ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ЛИЧНОСТЬ, КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ РАССМОТРЕНИИ 5 страницаСедьмой этап - поздняя юность (18-25 лет). Этот этап знаменует собой переход от систематического обучения к продуктивному труду. На этом этапе решающую роль в социализации начинает играть трудовая деятельность, профессиональная учеба, формирование соответствующих установок. Происходит освоение соотношений между людьми, профессиональных и трудовых умений и навыков. Важную роль приобретает социализация, выражающаяся в разделении труда, в силу чего она, с одной стороны, способствует росту его производительности, а с другой - профессионально-квалификационному развитию личности. Восьмой этап социализации — это этап человеческой зрелости (25-60 лет). Основным средством социализации здесь становится трудовая деятельность, а также самообразование. Девятый этап социализации - послетрудовая деятельность, когда человек переходит к заслуженному отдыху. Этим этапом охватывается весь период пенсионного существования личности. В этот период происходит подведение жизненных итогов 7. Важное значение в социологии придается факторам социали 1) биологические (в частности биологическая наследственность 2) психологические (влияние на процесс социализации темпера 3) социальные (экономическая система, политический режим, 8. Важнейшую роль в осуществлении социализационных про 1) семья — первичная группа и социальный институт, где фор 2) школа — социальный институт, который силами учителей 3) группа сверстников, которая оказывает неформальное, но 4) трудовой коплектив, который социализирует и профессио 5) средства массовой информации — включают личность в
I 14. Расскажите, какое значение в социализации личности имеет 15. Охарактеризуйте сущность и последовательность этапов 16. Дайте описание существенных особенностей различных
17. Объясните, почему социализация продолжается не только в 18. Расскажите, какие факторы социализации вы знаете, в чем 19. Охарактеризуйте роль и сущность социальных институтов, ПЦ" 21 -3 _J Тестовые задания 1. Каждый человек в гой мере, в какой он оказывает влияние на процесс своей социализации, заинтересован приобрести в своем развитии достаточно высокий творческий потенциал Предлагаемый тест поможет Вам узнать кое-что существенное о своем творческом потенциале. Твой творческий потенциал 1. Считаешь ли ты, что окружающий мир может быть улучшен ? а) да; б) нет, он и так достаточно хорош; в) да, но только кое в чем. 2. Ты сам (-а) можешь участвовать в значительных изменениях ок а) да, в большинстве случаев; б) нет; в) да, в некоторых случаях. 3. Верно ли, что некоторые из твоих идей принесли бы замечатель а) да; б) да, при благоприятных обстоятельствах; в) в некоторой степени. 4. Считаешь ли ты, что в будущем будешь играть столь важную а) да, наверняка; б) маловероятно; в) возможно. 5. Когда ты решаешь предпринять какое-то действие, уверен (-а) ли ты, что осуществишь свое начинание? а) да; б) часто сомневаюсь; в) нет. 6. Испытываешь ли желание заняться делом, которого абсолютно а) да, неизвестное тебя привлекает; б) неизвестное тебя не интересует; в) все зависит от характера этого дела. 7. Тебе приходится заниматься незнакомым делом. Испытываешь ли а) да; б) удовлетворишься тем, чего добился; в) да, если тебе это нравится. 8. Если дело, которое ты не знаешь, тебе нравится, хочешь ли ты а) да; б) нет, ты хочешь научиться только самому основному; в) нет, ты только хочешь удовлетворить свое любопытство. 9. Когда ты терпишь неудачу, то: а) какое-то время упорствуешь вопреки здравому смыслу; б) махнешь рукой на эту затею, так как понимаешь, что она не в) продолжаешь делать свое дело. 10. По-твоему, профессию надо выбирать, исходя из: а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя; б) стабильности, значимости профессии, потребности в ней; в) преимуществ, которые она обеспечит. 11. Путешествуя, мог (-па) бы ты легко ориентироваться на мар а) да; б) нет, боишься сбиться с пути; в) да, но только там, где местность тебе понравилась. 12. Сразу же после какой-то беседы можешь пи ты вспомнить все, о а) да, без труда; б) часто вспомнить не можешь; в) запоминаешь только то, что тебя интересует. 13. Когда ты слышишь слово на незнакомом тебе языке, то можешь а) да, без затруднений; б) да, если это слово легко запомнить; в) да, но не совсем правильно. 14. В свободное время ты предпочитаешь: а) оставаться наедине, поразмыслить; б) находиться в компании; в) тебе это безразлично. 15. Ты занимаешься каким-либо делом. Решаешь прекратить это а) дело закончено и кажется тебе отлично выполненным; б) ты более или менее доволен (довольна); в) тебе еще не все удалось сделать. 16. Когда ты один (одна), то а) любишь мечтать о каких-то абстрактных вещах; б) пытаешься найти себе конкретное занятие; в) любишь помечтать о вещах, которые связаны с твоей работой. 17. Когда какая-то идея захватывает тебя, то ты станешь думать а) независимо от того, где и с кем ты находишься; б) ты сможешь делать это только наедине; в) только там, где будет не слишком шумно. 18. Когда ты отстаиваешь какую-то идею. а) можешь отказаться от нее, если выслушаешь убедительные б) останешься при своем мнении, какие бы аргументы ни вы в) изменишь свое мнение, если сопротивление окажется слиш Подсчитай баллы' за ответ "а" — 3 балла, за "б" — 1, за "в" — 2 балла. 49 и более баллов. В тебе заложен значительный творческий потенциал, который предоставляет тебе богатый выбор возможностей. Если ты на самом деле сможешь применить свои способности, то тебе доступны самые разнообразные формы творчества.
[J!LJldL_J Вопросы по теме главы 1. Почему личность выступает не только в качестве объекта, но и 2. В чем состоит сущность социализации личности? 3. Каковы особенности ненаправленной (стихийной) и направлен 4. Какова социализирующая роль идентификации и обобщенного 5. Какую роль в процессе социализации играет самобытность лич 6. Каковы основные этапы социализации личности? 7. Какие факторы влияют на социализацию личности? 8. В чем состоит роль таких институтов социализации, как семья, 9. В чем заключены особенности и социализирующее значение 10. Какую роль в социализации личности выполняют средства массовой информации? 21.5 1 Литература 1. Кравченко А.И. Социализация // Введение в социологию. М, 1995. Гл. 4. 2. Кули Ч. Социальная самость // Американская социологическая мысль. 3. Кули Ч. Первичные группы // Там же. 4. Мид Дж. Интернализованные другие и самость // Там же. 5. Мид Дж. Азия // Там же. 6. Москаленко В.В. Социализация личности. Киев, 1986. 7. Орлова Т. В. Психологические тесты для тинэйджеров. Киев. 8. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // 9. Практическая психология в тестах М., 2000.
10. Смелзер Н. Социализация // Социология. М., 1994. Гл. 4. 11. Фролов С.С. Социализация личности // Социология. М., 1996. Гл. 2, 4. ■ Глава 22:.
Социальный статус и социальные роли личности
22.1 Основные положения 1. Каждый человек в процессе взаимодействия с другими 2. Определение данного феномена гласит' социальный статус - это соотносительное nonooicenue (позиция), занимаемое личностью 3. Понятие социального статуса характеризует место личности - авторитет, престиж, привилегии, уровень доходов, зарплата, пре 4. Американский социолог Р. Линтон выделял «двойственное 5. Поскольку каждого человека характеризует не один, а не 6. В этой совокупности чаще всего выделяется ключевой, или правленность личности, содержание и характер ее деятельности, степень ее влияния на других и т.п. 7. В социологии принято различать два статуса - личный и со Личный статус отличается от социального тем, что положение, занимаемое человеком в малой группе, определяется именно индивидуальными качествами личности. Поэтому социальный статус играет приоритетную роль среди незнакомых, а личный - среди знакомых людей. В процессе социального взаимодействия может обнаружиться несовпадение статусов. Оно возникает в двух случаях: 1) когда индивид занимает высокую статусную позицию в од 2) когда права и обязанности одного статуса противоречат пра
8. В зависимости от того, занимает ли человек определенную 9. Достигаемый статус достается человеку благодаря его собст 10. Социальный статус личности не остается неизменным, он 11. В реальной жизнедеятельности социальный статус лично 12. Человек в своей жизнедеятельности выполняет не одну, а 13. В социологии рассматриваются три основных типа соци
1) представляемая роль - система определенных ожиданий ин 2) субъективно воспринимаемая роль — совокупность тех спе 3) играемая роль - реальное, воплощаемое в конкретных постулатах 14. Процесс усвоения индивидом социальных ролей включает в 1) интернализация, т.е. усвоение индивидом мотиваций, кон 2) предоставление обществом благоприятных для него условий 3) соблюдение выполняющими свои роли индивидами надле
15. Ролевые взаимозависимости индивидов создают, по утвер 16. В реализации идеи партнерства, считает американский со 17. Посредством социальной роли и ее воплощения в своих по 18. Социальная роль обладает определенной нормативной 1) описание того типа поведения, которое требуется социаль 2) ожидания, предписания, требования, которые предъявляют 3) оценка окружающими людьми случаев хорошего, плохого 4) санкции за благоприятные и неблагоприятные социальные 19. В зависимости от содержания и характера требований, за 1) должное (обязательное); 2) желательное; 3) возможное поведение. 20. Социальный статус и социальная роль являются очень важ В процессе осуществления свойственных человеку ролей последний может оказаться в ситуации ролевого конфликта. Ролевой конфликт, по утверждению Р. Мертона, возникает в такой ситуации, при которой человек сталкивается с противоречивыми требованиями двух или более несовместимых ролей. 21. Социальные роли возникают и осуществляются в процессе 22.2 f Практические задания 1. На основе ознакомления с учебной литературой постарайтесь Социальный статус. Социальная роль. Статусный набор. Представляемая роль. Предписанный статус. Воспринимаемая роль. Достигаемый статус. Играемая роль. Нормативная структура личности. 2. Для лучшего усвоения содержания данной главы Вам надле
16. Дайте характеристику сценических и закулисных ролей, выпол 17. Расскажите, почему социальный статус личности характеризует 18. Опишите нормативную структуру социальной роли личности. 19. Расскажите, какие существуют разновидности социальных ролей 20. Ответьте на вопрос: что представляет из себя ролевой конфликт? 21. Дайте описание того, что включает в себя процесс принятия ро Гш"22.4 Тестовые задания 1. Социальный статус, достигаемый человеком в жизни, в значительной степени зависит от того, способен ли он оказывать влияние на других. Разобраться в этом поможет следующий тест. Каждый из нас, как известно, подвержен влиянию других людей, нередко и сам старается повлиять на них в желаемом направлении. Предлагаем проверить, какой силой внушения наделены вы. Политики, педагоги, врачи, журналисты, актеры должны, в силу своей профессии, обладать этим качеством. Если вы хотите узнать, способны ли вы оказывать влияние на других, убеждать их, примите участие в нашей психологической игре. Тест: способны ли вы влиять на других? На вопросы отвечать только "да" или "нет". 1. Выбрали бы вы профессию актера или политика? 2. Раздражают ли вас люди, которые экстравагантно одеваются и 3. Способны ли вы поделиться с другим человеком свои личными 4. Реагируете ли вы немедленно на малейшее проявление неподо
своем наставничестве до крайности, ибо это угрожает вам превратиться в фанатика или тирана. Если же вы набрали от 30 до 0 очков, то: Увы, вы не обладаете силой внушения, способной убедить других, хотя зачастую во многом правы. Идеальной для себя (и других) вам представляется жизнь строго упорядоченная, подчиненная законам здравого смысла и благонравия, а будущее - предсказуемым. Вы ничего не любите делать через силу. Иногда слишком сдержанны, что подчас мешает в достижении цели, выставляет в несколько превратном свете ваше поведение. Литература Ануфриев Е.А. Личность. Ролевая и статусная концепция личности // Социология / Под ред. Г. В. Осипова. М, 1995. Гл. 4. Громов А., Мацкевич А., Семенов В. Западная теоретическая социология. СПб., 1996. Ч. П. Гл. 1. Инкельс А. Личность и социальная структура // Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. М., 1973.
Кравченко А.И. Социология. М., 2001. Разд. 1. Гл. 1. Социальная структура: статусы и роли.
Левитов Н.Д. «Теория ролей» в психологии // Вопросы психологии. 1969, №6. 6. Луман Н. Общество, интеракция, социальная солидарность // Человек. 7. Парсонс Т. Функциональная теория изменения // Американская социоло 8. Смелзер Н. Дж. Межличностные взаимодействия и социальная структу 9. Фролов С.С. Социальные слои, страты, классы // Социология. 1996. Гл. 13. матрица играния ролей // Социальная психология. М., 1969. Глава 23.
Культура, ее роль в развитии человека и общества
23.1 Основные положения
I 1. Одним из важнейших факторов развития человека и общест Культура — это специфически человеческий способ деятельности, направленный на созидание духовных и материальных ценностей, результатом которого является динамически развивающаяся система идеалов, ценностей, норм поведения, воплощаемых в социальном развитии человека, в его духовном мире. 2. В культуре существует внутренне присущая ей упорядочен 3. Именно духовная культура представляет главную часть це Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|