Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Анализ стихотворения.




Учитель. – Обратите внимание на название. Как вы думаете, каким будет это произведение по настроению?

Дети. – Думаю, что радостное: утром человек просыпается бодрым, отдохнувшим.

- Утром восходит солнышко, и человек радуется красоте пробуждающегося дня.

- А возможно и грустное настроение: человек озабочен неприятными воспоминаниями, мыслями или ненастной погодой за окном.

Учитель. – Посмотрим. Прослушайте текст.

(Учитель читает стихотворение, после чего обращается к классу с вопросом):

Итак, какие чувства и настроения у лирического героя?

Дети. – Сначала он предался воспоминанием о вчерашнем дне, о ненастной погоде, картина нерадостная, и настроение у героев такое же:

«И ты печальная сидела».

- Настроение поэта повышается во второй части стихотворения, где описывается картина зимнего утра.

Учитель. – А как вам удалось определить разные чувства?

Дети. – По словам в тексте: «злилась», «мрачные», - первая картина безрадостная.

- Во второй части автор употребляет слова «великолепными», «блестя», - рисует зимний пейзаж после снегопада.

- А я определили по тону вашего чтения: обе части вы читали по – разному.

Учитель. – А как вы объясните слово под звездочкой (*). Найдите его в словаре учебника.

(Ребята находят значение слова: «вечор» - встреча вечером).

Учитель. – Давайте составим картинный план произведения, чтобы разгадать, почувствовать душевное состояние героя, стоящее за каждой картиной.

(Текст читается повторно, медленно, ребята выделяют две картины, определяют слова и выражения, подкрепляющие переданное автором настроение, составляется партитура чувств. В процессе работы ответы учащихся выносятся учителем на доску, в результате чего появляется запись):

Картинный план Партитура чувств Примеры из текста
1-я картина. «Вечор, ты помнишь, вьюга з лилась …» Тоска, печаль, грусть   «вьюга злилась» «мгла носилась» «на мутном небе» «луна, как бледное пятно» «тучи мрачнее « «ты печальная»
2-я картина. «А нынче … погляди в окно …» Радость, Восторг, Восхищение «великолепными коврами» «блестя на солнце, снег лежит» «прозрачный лес» «ель сквозь иней зеленеет» «речка блестит»

Учитель. – Итак, мы увидели, что чувства поэта и героя меняются, находятся в движении. Для их передачи автор подбирает образные слова и выражения, призывает полюбоваться вместе с ним картиной зимнего дня, или, наоборот, попереживать совместно с героем. Удалось ли вам воспринять эти чувства? Ваши чувства созвучны с авторскими?

Дети. – Да, я четко представила себе картину ненастного вечера и мне передались чувства, описанные в первой картине стихотворения, душевные переживания героев.- А я почувствовал радостный момент в стихотворении: «А нынче …погляди в окно…» Здесь как бы переход от грустного к радостному.

Учитель. – А многоточие в середине этой строки вы заметили? Почему он здесь? Не догадались?

Дети. – Я думаю, что автор так передает сильное волнение героя, состояние его души: он увидел за окном перемену и словно слова забыл от восхищения.

- … И героиню приглашает полюбоваться картиной зимнего утра.

- А я думаю, что, выражая восторг, бурную радость, поэт и нас, своих писателей, призывает вместе с ним пережить эти же чувства.

Учитель. – А теперь давайте подумаем, почему автор сталкивает два совершенно разных, противоположных чувства: печаль и радость. Какую мысль он заложил в это стихотворение?

Дети. – Я думаю, что жизнь разнообразна, и Пушкин учит нас видеть в ней и печальные, и радостные строки.

- А мне кажется, если сегодня в жизни есть огорчения, скука, не надо отчаиваться, - завтра все может быть по другому.

Учитель. – Наверное, так и есть: автор учит, что жизнь не состоит из одинаковых оттенков, она течет по –разному, поэтому все надо благодарно принимать, - не только радость, но и печаль.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных