Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Социальные изменения 4 страница





3. Социология исследует поведение прежде всего в терминах
деятельности, общения, вознаграждения, ценности и потребности
Микросоциология
изучает поведение индивидов в малых группах —
семья, группа сверстников, трудовой коллектив и т.п. Макросоциоло­
гия
исследует поведение главным образом в процессах взаимодейст­
вия крупномасштабных социальных общностей — этносов, наций, со­
циальных институтов, государств.

4. Наибольшую известность в мировой литературе приобрел
бихевиористский подход к изучению поведения (Э. Торндайк, Д. Уот-
сон, К. Лешли, Б. Скинер и др.). Он исходит из того, что поведение
человека базируется на трех различных формах реакций человека на
окружающую среду:

 

1) эмоциональная, или аффективная, основанная на чувствах и
эмоциях;

2) компетентная, или когнитивная, базирующаяся на знании и
размышлении;

3) прямое реагирование по механизму: стимул-реакция.

 

5. В социологической теории обмена, разработанной Дж. Хо-
мансом, основной единицей социологического анализа является
«элементарное социальное поведение». Само же социальное поведе­
ние рассматривается в качестве системы обменов поведенческими
актами, посредством которых индивиды санкционируют друг друга,
т.е. один вознаграждает или наказывает действия другого.

6. Ч. Кули в процессе исследования социального поведения
предложил специфический термин «зеркальное Я», согласно которо­
му в процессе поведения люди смотрят на себя как бы со стороны
глазами другого человека, т.е. смотрят на себя в «зеркало». В пове­
денческих актах люди служат друг другу своеобразными зеркалами,
поэтому наше представление о себе во многом зависит от наших от­
ношений с другими индивидами.

7. Дж. Г. Мид считал необходимым, чтобы в процессе поведе­
ния у партнеров возникала возможность «принять роль другого».
Чтобы наше поведение стало адекватным ситуации, мы должны при­
обрести определенные умения и навыки, прежде всего научиться по­
нимать и использовать символы - слова, жесты, мимику и т.п.

8. П. Сорокин сравнивал человеческое общество с волнующим­
ся морем, в котором отдельные люди, подобно волнам, своим
поведением действуют на окружение себе подобных, обмениваются с
ними чувствами, идеями, художественными образами, волевыми
импульсами, настроениями, планами действий и т.п. Все это
происходит на основе любви, дружбы, сострадания, вражды,
ненависти и т.д.


9. Т. Парсонс исследовал поведение как взаимодействие соци­
альных субъектов, связанных между собой «системой взаимных ожи­
даний». На поведение человека оказывают влияние: 1) система ожи-
цаний партнеров по взаимодействию; 2) идеалы, ценности, нормы
культуры; 3) типы ролей в социальной системе. В процессе поведения
Г. Парсонс выделял два основных компонента: 1) поведенческие ак-
!ы; 2) ситуационное окружение, в котором совершается поведение и
от которого оно зависит.

10. Если интегрировать все приведенные теоретические кон­
цепции социального поведения, то можно построить общую теоре­
тическую модель социального поведения.
Всякое поведение человек
осуществляет под влиянием сделанного им выбора в определенной
проблемной ситуации. Например, после окончания средней школы
перед ее выпускниками неизбежно возникает проблемная ситуация:
что же дальше, как себя вести: поступать в вуз или определяться на
работу, а если поступать, то в какой вуз и по какой специальности, а
если трудоустраиваться, то на какое предприятие, учреждение, фирму
и т.п. Таким образом, создавшаяся проблемная ситуация диктует не­
обходимость определенного выбора дальнейшего поведения. Поэтому
в социальном поведении исходным звеном в цепи поступков является
проблемная ситуация. За нею следует осуществляемый индивидом
выбор. На содержание и направленность выбора влияют три ряда
факторов: 1) объективные условия (место жительства, доход семьи и
т.п.); 2) существующие в обществе нормы как регуляторы социально­
го поведения; 3) субъективные особенности личности (мотивация,
интересы, ценностные ориентации, знания и способности и т.п.). Со­
вместное действие этих объективных и субъективных факторов при­
водит индивида к определенному выбору, а на основании последнего
принимается решение, какое поведение является наиболее адекват­
ным в сложившейся ситуации.

11. В социологическом исследовании поведения первостепен­
ное значение имеет определенная нормативность и ненорматив­
ность
(антинормативность) социального поведения.

Те виды поведения, которые соответствуют общепринятым в обществе нормам, характеризуются как «нормальные», т.е. норма­тивные. Те же способы поведения, которые в той или иной мере рас­ходятся с ними, называют отклоняющимися (от норм), т.е. девиант-ным поведением.

12. Под последним понимается не только правонарушение, но и
любое поведение, нарушающее господствующие в данном обществе
правила и нормы. К различным проявлениям девиации относятся алко­
голизм, наркомания, проституция, рэкет, коррупция, подделка банкнот,


вымогательство, измена Родине, убийство, самоубийство и многое дру­гое. Ненормативность или антинормативность всех этих и других, сходных с ними видов поведения выражается в том, что они отклоня­ются от принятых в обществе норм, либо просто отвергают их.

13. Девиация связана с неопределенностью как самих
поведенческих ожиданий, так и оценок, даваемых людьми одному и
тому же поведению, которое одни считают преступлением (например,
взрыв чеченскими боевиками жилого дома в Москве или ином
городе), другие - нормой, даже - героизмом. А это убеждает, что
существует довольно трудная проблема относительно того, чго
считать девиантным поведением, и граница между нормой и
отклонением от нее может быть достаточно размытой, передвигаемой
то в одну, то в другую сторону в зависимости от позиции того, кто
дает оценку тому или иному поведенческому акту. Скажем, в случае
превышения скорости сотрудник ГАИ считает такой поступок
нарушением нормы, а водитель автомобиля и его пассажиры
придерживаются противоположного мнения

14. Социальные нормы и поведение, отклоняющееся от них, не
являются однородными, а существенно отличаются по своей соци­
альной сущности. В зависимости от 1) степени причиненного вреда
интересам личности, социальной группе, обществу в целом; 2) типа
нарушаемых норм можно различать следующие основные типы от­
клоняющегося поведения:

1) Деструктивное поведение, причиняющее вред только самой
личности и не соответствующее общепринятым нормам - накопи­
тельство и др.

2) Асоциальное поведение, причиняющее вред личности и со­
циальным общностям (семья, компания друзей, соседи и т.п.) и про­
являющееся в алкоголизме, наркомании, самоубийстве и др.

3) Противоправное поведение, представляющее собой наруше­
ние как моральных, так и правовых норм и выражающееся в воровст­
ве, грабежах, убийствах и других преступлениях.

15. Девиантное поведение может выражаться в трех различных
формах:

а) поступка (ударил женщину);

б) деятельности (постоянное занятие вымогательством или про­
ституцией);

в) образа жизни (преступный образ жизни организатора мафи­
озной группы, грабительской шайки, сообщества фальшиво­
монетчиков).

16. В социологии большое значение придается выявлению при­
чин девиантного поведения. Согласно традиции, берущей начало с



 



 


12. Поясните, какое поведение можно назвать отклоняющимся от
норм (девиантным).

13. Расскажите, какими факторами обусловлена неопределенность
девиации.

14. Охарактеризуйте основные типы, на которые дифференцируется
отклоняющееся поведение. Дайте характеристику этим типам де­
виации.

15. Опишите три основные формы, в которых может выражаться
девиантное поведение.

16. Дайте характеристику основных причин, вызывающих и обу­
словливающих девиантное поведение.

17. Расскажите, какую роль придает социология коллективному по­
ведению.

Литература

1. Блумер Г. Коллективное поведение // Американская социологическая
мысль. Тексты. М., 1996.

2. Дизель П. М, Мак-Кинли Р. Поведение человека в организациях.
М. 1993.

3. Кули Ч. Первичные группы // Там же.

4. Курс практической психологии. Автор — составитель P.P. Кашаков. Ека­
теринбург. 1996.

5. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов (Первоначальный
вариант "Капитала"). Ч. 1. Ill Глава о капитале. Формы, предшествую­
щие капиталистическому производству // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.
Т. 46. Ч. 1.

6. Мид Дж. Интернализованные другие и самость // Американская социо­
логическая мысль. Тексты. М., 1996.

7. Парсонс Т. Понятие общества: Компоненты и их взаимоотношения //
Там же.

8. Скинер Б. Технология поведения // Там же.

9. Смелзер Н. Девиация и социальный контроль // Социология. М., 1994.
Гл.7.

10. Фролов С.С. Отклоняющееся (девиантное) поведение // Социология. М.,
1996. Гл. 6, 2.

11. Хоманс Дж. К. Возвращение к человеку // Американская социологиче­
ская мысль. Тексты. М., 1996.


     
   
 
 


Социальная деятельность 29.1 Основные положения

1. Понятие «деятельность» употребляется в социологии в ши­
роком смысле. Деятельность как специфически человеческий способ
бытия охватывает не только материально-практические, но и мысли­
тельные, духовные операции, поэтому работа мысли является дея­
тельностью в такой же мере, как и работа рук, а процесс познания
включен в деятельность не в меньшей мере, чем процесс повседнев­
ного поведения.

2. Определение этого социального процесса таково: Социаль­
ная деятельность представляет собой динамичную систему взаимо­
действия личности, социальной группы или общности с окружающим
миром, в процессе которой происходит производство и воспроизвод­
ство человека как существа общественного, осуществляется целесо­
образное изменение и преобразование природного и социального мира,
создаются материальные и духовные ценности.

3. Социальная деятельность осуществляет следующие функции:

 

1) воспроизводство человека как общественного существа;

2) преобразование природного и социального мира;

3) производство материальных и духовных ценностей.

 

4. Деятельность отдельной личности включает в себя четыре
вида
отношений: 1) отношение человека к предмету - ко всей сово­
купности окружающих его вещей, создаваемых, потребляемых и т.п.;
2) его отношение к другому человеку — к людям, их группам, общест­
ву в целом; 3) его отношение к природе; 4) его отношение к самому
себе.

5. Структура социальной деятельности включает, в себя четы­
ре основных компонента:
1) осознанную цель; 2) средство; 3) сам
процесс деятельности; 4) результат деятельности.

6. Деятельность характеризуется тремя специфическими при­
знаками:

 

1) осознанность деятельности (целеполагание);

2) общественно обусловленный характер деятельности;

3) продуктивность деятельности (целедостижение).

7. В зависимости от взаимодействия человека с другими людь­
ми, с окружающей природной и социальной средой выделяются не­
сколько основных типов деятельности:


I


1) материально-преобразовательная (ее результатами выступа­
ют разнообразные продукты труда: хлеб, одежда, здания, станки и

т.д.);

2) познавательная (ее результаты воплощаются в научных кон­
цепциях, теориях, открытиях и т.п.);

3) ценностно-ориентационная (ее результаты выражаются в
существующей в обществе системе нравственных, юридических и
иных ценностей);

4) коммуникативная, выражающаяся в общении человека с дру­
гими людьми, в диалоге культур, политических движений;

5) информационная, воплощающаяся в производстве, накопле­
нии, сохранении, передаче и т.д. информации об окружающем мире и
самом человеке;

6) художественная, связанная с созданием и функционировани­
ем художественных ценностей - художественных образов стилей,
форм и т.д.;

7) оздоровительная, воплощающаяся в профилактике, лечении
болезней, в сохранении и улучшении здоровья людей;

8) спортивная, реализующаяся в физическом развитии и совер­
шенствовании людей, в спортивных соревнованиях и достижениях;

9) политическая, связанная с захватом, удержанием и укрепле­
нием власти, защитой политических интересов определенных клас­
сов, слоев, общественно-политических движений, стран и коалиций;

 

10) управленческая, воплощаемая в систематическом воздейст­
вии субъекта управления (руководителя или специально созданного
органа) на социальный объект (общество, организация, учреждение,
группа и др.) с целью сохранения его целостности, нормального
функционирования, совершенствования, достижения заданной цели;

11) природоохранная, связанная с охраной природы.

 

8. С точки зрения значимости и роли деятельности в социаль­
ном развитии она подразделяется на два типа, репродуктивную и
продуктивную (творческую). Первая из них реализуется в получении
или воспроизводстве уже известного результата известными же спо­
собом и средствами. Вторая направлена на выработку новых идей,
новых целей и соответствующих им новых средств и способов или на
достижение известных целей с помощью новых, ранее не применяв­
шихся средств.

9. В своем материалистическом понимании исторического про­
цесса К. Маркс исходил из общественного характера деятельности.
С его точки зрения, единственной социальной субстанцией, создаю­
щей человека и его сущностные силы, а тем самым и общество, явля-



ется активная человеческая деятельность во всех сферах, прежде все­го в производственно-трудовой.

10. Э. Дюркгейм исходил из того, что основу общества состав­
ляют социальные факты, но сами эти факты составляют способы
мышления, чувствования и деятельности. В структуре социальной
деятельности он выделил в качестве первостепенного явления разде­
ление труда. В зависимости от наличия или отсутствия такого разде­
ления им выделены два типа общества: традиционное (архаичное) и
современное.

11. Весьма существенный вклад в понимание и истолкование
деятельности внес М. Вебер своей теорией «социального действия».
Наиболее важным он считал действие осмысленное, характерными
признаками которого считал: 1) наличие в нем определенного смысла
для действующего субъекта; 2) его направленность на достижение
ясно осознаваемой цели; 3) средства, применяемые в деятельности,
должны быть адекватны осознаваемым целям.

12. Вебер считал, что социальные действия могут быть класси­
фицированы по четырем типам:

 

1) целерациональные;

2) ценностнорациональные;

3) традиционные;

4) аффективные.

13. В теории социального действия, разработанной Т. Парсон-
сом, выделяются четыре основных элемента:

1) субъект действия - актор;

2) ситуационное окружение;

3)совокупность сигналов и символов;

4) система правил, норм, ценностей, которые ориентируют дей­ствия актора, придавая им осмысленность и целенаправленность.

14. Система социального действия, согласно Т. Парсонсу, име­
ет сложную иерархизированную структуру, состоящую из четырех
подсистем:

1) поведенческая подсистема;

2) личностная подсистема;

3) культурная подсистема;

4) социальная подсистема.

Каждая из этих подсистем выполняет в процессе деятельности вполне определенную, специфическую именно для нее, преимущест­венную функцию. Эти функции должны рассматриваться в такой по­следовательности: 1) адаптация; 2) целедостижение; 3) воспроизвод­ство образца; 4)интеграция.



 



 


б) ценностно-рациональным, основанным на вере и безуслов­
ную — эстетическую, религиозную или любую другую — самодов-
н'ющую
ценность определенного поведения как такового, независимо
(И того, к чему оно приведет;

в) аффективным, прежде всего эмоциональным, то есть обу­
словленным аффектами или эмоциональным состоянием индивида;

г) традиционным, то есть основанным на длительной привычке.

1. Чисто традиционное действие, подобно чисто реактивному
подражанию, находится на самой границе, а часто даже за пределом
юго, что может быть названо «осмысленно» ориентированным дейст­
вием. Ведь часто это только автоматическая реакция на привычное
раздражение в направлении некогда усвоенной установки. Большая
часть привычного повседневного поведения людей близка данному
гипу, занимающему определенное место в систематизации поведения
не только в качестве пограничного случая, но и потому, что верность
привычке может быть здесь осознана различным образом и в различ­
ной степени.

2. Чисто аффективное действие также находится ни границе и
часто за пределом того, что «осмысленно», осознанно ориентировано;
оно может быть не знающим препятствий реагированием на совер­
шенно необычное раздражение. Если действие, обусловленное аф­
фектом, находит свое выражение в сознательной эмоциональной раз­
рядке, мы говорим о сублимации. В таком случае этот тип уже почти
всегда близок к «ценностной рационализации», или к целенаправлен­
ному поведению, или к тому и другому.

3. Ценностно-рациональная ориентация действия отличается от
аффективного поведения осознанным определением своей направ­
ленности и последовательно планируемой ориентацией на нее. Общее
их свойство заключается в том, что смысл для них состоит не в дос­
тижении какой-либо внешней цели, а в самом определенном по сво­
ему характеру поведении как таковом. Индивид действует под влия­
нием аффекта, если он стремится немедленно удовлетворить свою
потребность в мести, наслаждении, преданности, блаженном созерца­
нии или снять напряжение любых других аффектов, какими бы низ­
менными или утонченными они ни были.

Чисто ценностно-рационально действует тот, кто, невзирая на возможные последствия, следует своим убеждениям о долге, досто­инстве, красоте, религиозных предначертаниях, благочестии или важ­ности «предмета» любого рода. Ценностно-рациональное действие (в рамках нашей терминологии) всегда подчинено «заповедям» или «требованиям», в повиновении которым видит свой долг данный ин­дивид. Лишь в той мере, в какой человеческое действие ориентирова-


но на них — что встречается достаточно редко и в очень различной, большей частью весьма незначительной степени, — можно говорить о ценностно-рациональном действии. Как станет ясно из дальнейшего изложения, значение последнего настолько серьезно, что позволяет выделить его в особый тип действия, хотя здесь и не делается попыт­ка дать исчерпывающую в каком-либо смысле классификацию типов человеческого действия.

4. Целерационально действует тот индивид, чье поведение ори­
ентировано на цель, средства и побочные результаты его действий,
кто рационально рассматривает отношение средств к цели и побоч-1
ным результатам и, наконец, отношение различных возможных целей
друг к другу, то есть действует, во всяком случае, не аффективно
(прежде всего не эмоционально) и не традиционно. Выбор между
конкурирующими и сталкивающимися целями и следствиями может
быть в свою очередь ориентирован ценностно-рационально — тогда
поведение целерационально только по своим средствам. Индивид
может также включить конкурирующие и сталкивающиеся цели —
без ценностно-рациональной ориентации на «заповеди» и «требова­
ния» — просто как данные субъективные потребности в шкалу по
степени их сознательно взвешенной необходимости, а затем ориен­
тировать свое поведение таким образом, чтобы эти потребности по
возможности удовлетворялись в установленном порядке («принцип
предельной полезности»). Ценностно-рациональная ориентация дей­
ствия может, следовательно, находиться в различных отношениях с
целерациональной ориентацией. С целерациональной точки зрения
ценностная рациональность всегда иррациональна, и тем иррацио­
нальнее, чем больше она абсолютизирует ценность, на которую ори­
ентируется поведение, ибо она тем в меньшей степени принимает во
внимание последствия совершаемых действий, тем безусловнее для
нее самодовлеющая ценность поведения как такового (чистота
убеждении, красота, абсолютное добро, абсолютное выполнение
своего долга). Впрочем, абсолютная целерациональность действия
тоже, в сущности, лишь пограничный случай.

5. Действие, особенно социальное, очень редко ориентировано
только на тот или иной тип рациональности, и самая эта классифика­
ция, конечно, не исчерпывает типы ориентации действия; они являют
собой созданные для социологического исследования понятийно чис­
тые типы, к которым в большей или меньшей степени приближается
реальное поведение или — что встречается значительно чаще — из
которых оно состоит. Для нас доказательством их целесообразности
может служить только результат исследования.

Источник: М. Вебер. Избранные произведения. М., 1990.


 


Вопросы к тексту

1 Какое социальное явление М. Вебер называет «действием»? '2.. Что характерно для целерационального действия? 3. Каковы особенности ценностно-рационального действия? 4 Чем характеризуется аффективное действие? '5. В чем состоят отличительные черты традиционного действия? 6. Какой тип социального действия М. Вебер считал наиболее раци-нальным?

Источник: Вебер М. Избранные произведения М., 1990 С. 602-603; 628-630.

2.Дж. Александер. После неофункционализма: деятельность, культура и гражданское общество

Действие — это выполнение деятельности человеком. Внима­ние должно быть обращено на обе стороны этого определения. С од­ной стороны, действие может иметь место только в двух относитель­но высокоорганизованных внутренних окружениях. Действие закоди­ровано культурными системами и мотивировано индивидуальностью. С другой стороны, индивидуальности и культурные коды не исчер­пывают содержания человеческой субъективности. И здесь остается еще нераскрытым очень важное измерение деятельности. Философы могут понять свободу воли как экзистенциальную категорию; для со­циологов это — своего рода процесс, который включает в себя изо­бретательность, типичность и стратегию.

Эти процессы придают конкретную форму применению свобо­ды воли. Они вовлекают структурные, внутренние окружения дейст­вующего субъекта и продвигают их во времени и пространстве. Не деятельность, четко выраженная этими тремя изначальными процес­сами, а деятельные сочленения этих внутренних окружений включа­ют в себя «производителя действия». Такая позиция может предста­вить нам также интересную важную информацию о «социальных структурах». Если производители действия — не только деятели в традиционном смысле, то структуры — не только вынужденные си­лы, которые противостоят производителям действия извне. Культура и индивидуальность — сами по себе социальные структуры, силы, которые противостоят деятельности извне и становятся частью дейст­вия добровольно.

Структуры вместе с тем могут быть представлены как сущест­вующие вне производителя действия, только если мы сосредоточим внимание на третьем окружении деятельности — социальной систе-


ме. Здесь я обращаюсь к политическим, экономическим, экологиче-1 ским отношениям и цепочкам, которые люди выстраивают в процессе! их взаимодействия во времени и пространстве. Но так как они вы-! страиваются из конкретных, эмпирических взаимодействий и так как они только совокупности самих действий, то невозможно представить эти компоненты социальной системы как вещи, существующие неза­висимо от шаблонных внутренних окружений людей, которые их ак­тивируют. Таким образом, внутренние и внешние окружения дейст- j вия должны быть представлены аналитическим путем, точно так же, < как случайности эмпирических взаимодействий могут быть поняты только в их конкретной форме.

Источник: Дж. Александер. После неофункционализма...// Социо­логия на пороге XXI века. М, 1999. С. 192-193

Вопросы к тексту

1. Что такое действие и как оно соотносится с деятельностью?

2. Чем закодировано действие и чем оно мотивируется?

3. Как, согласно Дж. Александеру, соотносятся действия и структуры?

IJL^^^J Вопросы по теме главы

1. Объясните, почему деятельность является специфическим
человеческим способом существования.

2. Приведите определение социальной деятельности.

3. Расскажите, какие основные функции выполняет социальная
деятельность.

4. Охарактеризуйте четыре вида социальных отношений, реали­
зующихся в процессе деятельности.

5. Опишите основные компоненты, входящие в структуру социаль­
ной деятельности.

6. Расскажите, какими специфическими признаками характеризует­
ся социальная деятельность.

7. Дайте характеристику основных типов социальной деятельности.

8. Расскажите, на какие типы дифференцируется социальная дея­
тельность в зависимости от ее значимости в социальном разви­
тии.

9. Объясните, что имел в виду К. Маркс, выделяя на приоритетное
место общественный характер деятельности.

10. Расскажите, как характеризовал значение и роль деятельности в развитии общества Э. Дюркгейм.


11. Опишите признаки, которые М. Вебер считал необходимыми,
чтобы социальные действия имели осмысленный характер.

12. Дайте характеристику четырех типов действий, которые выделял
М. Вебер в зависимости от степени воплощенности в них момен­
тов рациональности.

13. Расскажите, какие основные элементы в социальном действии
выделял Т. Парсонс.

14. Охарактеризуйте структуру социального действия и преимуще­
ственные функции, которые выполняет каждый структурный
элемент согласно теории социального действия, разработанной
Т. Парсонсом.

15. Объясните, по каким основаниям и признакам социальная дея­
тельность подразделяется на благодеяние и злодеяние.

16. Какие виды деятельности приобретают наиболее важное значе­
ние в начале третьего тысячелетия?

17. А теперь внимательно вчитайтесь в предлагаемый вопрос тес­
тового характера.
Затем из предлагаемых вариантов ответа вы­
берите те, которые, как Вы считаете, составляют системообра­
зующие признаки деятельности. Вопрос: Какие признаки дея­
тельности относятся к системообразующим? Варианты ответов
таковы:

 

1) форма приспособления человека к природной среде;

2) целеполагание (постановка определенной цели);

3) инстинктивное отношение человека к окружающему миру;

4) преобразование внешнего мира;

5) наличие соответствующих мотивов;

6) удовлетворение потребностей и интересов человека;






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных