Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Структура подготовки и проведения лекции

с заранее запланированными ошибками

 

Лекция с запланированными ошибками требует большого лекторского мастерства и чувства ответственности, тщательного отбора материала для ошибок и их маскировки в ткани изложения.

После объявления темы лекции неожиданно для слушателей преподаватель сообщает, что в ней будет сделано определенное количество ошибок различного типа: содержательные, методические, поведенческие и т.д. При этом преподаватель должен иметь перечень этих ошибок на бумаге, который он по просьбе слушателей обязан предъявить в конце лекции. Только в этом случае обеспечивается полное доверие аудитории к преподавателю.

После вводной информации преподаватель читает лекцию на объявленную тему.

На подготовительном этапе педагог составляет текст, в котором специально делает ошибки. Во время процесса обучения количество ошибок объявляется обучающимся. Педагог ставит задачу перед обучающимися по поиску ошибок.

Педагог зачитывает инструкцию, которая может быть записана также на доске.

Алгоритм реализации различен:

1. Текст есть в наличии у каждого обучающегося:

Ø Изучение текста, нахождение в нем ошибок и исправление их синей пастой. Можно пользоваться словарями и пособиями (работа индивидуальная);

Ø Коллективная проверка текста. Ошибки исправляются зеленой пастой;

Ø На каждую найденную ошибку вспоминается правило;

Ø Обсуждение найденных ошибок в общей аудитории.

2. Лектор читает лекцию. (Возможно наличие текста лекции у каждого обучающегося или его отсутствие)

Ø Объявляется количество ошибок, которые необходимо найти в прослушиваемой лекции (Такая лекция может занимать от 30 до 40 минут).

Ø Во время лекции каждый слушатель фиксирует ошибки индивидуально.

Ø После прочтения лекции группа разбивается на подгруппы и идет обсуждение найденных смысловых «ошибок» и группа определяется в мотивации (Время обсуждения от 15 до 20 минут).

Ø Каждая группа представляет и защищает найденные смысловые «ошибки».

Ø Лектор корректирует содержание с учетом допущенных ошибок.

 

Лекцию данного типа лучше всего проводить в аудитории с одинаковым уровнем подготовки студентов по изучаемой теме. Среднее количество ошибок на 1,5 часа лекции колеблется от 7 до 9-10. Слушатели в конце лекции должны назвать ошибки, вместе с преподавателем или самостоятельно дать правильные версии решения проблем. Для этого преподаватель оставляет 10-15 минут (время зависит от общей продолжительности лекции и сложности темы).

Вполне возможно, что в конце, когда проводится анализ ошибок, слушатели найдут их больше, чем было запланировано. Преподаватель должен это честно признать (а подтверждением будет перечень ошибок). Однако искусство преподавателя заключается в том, что он и эти незапланированные ошибки использует для реализации целей обучения. Поведение слушателей характеризуется двуплановостью: с одной стороны, восприятие и осмысление учебной информации, а с другой - своеобразная “игра” с преподавателем.

Исходная ситуация создает условия, как бы вынуждающие слушателей к активности: надо не просто воспринимать информацию, чтобы запомнить, а воспринимать, чтобы проанализировать и оценить. Немаловажен и личностный момент: интересно найти у преподавателя ошибку и одновременно проверить себя: могу ли я это сделать? Все это создает мотив, активизирующий психическую деятельность слушателя.

Такую лекцию целесообразно проводить как итоговое занятие по теме или разделу после формирования у слушателей базовых знаний и умений. Если они не сумели найти все запланированные ошибки или предположить правильные варианты ответов, это должно послужить тревожным сигналом для преподавателя, так как говорит о том, что он не смог достичь дидактических целей, а у студентов не сформированы критическое мышление и практические умения.

Наиболее частое опасение преподавателя связано с тем, что студенты запомнят ошибки, а не нужную информацию. Как показывает практика и опыт преподавателей, которые рискнули использовать такую форму в учебном процессе, эти опасения - преувеличены. Ошибки могут быть любые. Научить людей мыслить, давая им все время “правильную”, кем-то утвержденную информацию, практически невозможно. Нужно противоречие, спор, борьба мнений, альтернатива. Именно эти условия и создает преподаватель на лекции с запланированными ошибками.

Лекция с заранее запланированными ошибками позволяет развить у обучаемых умение оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, выделять неверную и неточную информацию.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ДАВНЯ УКРАЇНСЬКА ЛІТЕРАТУРА ДЛЯ ДІТЕЙ (XI – XVIII СТ.). | ПРОГРАМОВІ ВИМОГИ З ДИСЦИПЛІНИ


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных