Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Материалы для чтения.




А.С. Пушкин. «Уж небо осенью дышало».

Г.А. Ладонщиков. «Верные приметы».

А.К. Толстой. «Осень».

Цели уроков.

Обобщить сведения о поэзии и возможностях поэтического слова в изображении природы и чувств человека.

Оборудование урока.

Портрет А.С.Пушкина.

Таблица на листе ватмана с секретами «художественного текста».

I. Организационная часть урока.

Знакомство с учебником для 3-го класса.

(Учитель предлагает детям взять в руки учебники «Литературное чтение», рассмотреть, полистать, познакомиться с основными его разделами).

Ребята рассматривают обложку, титульную страницу учебника, читают фамилию автора, рассматривают условные значки, которые будут им помогать в работе с текстами, и через беседу, устанавливается преемственность с учебниками 1-го и 2-го класса.

Далее учитель предлагает учащимся вспомнить основные «секреты художественного текста, с которыми ребята уже знакомы с прошлых двух лет обучения. Хорошо, если у учителя сохранилась со 2-го класса и будет использоваться на данном уроке таблица с записанными на листе ватмана «секретами» художественного текста.

Учитель. А сейчас посмотрим, что нового нам обещает автор учебника в 3-м классе? Об этом вы узнаете из вступительной статьи. Давайте прочитаем ее.

(Ребята читают авторскую статью, обращенную к ним, на стр.3, после чего отвечают на поставленный учителем вопрос.)

Дети.

- Мы познакомимся с новыми видами текстов: мифами и былинами.

- Узнаем, как жили наши предки в прошлом.

- Будем сочинять сказки и рассказы.

- … И играть спектакли.

II. Работа над новым материалом.

1. Сообщение темы урока, постановка целей.

Учитель. А начнем мы работу с учебником с поэтических осенних страничек.

Как вы думаете, почему именно этой темой автор учебника решил начать первые уроки литературного чтения?

Дети.

- Потому что сейчас у нас осень.

- С осенью у нас связано начало обучения в школе.

Учитель. Вспомните стихи об осени, которые вы учили в 1-м и 2-м классах. Кто из вас помнит их и может выразительно прочесть наизусть.

2. Минуты поэзии. Чтение стихов об осени.

(Ребята читают стихотворения И.А.Бунина «Листопад», А.С.Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье», Т.Собакина «Уходит тихо лето», «Осенняя песня», А.Н.Плещеева «Скучная картина» и др.)

Учитель. Какие впечатления, настроения передают поэты в этих осенних стихах?

(Ребята обмениваются мнениями).

 

3. Беседа о приметах осени, обобщение наблюдений за природой.

Учитель. А сейчас поговорим о приметах осени, которые вы сами наблюдали в природе. Какие изменения произошли в ней, по сравнению с летом?

(Ребята обмениваются личными впечатлениями и наблюдениями),

Учитель. Осеннюю страничку откроют стихи А.С.Пушкина. Посмотрим, какие приметы осени рисует нам поэт.

4. Чтение стихотворения учителем.

5. Беседа после чтения. Ответы на вопросы.

- Понравилось вам стихотворение? Чем?

- Какие приметы осени изображает А.С.Пушкин в стихах? Назовите.

6. Анализ художественного текста.

Учитель. А теперь давайте посмотрим: автор просто перечисляет осенние приметы, или оживляет, очеловечивает природу?

Давайте еще раз прочитаем текст стихотворения и в каждой его строке найдем необыкновенные слова, то поэтическое чудо великого русского писателя, которым он рисует картины осени.

(Учащиеся читают текст по строчкам и проводят анализ его по вопросам учителя).

Учитель. Как изображает поэт небо? Что здесь необычно?

Ученик. Пушкин оживляет небо словом «дышало». Здесь небо представлено автором, как живое существо.

Учитель. А почему поэт так говорит?

Ученик. Потому что осенью небо словно оживает: по нему плывут низкие облака, часто с ветром и дождем, и кажется, что небо дышит в самом деле.

Учитель. А теперь посмотрим, как называет поэт солнце.

Ученик (читает):

«Уж реже солнышко блистало».

Учитель. А почему об осеннем солнышке автор говорит так ласково?

Ученик. Потому что осенью оно светит все реже, а больше прячется за тучи, и от этого становится более желанным для людей, его ждут.

Учитель. А какое солнышко, читая стихотворение, вы представили: жаркое, теплое или холодноватое?

Ученик. Нет, оно здесь не жаркое, и не теплое, а холодноватое по-осеннему.

Учитель. А какое слово в тексте помогло вам представить такое солнце?

Ученик. Поэт говорит: «солнышко блистало».

Учитель. Да, действительно А.С.Пушкин подобрал удивительное словосочетание ласкового слова «солнышко» с холодноватым «блистало», чтобы читатель почувствовал этот блеск осеннего солнце без тепла.

А теперь прочитайте, как Пушкин говорит об осенних лесах.

(Дети читают строчки:

«Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась».)

Учитель.

- Как вы понимаете слово «сень». Знакомо оно вам? Если нет, это слово и другие незнакомые слова под звездочкой (*) мы будем смотреть в словаре в конце учебника.

(Ребята находят слово в словарике, знакомятся с его значением).

Учитель. А с каким настроением автор говорит о лесе?

Ученик. С грустью: автор прямо говорит об этом:

«С печальным шумом обнажалась».

Учитель. А как это – «обнажалась»? Какие синонимы есть у этого слова?

Дети.

- Раздевалась…

- Оголялась…

- Осыпалась…

(Учитель записывает синонимический ряд на доске).

Учитель. И все же Пушкин взял именно это слово: «обнажалась», а не другие. Как вы думаете, почему?

Дети.

- Это слово более красивое, поэтичное…

- Другие синонимы, мне кажется, более просты, они обыкновенные.

Учитель. В самом деле, ребята, это так. Ведь поэзия – это возвышенный литературный жанр, создающий поэтические образы и картины, и все это мы находим у А.С.Пушкина.

Вы уже отметили, что автор грустит, создавая образ осенней природы, в каких словах это чувство еще проявляется? Найдите.

(Ребята находят:

«Гусей крикливых караван

Тянулся к югу»).

Учитель. О чем говорит здесь автор?

Ученик. Он говорит, что птицы улетают в теплые края и от этого становится грустно, потому что птицы уже не будут наполнять своим щебетом и песнями луга и леса.

Учитель. Автор здесь рисует отлет птиц, а это не радостное событие, потому что птицы покидают свою родину, им предстоит нелегкий путь, - вот почему автор подбирает слово «тянулся», и мы чувствует, как птицы летят медленно, тяжело, устало.

Ребята, давайте еще раз вспомним стихотворение А.С.Пушкина, которое вы учили во 2-м классе: «Унылая пора! Очей очарованье».

Что общего в этих двух стихотворениях?

Дети.

- Пушкин об осени говорит с грустью…

- И с большой любовью.

- Ему, конечно, жаль увядающую природу, все же об осени поэт говорит с восхищением, подбирает самые высокие поэтические слова.

Учитель. А сейчас еще раз прочитайте текст стихотворения про себя и подумайте, как надо выразительным чтением нарисовать осенние картины и передать настроение автора и свое восприятие пушкинской осени.

(Дети готовятся к выразительному чтению, подбирают нужную интонацию. Прослушивается несколько чтецов. Варианты чтения обсуждаются).

На дом дается задание: стихотворение А.С.Пушкина выучить наизусть.

Второй урок.

I. Минуты поэзии.

(Урок начинается с чтения стихотворения А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало» наизусть. Учитель и ребята оценивают каждый вариант чтения).

II. Работа над новым материалом.

1. Вступительное слово учителя. Постановка учебных задач.

Учитель. Сегодня мы будем читать новые стихи об осени. Одно из них написал современный поэт Георгий Афанасьевич Ладонщиков. Как и А.С.Пушкин, он тоже рисует приметы осени, но, конечно, делает это по-своему.

2. Знакомство учащихся с текстом.

3. Беседа после чтения.

Учитель. Какие приметы в стихотворении говорят о приходе осени? Найдите в тексте.

(Учащиеся отвечают на вопрос учителя, ответы подкрепляют примерами из текста).

Учитель. А автор эти приметы просто перечисляет, или, как и Пушкин, он их описывает художественно? Давайте прочитаем первые 8 строчек и найдем особые слова в тексте, в которых образы природы становятся похожими на живые существа.

(Ребята с карандашами в руках перечитывают первое восьмистишие, выделяют слова, рисующие образы природы:

«ветер… гонит», «стонет», «дождь… стучит», «лужи морщатся от стужи»…)

Учитель. А картина осени – радостная?

Ученик. Нет. Картина грустная.

4. Работа над текстом стихотворения.

Учитель. Обратите внимание на рифмовку стихотворения. Она у Ладонщикова особая.

Давайте рифму обозначим буквами. Мы это уже делали во 2-м классе.

(Ребята карандашом в учебнике отмечают рифмы стихотворения:

 

Ветер тучи гонит, (а)
Ветер в трубах стонет, (а)
Дождь косой, холодный (б)
По стеклу стучит. (в)
По дорогам лужи (г)
Морщатся от стужи, (г)
Под навесом прячутся (д)
Грустные грачи. (в)

 

Учитель. Такую необычную рифмовку автор использует не случайно, - каждую примету он хочет выделить, остановить наше особое внимание на каждой из них.

А теперь перейдем ко II части стихотворения. Прочитайте ее и посмотрите, здесь также перечисляются приметы осени, как и в I части?

Ученик. Нет, здесь говорится о том, что все, о чем шла речь в начальной части стихотворения, есть верная примета о том, что кончилось лето и наступила осень.

Учитель. Верно. Второе восьмистишие представляет собой как бы вывод, объяснение автора, веселое его замечание и напоминание о том, что беззаботная пора лета и детского отдыха закончена и для учеников верная примета того, что начинается школьная жизнь.

А по характеру обе части стихотворения – одинаковы? Докажите текстом свои выводы.

Дети.

- Нет, вторая часть веселее. Здесь и слова более радостные: хотя автор и говорит, что «проходит лето», но наступает хорошая пора осени, она «яркая» и «спешит с подарками, с грибами, которые сами так и просятся в кузовок».

- А в школе «говорун – звонок». Слово такое хорошее, веселое: «говорун». Пока что он «скучает», но очень скоро оживет, зазвенит и позовет ребят на урок, и у них начнется школьная жизнь.

Учитель. Если эти две части разные по настроению, то и читать их надо по-разному.

(Ребята читают стихи Г.А.Ладонщикова, отрабатывают интонацию выразительного чтения).

5. Домашнее задание.

Учитель. Дома поупражняйтесь в выразительном чтении стихотворения Г.А.Ладонщикова.

Уроки 3–4.

Тема уроков. Изображение осени в стихотворениях поэтов.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных