ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Беседа после чтения.Учитель. – О чем эта былина? Дети. – О том, как Добрыня не послушался своей матушки и пошел сражаться со Змеем Горинычем … - … и победил его! Учитель. – А почему матушка дала такой странный наказ своему сыну? Дети. – Наверное, ей не хотелось его потерять. - Она знала, что Змей Гориныч сильный и страшный враг и может погубить ее родного сына. - Мать сына очень любила, и ею руководило сильное желание спасти Добрыню от гибели. - Мать, наверное, не хотела, чтоб Змей Гориныч разозлился и погубил всю русскую землю, - поэтому она и предостерегала сына: «Не топчи – ка младыих змеенышей, Да не выручай – ка полонов да русскиих» Учитель. – А когда вы прослушали текст былины, вы ничему не удивились, учитывая наш первоначальный разговор о том, что такое былина? Дети. – Мы говорили, что былина – это то, что было, а здесь говорится о Змее Гориныче, - фантастическом персонаже. Это меня удивило. - Да, не бывает в жизни таких существ, - они встречаются только в сказке. Учитель. – Значит, мы с вами прочитали сказку? Давайте в этом разберемся: почему же произведение названо не сказкой, а былиной? Наверное, здесь есть что-то такое, что отличает былину от сказки. Вот это «что-то» мы и должны найти в былине, т.е. познакомиться с особенностями былинного жанра. Сейчас мы будем читать текст повторно, а заодно и проверим поисковую работу. (Сперва ребята прочитывают вслух начальные строчки текста до слов: «Да не выручай – ка полонов да русскиих»., после чего отвечают на вопросы учителя). Учитель. – Что в этих словах не похожее на сказку? Ученик. – Текст записан не прозой, а стихотворением: каждая строка начинается с абзаца, а сюжеты народных сказок передаются прозой. Учитель. – Если этот текст – стихотворение. Есть ли в нем ритм и рифма? Ученик. – Да, рифма есть уже в первых 2-х строчках: «… говаривала», «… наказывала». Учитель. – А теперь все вместе попробуем проговорить четыре строчки, сопровождая их хлопками. (Ребята вместе с учителем хором проговаривают текст с хлопками и устанав-ливают, что ритм здесь есть). Учитель. – А не заметили вы в тексте необычного произношения слов? Ученик. – Да, я заметил: в словах «чисто поле» наверно поставлено ударение, на последний слог, (а надо «во чисто поле»). Учитель. – Учитывая то, что былина часто исполнялась под аккомпанемент музыкального инструмента, чтобы текст плавно наложился на музыку, в былинах нередко менялось место ударения в словах, изменялась форма слова, слова могли удлиняться или, наоборот укорачиваться, к словам приставлялись частички, - и все это делалось для сокращения ритмичного рисунка. Найдите в тексте примеры. (Дети находят, а учитель выписывает на доске: «на тую гору» «трои сутки» «на тишину» «нанесло» «младыих» «русских» «полонов» «добрым – тим» «далече» И т.д. (Ребята прочитывают текст до конца, выбирают и объясняют значение слов, малознакомых им, например: «смолвити – сказать» «хобота – головы с длинными шеями» и др.). Учитель. – А кто из вас сможет объяснить, почему в былине так много непонятных и непривычных для нашего слуха слов? Дети. – Потому что создавалась она в далеком прошлом. - Наверное, тогда люди так говорили. Учитель. – Верно, - ведь былина – это произведение народное, в нее вошли слова из устной речи людей того времени. Отсюда здесь много просторечных слов: «словца смолвити»; «теперича»; «съем-сожру» и др. Хотя, если внимательно проследим за языком былины, то отметим много словесных выражений, взятых из сказки. Найдите. (Ребята продолжают чтение). Дети. – Здесь есть постоянные эпитеты: «чисто поле»; «по синему морю»; «добрым людям». - А я нашла повторы: «Захочу – тебя, Добрыню, теперь съем – сожру Захочу – тебя, Добрыню, в хобота возьму, В хобота возьму, Добрыня, во нору снесу!» - И здесь есть повторы: «Они дрались со Змеею тут трои сутки, Он подрался со Змеею еще три часа, Он побил Змею да-й проклятую». Учитель. – А сравнения в тексте есть? (Детям трудно найти здесь сравнение, т.к. оно употреблено не в прямой, а в скрытой форме: «Ветра нет, да тучу нанесло, А как летит Змеище-горище, О тыех двенадцати о хоботах», - говорится в былине и сравнивается полет Змея Гориныча с тучей.) (Отмечая сходства образных языковых средств в сказке и былине, дети приходят к выводу, что это явление можно легко объяснить общностью автора, создавшего оба жанра поэтического творчества, - русского народа). Учитель. – А теперь поговорим о главном герое. Давайте посмотрим, чем он отличается, например, от Ивана – крестьянского сына из сказки «Бой на Калиновом мосту», который также сражался со Змеем Горинычем. Дети. – В сказке речь идет об условном герое, а в былине – о конкретно богатыре. - Он в былине назван конкретным именем – отчеством. - И сегодня мы узнали, откуда герой родом и чей он сын. Учитель. – А теперь давайте, сравним словесный образ Добрыни Никитича со зрительным: таков здесь богатырь, как на картине В.М.Васнецова? Давайте отметим в тексте его характерные черты. В своих ответах используйте таблицу «Словарь характеристик». Дети. – Он настойчивый и упрямый: «А Добрыня своей матушки не слушался»; - Он неудержимый, - его нельзя остановить: несмотря на матушкин наказ, Добрыня «едет далече во чисто поле». - Добрыня Никитич смелый, храбрый, мужественный: не испугался угроз Змея Гориныча и вступает с ним в бой. - Сильный: побеждает лютого Змея. - Благородный: любит русскую землю, ее людей: «А-й повыручал он да полонов да русских». Учитель. – А вот здесь я выписала из толкового словаря С.И.Ожегова еще два слова, характеризующие качества человека. Подходят ли они для Добрыни Никитича? (Ребята читают запись на доске: «доблестный» - отважный, храбрый, достойный славы; «самоотверженный» - жертвующий собой ради общего блага, ради спасения людей. Дети делают вывод о том, что эти слова также можно включать в характеристику богатыря. По ходу работы учитель выписывает слова, характеризующие героя, на доску, либо красным кружочком отмечает их в таблице «Словарь характеристик», т.к. они будут использованы на следующих уроках при подготовке и написанию сочинения). Учитель. – А как автор относится к своему герою? Видно это в тексте? Дети. – Он его любит, называет ласково: «Добрынюшка». - Гордится им: «Тут век про Добрыню старину поют». - Прославляет его храбрость, мужество, стойкость в сражении: «Они дрались со Змеею тут трои сутки, Он подрался со Змеею еще три часа, Он побил Змею да-й проклятую». Учитель. – А каково отношение народа к врагу Добрыни? Дети. – Он его ненавидит, изображает грубо: «Змеище Горынище». - …Называет его «Змеем проклятым». - А его головы называет «хоботами». - И речь врага изображена здесь грубо: «съем – сожру». Учитель. – А давайте вместе подумаем, почему в былине народ показывает не реального врага, а фольклорного, взятого из сказок, т.е. использует аллегорию? Дети. – Наверное, потому, чтобы подчеркнуть необыкновенную силу, с которой предстоит сражаться Добрыне Никитичу. - И чтобы смогли представить себе, настолько враг силен. Обобщая работу, ответы учащихся, учитель подводит их к выводу, что, хотя былина своим названием и указывает на достоверность того, о чем в ней говорится, все же в этом жанре много сказочного, вымышленного. И хотя в этом былина похожа на сказку, это разные народные жанры. Былина – это особое поэтическое произведение, воспевающее подлинную жизнь героев – русских богатырей, которых народ очень любил, а поэтому и наделял порой необыкновенной силой, ставил их в необычные условия, из которых они всегда выходили победителями. Подтверждение этим мыслям и выводам учащиеся найдут на следующих уроках в работе с другими былинами. Дома ребята несколько раз прочитывают былину о Добрыне вслух, проговаривают трудные слова и выражения. Учатся читать произведение плавно, напевно, выразительно. А чтобы облегчить работу на следующем уроке, пусть ребята познакомятся с текстом новой былины: «Илья Муромец и Соловей – разбойник». Ой урок. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|