ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Постановка учителем учебных задач.Учитель. Сегодня мы поговорим о позиции автора в литературной сказке, о том, какую роль занимает он в своём произведении. А вы как об этом думаете? Дети. - Автор занимает главную роль: ведь он является сочинителем своего произведения. Автор одновременно является и рассказчиком о событиях и героях. Учитель. А Андерсен в сказке является просто наблюдателем по отношению к тому, о чём пишет, или как-то себя проявляет, напоминает о себе? Дети. – Вот здесь автор прямо говорит о себе: «Вот с этим-то одноногим солдатиком и произошла замечательная история, которую я вам сейчас расскажу». И в этом отрывке я нашла упоминание писателя – рассказчика о самом себе: «что наш оловянный солдатик совсем не заметил этой ноги…» Учитель. И всё? А автор как-то показывает своё отношение к героям и событиям? Давайте посмотрим, где ещё слышится авторский голос. Найдите и прочитайте отрывок, где Андерсен описывает оловянных солдатиков в коробке. (Дети перечитывают отрывок, после чего обмениваются своими мнениями) Дети. –Да, автор не просто описывает внешность оловянных солдатиков,- он восторгается ими. Восхищается их красотой и восклицает: «Чудо что за солдатики!»- Видно, что они ему очень нравятся. Учитель. А теперь найдите сами в тексте места, где просматривается авторское отношение к своим героям, их действиям, событиям и вообще ко всему, о чём пишет. Дети. –Описание дворца, где жила танцовщица, автор делает очень подробно, обо всём рассказывает с восхищением и умилением. (Читает) А особенно чувственно и с любовью Андерсен описывает девочку-танцовщицу. (Читает) А я увидел, что о положительных персонажах и их поступках автор рассказывает с нежностью, ласковыми словами («солдатик», «девочка», «юбочка», «ножка», танцовщицу называет «красавицей», а солдатика – «замечательным путешественником»), - сразу видно, что он их любит. А отрицательных персонажей, автор, наоборот презирает: игрушечного буку автор показал злым, завистливым и мстительным. И мальчишку, который бросил оловянного солдатика в огонь, писатель-рассказчик Андерсен осуждает: например автор пишет, что мальчик не бросил, не кинул, а «швырнул» солдатика «ни с того ни с сего», - т.е. малыш не мог даже дать отчёт своему поступку, сделал его бездумно. А я отметила в тексте, что автор сопереживает с героями, которых любит, сочувствует им, вместе с ними испытывает страх и ужас, которые выражаются в восклицаниях: например«Вода в канавке так и бурлила. Ещё бы–после такого ливня!» И вот здесь: «Но в эту минуту послышался такой страшный грохот, от которого задрожал бы любой храбрец. Подумать только! За мостом канавка впадала прямо в большой бурный канал.» Автор радуется вместе с героем: «…и вдруг – каких только чудес не бывает на свете!- он увидел ту же комнату, того же мальчика, то же самое окно,из которого недавно вылетел». И грустит: «С грустью подумал солдатик о своей красавице. Не видать ему больше милой плясуньи!» В тексте очень много восклицательных предложений, - в них автор выражает свои чувства. Учитель. (обобщает) Таким образом, мы видим, что автор так явно проявляет себя, что его нельзя считать просто рассказчиком. В каждом эпизоде чувствуется его интонация,- в одном случае доверительна и лирична, в другом пренебрежительная и осуждающая. И особенно автор проявляет себя как личность в создании образов главных героев. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|