Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Доступность, наглядность, активность в обучении, научность, системность, единство теоретического и эмпирического знания, развивающий характер обучения




Принципы обучения — это руководящие идеи в организации учебных занятий, науч­но обоснованные рекомендации, правила, нормы, регулирующие процесс обучения.

Принципы зависят от целей обучения и дидактической концепции.

 

В современной дидактике имеются классические принципы,

а также принципы, разработанные в по­следние десятилетия (Голуб, 1999; Хуторской, 2001; Педагогика, 2002).

Их необходи­мо использовать при выборе методов и приемов обучения психологии.

 

Принципы преподавания психологии опираются на общедидактические принципы обучения.

Однако их использование в обучении психологии имеет свою специфику.

В чем она проявляется? Какие специфические принципы важны именно для изучения психологических дисциплин?

Поскольку принципы зависят от целей обучения, то некоторые из них актуаль­ны только для определенных образовательных программ (среднего общего, сред­него специального, высшего образования), другие же справедливы для всех.

 

1. Принцип научности требует, чтобы изучаемый учебный материал соответство­вал современным достижениям научной и практической психологии, не противоречил объективным научным фактам, теориям, закономерностям.

Этот принцип имеет особое значение для изучения психологии в силу того, что сушествует большое количество околонаучных психологических книг, написан­ных на основе знаний житейской психологии или эзотерических знаний.

В та­ких книгах нередко в увлекательной форме излагаются недостоверные или недостаточно доказанные знания.

Примером может служить литература по физиогномике. Это учение о связи психологических черт личности с чертами физического облика человека так и не было доказано. Однако данные такого рода до сих пор встречаются в различных публикациях.

Такие публикации, ис­пользуемые в рамках учебных занятий, дискредитируют научную психологию и лишают студентов и учащихся правильной ориентации в достоверных пси­хологических знаниях.

 

Соблюдение принципа научности при обучении психо­логии означает, что информация, сообщаемая учащимся, должна быть доказа­тельна. Этого можно достичь за счет описания соответствующих методов психологических исследований.

2. Принцип системности предполагает, что учебный материал изучается в определенной последовательности и логике, которые дают системное представле­ние об учебной дисциплине. При этом показывается взаимосвязь разных пси­хологических теорий, понятий и закономерностей друг с другом. Для этого темы учебной программы должны быть структурированы и систематизирова­ны. Изучаемый материал делится на логические разделы и темы, затем уста­навливаются порядок и методика работы с ними, в каждой теме выделяются содержательные центры, главные понятия, идеи, структурируется материал за­нятия, устанавливаются связи между теориями и фактами. От одной темы к другой, от одного курса к другому должна сохраняться определенная преемст­венность и межпредметная связь.

3. Принцип единства рационального и эмоционального. В соответствии с этим принципом обучение может быть эффективным только в том случае, когда сту­денты и учащиеся осознают цели обучения, необходимость изучения данного предмета, его личностную или профессиональную значимость, проявляют осознанный интерес к знаниям.

В то же время непосредственный эмоциональ­ный интерес к психологическим фактам и феноменам — наиболее сильный стимул к изучению психологии.

В соответствии с данным принципом непра­вильно строить преподавание предмета только на убеждении студентов в том, что им это нужно и полезно, тем самым оправдывая скучно проводимые заня­тия.

С другой стороны, неправильно выбирать из курса психологии только ин­тересные темы, которые привлекают непроизвольное внимание.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных