Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЛИЧНОСТЬ, КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ РАССМОТРЕНИИ 5 страница




Седьмой этап - поздняя юность (18-25 лет). Этот этап знаме­нует собой переход от систематического обучения к продуктивному труду. На этом этапе решающую роль в социализации начинает иг­рать трудовая деятельность, профессиональная учеба, формирование соответствующих установок. Происходит освоение соотношений ме­жду людьми, профессиональных и трудовых умений и навыков. Важ­ную роль приобретает социализация, выражающаяся в разделении труда, в силу чего она, с одной стороны, способствует росту его про­изводительности, а с другой - профессионально-квалификационному развитию личности.


Восьмой этап социализации — это этап человеческой зрелости (25-60 лет). Основным средством социализации здесь становится трудовая деятельность, а также самообразование.

Девятый этап социализации - послетрудовая деятельность, когда человек переходит к заслуженному отдыху. Этим этапом охва­тывается весь период пенсионного существования личности. В этот период происходит подведение жизненных итогов

7. Важное значение в социологии придается факторам социали­
зации. В качестве важнейших факторов социализации выделяются:

1) биологические (в частности биологическая наследственность
индивидов);

2) психологические (влияние на процесс социализации темпера­
мента, характера, способностей трансформирующейся личности и т.п.);

3) социальные (экономическая система, политический режим,
уровень развития культуры и образования и т.п.).

8. Важнейшую роль в осуществлении социализационных про­
цессов выполняют социальные агенты, институты социализации.
Таковыми являются:

1) семья — первичная группа и социальный институт, где фор­
мирующаяся личность получает первые социализационные уроки,
приобретает первый социальный опыт как существо индивидуальное
и одновременно социальное;

2) школа — социальный институт, который силами учителей
осуществляет обучение и образование детей и подростков, передавая
им единые для всех, но индивидуально усваиваемые каждым знания и
ценности, нормы поведения и жизнедеятельности.

3) группа сверстников, которая оказывает неформальное, но
очень сильное влияние на социализационную активность формирую­
щейся личности, на осуществляемый ею выбор ценностных ориента­
ции и смысложизненных установок, на формирование жизненных
позиций;

4) трудовой коплектив, который социализирует и профессио­
нализирует социализирующее воздействие социальной среды на лич­
ность, развивает в ней индивидуализированное воспроизводство
норм, ценностей, традиций, подталкивает ее к новаторству, к обога­
щению и развитию социального опыта как индивида, так и социаль­
ной группы (общности);

5) средства массовой информации — включают личность в
мощные и разнообразные информационные потоки, расширяют тем
самым ее познавательный, мировоззренческий, социально-
культурный, политический горизонты, делают ее социализационные



 



 


I


14. Расскажите, какое значение в социализации личности имеет
ее "самость", т.е. ее индивидуальная самобытность, непохожесть на
других людей.

15. Охарактеризуйте сущность и последовательность этапов
жизненного цикла в социализации личности.

16. Дайте описание существенных особенностей различных
этапов социализации личности (младенчество, раннее детство и т д).

 

17. Объясните, почему социализация продолжается не только в
младенческом и подростковом возрасте, но протекает на протяжении
всей жизни человека

18. Расскажите, какие факторы социализации вы знаете, в чем
состоит содержание и сущность этих факторов

19. Охарактеризуйте роль и сущность социальных институтов,
функционирующих в обществе, в развитии процессов социализации.


ПЦ" 21 -3 _J Тестовые задания

1. Каждый человек в гой мере, в какой он оказывает влияние на процесс своей социализации, заинтересован приобрести в своем раз­витии достаточно высокий творческий потенциал Предлагаемый тест поможет Вам узнать кое-что существенное о своем творческом по­тенциале.

Твой творческий потенциал

1. Считаешь ли ты, что окружающий мир может быть улучшен ?

а) да;

б) нет, он и так достаточно хорош;

в) да, но только кое в чем.

2. Ты сам (-а) можешь участвовать в значительных изменениях ок­
ружающей среды9

а) да, в большинстве случаев;

б) нет;

в) да, в некоторых случаях.

3. Верно ли, что некоторые из твоих идей принесли бы замечатель­
ный прогресс в сфере твоей деятельности ?

а) да;

б) да, при благоприятных обстоятельствах;

в) в некоторой степени.

4. Считаешь ли ты, что в будущем будешь играть столь важную
роль, что сможешь принципиально что-то изменить?


а) да, наверняка;

б) маловероятно;

в) возможно.

5. Когда ты решаешь предпринять какое-то действие, уверен

(-а) ли ты, что осуществишь свое начинание?

а) да;

б) часто сомневаюсь;

в) нет.

6. Испытываешь ли желание заняться делом, которого абсолютно
не знаешь?

а) да, неизвестное тебя привлекает;

б) неизвестное тебя не интересует;

в) все зависит от характера этого дела.

7. Тебе приходится заниматься незнакомым делом. Испытываешь ли
ты желание добиться в нем совершенства?

а) да;

б) удовлетворишься тем, чего добился;

в) да, если тебе это нравится.

8. Если дело, которое ты не знаешь, тебе нравится, хочешь ли ты
знать о нем все?

а) да;

б) нет, ты хочешь научиться только самому основному;

в) нет, ты только хочешь удовлетворить свое любопытство.

9. Когда ты терпишь неудачу, то:

а) какое-то время упорствуешь вопреки здравому смыслу;

б) махнешь рукой на эту затею, так как понимаешь, что она не­
реальна;

в) продолжаешь делать свое дело.

10. По-твоему, профессию надо выбирать, исходя из:

а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;

б) стабильности, значимости профессии, потребности в ней;

в) преимуществ, которые она обеспечит.

11. Путешествуя, мог (-па) бы ты легко ориентироваться на мар­
шруте, по которому уже прошли?

а) да;

б) нет, боишься сбиться с пути;

в) да, но только там, где местность тебе понравилась.

12. Сразу же после какой-то беседы можешь пи ты вспомнить все, о
чем говорилось?

а) да, без труда;


б) часто вспомнить не можешь;

в) запоминаешь только то, что тебя интересует.

13. Когда ты слышишь слово на незнакомом тебе языке, то можешь
ли повторить его без ошибки?

а) да, без затруднений;

б) да, если это слово легко запомнить;

в) да, но не совсем правильно.

14. В свободное время ты предпочитаешь:

а) оставаться наедине, поразмыслить;

б) находиться в компании;

в) тебе это безразлично.

15. Ты занимаешься каким-либо делом. Решаешь прекратить это
занятие, когда'

а) дело закончено и кажется тебе отлично выполненным;

б) ты более или менее доволен (довольна);

в) тебе еще не все удалось сделать.

16. Когда ты один (одна), то

а) любишь мечтать о каких-то абстрактных вещах;

б) пытаешься найти себе конкретное занятие;

в) любишь помечтать о вещах, которые связаны с твоей работой.

17. Когда какая-то идея захватывает тебя, то ты станешь думать
о ней'

а) независимо от того, где и с кем ты находишься;

б) ты сможешь делать это только наедине;

в) только там, где будет не слишком шумно.

18. Когда ты отстаиваешь какую-то идею.

а) можешь отказаться от нее, если выслушаешь убедительные
аргументы оппонентов;

б) останешься при своем мнении, какие бы аргументы ни вы­
слушал (-а);

в) изменишь свое мнение, если сопротивление окажется слиш­
ком сильным.

Подсчитай баллы' за ответ "а"3 балла, за "б" — 1, за "в"2 балла.

49 и более баллов. В тебе заложен значительный творческий по­тенциал, который предоставляет тебе богатый выбор возможностей. Если ты на самом деле сможешь применить свои способности, то тебе доступны самые разнообразные формы творчества.



 



 



 


[J!LJldL_J Вопросы по теме главы

1. Почему личность выступает не только в качестве объекта, но и
активного объекта социализации?

2. В чем состоит сущность социализации личности?

3. Каковы особенности ненаправленной (стихийной) и направлен­
ной социализации?

4. Какова социализирующая роль идентификации и обобщенного
другого?

5. Какую роль в процессе социализации играет самобытность лич­
ности?

6. Каковы основные этапы социализации личности?

7. Какие факторы влияют на социализацию личности?

8. В чем состоит роль таких институтов социализации, как семья,
школа, трудовой коллектив?

9. В чем заключены особенности и социализирующее значение
культуры?

10. Какую роль в социализации личности выполняют средства мас­совой информации?

21.5 1 Литература

1. Кравченко А.И. Социализация // Введение в социологию. М, 1995. Гл. 4.

2. Кули Ч. Социальная самость // Американская социологическая мысль.
Тексты. М., 1996.

3. Кули Ч. Первичные группы // Там же.

4. Мид Дж. Интернализованные другие и самость // Там же.

5. Мид Дж. Азия // Там же.

6. Москаленко В.В. Социализация личности. Киев, 1986.

7. Орлова Т. В. Психологические тесты для тинэйджеров. Киев.

8. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения //
Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1996.

9. Практическая психология в тестах М., 2000.

 

10. Смелзер Н. Социализация // Социология. М., 1994. Гл. 4.

11. Фролов С.С. Социализация личности // Социология. М., 1996. Гл. 2, 4.


Глава 22:.


 

Социальный статус

и социальные роли личности


 


22.1


Основные положения


1. Каждый человек в процессе взаимодействия с другими
людьми занимает определенное положение в обществе - он либо пре­
зидент компании, либо доцент, либо инженер, либо врач, либо сту­
дент и т.п. Положение, занимаемое человеком в обществе и связанное
с определенными правами и обязанностями, называется социальным
статусом.

2. Определение данного феномена гласит' социальный статус

- это соотносительное nonooicenue (позиция), занимаемое личностью
или группой в обществе в соответствии с профессией, социально-
экономическим состоянием, политическими возможностями, полом,
происхождением, семейным положением

3. Понятие социального статуса характеризует место личности
в социальной структуре общества, в системе общественных взаимо­
действий, в ее деятельности в различных сферах жизни, а также оцен­
ку деятельности личности со стороны общества. Последняя может
выражаться в различных качественных и количественных показателях

- авторитет, престиж, привилегии, уровень доходов, зарплата, пре­
мия, звание и т.п.

4. Американский социолог Р. Линтон выделял «двойственное
значение» понятия социальный статус. Каждый человек обладает оп­
ределенным социальным статусом, в соответствии с которым занима­
ет определенное место в социальной иерархии - губернатор штата,
шериф, полицейский и т.п.

5. Поскольку каждого человека характеризует не один, а не­
сколько статусов, американский социолог Р. Мертон ввел понятие
«статусный набор» — это вся совокупность статусов данного индиви­
да. Статусный набор — вся совокупность статусов, характеризующих
данную личность в многообразии ее взаимодействий с другими лично­
стями с точки зрения выполнения своих прав и обязанностей.

6. В этой совокупности чаще всего выделяется ключевой, или
главный статус, по которому данную личность выделяют изо всех ос­
тальных, например, Александр Македонский - полководец, Петр
Ильич Чайковский — композитор и т.п. Главным в жизнедеятельности
человека выступает тот статус, который определяет установку и на-


правленность личности, содержание и характер ее деятельности, сте­пень ее влияния на других и т.п.

7. В социологии принято различать два статуса - личный и со­
циальный.
Социальный статус означает место, занимаемое человеком
объективно в социальной структуре общества. Это — широкий смысл
данного термина. Но существует специфическое восприятие социаль­
ного статуса человека в общественном мнении, в предрассудках, слу­
хах и т.п., которые далеко не всегда совпадают с реальным социаль­
ным статусом данного индивида.

Личный статус отличается от социального тем, что положение, занимаемое человеком в малой группе, определяется именно индиви­дуальными качествами личности. Поэтому социальный статус играет приоритетную роль среди незнакомых, а личный - среди знакомых людей.

В процессе социального взаимодействия может обнаружиться несовпадение статусов. Оно возникает в двух случаях:

1) когда индивид занимает высокую статусную позицию в од­
ной социальной группе и низкую в другой;

2) когда права и обязанности одного статуса противоречат пра­
вам и обязанностям другого или мешают их выполнению.

 

8. В зависимости от того, занимает ли человек определенную
статусную позицию благодаря наследуемым признакам (пол, раса,
национальность) или благодаря собственным усилиям, различают еще
два вида статусов: предписанный и достигаемый. Предписанными,
прирожденными являются статусные признаки, заданные человеку
фактом его происхождения, независимо от его сознания, желания,
воли, деятельности. Таковы: национальность (белорус), пол (женщи­
на), раса (негр), дворянские титулы (князь, барон, граф) и т.п.

9. Достигаемый статус достается человеку благодаря его собст­
венным усилиям, настойчивости, устремленности и т.п. Таковы ста­
тусы профессора, чемпиона мира, президента страны, которые дости­
гаются, как правило, благодаря знаниям, умениям, навыкам, активной
трудовой деятельности, преодолению трудностей и препятствий на
пути к достижению цели.

10. Социальный статус личности не остается неизменным, он
может с течением времени изменяться, причем в некоторых случаях
весьма существенно. Для выражения динамики изменения статусных
позиций личности во времени Д. Ленски предложил понятие статус­
ный профиль.
Оно отражает изменение ранговых параметров всех
статусов, которые в течение жизни индивида могут изменяться. При
этом человек может занимать высокий должностной статус, но не от­
носиться к числу богатых людей.


11. В реальной жизнедеятельности социальный статус лично­
сти проявляется в различных ролях, которые выполняет в процессе
взаимодействия с окружающими людьми данная личность. Впервые
определение социальной роли было дано американским социологом
Р. Линтоном в 1936 году. Он рассматривал социальную роль как ди­
намическую сторону социального статуса, как его функцию, связан­
ную с набором норм, в соответствии с которыми личность должна
вести себя в определенных ситуациях. Понятие социальной роли, та­
ким образом, относится к таким ситуациям, когда регулярно и на про­
тяжении длительного времени личность воспроизводит в определен­
ных обстоятельствах устоявшиеся черты поведения, т.е. его опреде­
ленные стереотипы, соответствующие ожиданиям других людей.
Поэтому социальную роль можно определить как совокупиость ожи­
даний и требований,
предъявляемых социальной группой, обществом
в целом к лицам, занимающим определенные статусные позиции. Эти
ожидания, пожелания, требования воплощаются в конкретных соци­
альных нормах.

12. Человек в своей жизнедеятельности выполняет не одну, а
множество ролей, связанных со свойственным ему социальным стату­
сом. Поэтому Р. Мертон ввел в социологию понятие «ролевой набор»,
обозначающее совокупность ролей, характерных для данного конкрет­
ного индивида в определенных ситуациях. Однако любая из ролей,
выполняемых человеком, может возникнуть и осуществиться только во
взаимодействии с другими людьми.

13. В социологии рассматриваются три основных типа соци­
альных ролей:

 

1) представляемая роль - система определенных ожиданий ин­
дивидов и социальных групп, ориентированных на субъекты ролевого
поведения;

2) субъективно воспринимаемая роль — совокупность тех спе­
цифических ожиданий, которые приписывает самому себе человек,
обладающий определенным социальным статусом, т.е. его субъектив­
ное представление о том, как он должен поступать в соответствии с
нормами других социальных статусов;

3) играемая роль - реальное, воплощаемое в конкретных постулатах
поведение данной личности, обладающей определенным статусом, по от­
ношению к другому лицу (другим лицам) с другим или одинаковым стату­
сом.

14. Процесс усвоения индивидом социальных ролей включает в
себя, считает Т. Парсонс, три основных компонента:


1) интернализация, т.е. усвоение индивидом мотиваций, кон­
кретизируемых в ориентирах поведения, свойственных определенным
ролям;

2) предоставление обществом благоприятных для него условий
деятельности в соответствии с предписываемыми ему или избирае­
мыми им самим ролями;

3) соблюдение выполняющими свои роли индивидами надле­
жащих уровней лояльности по отношению к коллективным интере­
сам и потребностям.

 

15. Ролевые взаимозависимости индивидов создают, по утвер­
ждению известного немецкого социолога Н. Лумана, специфические
"сети отношений", в которых индивиды, выполняющие свои социаль­
ные роли, действуют с оглядкой на другие роли. Именно взаимность
различных ролей создает условия для возникновения партнерства

16. В реализации идеи партнерства, считает американский со­
циолог И. Гоффман, возникает различие между содержанием роли и
ролевым исполнением. Исполнение роли - это и есть реальное пове­
дение человека в определенной ситуации. Роли в жизни бывают сце­
ническими
и закулисными. Официант в ресторане, например, играет
сценическую роль перед посетителями, но более естественно он ведет
себя на кухне, где его видят повара и другие официанты. Человек ни в
коем случае не должен пренебрегать исполнением своей роли, ибо
такое пренебрежение способно привести к утрате друзей, работы, се­
мьи и даже свободы.

17. Посредством социальной роли и ее воплощения в своих по­
ступках человек включается в социодинамику культуры. Если статус
характеризует включенность личности в социальную структуру об­
щества, то социальная роль воплощает в себе включенность личности
в культуру, меру индивидуального культурного развития данного че­
ловека.

18. Социальная роль обладает определенной нормативной
структурой.
В ней могут быть выделены четыре компонента:

1) описание того типа поведения, которое требуется социаль­
ным окружением от лица, выполняющую данную роль;

2) ожидания, предписания, требования, которые предъявляют­
ся окружающими данному лицу в его роли;

3) оценка окружающими людьми случаев хорошего, плохого
выполнения данной роли или ее невыполнения;

4) санкции за благоприятные и неблагоприятные социальные
последствия действий в рамках требований к данной социальной ро­
ли (поощрения, вознаграждения, наказания и др.)


19. В зависимости от содержания и характера требований, за­
ключенных в нормативной структуре социальных ролей, последние
выступают в трех разновидностях:

1) должное (обязательное);

2) желательное;

3) возможное поведение.

20. Социальный статус и социальная роль являются очень важ­
ными социальными характеристиками, с которыми связаны и в кото­
рых воплощаются все социальные качества личности, охарактеризо­
ванные в предыдущей главе учебного пособия.

В процессе осуществления свойственных человеку ролей по­следний может оказаться в ситуации ролевого конфликта. Ролевой конфликт, по утверждению Р. Мертона, возникает в такой ситуации, при которой человек сталкивается с противоречивыми требованиями двух или более несовместимых ролей.

21. Социальные роли возникают и осуществляются в процессе
социального взаимодействия человека с другими людьми. Процесс, в
ходе развертывания которого индивиды правильно воспринимают и
оценивают роли друг друга, американский социальный психолог
Т. Шибутани назвал принятием роли. Принятие роли — сложный про­
цесс, показывающий, что способность человека эффективно участво­
вать в согласованных действиях зависит от его способности прини­
мать па себя роли других людей и становиться в воображении раз­
личными людьми.

22.2 f Практические задания

1. На основе ознакомления с учебной литературой постарайтесь
запомнить следующие ключевые понятия'

Социальный статус. Социальная роль. Статусный набор. Представляемая роль. Предписанный статус. Воспринимаемая роль. Достигаемый статус. Играемая роль. Нормативная структура личности.

2. Для лучшего усвоения содержания данной главы Вам надле­
жит уяснить смысл следующих важнейших терминов.



 


16. Дайте характеристику сценических и закулисных ролей, выпол­
няемых личностью. Приведите примеры таких ролей из истории,
литературы, кинофильмов, из Ваших собственных наблюдений.

17. Расскажите, почему социальный статус личности характеризует
преимущественно включенность личности в социальную струк­
туру общества, а социальная роль свидетельствует в основном о
степени включенности человека в культуру, о мере индивидуаль­
ного культурного развития личности.

18. Опишите нормативную структуру социальной роли личности.
Дайте характеристику ее основных компонентов.

19. Расскажите, какие существуют разновидности социальных ролей
с точки зрения их модальной сущности.

20. Ответьте на вопрос: что представляет из себя ролевой конфликт?

21. Дайте описание того, что включает в себя процесс принятия ро­
ли.
Объясните, почему принятие роли другого помогает людям
эффективно участвовать в согласованных действиях.


Гш"22.4


Тестовые задания


1. Социальный статус, достигаемый человеком в жизни, в зна­чительной степени зависит от того, способен ли он оказывать влияние на других. Разобраться в этом поможет следующий тест.

Каждый из нас, как известно, подвержен влиянию других лю­дей, нередко и сам старается повлиять на них в желаемом направле­нии. Предлагаем проверить, какой силой внушения наделены вы. По­литики, педагоги, врачи, журналисты, актеры должны, в силу своей профессии, обладать этим качеством. Если вы хотите узнать, способ­ны ли вы оказывать влияние на других, убеждать их, примите участие в нашей психологической игре.

Тест: способны ли вы влиять на других?

На вопросы отвечать только "да" или "нет".

1. Выбрали бы вы профессию актера или политика?

2. Раздражают ли вас люди, которые экстравагантно одеваются и
ведут себя?

3. Способны ли вы поделиться с другим человеком свои личными
переживаниями?

4. Реагируете ли вы немедленно на малейшее проявление неподо­
бающего к вам отношения?



 


своем наставничестве до крайности, ибо это угрожает вам превра­титься в фанатика или тирана.

Если же вы набрали от 30 до 0 очков, то:

Увы, вы не обладаете силой внушения, способной убедить дру­гих, хотя зачастую во многом правы. Идеальной для себя (и других) вам представляется жизнь строго упорядоченная, подчиненная зако­нам здравого смысла и благонравия, а будущее - предсказуемым. Вы ничего не любите делать через силу. Иногда слишком сдержанны, что подчас мешает в достижении цели, выставляет в несколько преврат­ном свете ваше поведение.

Литература


Ануфриев Е.А. Личность. Ролевая и статусная концепция личности // Социология / Под ред. Г. В. Осипова. М, 1995. Гл. 4. Громов А., Мацкевич А., Семенов В. Западная теоретическая социоло­гия. СПб., 1996. Ч. П. Гл. 1.

Инкельс А. Личность и социальная структура // Американская социоло­гия. Перспективы, проблемы, методы. М., 1973.

4.

Кравченко А.И. Социология. М., 2001. Разд. 1. Гл. 1. Социальная струк­тура: статусы и роли.

5.

Левитов Н.Д. «Теория ролей» в психологии // Вопросы психологии. 1969, №6.

6. Луман Н. Общество, интеракция, социальная солидарность // Человек.
1996, №3.

7. Парсонс Т. Функциональная теория изменения // Американская социоло­
гическая мысль. М., 1996.

8. Смелзер Н. Дж. Межличностные взаимодействия и социальная структу­
ра. Понятие роли // Социология. М., 1994.

9. Фролов С.С. Социальные слои, страты, классы // Социология. 1996. Гл. 13.
10. Шибутани Т. Социальная роль как функциональная единица. Культурная

матрица играния ролей // Социальная психология. М., 1969.


Глава 23.


 

Культура, ее роль в развитии человека и общества


 


23.1


Основные положения


 


I


1. Одним из важнейших факторов развития человека и общест­
ва является культура. Человек действует не в нетронутой природной
среде, а в среде, преобразованной человеческим трудом и культурой.
Да и выделился он из животного мира и возвысился над ним благода­
ря труду и культуре.

Культура — это специфически человеческий способ деятельно­сти, направленный на созидание духовных и материальных ценно­стей, результатом которого является динамически развивающаяся система идеалов, ценностей, норм поведения, воплощаемых в соци­альном развитии человека, в его духовном мире.

2. В культуре существует внутренне присущая ей упорядочен­
ность, структурированность. Обычно ее разделяют на два основных
типа: материальную и духовную. Под материальной культурой пони­
мается совокупность материальных объектов, созданных творчеством
человека - книга, храм, орудие труда, самолет, жилой дом и т.д. В
отличие от этого духовная культура есть совокупность нематериаль­
ных элементов, созданных творчеством человека: ценностей, норм,
идей, правил, ритуалов, обычаев, традиций, символов и т.п.

3. Именно духовная культура представляет главную часть це­
лостной системы культуры. В ее состав входят: художественная куль­
тура (искусство), философия, мораль, религия, мифология, наука.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных