ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
О человеческом сообществе23. (О намерениях Собора). К основным особенностям современного мира следует отнести умножение всевозможных связей между людьми, которому больше всего содействует прогресс современной техники. Однако братская беседа между людьми осуществляется не в этих достижениях, а в более глубокой общности человеческих личностей, требующей взаимного уважения к полноте их духовного достоинства <…> 24. (Об общественном характере человеческого призвания по замыслу Божию). Бог, по-отечески заботящийся обо всех, пожелал, чтобы все люди составляли одну семью и по-братски относились друг к другу. Ведь все они созданы по образу Бога, ибо "от одной крови Он произвёл весь род человеческий для обитания по всему лицу земли" (Деян 17, 26), и все они призваны к одной и той же цели, то есть к Самому Богу <…> 25. (О взаимозависимости между человеческой личностью и человеческим обществом). Из социального характера человека проистекает зависимость между успешным развитием человеческой личности и ростом самого общества. Ведь началом, предметом и целью всех общественных установлений является и должна быть человеческая личность, поскольку она по своей природе неизбежно нуждается в общественной жизни <…> 26. (О содействии общему благу). Вследствие всё более тесной взаимозависимости, которая постепенно распространяется по всему миру, общее благо – то есть совокупность тех условий общественной жизни, которые позволяют и обществам, и отдельным их членам полнее и быстрее достигать своего совершенства – сегодня всё в большей мере становится всеобщим и потому предполагает существование прав и обязанностей, касающихся всего человечества. Всякое сообщество должно считаться с потребностями и законными притязаниями других сообществ, и – более того – с общим благом всей человеческой семьи. Но в то же самое время растёт и сознание исключительного достоинства, принадлежащего человеческой личности, поскольку она превосходит всё, а её права и обязанности являются всеобщими и неприкосновенными. Следовательно, нужно, чтобы человеку было предоставлено в распоряжение всё то, в чём он нуждается, чтобы вести подлинно человеческую жизнь: например, пища, одежда, жилище, право свободно выбирать свой жизненный статус и создавать семью, а также право на воспитание, на труд, на доброе имя, на уважение, на получение надлежащих сведений, право поступать согласно верным правилам своей совести, право на защиту своей частной жизни и на справедливую свободу, в том числе и в религиозных вопросах. Поэтому социальный порядок и его прогресс должны постоянно оборачиваться во благо личности, то есть уровень объективных условий должен подчиняться уровню личностей, а не наоборот <…> 27. (Об уважении к человеческой личности). Переходя к выводам практическим и наиболее неотложным, Собор настаивает на необходимости уважения к человеку: каждый должен рассматривать ближнего как "другое я", думая прежде всего о его жизни и о средствах, необходимых для её достойного ведения,8 не уподобляясь богачу, который ничуть не заботился о нищем Лазаре <…> Кроме того, позорно всё то, что направлено против самой жизни – как, например, всякого рода человекоубийство, геноцид, аборт, эвтаназия и даже добровольное самоубийство; всё то, что нарушает неприкосновенную цельность человеческой личности <…> 28. (Об уважении и любви к инакомыслящим). Уважение и любовь должны распространяться также и на тех, кто в вопросах социальных, политических и даже религиозных думает или поступает отлично от нас, ибо, чем глубже мы будем с гуманностью и любовью вникать в их образ мышления, тем легче будет нам вступить с ними в общение <…> 29. (О сущностном равенстве всех людей и о социальной справедливости). Поскольку все люди, обладающие разумной душой и сотворённые по образу Божию, имеют одну и ту же природу и одно и то же происхождение, и поскольку им, искуплённым Христом, свойственно одно и то же призвание и Божественное предназначение, то следует всё яснее признавать основополагающее равенство между всеми людьми. Конечно, в силу различий в физических способностях и разнообразия в интеллектуальных и нравственных силах не все люди равны между собою. Однако всякую дискриминацию в основных социальных или культурных правах личности, проводимую по признаку пола, национальной принадлежности, цвета кожи, социального положения, языка или религии, следует преодолеть и устранить как противную Божию Замыслу. Конечно, весьма прискорбно, что эти основные права личности до сих пор не везде обеспечиваются и соблюдаются: например, если женщине отказывают в праве свободно выбирать себе мужа и тот или иной жизненный статус либо получать доступ к образованию и культуре на равных правах с мужчиной. Кроме того, хотя среди людей имеются законные различия, равное достоинство личности требует, чтобы были созданы более человечные и справедливые условия жизни <…> 30. (О необходимости преодолеть индивидуалистическую этику). Настоятельное требование, диктуемое глубокими и быстрыми изменениями в положении вещей, таково: никто не должен потворствовать сугубо индивидуалистической этике из-за невнимания к ходу событий или в силу косности <…> Пусть все люди видят свой священный долг в том, чтобы числить социальные связи в ряду первостепенных обязанностей современного человека и сохранять эти связи. Ибо, чем теснее объединяется мир, тем яснее становится, что обязанности людей выходят за пределы отдельных групп и постепенно распространяются на весь мир. Но произойти это может лишь в том случае, если отдельные люди и их группы будут воспитывать в себе нравственные и социальные добродетели и распространять их в обществе, чтобы тем самым с помощью Божественной благодати явились новые люди и созидатели нового человечества. 31. (Об ответственности и причастности). Чтобы отдельные люди старательнее исполняли свой долг совести – как перед самими собою, так и перед различными группами, членами которых они являются – их нужно тщательно воспитывать ради более широкой духовной культуры, используя огромные возможности, которыми сегодня располагает человечество. Прежде всего, воспитание молодёжи любого социального происхождения должно быть поставлено так, чтобы появились мужчины и женщины, отличающиеся не только образованностью, но и силой духа, что так необходимо в наше время. Но к этому чувству ответственности человек придёт лишь в том случае, если условия жизни позволят ему осознать своё достоинство и ответить на своё призвание, жертвуя собою ради Бога и ближних. Однако человеческая свобода зачастую ослабевает, когда человек впадает в крайнюю нужду; точно так же она обесценивается, если человек, предаваясь чрезмерно лёгкой жизни, словно замыкается в позолоченном одиночестве. И напротив, она укрепляется, когда человек принимает неизбежные трудности общественной жизни, выполняет многообразные требования человеческого содружества и обязуется служить человеческому обществу. Поэтому во всех людях следует пробуждать волю к участию в совместных начинаниях <…> 32. (Воплощённое Слово и человеческая солидарность). В Своей проповеди Он [Христос] ясно заповедал сынам Божиим, чтобы они относились друг к другу как братья. В Своей молитве Он просил, чтобы все ученики Его были едины <…> Эту солидарность предстоит всё время взращивать до того самого дня, когда она завершится и когда люди, спасённые благодатью, воздадут Богу совершенную хвалу как семья, возлюбленная Богом и Христом, нашим Братом. Глава III Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|