебник/Под. Ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. – М.:2000г. С.694 [13] Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник/ Под ред. В.П. Божьева. – М. 1999г. С.211
[14] Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" (с изм. и доп. от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта 1999 г.). ст.9 / Справочная правовая система «Гарант»
[15] Административное право: Учебник/Под. Ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. – М.:2000г. С.695 [16] Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник/ Под ред. В.П. Божьева. – М. 1999г. С.213 [17] Кондрашов Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Российский закон о милиции. – М. 1992г. С. 21
[18] Административное право: Учебник/Под. Ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. – М.:2000г. С.696
[19] Бахрах Д.Н. Административное право. -М 1996г. С.162
[20] Административное право: Учебник/Под. Ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. – М.:2000г. С. 699
[21] Кондрашов Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Российский закон о милиции. – М. 1992г. С. 25
[22] Бахрах Д.Н. Административное право. -М 1996г. С. 164 [23] Административное право: Учебник/Под. Ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. – М.:2000г. С.694
[24] Бахрах Д.Н. Административное право. -М 1996г. С. 167
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|