Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Об экономической и общественной жизни




63. (О некоторых сторонах экономической жизни) <…> Современная экономика, равно как и другие области общественной жизни, характеризуется возрастающим господством человека над природой, более тесными и интенсивными взаимоотношениями между гражданами, сообществами и народами, усилением их взаимной зависимости друг от друга, а также более частым вмешательством политических властей. В то же время прогресс в области производства, обмена благами и обслуживания сделал экономику орудием, пригодным для более успешного удовлетворения возросших потребностей человеческой семьи.

Имеются, однако же, и причины для беспокойства. Кажется, что немалое число людей, особенно в экономически развитых странах, словно бы подчиняются экономике, так что почти вся их личная и общественная жизнь пронизана неким духом экономизма; это относится и к тем странам, которые покровительствуют коллективистской экономике, и к другим. В то время как рост экономической жизни, направляемый и координируемый разумно и гуманно, мог бы смягчить социальное неравенство, он всё чаще приводит к его обострению, а кое-где даже к ухудшению социального положения неимущих, и оборачивается презрением к бедным <…>

Раздел I: Об экономическом развитии

64. (Об экономическом развитии во служение человеку). Сегодня больше, чем когда-либо прежде, с полным правом стараются увеличить производство сельскохозяйственных и промышленных благ, а также усовершенствовать сферу услуг, чтобы позаботиться об увеличившемся народонаселении и удовлетворить возрастающие потребности рода человеческого. Поэтому нужно поддерживать технический прогресс, дух изобретательности, стремление открывать и расширять предприятия и совершенствовать методы производства, а также ценить неослабные усилия всех участвующих в производстве – словом, всё то, что служит этому прогрессу. Но основной целью этого производства является не простое увеличение продукции, не прибыль, не господство, а служение человеку, и притом человеку во всей его полноте. При этом необходимо принимать во внимание как ряд его материальных нужд, так и требования интеллектуальной, нравственной, духовной и религиозной жизни человека – повторяем: всякого человека, и всякого сообщества людей, какой бы национальности они ни были и где бы они ни жили. Поэтому экономическая деятельность должна, согласно своим собственным методам и законам, осуществляться в пределах нравственных норм, дабы исполнился Божий замысел о человеке <…>

66. (Об устранении разительных экономических и социальных различий). Дабы удовлетворить требования справедливости и равенства, нужно всячески стараться, чтобы при соблюдении прав личностей и особого характера каждого народа были как можно скорее устранены разительные неравномерности в уровне экономического развития, которые существуют ещё и поныне и даже возрастают, сочетаясь с индивидуальной и социальной дискриминацией <…>

В тех сферах экономики, которые в наши дни переживают изменения – речь идёт о тех формах индустриального общества, где развивается, например, автоматизация – надо заботиться о том, чтобы каждый был в достаточной мере обеспечен подходящим ему трудом, а также возможностью получить соответствующее техническое и профессиональное образование; кроме того, необходимо гарантировать пропитание и человеческое достоинство – прежде всего тем, кто в силу болезни или по старости находится в более затруднительных обстоятельствах.

Раздел II: О некоторых принципах, руководящих всей экономической и общественной жизнью

67. (О труде и его условиях, а также о досуге). Человеческий труд, который осуществляется в производстве благ и в обмене ими либо в оказании экономических услуг, возвышается над прочими элементами экономической жизни, имеющими ценность лишь в качестве орудий.

Ведь этот труд – независимо от того, осуществляется ли он человеком по собственному почину или под руководством другого лица – исходит непосредственно от личности, которая словно бы накладывает на природу свою печать и подчиняет её своей воле. Своим трудом человек обыкновенно поддерживает свою жизнь и жизнь своих близких, объединяется со своими собратьями и служит им, может проявить подлинную любовь и способствовать совершенствованию творения Божия <…>

Поскольку экономическая деятельность осуществляется по большей части в совместном труде людей, несправедливо и бесчеловечно устраивать и направлять её так, чтобы она приносила ущерб кому бы то ни было из трудящихся. Однако нередко, и даже в наши дни, бывает так, что трудящиеся как бы попадают в рабство к собственному труду. Это ни в коей мере не оправдывается так называемыми экономическими законами. Поэтому весь процесс плодотворного труда должен быть приспособлен к потребностям личности и к её образу жизни, и прежде всего – к её семейной жизни (особенно это относится к матерям); при этом всегда необходимо считаться с возрастом и с полом. Кроме того, трудящимся нужно предоставить возможность развивать свои способности и свою личность в процессе самой трудовой деятельности. С должной ответственностью отдавая этому занятию своё время и силы, все должны, однако же, располагать также достаточным временем для отдыха, досуга, а также для развития семейной, культурной, общественной и религиозной жизни. Более того: необходимо, чтобы все трудящиеся имели возможность свободно развивать свои силы и способности, если в профессиональном труде они не могут их совершенствовать.

68. (О сотрудничестве в различных начинаниях и в организации всей экономики, а также о трудовых конфликтах). В экономических начинаниях объединяются личности, то есть свободные и независимые люди, сотворённые по образу Божию. Поэтому, принимая во внимание обязанности каждого человека – как владельцев, так и предпринимателей, как руководителей, так и рабочих – а также соблюдая необходимое единство в управлении предприятием, следует развивать деятельное участие всех в заведовании предприятиями согласно правилам, установленным должным образом. Однако, поскольку решения относительно экономических и социальных условий, от которых зависит будущая участь трудящихся и их детей, зачастую принимаются не на самом предприятии, а в учреждениях более высокого уровня, то трудящиеся должны участвовать и в вынесении таких решений: либо лично, либо через делегированных лиц, избираемых свободно.

К числу основополагающих прав человеческой личности следует отнести и право трудящихся свободно учреждать объединения, которые могли бы верно представлять их и содействовать надлежащей организации экономической жизни, а также право свободно участвовать в деятельности этих объединений, не рискуя подвергнуться из-за этого репрессиям. При таком организованном участии, сочетающемся с возрастающим экономическим и социальным образованием, у всех людей будет всё более обостряться сознание своих обязанностей и своего долга. Благодаря этому они постепенно придут к пониманию того, что каждый из них, соответственно своим способностям и возможностям, несёт ответственность за всё экономическое и общественное развитие и за достижение общего блага.

Когда же возникают экономические и общественные конфликты, нужно стараться, чтобы они разрешались мирно. Однако, хотя всегда следует прибегать прежде всего к доверительным переговорам между сторонами, забастовка, даже в современных условиях, может оставаться необходимым – пусть и крайним – средством защиты прав трудящихся и удовлетворения их справедливых требований. Но нужно как можно скорее изыскивать пути к возобновлению переговоров и к примирению.

69. (О том, что земные блага предназначаются всем людям). Земля и всё то, что её наполняет, предназначена Богом для того, чтобы все люди и народы ею пользовались и чтобы под водительством справедливости, которой сопутствует любовь, сотворённые блага доставались всем на равных основаниях.8 Каковы бы ни были формы собственности, приведённые в соответствие с законными установлениями народов в зависимости от различных изменчивых условий, всегда следует учитывать, что блага предназначены всем людям. Потому, пользуясь этими благами, человек должен считать, что вещи, которыми он законно обладает, принадлежат не только ему, но и являются общими – в том смысле, что они должны приносить пользу не только ему одному, но и другим. К тому же все люди вправе обладать частью благ, достаточной для них самих и для их семей. Так мыслили Отцы и Учители Церкви, учившие, что люди обязаны помогать бедным, причем не только от своего избытка. А человек, находящийся в крайней нужде, имеет право взять то, что ему необходимо, из богатств других людей. Поскольку в мире столько людей страдает от голода, Священный Собор призывает всех – как отдельных лиц, так и власти – чтобы они, помня изречения Отцов: "Накорми умирающего от голода, ибо, не накормив его, ты его убил", по мере возможности действительно делились своими благами и раздавали их, оказывая и отдельным людям, и целым народам поддержку, причём прежде всего теми средствами, благодаря которым они смогут сами помогать себе и развиваться дальше.

В обществах, слабо развитых экономически, принцип предназначенности благ всем людям нередко соблюдается отчасти благодаря обычаям и традициям данного общества, в силу которых каждому его члену предоставляются самые необходимые блага. Несмотря на это, не следует считать те или иные обычаи не подлежащими никаким изменениям, если они уже не отвечают новым требованиям нынешнего времени. С другой стороны, нельзя неосмотрительно протестовать против добрых обычаев, если они были приведены в соответствие современным условиям и продолжают приносить немалую пользу. Схожим образом в странах, высоко развитых экономически, определённая совокупность общественных учреждений, занятых страхованием и социальным обеспечением, может в меру своих сил заботиться о том, чтобы блага предназначались всем людям. Необходимо и в дальнейшем развивать семейные и социальные службы, особенно те, которые способствуют культуре и образованию. Однако при учреждении всего этого нужно следить за тем, чтобы граждане не пребывали в некотором бездействии по отношению к обществу, не отказывались от бремени принятых на себя обязанностей и не отстранялись от своего служения.

70. (О капиталовложениях и деньгах). Со своей стороны, капиталовложения должны стремиться к тому, чтобы предоставить и нынешнему, и будущему населению достаточно возможностей трудиться и получать доход <…>

71. (О доступе к собственности и к частному владению имуществом, а также о латифундиях). Поскольку собственность и другие формы частного владения материальными благами способствуют самовыражению личности и, кроме того, предоставляют ей возможность исполнять свой долг в обществе и в экономике, то весьма важно способствовать тому, чтобы отдельные лица или группы обладали доступом к тому или иному виду владения материальными благами <…>

72. (Об экономической и общественной деятельности и о Царстве Христовом). Христиане, активно участвующие в современном экономическом и общественном развитии и борющиеся за справедливость и любовь, должны быть убеждены в том, что они могут немало посодействовать благополучию человечества и миру в мире <…>

Глава IV






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных