Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сочинение Никиты Ф.




«Сороки на лесной тропинке».

Смотрю на картину И.С.Остроухова. На ней изображен лесной уголок в пору золотой осени. Очень выразительно и правдиво передается художником удивительная сказочная красота осеннего леса.

Мое внимание привлекла лесная тропинка, а на ней две сороки. Они о чем-то стрекочут. Наверное, радуются солнышку, последнему осеннему теплу.

Вот одна из них повернула голову; что-то там привлекло ее внимание. Чуткое ухо уловило какие-то лесные звуки и насторожило птицу.

Возможно она услышала шаги человека.

Присутствие сорок на картине оживляет картину, делает ее неповторимой и загадочной.

 

(Читаю ребячьи сочинения, вижу и чувствую, как полноценно, глубоко и проникновенно используются детьми знания, полученные на уроке, во время работы с картиной, как помогли эти знания учащимся выбрать тему для своего микро-сочинения, подобрать образные средства: эпитеты, сравнения и другие «рисующие» слова. А это значит, что работа с произведениями изобразительного искусства очень полезна ученикам: обогащает воображение и их словарный запас, развивает речь, делает ее образной, помогает успешней соотносить средства изобразительного искусства со словесными).

Глава 1.

Народные сказки

Урок 9.

Тема урока. Вхождение в мир русской народной сказки.

Материал для чтения.

А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…».

Цели урока.

Обобщение знаний о русской народной сказке, полученных в 1-2 классах.

Знакомство с прологом из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» и с восприятием сказочного мира великого русского поэта народной художницей Т.А.Мавриной.

Оборудование урока.

Портрет А.С.Пушкина с записанной под ним цитатой на доске:

«Что за прелесть эти сказки!

Каждая есть поэма!»

(А.С.Пушкин).

Выставка книг со сказками А.С.Пушкина и цветными иллюстрациями.

Иллюстрации к сказкам художницы Т.А.Мавриной.

«Энциклопедия славянской мифологии».

I. Вступительная часть: знакомство с разделом учебника.

1. Сообщение темы урока. Постановка целей.

Учитель. Сегодня мы начинаем первую главу учебника. Прочитайте ее название и вступительную статью.

(Ребята читают самостоятельно, после чего проводится беседа)

Учитель. О чем пойдет речь в этой главе?

Ученик. Речь пойдет о народных сказках.

Учитель. Давайте вспомним, что мы уже знаем о сказках с предыдущих классов, а для этого ответим на вопросы, которые задает нам автор статьи.

· Каких сказочных героев вы знаете?

· Что отличает сказку от рассказа?

· Зачем люди сочиняли сказки?

(Ребята отвечают на вопросы)

Учитель. Вспомните, на какие группы условно можно поделить народные сказки?

Дети.

— Волшебные сказки!

— Сказки о животных.

— И бытовые сказки.

Учитель. А какие из них — самые древние? Расскажите все, что о них знаете.

Дети.

— Самые древние — сказки о животных. Они появились, когда охота была главным занятием людей.

— И древние люди верили в силы природы, обожествляли их, верили в свои родственные связи с животными.

— Люди наделяли животных человеческими чертами.

— Поэтому животные в сказках и их поступки похожи на жизнь и поступки людей.

— Народ в образах животных высмеивал человеческие пороки и, наоборот, в слабых животных показывал мудрость и силу, выражал веру в справедливость.

Учитель.

— Молодцы, вспомнили. А какие сказки о животных вы знаете? Какие читали в 1 классе?

(Дети вспоминают и называют)

— А в этом году какие сказки будем читать? Что об этом говорится во вступительной статье?

Ученик. В этом году мы будем читать волшебные и бытовые сказки.

Учитель. Во втором классе мы знакомились с такими сказками? Можете их назвать?

Дети (вспоминают):

— «Хаврошечка».

— «Гуси-лебеди».

— «Три дочери».

— «Три брата».

Учитель. Значит, мы будем продолжать работу над волшебными и бытовыми сказками, наблюдать над их художественными особенностями, вдумываться и вчитываться в содержание, извлекать мудрые мысли и поучительные уроки, — т.е. то, ради чего эти сказки и создавались.

 

II. Анализ стихотворения А.С.Пушкина «У лукоморья дуб зеленый»

1. Беседа.

Учитель. А теперь посмотрите, кто открывает главу о сказках?

Ученик. Александр Сергеевич Пушкин.

Учитель. А ведь во втором классе тоже сказочная глава начиналась с Пушкина. Вспомните, какими словами?

Дети (хором)

«Сказка — ложь,

Да в ней намек,

Добрым молодцам урок!»

Учитель. Как вы думаете, почему именно Пушкин вводит нас в эти чудесную страну сказок?

Дети.

— Пушкин был великим сказочником.

(Учитель просит ребят вспомнить, какие сказки созданы поэтом, обращает внимание на то, чтобы учащиеся называли их правильно:

· «Сказка о рыбаке и рыбке».

· «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

· «Сказка о золотом петушке».

· «Сказка о попе и о работнике его Балде».

· «Сказка о царе Салтане…».

· «Руслан и Людмила».

Дети.

— А.С.Пушкин писал свои сказки на материале русских народных сказок, которые слышал от няни Арины Родионовны.

— Пушкин собрал все лучшее из русского фольклора и создал свои собственные авторские сказки, которые даже ярче и богаче, чем народные, — мы это наблюдали во 2-м классе на примере «Сказки о рыбаке и рыбке».

— Поэт очень любил народные сказки и восторгался ими. У нас на доске записано его высказывание:

«Что за прелесть эти сказки!

Каждая есть поэма!»

Учитель. Вы все сказали верно.

А сегодня мы будем читать чудесное Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина, и вы скажете потом, почему именно его поместили в учебник перед народными сказками. Стихотворение это знают и любят все русские люди. Это не самостоятельное произведение, — оно является вступлением к большой сказочной поэме «Руслан и Людмила» и называется по первой строке:

«У лукоморья дуб зеленый»

(Ребята подхватывают чтение отрывка и хором проговаривают первые 13 строчек (до слов: «Там лес и дол видений полны»), которые дети уже знают наизусть).

Учитель. А что это за кот ученый, который рассказывает сказки и поет песни? И почему именно кот?

Дети.

— Ученый — значит мудрый. Кот — домашнее животное, живет рядом с человеком, поэтому считается умным.

— Да, он все понимает и, хотя не умеет говорить, свое настроение передает мурлыканьем, и кажется, что он поет песни.

Учитель (дополняет и уточняет). Да, дети, кот очень любимое в народе животное, всегда он рядом с человеком. С ним связано много примет. Считалось в народе, что кошка может принести счастье, поэтому ее первой впускали в новый дом. И наоборот, люди всех народов остерегаются черной кошки, считая, что коты – спутники ведьм и колдунов. Образ кота мы можем найти в славянской мифологии*: кот-баюн был наделен необыкновенным голосом, который был слышным за семь верст. Как замурлыкает бывало, так и напустит на кого угодно заколдованный сон. Коты и кошки стали популярными героями русских народных сказок: это самые мудрые и смышленые животные. Они умеют говорить, сами сказывают сказки. Вот почему у Пушкина кот показан в роли сказочника.

Учитель. А еще поэт упоминает в стихотворении Лешего и Русалку. Что это за персонажи? Кто знает?

Дети.

— Это сказочные персонажи…

— Это вымышленные лесные существа, она будто бы живут в лесу.

Учитель. И они тоже пришли в сказки из славянской мифологии. Сейчас я немного о них вам расскажу.

Третьеклассники лучше поймут содержание текста, если в процессе работы над ним учитель будет последовательно знакомить детей с мифологическими источниками упомянутых в стихотворении сказочных персонажей, Для этого учителю необходимо использовать иллюстрированную книгу «Энциклопедия славянской мифологии» авторов Грушко Е.А., Медведева Ю.М. «Астрель», 1996 г., или другие справочники.

 

(Рассказ учителя.

 

Леший — это лесной дух. По народному преданию, он хозяин леса, живет только в лесу и никогда из него не выходит, поэтому все лесные жители ему повинуются. Название это существо получило от слова «лес». (Леший — лешак — лес — родственные слова). Леший для людских глаз невидим, так как может превращаться во многие предметы: то в куст, то в дерево, то в былинку. И хотя люди не видели Лешего, они создали его образ и наделили особыми чертами, присущими только ему одному.

(Учитель показывает иллюстрацию из «Энциклопедии славянской мифологии», на которой изображен Леший).

Одет Леший в кафтан, полы которого запахнуты не так, как у людей (левая за правую); обувь на ногах перепутана: правый лапоть на левой ноге и наоборот; волосы и глаза зеленые; часто ухает и хлопает в ладоши (так люди объясняли лесные шорохи и звуки).

Обычно хороших людей Леший не трогает, а плохих может наказать: напугать, увести в чащу леса или болото, запутать дорогу обратно. Образ Лешего служил людям как бы бессознательным орудием наказания за вольные или невольные грехи.

Русалки — тоже мифологические существа, фантастические жительницы водоемов и лесов. По представлению древних людей, это человеческие дети, умершие некрещеными, либо красивые девушки, утопившиеся от несчастной любви. Живут они в реках, озерах, омутах, а в лунную ночь выходят из воды и заходят в лес. Любят сидеть и раскачиваться на ветвях деревьев. Народ их тоже не видел, но представлял красивыми зеленоволосыми и зеленоглазыми девушками, одетыми в зеленые лохмотья, наподобие одежды. (Показ цветной иллюстрации с изображением русалки из «Энциклопедии славянской мифологии»).

По преданию, русалки любили пошалить, своими играми наносили вред и порчу людям: спутывали у рыбаков сети, выводили из строя водяные мельницы, похищали у уснувших без молитвы женщин нитки, холсты полотна, разложенные на траве для выбеливания.

Могли навлечь чары на людей: заманить в лес или в речку, защекотать или утопить, забрать к себе в воду, — вот почему люди боялись ходить в лес поодиночке. Русалками взрослые пугали непослушных детей, чтобы те не заходили в чащу леса, не заплывали далеко от берега).

Учитель. А что еще из сказок перенес Пушкин в это стихотворение?

Дети.

— Избушку «на курьих ножках»…

— «Следы невиданных зверей на «неведомых дорожках»

Учитель. А почему у Пушкина звери — невиданные, дорожки — неведомые?

Дети.

— А потому что слова эти — из русских народных сказок, а там все условно и загадочно: «неведомо», «невиданно — неслыханно».

— И действия совершаются в необычных сказочных, таинственных и загадочных условиях.

Учитель. А вот в этой строчке встретилось слово «видений» под звездочкой (*). Как вы его объясните?

(Ребята находят в словаре: «видение» — призрак, привидение),

Учитель. А такое где встречается?

Ученики. В сказках!

Учитель. Теперь, наверное, вам становится понятно, почему именно это стихотворение вводит нас в мир сказок. Пушкинское «Лукоморье» по праву называют окном в сказочный мир. И когда мы дочитаем текст до конца, вам станет еще более понятно, почему.

2. Продолжение работы над текстом.

Учитель. Сейчас вы продолжите чтение и проследите, какие сказки упоминает поэт в этом тексте.

Работать будете самостоятельно и с карандашом в руке: читая, обращайте внимание на незнакомые слова, подчеркивайте их, а объяснение под «звездочкой» (*) находите в словаре.

Кто закончит чтение, может подойти к стеллажам, к выставке книг и иллюстраций, рассмотреть, можно взять в руки, полистать, найти рисунок к тексту.

(Дети работают в течение 5-7 минут, после чего учитель с учащимися проводят подробный анализ текста от слов:

«Там о заре прихлынут волны…» Текст разбивается на мини-части, соответствующие упомянутым в нем сказкам. Чтение каждой микро-части сопровождается объяснением и демонстрацией иллюстраций, к которым учитель отошлет ребят или дети сами их найдут на стендах и стеллажах, а также рассказами учителя о мифологических источниках упомянутых сказочных образов или персонажей. Особое место в работе с текстом занимает иллюстрация художника Ст.Ковалева в книге А.С.Пушкина «Сказки». Москва. «Эксмо» 2006 г., так как она полно и красочно изображает могучий сказочный дуб с фрагментами всех сказок, о которых рассказывает Пушкин в своем «Лукоморье».

Для лучшей обозримости будет хорошо, если учитель заранее попросит кого-то из родителей учащихся увеличить эту иллюстрацию на цветном ксероксе.)

Учитель. Итак, давайте озвучим следующую сказку. Вы узнали ее?

(Вызванный ученик читает вслух:

«Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из волн выходят ясных,

И с ними дядька их морской»

Дети.

— Здесь автор пишет о витязях, т.е. об отважных и доблестных воинах и о морском дядьке с ними, — эти персонажи есть в «Сказке о царе Салтане».

— Только там их не 30, а 33:

«В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря».

— А морской дядька — это их военоначальник. Вот я нашел в книге со сказкой иллюстрацию и слова:

«Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор».

Учитель. А как вы объясните слово в тексте «чередой»?

Ученик. Это значит — «друг за другом», «по очереди», — вот здесь на картинке это видно, как они выходят из воды.

Учитель. Читаем дальше.

Ученик.

«Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя»

(Скорее всего, дети не назовут такую сказку, и им будет непонятно, о каком королевиче и грозном царе идет здесь речь, поэтому учитель может показать им иллюстрацию «Плененный царь Кощей» из «Энциклопедии славянской мифологии» и учащиеся поймут значение пушкинского слова «пленяет». Можно напомнить сказку о Бове-королевиче, а также рассказать о мифическом образе Кощее Бессмертном.)

 

Рассказ учителя.

 

Кощей Бессмертный вошел в народные сказки тоже из древних мифов славян. Он воплощает злую силу, враждебную и противодействующую сказочным положительным героям. Кощей Бессмертный играет роль скупого хранителя сокровищ и опасного похитителя красавиц. В мифах народ создал его образ. На рисунке мы видим иссохшего от скупости старика. Название свое этот персонаж получил от слова «кощь» (в значении сухой, тощий, худой телом и очевидно стоит в ближайшем родстве со словом «кость»). По народному преданию, Кощей Бессмертный был также иссушителем влаги, — везде, где он побывал, все застывает, превращается в камни, а земля лишается своей плодородной силы.

По мифу, а также по многим русским сказкам, смерть Кощея сокрыта столь далеко, что его считают бессмертным: «на море-окияне», на острове Буяне» есть зеленый дуб, а под тем дубом зарыт железный сундук, в том сундуке заяц, в зайце — утка, а в утке яйцо. Стоит только добыть яйцо, сжать его в руке и раздавить, кощей начинает мучиться и умирает.

 

Ученик. О, теперь я понял, почему Пушкин в стихотворении говорит о дубе, а не о каком-то другом дереве. Этот дуб тоже из сказки, под ним зарыто смерть Кощея.

Учитель. Посмотрите, ребята, как чудесно проиллюстрировал этот сказочный дуб из «Лукоморья» художник Ст.Ковалев.

(Учитель демонстрирует плакат — увеличенную иллюстрацию пушкинского дуба с фрагментами сказок)

Дети.

— А я еще в тексте нашел слова про Кощея: «Там царь Кощей над златом чахнет»

— Да, это значит, сохнет, оберегая подземные сокровища золота.

— Он жадный, поэтому чахнет от скупости.

Учитель. А еще какие народные сказки вы узнаете?

Дети.

— «Иван-царевич и Серый волк». Вот в этих словах:

«В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит»

— Это сказка о похищении Кощеем царевны и о том, как Иван-царевич со своим верным помощником Серым Волком освобождает ее.

Учитель. А как поняли вы слово «тужит»? Подберите синонимы.

Дети.

— Горюет.

— Плачет.

— Убивается.

— Скучает.

— Кручинится.

Учитель. Так, еще какие сказки упоминаются?

Ученик. Сказки о Бабе-яге. Этот образ выражает злые силы. Баба-Яга встречается во многих русских народных сказках.

Учитель. А вот эти слова о ком рассказывают:

«Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несет богатыря».

(Если дети затрудняются с ответом, можно показать иллюстрацию из «Руслана и Людмилы» и кратко сообщить, о каком колдуне идет речь и почему он вдруг несет богатыря. Это заинтересует ребят и они наверняка захотят прочитать поэму Пушкина «Руслан и Людмила»).

Учитель. Таким образом, мы поняли, почему стихотворение «У Лукоморья дуб зеленый…» можно считать окном в сказочный мир.

Ученик. Да, в этом стихотворении каждое слово связано с какой-либо сказкой или мифом.

Учитель. А сейчас я хочу обратить ваше внимание на следующие слова из текста:

«Там русский дух…»

Как вы их понимаете?

Дети.

— Эти слова тоже взяты из русских народных сказок: их произносили Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, когда в их владения приходили герои, чтобы освободить из плена похищенных персонажей.

— Да, они всегда произносили:

«Фу! Фу! Русским духом пахнет».

Учитель. И именно эти злые силы и их слова имел ввиду Пушкин или, может быть он вложил в них другое, более важное значение? Какое? Что подразумевал под «русским духом» поэт, продолжая строку словами:

«… там Русью пахнет!».

Ученик. Наверное, это что-то такое, что есть у русского народа?

Учитель. А что именно?

Дети.

— Жизнь русского народа, его обычаи…

— Традиции…

Учитель (дополняет) Русскую природу, национальную психологию, установившиеся стороны быта, то есть «русский дух» — это своеобразное отражение, зеркало русского народного сознания. Все это мы находим в русской народной сказке.

И эту стихотворную строку автор произносит гордо, торжественно, с большой любовью к родной стране: (Выразительно читает).

А теперь прочтите заключительные четыре строки стихотворения

(Дети читают:

«И я там был, и мед я пил;

У моря видел дуб зеленый;

Под ним сидел, и кот ученый

Свои мне сказки говорил…»)

Учитель. Если внимательно вчитаться в эти слова, то можно заметить, что и они проникнуты «русским духом» сказки.

Дети.

— Да, эта концовка похожа на то, как заканчиваются многие русские сказки: «И я там был, за столом сидел…»

— «Пил мед, пиво».

— «По усам текло, а в рот не попало».

Учитель. А что такое — «мед»? Почему в сказке его пьют, а не едят?

Ученик. Это, наверное, напиток, приготовленный на меде.

Учитель. Да, это русский национальный напиток, (еще он называется «медовухой»), который всегда подавался к столу на праздниках и пирах.

3. Беседа по иллюстрации Т.А.Мавриной. Знакомство с восприятием художницей пушкинского стиха.

Учитель. Ребята! Сегодня на наших стеллажах много книг со сказками А.С.Пушкина. Они красочно иллюстрированы разными художниками. Некоторые иллюстрации мы сегодня уже соотносили с текстом.

В нашем учебнике тоже есть иллюстрация, давайте ее рассмотрим.

(Ребята читают пояснение и иллюстрации, рассматривают ее).

Учитель. Что же изобразила художница на своей иллюстрации?

Дети.

— Она изобразила буд.

— А на дубе цепи…

— И «кот ученый все ходит по цепи кругом»

Учитель. А дуб похож на настоящий?

Дети.

— Нет, художница нарисовала его как-то условно, по сказочному.

— Он нарисован в форме узора из листьев и желудей.

— А в середине летают жар-птицы из сказок.

Учитель. Татьяна Алексеевна Маврина — художница, которая иллюстрировала все произведения А.С.Пушкина. Маврина писала в своих воспоминаниях, что стихотворение — пролог к «Руслану и Людмиле» надолго ее заколдовало, и она подметила в этом тексте один колдовской прием, которым автор словно стремился побыстрее пересалить своего читателя в сказочный мир, заворожить его своими сказками, проникнутыми «русским духом». И мы сейчас попробуем раскрыть этот прием автора.

Помните, еще во 2-м классе, когда мы знакомились со сказками, мы говорили о традиционных сказочных повторах. Есть ли они в данном стихотворении?

(Ребята бегло перечитывают текст, отмечают карандашом повторяющиеся слова).

Ученик. Да, есть: автор употребляет многократные повторы слова «там».

Учитель. Проследите, в каких случаях поэт употребляет это слово?

Дети.

— Это слово есть в каждом упоминании сказки, о которой поэт рассказывает.

— А я насчитал аж 14 повторов слова «там».

Учитель. В обычной речи мы стараемся избегать повторов, но ведь сказка — особое художественное произведение, — у нее свои условности, особая сказочная речь. Т.А.Маврина отметила, что «таким повторением лучше достигнуть желаемого». Давайте посмотрим, что подразумевал поэт, многократно повторяя слово «там». Там — это где?

Дети.

— Мы говорили, что в сказках все условно, не указывается место действия, — наверное, Пушкин тоже пишет условно: «там», и не указывает конкретно, где именно.

— А я думаю «там» — это значит в сказке, которую он упоминает.

— Это значит — в сказочной стране, куда он побыстрее желает нас перенести.

— Наверное, Пушкин таким образом хочет читателя заинтересовать.

Учитель. И удалось это Пушкину?

Дети. Да, удалось.

Учитель. Вот как говорит об этом Т.А.Маврина: «И второй век по его воле мы с детских лет, с самого первого слова этого стихотворения-заговора «У лукоморья» и последующих «там, там, там» и ходящим вправо-влево котом завораживаемся; и все лешие, русалки, богатыри приобретают таинственную реальность — где-то там, и это «там» как бы в нас самих или рядом»

 

4. Домашнее задание.

(Дома ребята читают стихотворение, по желанию учат наизусть весь текст или понравившийся отрывок).

Уроки 10–11.

Тема урока. Волшебные сказки *.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных