Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Нормативно-правовое обеспечение образования




Тема 1.

Психологическое просвещение в системе образования.

Нормативно-правовое обеспечение образования

1. Психологическое просвещение в системе образования: просвещение родителей, учителей и учащихся.

2. Формы и методы психологического просвещения.

3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Дополнительное образование.

4. Учебный план и программы преподавания психологии. Структура учебного плана.

5. Учебная программа и ее структурные составляющие. Способы построения учебных программ: линейный, концентрический, спиралевидный.

6. Цели преподавания психологии.

7. Принципы обучения психологии: научность, системность, единство теоретического и эмпирического знания, доступность, наглядность, активность в обучении, развивающий характер обучения и др.

1. Психологическое просвещение в системе образования: просвещение родителей, учителей и учащихся.

Психологическое просвещение – это приобщение взрослых (воспитателей, педагогов, родителей) и детей к психологическим знаниям.

(Отечественный психолог Дубровина)


Психологическое просвещение является формой психопрофилактической работы психолога. Последняя была выделена в образовании как отдельное направление деятельности практического психолога уже в одном из первых "Положение о психологической службе в системе народного образования" от 1990 г.


Психологическое просвещение - раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у учителей, воспитателей, школьников, родителей) положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания.


Дубровина: психопрофилактическая работа - формирование у педагогов, детей, родителей (или лиц, их заменяющих) общей психологической культуры, желания использовать психологические знания в работе с детьми или в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе; своевременное предупреждение нарушений в становлении личности и интеллекта".
Основной смысл (ДГ: содержание) психологического просвещения заключается в том, чтобы:

1. знакомить воспитателей, педагогов и родителей с основными закономерностями и

условиями благоприятного психического развития ребенка;
2. популяризовать и разъяснять результаты новейших психологических исследований;
3. формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в

работе с ребенком или в интересах развития собственной личности;
4. достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском учреждении.


В настоящее время - два подхода к психологическому просвещению в школе:

– отдельный вид работы

– составная часть психологической профилактики.

 

Психологическое просвещениеосновной способ и одновременно одна из активных форм реализации задач психопрофилактической работы в деятельности практического психолога независимо от того, в какой из систем он работает (образование, здравоохранение, промышленность, правоохранительные органы и др.).


В чем заключаются задачи психологического просвещения?
1. Формирование научных представлений о психологической науке и практической психологии (психологизация социума);

2. Информирование учителей, воспитателей, школьников, родителей по вопросам психологического знания;

3. Формирование устойчивой мотивации в использовании психологических знаний в школе;

4. Профилактика психологических отклонений.


Если иные направления психопрофилактики могут успешно реализовать свои задачи только в комплексном взаимодействии специалистов, социальных институтов и их посредников, от которых в конечном итоге зависит психологическое благополучие ребенка, то психологическое просвещение - это и прямая обязанность, и относительно самостоятельная активная форма деятельности в системе психопрофилактической работы психолога.

Любая деятельность и развитие ребенка проходит в определенных социальных, микросоциальных, гигиенических и педагогических условиях. И от адекватности этих условий во многом зависит эффективность выполнения той или иной деятельности и развития ребенка в целом.

Работа по созданию необходимых (или изменению) социальных условий может быть осуществлена только в тесном контакте с самими родителями ребенка, педагогическим коллективом образовательного учреждения, представителями общественных организаций и фондов, органов опеки, суда, прокуратуры и правопорядка.

В этой плоскости смыкаются задачи, выполняемые как социальным педагогом, так и практическим психологом образования.

Работа «психолога-просветителя» реализуется в тесном контакте со смежными специалистами: социальными педагогами, врачами психиатрами, педиатрами и невропатологами (наркологами и др.), членами ПМПК (психолого-медико-педагогической консультации/комиссии). Здесь психологу отводится хоть и важная, но вспомогательная роль.

Проще говоря, психологу предстоит выполнять предписания медицинских работников и/или комиссии. ДГ:???


Психологическое просвещение в первую очередь должно быть направлено на тех, кто в силу образования, возраста или специфики работы оказался неподготовленным к усвоению и активному использованию психологических знаний в своей воспитательной и образовательной, и профессиональной деятельности.

В качестве таких потребителей психологического знания выступают и дети, и их родители, и самый широкий круг общественности.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных