Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Становление социологии как науки: О. Конт, К. Маркс, Г. Спенсер





 


4.1


Основные положения


1. Первые теоретические представления об обществе, месте и
роли в нем человека различных социальных общностей, появились в
самом начале возникновения и развития человеческой цивилизации,
примерно 8-10 тысяч лет тому назад. Первые более или менее разви­
тые системы таких теоретических воззрений первоначально форми­
ровались в философских школах, существовавших в древних Индии,
Китае, Вавилоне, Греции, Риме. Наиболее известными из них являют­
ся учения Сократа, Платона, Аристотеля. В средние века в Западной
Европе получают широкое распространение взгляды на предназначе­
ние и роль государства, разработанные Аврелием Августином (Бла­
женным). Дальнейшее развитие обществоведческие концепции полу­
чили в эпоху Возрождения и Нового времени в трудах Данте Алигье-
ри, Леонардо да Винчи, Т. Мора, Т. Кампанеллы, Н. Макиавелли,
Т. Гоббса, Ш. Монтескье, М. Вольтера, Д. Дидро, П. Гольбаха, Ж.
Ламетри, Ж, Руссо, Г. Гегеля и др.

Однако в качестве самостоятельной науки об обществе социоло­гия начала формироваться только в 30-40-е годы XIX в. Ее «крестным отцом» стал О. Конт (1792-1857), который впервые употребил термин «социология», обозначив им специфическую науку об обществе.

2. По аналогии с основными разделами тогдашней физики, ко­
торую О. Конт считал образцом точной науки, он подразделил социо­
логию на два основных раздела: социальная статика и социальная ди­
намика.



 



 



 



 



 


4. Каковы основные стадии развития общества в концепции
О. Конта?

5. Какие методы считал применимы в социологии О. Конт?

6. В чем проявилась непоследовательность О. Конта?

7. В чем сущность эволюционно-органицистского направления в
социологии?

8. Каково соотношение понятий «структура» и «функция» в пони­
мании Г. Спенсера?

9. В чем видел Г. Спенсер различие между обществом и организ­
мом?

 

10. Каков, согласно Г. Спенсеру, критерий общественного прогресса?

11. Что понимал К. Маркс под базисом общества?

12. Какое содержание вкладывал К. Маркс в понятия «производи­
тельные силы» и «производственные отношения»?

13. Что, согласно К. Марксу, приводит к возникновению классовых
конфликтов?

14. Какова роль, по К. Марксу, классовой борьбы и социальной рево­
люции в развитии общества?

15. Начертите схему общественно-экономической формации.

Jk4__J Литература


ю. л.


Арон Р. Опост Конт // Этапы развития социологической мысли. М., 1993 г. Арон Р. Карл Маркс // Там же.

Бабосов Е.М. Возникновение конфликтологических идей, становление конфликтологии // Основы конфликтологии: Учеб. пособие. Мн., 1997. Разд. 1, гл. 1.

Гидденс Э. Социология. М, 1999.

Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Контовский проект науки об обществе // Западная теоретическая социология. СПб., 1996. Ч. II. Гл. 1,3.

Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Социологические воззрения Г. Спенсера // Там же.

Ермаков И.П. Опост Конт и Герберт Спенсер - основоположники со­циологии как самостоятельной науки // Социология: Учеб. пособие / Под ред. Э.В. Тадевосяна. М., 1995.

Кравченко С.А. Социология марксизма // Социология: Учеб. пособие / Под ред. Э.В. Тадевосяна. М., 1995. Гл. 2, 3.

Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13.

Маркс К. Нищета философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. Спенсер Г. Грехи законодателей // Социологические исследования. 1992. №2.



Глава 5.


 

Э. Дюркгейм: «Социальные факты» — основа социологии


 


5.1


Основные положения


1. Согласно Эмилю Дюркгейму (1859-1917) социальная реаль­
ность включена в универсальный природный порядок, столь же ус­
тойчива и реальна, как и природа, поэтому развивается по определен­
ным законам. Общество — реальность особого рода, не сводимая к
другим ее видам. Она обладает автономией по отношению к природе
и одновременно по отношению к индивидам. Человек - двойственная
реальность, в которой взаимодействуют две сущности: социальная и
индивидуальная, причем приоритетом в ней обладает реальность со­
циальная над индивидуальной.

2. Основу социальной реальности составляют социальные фак­
ты,
которые должны рассматриваться как вещи, т.е. как внешние по
отношению к индивидам. Будучи внешними по отношению к индиви­
дам, социальные факты составляют объективную реальность, незави­
симую от индивидуального сознания, но поскольку они суть типы
поведения и мышления, ценности и нормы, воплощающие в себе кол­
лективное сознание, они зависят от последнего. Социальные факты,
все нормы, ценности, обычаи, традиции не только объективны, неза­
висимы от индивида, но и наделены принудительной силой, вследст­
вие которой они навязываются ему независимо от его желания.

3. Из признания специфики социальной реальности, воплощен­
ной в социальных фактах, вытекает, согласно Э. Дюркгейму, само­
стоятельность
социологии как науки, ее несводимость ни к какой
другой из наук, в частности, к философии.

4. Важную роль играет в обществе социальная солидарность,
существующая в двух видах: механическая и органическая. Первая из
них доминировала в архаических обществах, была основана на нераз­
витости и сходстве индивидов и их общественных функций. Органи­
ческая солидарность характерна для современного общества и осно­
вана на разделении труда.

5. Основная функция разделения труда - интегрирование инди­
видов в социальные общности, обеспечение единства социального ор­
ганизма, формирование чувства солидарности. В последнем решающая
роль принадлежит корпорации, которая должна, по мнению Э. Дюрк-
гейма, стать четко организованной группой, социальным институтом и
одновременно основным элементом социальной структуры.



 


Вопросы по теме главы


1. В чем заключается, согласно Э. Дюркгейму, своеобразие социаль­ной реальности?

2. 3. 4.

Что представляют из себя «социальные факты»? Чем мотивирует Э. Дюркгейм самостоятельность социологии как науки?

Что такое социальная солидарность и какие ее виды анализирует Э. Дюркгейм?

5. В чем состоит разделение труда и какую роль оно, по мнению
Э. Дюркгейма, играет в формировании социальной солидарности?

6. Что представляет из себя аномия и какую роль она играет в разви­
тии общества?

7. Чем, согласно Э. Дюркгейму, обусловлено самоубийство, каковы
его основные типы?

Литература

Арон Р. Эмиль Дюркгейм // Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

Бабосов Е.М. Конфликтология: Учеб. пособие. 2-ое изд. Мн., 2001. Разд. 1, гл. 1. Возникновение конфликтологических идей, становление конфлик­тологии.

Гофман А.Б. Социология Эмиля Дюркгейма // Э. Дюркгейм. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. Приложение. М, 1995. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Социология как объектив­ный анализ "социальных фактов": Э. Дюркгейм // Западная теоретиче­ская социология. СПб., 1996. Ч. I, гл. 3.

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.

Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. М., 1994. Мнацаканян М.О. "Социологизм" Эмиля Дюркгейма // Социология. Учеб. Пособие / Под ред. Э.В. Тадевосяна. М, 1995. Гл. 2, 4. Осипова Е.В. Социология Эмиля Дюркгейма. М., 1977.



«Понимающая» социология М. Вебера


„_£■'' Z3 Основные положения

1. В отличие от О. Конта и Э. Дюркгейма социологическая док­
трина, развиваемая Максом Вебером (1864-1920), наполнена скепти­
цизмом по отношению к социологическим всеобщностям и сконцен­
трирована на изучении социальных действий и отношений конкрет­
ных индивидов. Только таким образом, считал он, можно понять дей­
ствительные механизмы реального поведения индивидов и их общно­
стей и превратить социологию в понимающую и объясняющую науку.
Причем понимание может быть двух видов: непосредственное, возни­
кающее в процессе прямого наблюдения за действиями другого чело­
века, и объясняющее понимание, состоящее в рациональном объясне­
нии мотивов, смысла, содержания и результатов осмысленного чело­
веческого действия.

С учетом сказанного становится понятным определение социо­логии, данное М. Вебером- «Социология.. есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие».

2. Важнейшая категория веберовской социологии — социальное
действие
обладает тремя отличительными признаками:

1) наличие действующего индивида;

2) осмысленность предпринимаемого действия;

3) социальная ориентированность действия на других людей.

3. С точки зрения мотивации и уровня рациональности, осмыс­
ленности вся совокупность социальных действий может быть подраз­
делена на четыре основных типа:

1) целерациональное,

2) ценностнорациональное,

3) традиционное,

4) аффективное действие.

Высшим уровнем рациональности, разумной осмысленности обладают целерациональные действия, в которых поведение ориенти­ровано на цель, рационально соотнесены средства к целям и побоч­ным результатам и четко выделено отношение различных возможных целей друг к другу. Рационально осмысленным является и второй тип — ценностнорационалъные действия, отличающиеся осознанным определением своей направленности на определенную ценность на основе личных убеждений индивида о долге, достоинстве, красоте и 52


т.п. Третий тип — традиционные действия находятся на границе ос­мысленности, а нередко и за ее пределами и основаны на длительной привычке, навеянной индивидам традициями, обычаями и т.п. Чет­вертый тип — аффективные действия чаще всего находятся за преде­лами осмысленности и совершаются индивидами в состоянии аффек­та — страха, гнева и т.п.

4. С социальными действиями, в понимании М Вебера, орга­
нически связаны социальные отношения, под которыми понимается
поведение нескольких людей, соотнесенное по своему смыслу друг с
другом и ориентирующееся на это. Содержание же отношения может
быть самым различным борьба, вражда, любовь, дружба, уважение,
рыночный обмен, соперничество и т.д Социальное отношение может
быть длительным или преходящим, а его содержание способно изме­
няться, например, в политических отношениях солидарность может
превратиться в борьбу, вызванную столкновением интересов

5. Выделение основных типов действий и отношений привело
М. Вебера к необходимости введения в социологическую теорию и
обоснования категории «идеальный тип». Под идеальным типом он
понимал идеальные в логическом смысле теоретические конструкции,
позволяющие абстрагироваться от многочисленных и разнородных
эмпирических фактов действительности и сконцентрировать внима­
ние на основных особенностях целого обширного класса сходных в
каком-либо отношении и повторяющихся социальных явлений и про­
цессов, их взаимосвязанных причин и следствий.

6. В веберовской социологической концепции очень важное
значение придается категории «организация», отличительный признак
которой заключается в наличии административного персонала, посто­
янно ответственного за поддержание устойчивости организации и
координирование деятельности ее членов. Для обозначения этих ад­
министративных аспектов организации применяется термин «бюро­
кратия», который обозначает усилия, необходимые для поддержания
и функционирования организации, эффективности выполняемых ею
функций и усилий, направленных на достижение ее целей.

7. Наряду с организациями в обществе, согласно М. Веберу,
существуют и другие объединения, в которых социальное поведение
и социальные взаимодействия рационально упорядочены в своих це­
лях и средствах их достижения. Таковы, в частности, социальные ин­
ституты,
характерные особенности которых состоят в следующем:

 

1) люди включаются в них на основании объективных данных
(наличие гражданства, религиозных верований, профессии и т.п.);

2) основными факторами, определяющими поведение в них,
служит наличие рациональных установлений (правил, предписаний и


др.) и аппарата принуждения. В качестве таковых, согласно М. Вебе-ру, выступают государство, церковь, политическая партия.

8. Теория рационализации, модифицированная в учении об ор­
ганизациях и институтах, подводит М. Вебера вплотную к теоретиче­
скому осмыслению явлений господства, подчинения и власти, зани­
мающих главенствующее положение в политике. Концентрирован­
ным воплощением господства и власти является государство, кото­
рое, по его словам, «есть отношение господства людей над людьми,
опирающееся на легитимное (т.е. считающееся легитимным) насилие
как средство».

М. Вебер выделяет три основных типа легитимного, т.е. закон­ного господства:

1) «традиционное» господство, базирующееся на авторитете
«вечно вчерашнего», т.е. власти, передаваемой по наследству — от
князя или короля его наследнику;

2) господство в силу веры большинства общества в обязанность
легальных установлений, достигаемое путем избрания во время выбо­
ров в демократическом обществе;

3) авторитет необычного личного дара, которым обладает носи­
тель харизмы, т.е. необычной способности человека оказывать маги­
ческое воздействие на других людей и властвовать над ними.

9. М. Вебер уделил большое внимание изучению мировых рели­
гий
(буддизма, ислама, христианства) и проанализировал влияние
протестантизма, в первую очередь протестантской этики, на воз­
никновение капиталистического духа и становление капитализма как
специфического типа рациональной экономики.


6.2


Практические задания


 


54


1. Сформулируйте определения следующих ключевых понятий:

Понимающая социология.

Социальное действие.

Социальные отношения.

Организация.

Социальный институт.

Господство.

Государство.

Легитимность.

Религия.

Протестантизм.

Дух капитализма.



 


|' Ij.. 6j4~~~] Литература

1. Арон Р. Макс Вебер // Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произ­
ведения. М., 1990.

3. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии // Там же.

4. Вебер М. Основные социологические понятия // Там же.
5 Вебер М. Политика как призвание и профессия // Там же.

6. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. (Социология
М. Вебера и веберовский ренессанс.) М., 1991.

7. Гайденко П.П. Социология Макса Вебера // М. Вебер. Избранные произ­
ведения. М., 1990.

8. Гвишиани Д.М. Учение М. Вебера об идеальной бюрократической орга­
низации управления // Организация и управление. М., 1972.

9. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Теория "социального дейст­
вия" М. Вебера // Западная теоретическая социология. СПб., 1996. Ч. I,
гл.5.

 

10. Давыдов Ю.Н. "Картины мира" и типы рациональности (Новые подходы
к изучению социологического наследия Макса Вебера) // М. Вебер. Из­
бранные произведения. М, 1990.

11. Кравченко С.А. "Понимающая" социология Макса Вебера // Социология.
Учеб. пособие / Под ред. Э.В. Тадевосяна. М., 1995. Гл. 2, 5.



Интегральная социология П. Сорокина


ЕЖ 7dZZl Основные положения

1. Питирим Сорокин (1889-1968) считал, что социология, яв­
ляющаяся наукой об обществе, должна, в первую очередь, изучать
специфические особенности общества, к числу которых он относил:

- совокупность специфических единиц - индивидов;

- взаимодействие индивидов друг с другом;

- неразрывное единство взаимодействующих единиц и свойств
самого процесса взаимодействия.

2. В отличие от экономической теории, изучающей экономиче­
скую деятельность и соответствующие взаимодействия людей, от по­
литологии, изучающей политические деятельность и взаимодействия,
социология, по утверждению П. Сорокина, есть интегральная наука,
изучающая человека и его взаимодействия с другими людьми в обще-
56


стве во всем многообразии экономической, политической, религиоз­ной, художественной, рациональной, иррациональной и иных форм жизнедеятельности в социокультурном пространстве общества.

3. П. Сорокин уточняет понятие «взаимодействие», под кото­
рым он понимает любое событие, с помощью которого человек реа­
гирует на открытые действия или состояние ума, слова, жесты друго­
го. Особое значение он придает значимому взаимодействию, пони­
маемому им как такое взаимодействие, в котором влияние, оказывае­
мое одной частью (индивидом, семьей, социальной группой и т.п.) на
другую, имеет значение или ценность, возвышающиеся над чисто фи­
зическими или биологическими свойствами соответствующих дейст­
вий (например, национальный флаг страны, под которым солдаты
сражаются с врагами).

4. В сорокинской социологической концепции первостепенное
значение придается структуре взаимодействия, которая включает в
себя три взаимосвязанных компонента:

 

1) личность как субъект взаимодействия;

2) общество как совокупность взаимодействующих индивидов
с их социокультурными отношениями и процессами;

3) культура как совокупность значений, ценностей и норм, ко­
торыми владеют взаимодействующие лица, а также совокупность но­
сителей этих ценностей - самих людей, которые создают, раскрывают
и реализуют эти значения в своей деятельности.

 

5. Все взаимодействия в обществе, согласно П. Сорокину, со­
вершаются в социальном пространстве и социальном времени, кото­
рые в корне отличны от геометрического пространства и физического
времени. Люди, находящиеся вблизи друг к другу в геометрическом
пространстве (король и его слуга), в социальном пространстве отде­
лены громадной дистанцией. Напротив, люди, находящиеся очень
далеко друг от друга в геометрическом пространстве (два епископа
католической церкви, совершающие службу на разных континентах -
один в Европе, другой в Америке) очень близки в социальном отно­
шении.

6. Изменения в социальном пространстве - это, утверждает
П. Сорокин, — социальная стратификация и социальная мобильность,
т.е. разделение людей по стратам (социальным слоям) и их переме­
щение как внутри страт, так и между стратами, из одной страты - в
другую.

Социальная стратификация — это дифференциация данной со­вокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге, т.е. разделение их на высшие и низшие слои. Ее основа и сущность - в


неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанностей, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества.

7. П. Сорокин выделяет три основных критерия социальной
стратификации: экономическое расслоение (богатые - бедные); поли­
тическую
дифференциацию (имеющие власть и не имеющие ее),
профессиональную (различие между учителями, инженерами, врача­
ми, рабочими и т.п.)

8. Социальные страты не остаются неизмененными, они под­
вержены изменениям, которые называются социальной мобильно­
стью. Социальная мобильность — это перемещения индивидов и соци­
альных групп от одного социального положения к другому. Она бы­
вает двух видов. Горизонтальная мобильность — это перемещение из
одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том
же уровне общественной стратификации, например, смена индивидом
гражданства, семьи, места работы (в одной или примерно равной
должности); миграция внутри или между странами; циркуляция меж­
ду религиозными группами или политическими партиями. Верти­
кальная мобильность —
это перемещение индивида или группы из
одного социального слоя в другой, расположенный выше или ниже в
социально-стратификационной пирамиде. Она делится на два вида:
восходящая циркуляция (социальный подъем) и нисходящая (соци­
альный спуск).

9. П. Сорокин уделял первостепенное внимание выяснению
сущности и значимости культуры в развитии общества. Культура, в
его понимании, есть многообразная и многоуровневая, динамично
развивающаяся система, в которой существует основополагающая
первоценность, составляющая ее системообразующее ядро. Именно
наличие этой первоценности предопределяет ее своеобразие, ее «ин­
дивидуальное» отличие от всех других культур, направленность ее
развития.

Сорокинская социодинамика культуры, во-первых, исходит из определяющей роли и возрастающей значимости социокультурных факторов в развитии цивилизации, в трансформациях общества; во-вторых, уделяет основное внимание исследованию повторяющихся ритмов, циклов и периодичностеи в развитии социокультурных про­цессов.

10. При исследовании культуры, считал П. Сорокин, необхо­
димо применять два взаимосвязанных метода: каузально-функцио­
нальный и логико-смысловой.
Их единство позволяет за множеством
различных феноменов культуры увидеть их «подлинное единство».


Выделяются четыре основных формы интеграции культурных эле­ментов:

1) пространственное сосуществование культурных идей, ценно­
стей и их механическое объединение в одно структурное единство;

2) соединение, обусловленное внешними факторами, когда
элементы культуры не имеют внутренней связи, а объединяются в
некий конгломерат по случайным признакам;

3) каузальная или функциональная интеграция, при которой
изменение, или исчезновение одного из важнейших элементов приво­
дит к изменению всего культурного комплекса;

4) логико-смысловая интеграция культуры - наивысшая форма
интеграции, когда идеи и ценности культуры объединяются на основе
единого стиля, интегрирующего их всех в единую целостность.

 

11. В общем процессе социодинамики культуры существует
три основных типа. Если преобладает чувственный образец культур­
ных ценностей, мы имеем перед собой чувственную культурную
сверхсистему. Если основное внимание сконцентрировано на разуме,
то перед нами умозрительная или идеациональная суперсистема куль­
туры. Если же существует органическое единство, гармоничный ба­
ланс чувственных, эмоциональных и рациональных компонентов, то
возникает идеальный тип культурной сверхсистемы.

12. В самом кровавом за всю историю человечества XX веке,
утверждал П. Сорокин, господствующее значение приобретает чувст­
венная суперсистема культуры, которая во второй половине столетия
переживает глубокий кризис. Однако современный кризис культуры и
общества - это не обыкновенный декадансный кризис (упадок), а пе­
реход от одного типа культуры к другому, в котором прекрасная чув­
ственная форма сольется с глубоким, прекрасным, разумным содер­
жанием, возвышающим человека духовно, нравственно, социально.

7.2 1 Практические задания

1. На основании ознакомления с текстом 7-ой гл. Учебного по­собия и данного Практикума постарайтесь определить и усвоить сле­дующие ключевые понятия:

Социология - интегральная наука. J

Социальное взаимодействие.

Стратификация.

Социальная мобильность.

Социодинамика культуры.



 


ной мобильности. Приведите конкретные примеры социальной стратификации и социальной мобильности из жизни современно­го общества.

9. Расскажите, что понимал П. Сорокин под термином «социодина-мика культуры», какие методы он считал необходимыми для исследования этого процесса.

10. Охарактеризуйте четыре основных формы интеграции культур­
ных элементов в единую систему культуры. Ответьте на вопрос,
какие формы интеграции культурных элементов являются наибо­
лее предпочтительными и эффективными.

11. Дайте описание сущности и особенностей трех выделенных
П. Сорокиным типов культуры — чувственного, идеационального
и идеального. Приведите из истории культуры периоды и особен­
ности функционирования этих типов культуры. Постарайтесь
применить сорокинскую типологию культуры к современным
процесса социокультурного развития.

12. Как интерпретировал П. Сорокин современный кризис культуры?


Пи


Литература


1. Жиромская И.П. Интегральная социология П. Сорокина // Социология.
Учеб. пособие / Под ред. Э.В. Тадевосяна. М., 1995. Гл. 2, 7.

2. Зыглина Т.С. Кризис современного западного общества в контексте со­
циокультурной динамики П. Сорокина. Вестник Моск. ун-та. Сер. 18. Со­
циология и политология. 1997. №1.

3. Сорокин П. Интегрализм - моя философия // Социологические науки.
1992. №10.

4. Сорокин П. Система социологии. М., 1993.

5. Сорокин П. Социологические теории современности. М., 1992.

6. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М, 1992.

7. Сорокин П. Кризис нашего времени // Американская социологическая
мысль. Тексты. М., 1996.

8. Сорокин П. Социокультурная динамика и эволюционизм // Там же.


„Глава 8.


 

Т. Парсонс: общая теория действия и социальные системы


Основные положения

1. Толкотт Парсонс (1902-1979), выдающийся американский
социолог, создатель социологической доктрины структурно-
функционального анализа, считал, что основной проблемой социоло­
гии является исследование процессов интеграции социальных систем.
С его точки зрения, социальная система состоит из взаимодействий
индивидов, каждый из которых одновременно является и действую­
щим лицом (актором), имеющим определенные цели, установки,
стремления и т.п., и объектом ориентации как для других действую­
щих лиц, так и для себя самого. Социальная система функционирует
как «открытая», взаимодействующая с окружающей средой.

2. Любую социальную систему, считал Т. Парсонс, можно
представить в двух неразрывных аспектах:

 

1) как структуру, выступающую в совокупности единиц или
компонентов со стабильными свойствами (статика системы);

2) как ряд событий, процессов, в ходе которых изменяются
свойства и отношения между структурными единицами (динамика
системы), причем сами эти изменения связаны с действиями. Из этого
следует, что социальные системы рассматриваются как сложные со­
вокупности социальных действий людей, отсюда вытекает определе­
ние рассматриваемого феномена «социальные системы - это системы,
образуемые состояниями и процессами социального взаимодействия
между действующими субъектами».

3. Общая модель действия называется «единичным актом» и
включает в себя, согласно Т. Парсонсу, два основных компонента:

1) действующее лицо (актор), т.е. субъекта действия, наделен­
ного стремлением действовать, имеющего определенные цели, спо­
собного описать способы их достижения и осуществить их;

2) ситуационное окружение - изменяемые и неизменные фак­
торы окружения, по отношению к которым оно зависит. Таким обра­
зом, действие предстает как определенный процесс в системе «субъ­
ект действия - ситуация», имеющий мотивационное значение для
действующих лиц и коллективов.

4. Различные элементы ситуации, в которой действуют инди­
виды и коллективы, имеют для действующих субъектов специальные
значения в качестве «знаков» или «символов», приобретающих общее


значение и являющихся элементами культуры. Следовательно, соци­альная система состоит из множества индивидуально действующих лиц и их коллективов, взаимодействующих друг с другом в опреде­ленной ситуации, а их отношения к ситуации, включая отношения друг к другу, определяются и опосредуются системой общепринятых символов, являющихся элементами культуры. «Наличие высокодиф-ференцированной культурной системы со сложной сетью взаимосвя­зей, - подчеркивает Т. Парсонс, - является отличительной чертой со­временных, модернизированных обществ».

5. Ситуационное окружение действующих субъектов, согласно
Т. Парсонсу, состоит из четырех факторов:

1) биологический организм;

2) личностная подсистема;

3) культурная подсистема;

4) социальная подсистема.

Эти четыре фактора в своем взаимодействии образуют струк­турную иерархию систем, приводящую в процессе своего функцио­нирования к «интегративному состоянию» общества.

6. Система действий, согласно Т. Парсонсу, выполняет четыре
взаимосвязанные функции: 1) адаптация нацелена на установление
благоприятных отношений между системой действия и окружающей
ее средой и на приспособление к среде; 2) целедостижение заключа­
ется в определении целей системы и мобилизации энергии и ресурсов
для их достижения; 3) мотивация направлена на воспроизводство об­
разца, т.е. на сохранение верности акторов нормам и ценностям сис­
темы и на то, чтобы акторы продолжали ориентироваться на них;
4) интеграция направлена на поддержание координации между час­
тями системы, ее связанности и целостности, на защиту ее от резких
изменений и крупных потрясений, на стабилизацию системы.

7. Если сопоставить рассмотренные ранее четыре подсистемы
(биологический организм, личность, культуру, социальную систему) с
четырьмя функциями системы действия, то окажется, что биологиче­
ский организм соответствует функции адаптации, личностная подсис­
тема связана с функциями целеполагания и целедостижения, культур­
ная подсистема соответствует функции воспроизводства образца, а
социальная система выполняет функцию интеграции, приводит обще­
ство к интегративному состоянию.

Раскрыв сущность и значимость каждого из четырех компонен­тов структурной иерархии систем, Т. Парсонс особо выделил систе­мообразующую роль культуры. Свойственная ей система культурных идеалов, ценностей, образцов создает устойчивые связи для структу­рирования индивидов в единую социальную систему, структурирует


обязательства личностей перед социальной реальностью в значимые ориентации по отношению к социальному окружению и системам действия. В кибернетическом смысле именно она занимает высшее место в системе действия, выполняя роль регулятора по отношению ко всем остальным системам - организму, личности и социальной системе.

8. В результате включенности индивидуальных действий мно­
гих акторов в единую действующую систему, личность, взаимодейст­
вуя с другими личностями, приходит к ожиданию определенных дей­
ствий от других индивидов в определенных ситуациях. Такое ожида­
ние (экспектация) во взаимодействии с другими акторами и их экс-
пектациями приводит к возникновению определенных правил, норм,
образцов поведения, помогающих регулировать и гарантировать ха­
рактер ответных реакций. Все это вместе взятое «создает сложную
сеть позиций», систему «ролевых статусов». Каждому из этих стату­
сов приписывается определенное ожидаемое поведение, а также по­
ощрение или наказание за соответствие или несоответствие этим
ожиданиям. Решающим же фактором упорядочения и организации
совместной деятельности индивидов являются идеалы, ценности и
нормативные образцы культуры.

9. Переход от одного состояния общества к другому, более вы­
сокому, считал Т. Парсонс, обусловлен возникновением и усиливаю­
щимся действием в социальной системе и в поведении индивидов но­
вых кодовых элементов нормативных структур, воплощаемых в сис­
теме культуры.


8.2


Практические задания


1. Ознакомившись с 8-ой гл. Учебного пособия и данного
Практикума, определите следующие ключевые понятия:

Структурный функционализм.

Ситуационное окружение.

Актор.

Социальная система.

Социальное действие.

Ценности культуры.

Экспектация.

Ролевой статус.

2. Постарайтесь запомнить значение нижеследующих терми­
нов,
имеющих важное значение для раскрытия содержания данной
главы.



 


10. Усвоив содержание данной главы, объясните, почему предложен­ная Т. Парсонсом концепция общей теории действия и социаль­ных систем, получила название «структурный функционализм»?

1 Литература

1. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Общая теория действия.
Социальные системы. Т. Парсонс // Западная теоретическая социология.
СПб., 1996. Ч. II, гл. 1.

2. Парсонс Т. Введение. Заключение // Американская социология: Перспек­
тивы. Проблемы. Методы. М., 1972.

3. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем дейст­
вия: культура, личность и место социальных систем // Американская со­
циологическая мысль. Тексты. М, 1996.

4. Парсонс Т. Функциональная теория изменения // Там же.

5. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Там же.

6. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1998.

7. Рудой Д.Е. Структурный функционализм // Социология. Учеб. пособие /
Под ред. Э.В. Тадевосяна. М, 1995. Гл. 3, 2.



Социологическая теория конфликта


9.1


Основные положения


1. Теоретические истоки социологической теории конфликта
коренятся в концепциях К. Маркса и Г. Зиммеля. Карл Маркс (1818-
1893) считал, что основу общества составляет способ производства
материальных благ, в структуре которого производительные силы на
определенной ступени своего развития приходят в состояние кон­
фликта с существующими производственными отношениями. Этот
конфликт формирует субъект революционного ниспровержения капи­
тализм - рабочий класс.

2. По мере участия в конфликтах рабочий класс осознает не­
примиримость своих интересов с интересами буржуазии и превраща­
ется из «класса в себе» в «класс для себя». В конечном счете он пре­
вращается в могильщика капитализма и совершает социальную рево-


люцию, которая представляет собой реальный шаг к гармоничному развитию общества.

3. В отличие от К. Маркса выдающийся социолог Георг Зим-
мелъ
(1858-1918) полагал, что в динамике конфликтов более глубокие
и острые из них постепенно уступают место менее интенсивным и
острым, вследствие чего укрепляется прочность и интегративность
социальной системы. Основное внимание он уделял исследованию
конфликтов в сфере культуры, социодинамика конфликтов в которой
составляет основную движущую пружину развитие как самой культу­
ры, так и всей жизни общества.

4. В 60-е годы XX века целый ряд нововведений в социологи­
ческую теорию конфликта внес американский социолог Льюис Ко-
узер.
Он считал, что конфликт представляет собой борьбу за ценности
и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в ко­
торой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущер­
ба, оттеснение или уничтожение соперника.

5. В конфликтном функционализме Л. Коузера первенствующее
значение придается выяснению функций конфликтов. Наиболее важ­
ные функции конфликтов, считает Л. Коузер, таковы:

1)усиление сплоченности членов группы;

2) более четкое разграничение между враждующими группами;

3) усиление интегративности социальной системы;

4) повышение степени адаптивности системы к изменяющимся
условиям.

Признавая, что конфликты при определенных условиях способ­ны привести к разрушению и дезинтеграции социальных систем, Л. Ко­узер, тем не менее, особо выделял позитивные функции конфликта, по­зволяющие сохранять или восстанавливать интеграцию системы и ее приспособляемость к изменяющимся условиям.

6. Л. Коузер был убежден, что общество, раздираемое дюжиной
конфликтов, имеющих всевозможную направленность, находится в
меньшей опасности быть насильственно разорванным на части, чем
общество, в котором возник один крупномасштабный конфликт, раска­
лывающий социальную систему на две противоборствующие и непри­
миримые части. Поэтому можно сказать, что общество скрепляется
своими внутренними конфликтами.

Отсюда вытекает вывод Л. Коузера о различении двух типов социальных систем в зависимости от того, в какой степени эти систе­мы проявляют терпимость или, напротив, нетерпимость к конфлик­там. В гибких и демократических социальных системах множествен­ные конфликты, втягивающие в свои орбиты немногочисленные вра-


ждующие группы, пересекаются друг с другом, предотвращая тем самые серьезные потрясения их осевых структур. Напротив, социаль­ные системы жесткого, тоталитарного типа стремятся подавить кон­фликты и тем самым создают предпосылки для возникновения кон­фликта, способного расколоть общество на непримиримо враждебные большие общности, а это чревато катастрофическими последствиями для общества.

7. Конфликтологическая теория, разрабатываемая Ральфом Да-
рендорфом,
исходит из наличия классов в индустриальном обществе
и вытекающих отсюда отношений господства и подчинения, приво­
дящих к конфликтам. Предложенная Р. Дарендорфом конфликтная
модель общества опирается на четыре основополагающих постулата:
1) каждое общество подвержено процессам изменений, которые яв­
ляются вездесущими; 2) в каждом обществе в каждый момент време­
ни проявляются несогласие и конфликт - социальный конфликт вез­
десущ; 3) каждый элемент в обществе способствует его дезинтегра­
ции и изменениям; 4) каждое общество опирается на принуждение,
применяемое одними его членами по отношению к другим.

8. С точки зрения Р. Дарендорфа, в течении последних 15-ти
лет в обществе стали опасно разрастаться три новых типа социальных
конфликтов:

 

1) неразрешимые национальные конфликты;

2) индивидуализация социальных конфликтов, вспыхивающих
в отношениях между индивидами;

3) конфликты, возникающие вследствие широкого распростра­
нения аномии, когда «нарушение общественных норм сходит пре­
ступникам с рук».

Важнейшим средством преодоления конфликтных ситуаций, считает Р. Дарендорф, является установление социального контракта между различными группами в двух его основных видах: 1) контракт — доминации (власти, господства); 2) контракт ассоциации. Только вто­рой тип создает условия для гармонизации современных обществ.

9. Существенный вклад в разработку макросоциологической
теории конфликта внес американский социолог Рэндал Коллинз. Его
конфликтологическая парадигма покоится на четырех взаимосвязан­
ных теоретических постулатах:

1) центральной особенностью любой социальной системы явля­
ется стратификация, воплощаемая в неравенстве групп и индивидов, в
их доминировании друг над другом;

2) причины происходящих в обществе изменений коренятся в
интересах различных групп и индивидов, прежде всего в интересах



 



 


9. В своей макроконфликтологической концепции Р. Коллинз сфор­мулировал четыре основополагающих теоретических постулата. Расскажите, в чем смысл постулатов?

10. В понимании В. Коллинза, в современном обществе существует
несколько взаимосвязанных конфликтных сетей. Ответьте, каково
содержание этих сетей и какую роль они играют в возникновении
конфликтов?

11. Каким образом можно объяснить резко возросший интерес к со­
циологии конфликтов в странах, образовавшихся после развала
Советского Союза?


9.4


Литература


1. Арон Р Этапы развития социологической мысли. М., 1993. Разд. Карл
Маркс.

2. Бабосов Е.М. Конфликтология. 2-е изд. Мн., 2001. Гл. 1, 2.

3. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт // Иностранная лите­
ратура. 1993. №4.

4. Коллинз Р. Теория конфликта в современной макроисторической социо­
логии // Философская и социологическая мысль. 1993. №6.

5. Козер Л.А. Функции социального конфликта // Американская социоло­
гическая мысль. Тексты. М., 1996.

6. Козер Л А. Завершения конфликта. Там же.

7. Коузер Л Основы конфликтологии. СПб., 1999.

8. Маркс К. К практике политической экономики. Предисловие // Маркс К.,
Энгельс Ф. Соч. Т. 13.

9. Маркс К. Капитал. Т.1 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 57-87.


Глава 10i


 

Символический интеракционизм


10.1 | Основные положения

1. Основатель символического интеракционизма, американский социолог Джордж- Герберт Мид (1863-1931), усматривал решающее отличие человеческого бытия от существования животных в языке, придающем социальную специфику человеческому взаимодействию (английское слово interaction означает взаимодействие). Человеческий язык отличается от голосовых сигналов животных тем, что использу­ет значимые символы, т. е. такие знаки, которые несут для индивидов


и их групп, определенные смыслы или значения. Именно значимые символы, воплощаемые в языке, создают в процессе взаимодействия людей предпосылки к их социальному развитию.

2. Символизация, осуществляемая посредством языка, считал
Дж. Г. Мид, делает возможным существование определенной социаль­
ной ситуации и конституирует (т.е. создает) сам социальный объект.

3. Взаимодействуя с другими индивидами, определенная общ­
ность которых выступает как «обобщенный другой» (т.е. множество
других), индивид развивает в этом процессе собственную самость,
или индивидуальность. В форме обобщенного другого сообщество
людей осуществляет контроль над поведением своих индивидуальных
членов. Следовательно, индивид обладает самостью (индивидуально­
стью) лишь в отношении самости других членов своей социальной
группы.

4. Сторонники социодраматического ответвления символиче­
ского интеракционизма К. Берк, Э. Гоффман, X. Даккен рассматри­
вают взаимодействие между индивидами как своеобразные пьесы, в
которых каждый человек одновременно является продюсером, при­
глашающим людей на определенные роли; актером, играющим отве­
денную ему роль, и режиссером, следящим за исполнением. Каждый
индивид использует предметное окружение как реквизит и тщательно
охраняет места своих «частных кулис», где он может расслабиться
после представления.

5. Взаимодействие неотрывно от интерпретации, которая воз­
никает в процессе коммуникации. Сама же коммуникация подразде­
ляется на внешнее и внутренне общение. Внешнее - это взаимодейст­
вие индивидов друг с другом посредством слов-символов, несущих в
себе определенные смыслы и значения Внутреннее - между частями
нашего «Я» происходящее общение, в процессе которого и возникает
интерпретация, т.е. толкование, разъяснение смысла, значения опре­
деленного события, объекта, жеста или слова. Этот процесс означает
видение себя глазами других людей, возникающее из способности
языковых символов вызывать в человеке ту же реакцию, что и в дру­
гих людях. На основании этого Дж. Г. Мид развил концепцию обоб­
щенного другого,
под которым понимается определенная социальная
группа, воздействующая на сознание любого из своих членов. Сущ­
ность этого процесса представляет собой становление социальных
качеств личности, происходящее путем усвоения каждым индивидом
тех социальных ролей, которые культивируются в данной группе, на­
пример, у игроков в бейсбол.


6. В рамках символического интеракционизма исследуется по­
ведение не только отдельных индивидов, но и больших масс людей
(Р. Тернер), массовых социальных движений (Г. Блумер). Групповая
активность, приводящая к формированию коллективного поведения,
означает, утверждает Г. Блумер, что индивиды действуют вместе оп­
ределенным образом, между ними существует разделение труда и оп­
ределенное взаимное приспособление различных линий индивиду­
ального поведения.

7. В блумеровской версии символического интеракционизма
утверждается, что ключ к пониманию природы коллективного пове­
дения дает круговая реакция - такой тип взаимного возбуждения, в
рамках которого реакция одного индивида воспроизводит и одновре­
менно усиливает возбуждение другого индивида. Вследствие этого
взаимное возбуждение приобретает круговую форму, при которой
индивиды отражают настроения друг друга и, таким образом, интен­
сифицируют их, например, во время ссоры или в концертном зале во
время захватывающего их выступления популярного певца.

8. Г. Блумер считал, что коллективное поведение, связанное со
взаимным возбуждением индивидов, чаще всего возникает в условиях
неустойчивости или нарушения привычных форм существования лю­
дей, что приводит последних в состояние беспокойства, выражаю­
щееся в дискомфорте, фрустрации, неуверенности или, наоборот, в
чувстве агрессивности. Когда такое беспокойство вовлекается в кру­
говую реакцию, захватывая не одного, а множество индивидов, воз­
никает социальное беспокойство Оно воплощается в трудовых конт-
фликтах, женских движениях, аграрных и религиозных волнениях,
революционных выступлениях.

9. Поборники символического интеракционизма обращают
внимание на двойственную роль социального беспокойства. Оно:
1) выступает симптомом распада или крушения определенного жиз­
ненного устройства; 2) означает подготовку к новым формам коллек­
тивного поведения, которое на волне всеобщего возбуждения, прини­
мающего круговой характер, с нарастающим эффектом усиливающе­
гося влияния на отдельных индивидов, подталкивает многих из них к
таким формам нового коллективного поведения, о котором они преж­
де и не помышляли.

\Щ... 10-2^] Практические задания

1. На основе ознакомления с текстом 10-ой гл. Учебного посо­бия и данного Практикума определите и постарайтесь запомнить сле­дующие ключевые понятия:



 


тов, событий? Приведите соответствующие примеры из вашей жизни, литературы, кинофильмов.

6. Назовите, кто в рамках символического интеракционизма иссле­
довал поведение больших масс людей и массовых социальных
движений?

7. Объясните, что означает термин «круговая реакция»? Каким обра­
зом групповая активность связана с коллективным поведением?

8. В каких условиях взаимное возбуждение индивидов приводит к
социальному беспокойству, в каких формах последнее находит
свое реальное воплощение?

9. Какую роль в жизни индивидов и общностей играет социальное бес­
покойство, как оно связано с социальным движением?

Литература

1. Блумер Г. Коллективное поведение // Американская социологическая
мысль. Тексты. М., 1996.

2. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Символический интерак-
ционизм // Западная теоретическая социология. СПб., 1996. Ч.П, гл. 1, 3.

3. Мид Дж. От жеста к символу // Американская социологическая мысль.
Тексты. М., 1996.

4. Мид Дж. Интернализованные другие и самость // Там же.

5. Мид Дж. Азия//Там же.

6. Смелзер Н. Символический интеракционизм // Социология. М., 1994.
Разд. 1,гл. 5, с. 136-139.



Социологическая феноменология и этнометодология


11.1 Основные положения

1. Основоположник феноменологической социологии Альфред Шюц, опираясь на феноменологическую философию Э. Гуссерля и философскую антропологию О. Шпенглера, выдвинул концепцию интерсубъективного социального мира, охватывающего собой всю совокупность человеческих представлений от переживаний единич­ного субъекта до абстрактно-теоретических конструкций социальных наук.


2. Под термином «социальная реальность» А. Шюц понимает
совокупность объектов и событий внутри социокультурного мира как
опыт обобщенного сознания людей, как общий для всех них интер­
субъективный
мир, созданный в процессе взаимодействия и взаимо­
влияния многих субъектов между собой. Социальный мир не только
интерсубъективен, представляет собой воплощение межсубъектного
взаимодействия людей в опыте их повседневной жизни, но и является
миром значений.

3. В процессе межсубъективных взаимодействий людей, благо­
даря миру значений, возникает различие между индивидуально-
уникальными и типичными явлениями социальной реальности. Над
первым рядом значений, возникающих в повседневном опыте инди­
видов и представляющих собой конструкции обыденного сознания,
надстраиваются теоретические конструкции общественных наук, яв­
ляющиеся конструкциями второго уровня.

Перед социологической феноменологией возникает первосте­пенная проблема: как возможно сформировать объективно верную и проверенную теорию на основе субъективно значащих структур ин­терсубъективного социального мира, т.е. проблема объективности идеальных конструкций второго ряда и их адекватности интерсубъек­тивному миру социальной реальности. Эта проблема может быть раз­решена, считает А. Шюц, благодаря тому, что выполнение требова­ний логической последовательности гарантирует объективный харак­тер идеальных объектов, сконструированных социологом. А выпол­нение требования адекватности гарантируется совместимостью тео­ретических конструкций общественной науки с конструкциями обы­денного сознания, конструкциями повседневной жизни. Это возмож­но в том случае, когда мы не ограничиваем наше понимание чувст­венным восприятием объектов социальной реальности, а включаем в него опытные формы, посредством которых обыденное сознание в повседневной жизни понимает человеческие действия и их результа­ты с точки зрения основных мотивов и целей таких действий.

4. В рамках социологической феноменологии на рубеже 60—70-х
годов XX столетия возникла этнометодология. По замыслу ее основа­
теля Гарольда Гарфинкеля, этнометодология должна превратить мето­
ды исследования примитивных общин и культур, применяемые в этно­
логии и антропологии, в процедуры изучения всех социальных и куль­
турных явлений, более того - в методологию их исследования. Отсюда
и проистекает название данного направления, интегрированное из двух
терминов: этпо плюс методология.

Этнометодология базируется на твердо установленном этноло­гами и антропологами факте: члены примитивных обществ не в со-


стоянии описать, а тем более объяснить функционирование сущест­вующих в этих обществах социальных институтов (религии, культуры и т. п.), которые навязываются им как бы извне. Такое осмысление иозможно только в современных обществах индустриального и по­стиндустриального типов, в которых большинство граждан принима­ют участие в создании и функционировании существующих здесь социальных институтов. Но такое осмысление происходит только на основе осмысленной коммуникации, возможной только в языковой форме. Однако язык способен не только прояснить смысл тех или иных действий, в том числе и социальных институтов, но и затем­нить, исказить их. Поэтому социолог должен не ограничиваться при­менением терминов специального научного языка, а использовать выражения повседневной разговорной речи, воплощающие несопос­тавимые, нерефлексированные механизмы социальной коммуникации между людьми. Именно такие механизмы наиболее полно изучены этнологией, социальной и культурной антропологией, занимающими­ся преимущественно исследованием примитивных общин и культур.

5. Этнометодология различает два уровня социального позна­
ния: 1) повседневный опыт; 2) социологическую теорию. В соответ­
ствии с этим все суждения и выражающие их предложения диффе­
ренцируются на два типа - индексичпые и объективные. Индексичные
выражения характеризуют уникальные, специфические объекты, при­
чем в непосредственной связи с тем социальным контекстом, в кото­
ром они возникают и используются. В отличие от них объективные
выражения дают обобщенное описание определенного типа, класса,
рода социальных объектов независимо от контекста употребления.

6. С точки зрения сторонников этнометодологии, социальная
реальность не обладает объективными характеристиками, а видоиз­
меняется в зависимости от особенностей, содержания и форм выра­
жения той социальной коммуникации, в которой она возникает и раз­
вивается. Более того, социальная реальность конструируется, создает­
ся в процессе социальной, прежде всего речевой коммуникации. Это
происходит посредством употребления людьми субъективных смы­
слов и значений в процессе их взаимной коммуникации при помощи
индексичных выражений.

В отличие от этого объективные выражения, в которых соци­альная реальность унифицируется и классифицируется на определен­ные типы и классы явлений, отстраняются от уникальных ситуаций, изолируют их от неповторимого контекста. А это означает, что науч­ные термины, концепции, теории являются вторичными, производ­ными от повседневного опыта, в процессе развертывания которого и создается сама объективная реальность.


Г. Гарфинкель, Г. Сази, Дж. Джеферсон, П. Макхью и другие этнометодологи утверждают, что для проникновения сквозь толщу научных терминов, концепций, теорий в сущность социальных явле­ний необходимо отказаться от разделения, дистанцирования субъекта и объекта, свести теоретические конструкты к здравому смыслу, к «народной мудрости» и повседневному опыту, коренящимся в глуби­нах этнического сознания.

7. Все изложенное не означает, что этнометодология отказыва­ется от теории. Ее теоретическое содержание базируется на четырех постулатах:

1) отождествляется социальное взаимодействие и речевая ком­
муникация;

2) отождествляется исследование и интерпретация действий
собеседника и коммуникация с ним;

3) выделяются два различных, хотя и связанных друг с другом,
слоя в интерпретации — понимание и разговор;

4) происходит отождествление структурной организации разго­
вора (коммуникации) с синтаксисом повседневной речи.

Основной вывод этнометодологии таков: социолог, прежде все­го, этнометодолог, в исследовании социальной реальности не должен занимать позицию отстраненного, дистанцированного наблюдателя. Он всегда включен в контекст повседневной коммуникации, в про­цессе которой социальная реальность не только понимается и интерпретируется, но и конструируется, т. е. создается.

Практические задания

1. Найдите в Учебном пособии и в данном Практикуме опреде­
ления следующих ключевых понятий:

И нтерсубъекти вность. Теоретические конструкции науки. Социальный мир. Этнометодология. Мир значений. Индексичные выражения. Конструкции обыденного сознания. Объективные выражения. Конструирование реальности.

2. Чтобы усвоить содержание 11 -ой гл., Вам необходимо по­
нять и запомнить смысл следующих важнейших терминов.



 


Глава 12.


 

Н. Луман: теория общества и самореферентных систем


 


12.1


Основные положения


1. Один из разработчиков «постмодернистской» социологии
Никлс Луман (1927-1999) выступил с претензией на создание новой,
«единой социологической теории», в центре которой находится по­
нятие общества.
Однако существовавшее до сих пор понятие обще­
ства неадекватно в силу трех причин:

1) гуманистическое предубеждение, согласно которому обще­
ство состоит из людей и отношений между ними;

2) допущение территориального разнообразия общества;

3) разделение субъекта и объекта познания. Поэтому необхо­
димо, согласно Н. Луману, «революционизировать парадигму теории
общества». А это можно сделать, только поставив в центр теории по­
нятие системы.

 

2. Под системой Н. Луман понимает нечто, способное отличать
себя от внешней среды и воспроизводить эту границу. Именно под
такое определение системы подпадает, по его мнению, общество. Оно
тем и отличается, что постоянно производит различение себя и внеш­
ней среды, дающее ему право называться системой. Эта система явля­
ется самовоспроизводящей и одновременно самореферентной, т.е.
способной описывать самое себя, воспроизводя и само это описание.

3. При таком понимании социальной системы ее элементами
оказываются не люди и их действия, а их коммуникации между собой.
Коммуникация - это не просто передача информации, а смысловой,
самореферентный процесс, приводящий к определенному конструи­
рованию социальной системы.

4. Хотя система и окружающий мир разделены, утверждает
Н. Луман, они не могут существовать как две стороны друг без друга.
Если система достаточно сложна (а именно таково общество), она
оказывается в состоянии обратить на себя самые различные системы
и всего окружающего мира и осуществлять вследствие этого наблю­
дение самой себя как системы в окружающем мире.

Именно из такого взаимодействия системы и окружающего ми­ра вытекает понимание и толкование Н. Луманом понятия «саморе­ферентная система». Самореферентность, в его понимании, есть включение самого себя в предмет рассмотрения. Следовательно, са­мореферентная система, хотя и зависит от окружающего мира и не


обходится без него, но детерминирована отнюдь не им, поэтому мо­жет сама себя организовать и выстроить свой собственный порядок, осуществив тем самым построение своих структур собственными сис-■ емными процессами.

5. Такое понимание самореферентной системы органически
связано с трактовкой Н. Луманом еще одного ключевого понятия в
его социологической концепции — аутопоейтической системы. Он
утверждает, что аутопоейтические системы производят не только
свои структуры, но и свои элементы, а также сети этих элементов.
Сами же элементы системы — это информация, это различия, имею­
щие очень важное значение для развития и существования системы.
Специфика аутопоейтической системы в том и состоит, что она дела­
ет выбор из самостоятельно сконструированной области информации
и тем самым осуществляет процесс коммуникации между своими раз­
личными составными частями.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных