Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Работа над художественными средствами.




Учитель делит текст на три части, каждый ряд выполняет работу над одной из них: ребята читают текст самостоятельно и выделяют слова, которые они считают образными, рисующими. Затем подводится итог работы, в результате которой ребята называют среди художественных средств найденные в тексте эпитеты, которые они встречали ранее в устном народном творчестве: песнях, сказках, былинах:

Черная зависть;

Глушь лесная;

Красавица девица;

Молодцы честные;

Белы руки;

Алы губки;

Святая молитва;

Цепи чугунные;

Земной поклон;

Добрая весть;

Красно солнце;

Темная ночка;

Глубокая тьма;

Месяц ясный;

Сине море;

Буйный ветер;

Гора крутая; и т.д

 

Ребята находят повторы, характерные для народных произведений:

«ждет – пождет», «вьется вьюга», «путь-дорога», «жить да поживать», «нет как нет» и др.

Не уйдут от внимания третьеклассников многократные повторы союзов и других слов в стихотворных отрывках:

«И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться, подбочась»

 

Или: «За красавицей душой,

За невестой молодой»

 

А вот еще:

«… всем ты нам сестрица,

Всех нас семеро любя,

Все мы любим…..»

 

Из былинного эпоса учащимя уже знакомо назначение повторов, поэтому они установят, что этот прием использует поэт с целью выделения или усиления особо важных сообщений в повествовании.

Далее учитель обращает внимание школьников, на такие сочетания слов, которые устоялись и часто встречаются в народной речи:

«всем взяла», «бог с тобой», «не сойти живой мне с места», «в глаза ему смеется», «аль товар не по купцам», «спрос не грех», «тоска взяла» и др.

Работая над языком текста, учитель обращает внимание на то, что в отличие от высокой пушкинской лирики, сказка написана простым народным языком; в тексте просторечных слов и выражений:

 

«долго дулась и сердилась»

«пес проклятый одолея»

«хвать – поймала»

«ворота (вместо «ворота»)

«чуть до смерти не заел» и т.д.

Однако, наряду с просторечными выражениями имеют место и высокие слова и выражения: «очи», «персты», «величать», «отрекалась», «восстали ото сна», «дух твой примут небеса» и пр.

Ребята на этом уроке узнают о назначении такой высокой, торжественной речи: этими словами поэт говорит о молодой царевне, создавая идеальный образ русской девушки.

Особо обращается внимание на употребление интонационных знаков в восклицательных предложениях, передающих, например, сильные чувства героев: царевны и королевича:

«Гроб развился. Дева вдруг

Ожила. Глядит вокруг.

Изумленными глазами,

И качаясь над цепями,

Привздохнув, произнесла:

«Как же долго я спала!»

И встает она из гроба….

Ах!...И зарыдали оба.»

 

Дети приходят к выводу, что автор вкладывает в них особый, эмоциональный, лирический оттенок повествования.

На дом можно предложить выучить наиболее понравившиеся отрывки, нарисовать к ним иллюстрации.

 

Уроки 42-44

Тема уроков

Авторские сказки.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных