Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Материал для чтения.




«Сивка-бурка» (Русская народная сказка).

Цели урока.

Выявление и осознание детьми особенностей волшебных сказок.

Наблюдение над языком, традиционными условностями построения сказки.

Упражнение в выразительном исполнении русских народных сказок.

Оборудование урока.

Вопросы, записанные на доске.

Словарь характеристик (таблица).

I. Проверка домашнего задания.

1. Сравнительная работа — наблюдение над общей сюжетной основой русских народных сказок о падчерице.

(Дома ребята подобрали сказки, в которых главная героиня бедная сирота. Она делают краткое сообщение по своей сказке, отвечая на вопросы, заранее записанные учителем на доске:

1. Название сказки. Имя главной героини.

2. Есть ли в сказке описание ее внешности?

3. Кто отсылает падчерицу из дому и с какой целью?

4. Кто помогает героине?

5. Какие испытания проходит девушка и какие нравственные ценности проявляются в ее характере?

6. Чему учит сказка?

Обмениваясь сообщениями по разным сказкам, третьеклассники закрепляют знания об особенностях русских волшебных сказок).

II. Работа над новым материалом.

1. Сообщение темы урока. Постановка цели.

Учитель. Сегодня мы будем читать новую русскую сказку «Сивка-бурка».

Прочитайте вступительные слова к сказке.

Какая учебная задача ставится в предисловии?

Ученик. С помощью текста этой сказки объяснить, за что народ любит главного героя — Иванушку-дурачка?

Но вначале надо прочитать сказку и установить будет ли она волшебной.

2. Самостоятельное чтение текста.

(Поскольку учащиеся уже знакомы с признаками волшебных сказок, она читают текст самостоятельно с карандашом в руках, отмечая в тексте условности, характерные для волшебной сказки).

3. Беседа по содержанию сказки после чтения.

(Вначале выясняется, все ли было понятно. Проводится словарная работа:

«межа — граница земельных угодий»;

«аркан — веревка с петлей для ловли животных»;

«околица — изгородь вокруг села»;

«вещий — ясновидящий»;

«бирючи — глашатаи, т.е. люди, объявляющие царские указы»;

«мещанин — житель города, мелкий торговец, служащий, либо ремесленник»;

«венец — ряд бревен в рубленом доме»;

«суженый — жених»

Объясняется также значение слов «сивка», «бурка», «каурка», — производные от названия масти лошадей.

Сивый — серый, бурый — серо-коричневый; каурый — светло-каштановый, рыжеватый.

Далее ребята пытаются определить, волшебная ли это сказка? Отвечая, учащиеся сами находят в тексте доказательства:

Дети.

— Сказка волшебная, в ней говорится о чудесных превращениях:

«Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез — и стал таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать».

— Конь в сказке непростой, он волшебный, способный совершать волшебные превращения).

Учитель. А если сравнить с предыдущей сказкой, какая показалась вам больше волшебной?

Дети.

— «Баба Яга», потому что в ней больше чудесных помощников героини, а здесь только один конь волшебный.

— А я заметил, что в «Сивке-бурке» отсутствуют фантастические злые силы, — ни Бабы Яги нет, ни Змея Горыныча, ни Кощея Бессмертного, в борьбе с которыми герой прошел бы испытания.

Учитель. Ну, все-таки какие-то испытания были?

Дети. Да, но они носили чисто бытовой характер.

Учитель. А теперь найдите отрывок, где Иванушка ловит коня. Он его поймал каким то чудодейственным способом? Прочитайте.

Дети.

— Нет, вот здесь говорится:

«Подкрался дурак на четвереньках к коню и разом накинул ему не шею аркан», — Иван поймал его обычным способом.

— И вот здесь: «Дурак уперся, аркан шею давит». Нет ничего необыкновенного.

Учитель. Да, действительно реальная картина. В сказке мы можем найти много моментов с изображением русской крестьянской жизни, простой семьи, отношений между ее членами. Можете привести примеры?

Дети.

— Да, вот я нашел изображение бытовой картины: «сидит Иванушка на печи и золу пересыпает».

— И в этих словах: «Иванушка-дурачек взял у невесток лукошко и пошел грибы брать», — рассказывается об обычном занятии крестьян.

(Ребята находят и другие выражения, изображающие детали быта и повседневной реальной жизни народа, просторечные высказывания, которым не чужд юмор;

Например:

«Братья его не скоро посторонились, так он их шелковой плеткой хлестнул».

«…рука тряпкой обмотана…»

«…сучком напоролся…»

«…всю ночку проспал на сеновале».

Учитель обращает внимание детей на сцену превращения Иванушки в красавца-молодца в конце сказки: не по мановению какого-либо волшебства, а самым обычным способом:

«Обмыли слуги Иванушку, причесали, одели в царское платье, и стал он таким молодцом, что отец и братья глядят — и глазам своим не верят».

Эти и другие примеры, включающие элементы бытовой сказки ребята находят в тексте, учитель лишь ведет их по пути исследования, и дети приходят к выводу, что хотя сказка и не утратила еще признаков волшебной, все же, очевидно, была создана позже например, чем «Баба Яга» и другие.

Учитель обобщает работу детей на уроке рассказом).

4. Рассказ учителя совместно с беседой.

Такие сказки зародились уже после разложения первобытно-общинного строя и во время зарождения классового общества. Ученые предполагают, что именно тогда появились сказки о гонимом младшем брате, который, как правило, был либо бедным, либо дураком. Конфликт в таких сказках изображается как семейный.

Давайте посмотрим, как он проявляется в этой сказке. Скажите, вам нравятся отношения между братьями?

Дети.

— Нет, братья над Иваном посмеивались, называли дураком.

— Не хотят даже взять на праздник: кричат на него; унижают:

«Куда тебе, дурак, — говорят братья, — людей, что ли хочешь пугать? Сиди себе на печи да золу пересыпай».

— Согласны даже его из дому прогнать:

«Перестань, дурак, с огнем баловать! — крикнули на него братья. — Еще избу сожжешь. Пора тебя, дурака, совсем из дому прогнать!»

Учитель. (обобщает):

Хотя в сказке и изображена семейная картина жизни, однако в ней показаны более широкие отношения: общественные и классовые, жизнь общества, в котором прочно укрепилось социальное неравенство.

Но для чего народ слагал такие сказки, что хотел показать в образе главного героя — Ивана? На этот вопрос мы ответим на следующем уроке, когда поговорим о характере Иванушки более подробно.

 

5. Домашнее задание: упражняться в подробном пересказе текста. А поскольку текст богат диалогами, можно предложить ребятам подготовить чтение сказки по ролям.

Второй урок.

(Он отводится для работы над сказочными средствами и над составлением характеристики главного героя).

1. Наблюдение над художественными средствами сказочной речи.

Учитель. Вы готовили дома подробный пересказ сказки. Попробуем передать содержание ее близко к тексту. Одни будут говорить, а остальные проследят, получится ли у них пересказ слово в слово.

(Учитель вызывает трех-четырех ребят, которые по цепочке воспроизводят текст, класс следит за ответами, после чего оценивает одноклассников):

Дети:

— Нет, дословный пересказ у ребят не получился.

— Они пропускали некоторые слова и предложения.

— А иногда и целые эпизоды.

(Учитель просит уточнить, какие конкретно).

Учитель. И что вам показалось интереснее: полный текст в учебнике или пересказанный друзьями.

Ученик. Конечно, полный текст, — он помогает ярче представить описываемые события.

Учитель. Давайте вспомним, а что делает сказочный текст необычным, отличающимся от рассказов?

Дети.

— в тексте есть примеры троичности предметов, поступков и действий. Например, три брата.

— Иванушка «свистнул три раза», «прыгнул на три венца до царевнина окна не допрыгнул»

— Три раза братья выходили сторожить пшеницу.

— Три раза Иванушка на коне скакал до окна царевны…

— … И три раза влезал коню в правое ухо, а в левое вылезал.

— Троеразовое описание коня:

«Конь бежит — земля дрожит, из очей пламя пышет, из ноздрей дым столбом валит».

— И в этих словах упоминается число «три»:

«Дня через три идет от царя клич…»

Учитель. А что еще, кроме троичности, вы отметили в тексте похожего с другими русскими сказками?

Ученик. Здесь стандартная концовка:

«… сделали пир на весь мир. Я там был: мед, пиво пил; по усам текло, а в ром не попадало».

Учитель. А теперь я хочу обратить ваше внимание на язык сказки: он живой, мудр и понятен, певуч и музыкален, очень поэтичен.

В сказке много слов, которые являются постоянными выражениями, общими для других сказок и которые придают произведению плавность, поэтичность, выразительность. Здесь можно найти также условные описания красоты царевны, сказочного коня и других предметов.

(Следует также обратить внимание на употребление в языке сказки тавтологических выражений (без называния термина):

Например:

«сослужу службу»

«клич кликать»

«видимо-невидимо»

«красавица из красавиц»

Дети знакомятся также с постоянными эпитетами и находят их в тексте: «столы дубовые», «шелковой плеткой», «сахарные уста» и т.д.

Учитель. Ребята, а от того, что в тексте много разных повторов (слов, действий, событий) и от того, что сказки в основном многими деталями похожи между собой, не кажутся они скучными и безынтересными?

Дети.

— Нет, сказки интересны.

— Наоборот, они яркие и необычные.

Учитель. Вы правы: все эти языковые средства не признак бедности сказочного языка, и объясняется сложностью устного пересказывания. Чтобы вы сами в этом убедились, проведем игру «Испорченный телефон». Все вы ее знаете и не раз играли, только передавать мы будем не отдельные слова, а небольшую историю. Работать будете в группах. Победит та группа, которая передаст историю слово в слово.

(Можно детей разбить на 2 или 3 группы, усадить цепочкой либо по кругу. Учитель рассказывает историю на ушко первому сидящему, тот передает ее второму, второй — третьему и т.д. Последний в группе воспроизводит историю вслух, после чего отмечаются ошибки и неточности в тексте. Чтобы результат игры мог проконтролировать весь класс, лучше текст заранее записать на доске и закрыть, а открыть после того, как последний ученик в цепочке его проговорит.

Ребята в процессе игры сами убедятся, что происходит с текстом, когда он передается «из уст в уста» и как трудно удержать в памяти историю дословно, — вот почему народ в устном поэтическом творчестве прибегал к повторам, схожести, устойчивым выражениям, которые облегчали задачу рассказчика).

2. Составление характеристики главного героя.

Учитель. Образ меньшого брата можно найти во многих сказках. Составив его характеристику, мы сможем ответить на вопрос, почему образ был столь популярным в русских сказках. Что хотел сказать народ этим образом?

Прежде всего посмотрим, есть ли его портрет.

Дети.

— Нет. В сказке описания внешности нет.

— А вот в конце сказки появляется более-менее конкретное описание внешности героя: «… а на дураке-то платьишко худое, весь в саже, волосы дыбом, одна рука грязной тряпкой завязана … просто страсть!»

— А там, где Иванушка из замухрышки превращается в красавца, говорится весьма условно:

«… И стал он таким молодцом», а каким — не сказано.

Учитель. А что скажете о чертах его характера?

Дети.

— Иван был честным: выполнял поручения отца, не уснул, как его братья, а добросовестно нес службу, сторожил поле.

— Иванушка очень сильный: сумел удержать коня, хотя тот был недюжинной силы:

«Рванулся конь изо всех сил — не тут-то было»

— Иванушка был упорным в достижении цели: два раза ему не удалось доскакать до царевны, но он не остановился перед трудностями и в третий раз достиг цели.

— А я хочу отметить учтивость и вежливость Иванушки в обращении к женщинам — невесткам (называет их ласково: «хозяюшками»)

— Однако он умел за себя постоять: не забывал братьев хлестнуть плеткой, в наказание за то, что они над Иванушкой насмехались и всячески унижали.

Учитель. А как народ-сказочник относится к своему герою?

Дети.

— Этот образ любимый в народе, — хотя об этом прямо не говорится, мы видим из поступков героя, каков он.

— А в конце сказки Иванушка награжден за положительные качества: женился на красавице.

Учитель. А Иванушка на самом деле был дурачком. Ведь в сказке он был так назван?

Ученик.

— Так называли его братья и их жены.

Учитель. А вам этот герой нравится? Чем?

(Дети обмениваются мнениями)

Учитель. (Обобщает) Иванушка в сказке является воплощением народного идеала красоты, нравственности, силы, здоровья, доброты и справедливости, — качеств, особенно ценимых в народе.

От того, кого в сказках народ награждал, а кого ненавидел, можно судить о нравственных ценностях русского человека.

Создавая образ обездоленного младшего брата, народ-сказочник именно ему отдает все свои симпатии, а также вселяет в этот образ веру в справедливость, изображая счастливый финал сказки: герой награжден и счастлив.

Учитель. Чему же учит сказка?

(Ответы учащихся)

Дома можно подобрать другую народную сказку с тем же героем. Отметить общие и различные черты в обеих русских сказках.

Уроки 14–16.

Тема урока. Волшебные сказки.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных