Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Обобщение из наблюдений.




Учитель. - Как вы думаете: эту сказку русский народ придумал раньше или позже тех, которые мы читали на предыдущих уроках?

Дети. – Конечно, позже, здесь уже нет фантастического вымысла, а изображается реальная жизнь.

- Народ надеется не на волшебные силы, а только на себя, на свой ум.

- И на свой труд, - это мы уже наблюдали в сказке «Деревянный орел».

- Действие происходит не в чудесной стране, а в реальном мире: в крестьянской семье и царском дворце.

Заключительное слово учителя.

- Да, ребята, бытовые сказки появились намного позже, чем волшебные. Название свое они получили от слова «быт», т.е. общий жизненный уклад, повседневная жизнь, обыденная обстановка.

Герои бытовой сказки, как вы убедились, не фантастические существа, а обычные, реальные, в большинстве своем простые люди: крестьяне, пастухи, солдаты.

Но здесь мы видим царя. На этот персонаж вы обратите особое внимание, отметьте главные характерные черты, когда будете дома перечитывать сказку. А подробнее о нем мы поговорим на следующем уроке.

Й урок.

(На данном уроке работа над особенностями бытовой сказки будет более конкретной, глубокой и обстоятельной и проводится она через анализ произведения).

1. Работа над сказочным персонажем царя.
Осознание социальной направленности бытовой сказки.

Учитель. – На прошлом уроке мы говорили о том, что герои бытовой сказки не вымышленные, а реальные люди. В этой сказке они принадлежат к одному сословию, или к разным?

Ученик. – К разным: крестьяне и царь.

Учитель. – О крестьянах мы поговорим позже, а сейчас обсудим царя. Что необычного в изображении этого персонажа вы отметили? Что вас, может быть, удивило?

Дети. – Меня удивило, например, то, что царь, здесь, как простой человек, разговаривает с девочкой не на троне во дворце, а у ворот.

- В сказке маленькая девочка побеждает в уме взрослого человека – царя. В жизни это необычно, - ведь царь – образованный человек, много знает, а в сказке он по уму уступает семилетке.

Учитель. – А давайте подумаем, в самом ли деле царь был глупым. Обратитесь к тексту.

Дети. – Я нашел: царь знает много загадок, - значит он умный, образованный, придумал мудрейшие испытания для крестьян.

- А мне царь показался справедливым: решает спор крестьян по справедливости, - через испытание загадками.

- Мне кажется, что царь все-таки глуп, - умный человек не стал бы проводить испытание, а сразу бы решил, кто из крестьян прав: здесь даже дураку понятно, что телега не может родить жеребенка.

- И о его глупости в конце сказки с возмущением говорит дочь семилетка: «А ты умен? Где это видано, чтоб телега жеребенка принесла?».

- А, может быть, он и не знал этого? Ведь он царь, откуда ему знать крестьянскую жизнь?

- Я думаю, что не по своему незнанию царь сразу не поддержал мужика, которому принадлежал по праву жеребенок, а оттого, что крестьянин этот был бедным. А царь сам богат и поддерживал богатых, поэтому ему и не хотелось сразу отдавать предпочтение бедняку.

- Ему захотелось поиграть в справедливого царя.

Учитель. – Думаю, что каждый из вас прав.

А как народ–сказочник относится к своему персонажу? Можете ли найти прямые доказательства авторского отношения к царю?

Ученик. – Я не нашел. В сказке прямо не говорится, каким был царь. Об этом персонаже мы может судить только по его словам и поступкам.

Учитель. – (Обобщает ответы ребят).

- Да, вы правильно подметили. Царь относится к тем, кого называют «сильными мира сего». В реальной жизни люди их видели только издалека, но тяжело ощущали на себе гнет и произвол. Мечтая о социальной справедливости, народ в сказках высмеивал этих владык, которые были властными над их жизнью и судьбой. Ведь в этой сказке решение спора братьев зависело только от царя.

- Не случайно в сказке нет прямого осмеяния царя, оно в подтексте. И вы правильно уже сказали об этом и даже прочитали в словах девочки – семилетки в конце текста.

- А в конце концов царь поступил справедливо?

- Да, справедливо!

Учитель. – И это имеет в сказке важный смысл: народ верил в доброту и справедливость своего царя, и веру вложил в замечательные строчки сказки. Прочитайте их.

(Дети читают вслух последние три строки сказки:

«Царь присудил отдать жеребенка бедному мужику, а дочь его взял к себе. Когда семилетка выросла, он женился на ней и стала она царицею»).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных