Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Профессионального образования. Дополнительное образование.




Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уров­ней, подготовку специалистов соответствующей квалификации

(Закон РФ «Об образовании», 2000).

 

К профессиональным программам высшего образования относятся программы:

1) начального профессионального образования;

2) среднего профессионального образования;

3) высшего профессионального образования;

4) послевузовского профессионального образования.

 

В системе и учреждениях начального профессионального образования психология редко преподается как отдельная дисциплина.

Систематизированная информация по этому вопросу, к сожалению, отсутствует.

 

Обучение в средних профессиональных учебных заведениях регулируется Законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) (2001).

В соответствии с ними установлены сле­дующие виды средних специальных учебных заведений:

- техникум (училище) — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессио­нального образования базового уровня;

- колледж — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня (Типовое положение..., 2001, с. 75).

 

Содержание среднего профессионального образования устанавливается государственным образовательным стандартом

(О введении в действие государствен­ного образовательного стандарта..., 2002).

В соответствии с этим документом пси­хология как учебный предмет наиболее широко представлена в требованиях к подготовке выпускников по педагогическим специальностям.

Например, студен­ты педагогических училищ и колледжей должны усвоить большой объем психолого-педагогических знаний и умений.

 

При подготовке учителей начальных клас­сов предполагается изучение общей, возрастной, педагогической, социальной психологии; студенты также проходят психолого-педагогический практикум.

 

Еще шире психологические дисциплины представлены в образовательных программах среднего профессионального образования учителей начальных классов с дополнительной подготовкой в области психологии.

Студенты дополнительно изу­чают: педагогическую, социальную, экспериментальную психологию, основы психодиагностики, психофизиологические основы обучения, психо­логию семьи.

(Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, 2002).

 

Психология также изучается в средних профессиональных учебных заведени­ях медицинского профиля. Курсы общей и медицинской психологии, а также пси­хологии общения довольно типичны для образовательных программ этих учеб­ных заведений.

 

Обучение в высших учебных заведениях России регулируется Законом Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образова­нии» (Закон.... 1996; О высшем и послевузовском профессиональном образова­нии.... 2000), а также Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Россий­ской Федерации (Типовое положение..., 2001).

В соответствии с этими документа­ми в России существуют три типа высших учебных заведений: университеты, ака­демии и институты.

 

Закон определяет права и обязанности студентов, слушате­лей, аспирантов, докторантов, соискателей, работников вузов.

В Российской Федерации установлены следующие ступени высшего профессионального образования с присвоением квалификации (степени):

1) «бакалавр» — срок обучения не менее 4 лет;

2) «специалист» — срок обучения не менее 5 лет;

3) «магистр» — срок обучения не менее 6 лет.

Однако для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование различных ступеней, возможны и более короткие сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования.

 

Сокращение сроков освоения Основной образовательной программы высшего профессионального образования осуществляется на основе имеющихся знаний, умений и навыков студента, полу­ченных на предшествующем этапе обучения

(Об утверждении Условий освое­ния..., 2002).

 

Возможно также получение высшего образования в форме экстерната.

Однако по некоторым направлениям и специальностям получение образования в форме экстерната не допускается.

Порядок организации обучения в форме экстерната регулируется специальным положением Министерства образования (Положение об экстернате.... 1998).

 

Целям интеграции высшего образования служит Европейская конвенция об академическом признании университетских квалификаций, принятая Советом Европы (Европейская конвенция..., 1999),

а также Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе, приня­тая в Лиссабоне в 1997 г. и ратифицированная Российской Федерацией в 2000 г. (Конвенция о признании квалификаций..., 2000).

В соответствии с этими доку­ментами высшее образование, полученное за границей, дает:

♦ «доступ к дальнейшему обучению в системе высшего образования, включая со­ответствующие экзамены, и/или к подготовке по программам, ведущим к по­лучению ученой степени, на условиях, аналогичных тем, которые применяются к обладателям квалификации Стороны, в которой испрашивается признание;

 

использование ученой степени в соответствии с законами и правилами Сторо­ны, или под ее юрисдикцией, в которой испрашивается признание.

 

Кроме того, признание может облегчить доступ на рынок труда в соответствии с законами и правилами Стороны, или под ее юрисдикцией, в которой испрашива­ется признание» (Конвенция о признаний квалификаций..., 2000, с. 85).

 

Образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования в России строятся на основе государственных образовательных стандартов.

Эти стандарты предназначены для обеспечения качества образования.

 

Они состоят из федеральных и национально-региональных компонентов.

 

Феде­ральные компоненты государственных образовательных стандартов включают в себя:

1) общие требования к основным образовательным программам высшего и после­вузовского профессионального образования;

2) требования к обязательному минимуму содержания основных образователь­ных программ, к условиям их реализации, к уровню подготовки выпускников;

3) сроки освоения основных образовательных программ;

4) максимальный объем учебной нагрузки обучающихся.

 

Содержание национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов определяется высшим учебным заведением самостоятельно.

 

Что касается других стран, то, например, в США не существует государственных стандартов высшего образования в области психологии.

Каждый универси­тет сам разрабатывает образовательную программу.

 

В 2002 г. Комитет по вопро­сам образования Американской психологической ассоциации одобрил документ под названием «Учебные цели и результаты базового психологического образова­ния», который направлен на выработку общих подходов к подготовке бакалавров психологии (Halonen, 2002).

Однако этот документ носит только рекомендатель­ный характер и не определяет учебных дисциплин, которые должны преподаваться.

 

В европейских странах в последнее время предпринимается ряд попыток сделать базовое психологическое образование взаимно признаваемым.

Европейская федерация ассоциаций профессиональных психологов в 1990 г. одобрила «Опти­мальные стандарты» профессиональной подготовки психологов.

Они касаются некоторых общих принципов и подходов, но не конкретизируют детально содер­жание и структуру обучения (Optimal Standards, 1990).

 

В 1998 г. в рамках программы «Леонардо» началась реализация проекта «Европейская структура для подготовки психологов» (European Framework for Psychologists Training, 1998).

В проекте принимают участие пятнадцать партнеров из двенадцати стран:

Франция, Германия, Великобритания, Дания, Финляндия, Греция, Италия, Ни­дерланды, Норвегия, Испания, Швеция, Швейцария, (цит. по: Карандашев, 2001).

 

Послевузовское профессиональное образование в России может быть полу­чено в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре и докторантуре, функционирующих в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и на­учных учреждениях, а также в рамках различных видов высшего дополнительного образования.

Послевузовское профессиональное образование строится на основе утвержденных Министерством образования России Временных требований к ос­новным образовательным программам послевузовского профессионального обра­зования по отраслям наук и приложений к ним, размешенным на сайтах

- Мини­стерства образования России: http:/www.ed.gov.ru

- ГНИИ информационных технологий и телекоммуникаций http:/www.informika.ru.

 

Высшее учебное заведе­ние или научная организация разрабатывают эти образовательные программы са­мостоятельно.

Методические рекомендации по атому поводу содержатся в соот­ветствующем письме (О порядке формирования основных образовательных про­грамм послевузовского профессионального образования..., 2002).

 

Важным итогом обучения в аспирантуре является подготовка и зашита диссертационной работы.

Соответствующие требования, критерии и процедуры описываются в Положении о порядке присуждения ученых степеней (Положение..., 2002).

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных