Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Социальные изменения 7 страница





ну, Польшу и т.п., а также Испанию и Португалию; 3) периферия — развивающиеся страны Латинской Америки, Азии, Африки; 4) внеш­няя арена - значительные регионы африканского и азиатского конти­нентов, которые не затрагиваются всемирными промышленно-торговыми связями.

9. Существенно отличную от валлерстайновской концепцию
глобализации выдвинул Н. Луман. Эта концепция в противовес идеям
«мирового ядра», «мирового центра» выдвигает необходимость соче­
тания различия и идентичности, дифференциации и интеграции, час­
тей и целого, причем акцент делает на интегративные процессы и
функции. Особое внимание уделяется не экономическим факторам, а
самоорганизации подсистем и социальных движений, этнических и
религиозных групп, что приводит к признанию большой значимости в '
этих процессах ценностей культуры. В итоге процесс глобализации \
мирового сообщества понимается как становление такой глобальной'
социальной системы, которая не имеет ни вершины, ни центра, а
представляет собой полицентричное, поликонцептуальное (благодаря
многообразию культур) сообщество, в котором взаимодействуют друг
с другом различные политические, этнические, религиозные, социо­
культурные идентичности индивидов и групп.

10. Существенный вклад в социологическое осмысление глоба­
лизации внесла концепция структуризации, разработанная Э. Гидден-
сом. Соглашаясь с И. Валллерстайном в том, что экономическая со­
ставляющая чрезвычайно важна, он отмечает: «политические сообра­
жения, военные столкновения, культурные факторы - все это имеет
великое значение для формирования глобальной взаимозависимости».
Существенную роль в этом, считает он, играют также глобальные
коммуникации, трансформации региональных, локальных и даже
личных контактов социального опыта.

11. В процессе формирования складывающейся социологиче­
ской глобалистики важное значение приобретает выделение основных
параметров глобализации. Они таковы:

1) Системообразующим элементом глобализации является эко­номический фундамент общества, но вместе с тем важную роль в этом процессе выполняет: трансформация социальной структуры об-, щества, динамика политических систем, развитие культуры, религи­озные верования, действующие в обществе социальные нормы и ин­ституты, образцы поведения. Культурно-цивилизационная общность сохраняет свою идентичность и способность к саморазвитию только в той мере, в какой все эти структурные компоненты в процессе своего взаимодействия образуют единую, целостную, устойчивую и дина­мично развивающуюся систему. Всякое же преувеличение роли одно-


i о из этих компонентов и недооценка других чревата непредвиден­ными кризисами, катастрофами и, в конечном итоге, разрушением самой системы.

2) Глобализация имеет нелинейный характер, сопровождается
усилением неравномерности социально-экономического развития,
приводящим, с одной стороны, к возникновению пресловутого эко­
номически преуспевающего «золотого миллиарда», а с другой - к
маргинализации целого ряда стран, где люди находятся на грани вы­
живания, где свирепствуют голод, болезни. Ежегодно более десяти
миллионов детей умирают в младенчестве вследствие болезней, вы­
званных тем, что они голодают, либо тем, что голодают их матери.
Эта ситуация имеет тенденцию к ухудшению, что чревато серьезными
потрясениями и конфликтами.

3) В процессе развертывания глобализации возникло противо­
поставление глобального и локального. Глобализация проникает в
самые глубины социально-экономических структур и, сопровождаясь
мощными информационными потоками, пропагандирующими запад­
ные стандарты жизни, нередко сталкивается в острейших противо­
борствах с такими локальными структурами, как местный образ жиз­
ни, традиции, обычаи, привычки, образцы поведения. Это приводит к
возникновению и распространению новых форм идентификации, ко­
торые утверждаются в жизни многих социальных групп через трудно­
сти, противоречия и конфликты, затрудняя вовлечение индивидов и
социальных общностей в становление и развитие глобализационных
процессов.

4) Глобализация ведет не к исчезновению национальных иден­
тификаций, не заменяет их транснациональным единством интересов
крупных предпринимателей и банкиров, а порой, напротив, подталки­
вает к национальной консолидации, к повышению значимости нацио­
нальных социокультурных традиций, национального самосознания.
Общемировой процесс демократизации общественно-политической
жизни очень часто переплетается с возрождением и усилением тради­
ционных национально-цивилизационных и этнорелигиозных ценно­
стей. А такая ситуация приводит к тому, что глобализационные про­
цессы в так называемом «центре» и на «периферии» мировой системы
начинают развиваться не по сходящимся, а по расходящимся траекто­
риям.

12. Важнейшим компонентом глобализации является ее социо­культурное измерение, что находит многообразие проявлений в по­всеместном распространении культуры постмодерна, различных ва­риантов поп-культуры, новых интегральных форм религиозных куль-юв, мирового туризма, возникновении глобальных социокультурных гибридов (таких, например, как рок-опера «Иисус Христос - супер-


звезда»), складывающихся из причудливого смешения различных, прежде несовместимых культурных феноменов. Все это, упакованное в яркие символические формы и тиражируемое в миллионах экземп­ляров и в разнообразных вокально-музыкальных, шоу, собирающих многочисленные аудитории поклонников, главным образом моло­дежь, оттесняет классические и национальные формы культуры на обочину массового сознания, что вызывает тревогу и неприятие среди культурной элиты не только развивающихся, но и высокоразвитых стран (в частности, Франции), побуждая ее выступать против глоба­лизации культуры в ее поп-американизированных вариантах.

13. Глобализация ведет к переориентации содержания и форм
рациональности от «модерна» к «постмодерну», со свойственным по­
следнему отказом от четко артикулированной истины, акцентирова­
нием трактовки новых форм рациональности как свободы самоорга­
низации субъективности, произвольной активности сознания и вооб­
ражения, радикального плюрализма теоретических и мировоззренче­
ских моделей, языков и стилей культуры. Фундаментальной предпо­
сылкой постмодернистской мироинтеграции выступает отказ от ие­
рархической структурности и гармоничной упорядоченности научно-
теоретических, социальных и культурных систем вокруг «центра»,
«ядра» и превознесение «фрагментированного мира». В силу этого
открывается бесконечность культурных интерпретаций любого собы­
тия, знака или символа. Все это применительно к осмыслению фено­
мена глобализации означает почти необозримое пространство вариа­
тивности и плюрализации понимания и истолкования ее процессов,
перспектив и последствий, не сводимых к единой, а тем более единст­
венной ее теоретической парадигме.

14. В силу многокомпонентности своей структуры и множест­
венности вариантов осуществления, равно как и множественности сво­
их последствий, глобализация в принципе несовместима с идеями «яд­
ра», «центра», «однополярного мира», который якобы должен разви­
ваться и впредь в русле капиталистической мировой системы. Наибо­
лее реальной перспективой глобализации станет не однополярный мир
с центром в «ядре», а полицентрическая структура отношений в гло­
бальной социальной системе. Именно такой вариант поддерживают
Россия, Беларусь, другие страны СНГ, Китай, Индия и т.д., т.е. полови­
на человечества, значит он и имеет наибольшие шансы на реализацию.

Эти тенденции глобализации все более отчетливо становятся предметной областью социологии, ее новейшей отрасли — социологической глобалистики, или глобальной социологии.



 


33.3


Вопросы по теме главы


1. Приведите развернутое определение глобализации.

2. Охарактеризуйте основные этапы социально-экономического,
политического, социокультурного развития, подталкивающие
мир к глобализации.

3. Объясните, какие факторы оказали наиболее мощное воздейст­
вие на развитие глобализации.

4. Расскажите, в чем проявляется противоречивость процессов гло­
бализации.

5. Какие причины, по Вашему мнению, привели к возникновению
массового социального движения антиглобалистов?

6. Охарактеризуйте особенности социальных систем, которые вы­
деляются И. Валлерстайном в историческом развитии мирового
сообщества государств.

7. Расскажите, какие характерные черты современной мировой ка­
питалистической экономики выделяет мир-системная теория.

8. Дайте характеристику четырех типов стран, описываемых мир-
системной теорией.

9. Покажите, в чем заключается различие в подходах к истолкова­
нию процессов глобализации И. Валлерстайна и Н. Лумана. Ка­
кие факторы развития глобализации анализируются в теории
Н. Лумана.

 

10. Дайте характеристику факторов формирования глобальной взаи­
мозависимости, анализируемых Э. Гидденсом.

11. Охарактеризуйте основные параметры развития глобализации.

12. Объясните, какую роль в развитии глобальной взаимозависимо­
сти играют социокультурные процессы.

13. Расскажите, какое содержание включается в понятие концентри­
ческая
структура отношений в глобальной социальной системе.

14. Почему глобализация несовместима с идеями «ядра», «центра
мира»?

Литература

1. Бабосов Е.М. Глобализация как предмет социологического анализа. //
Социология. 2000. №4.

2. Валлерстайн И. Анализ мировых систем: современое системное видение
мирового сообщества // Социология на пороге XXI века. М., 1999.

3. Валлерстайн И. Социальное изменение вечно? Ничто никогда не изменя­
ется? // Социологические исследования. 1997. № 1.

4. Володин А.Г., Широков Г.К. Глобализация: истоки, тенденции, перспек­
тивы // Политические исследования. 1999. № 5.


5. Гидденс Э. Социология. М., 1999.

6. Дахин В.Н. Политические аспекты экономической глобализации // Сво­
бодная мысль. 2000. № 6.

7. Кулагин В. М. Мир в XXI веке: многополюсный баланс сил или глобаль­
ный pax demokratica // Политические исследования. 2000. № 1.

8. Лоуи Т. Глобализация, государство, демократия, образ новой политиче­
ской науки // Политические исследования. 1995. № 5.

9. Луман Н. Теория общества // Теория общества. М., 1999.

10. Луман Н. Глобализация мирового сообщества: как следует понимать
современное общество// Социология на пороге XXI века. М., 1999.

11. Молчанов М.А. Истоки российского кризиса: глобализация или внут­
ренние проблемы // Политические исследования. 1999. № 5.

12. Орлов Г. П. "Глобальная социология" в учебном спецкурсе // Социоло­
гические исследования. 2000. № 6.

13. Панарин А.С. Глобальное политическое моделирование. М., 1999.

14. Покровский Н. Е. Российское общество в контексте американизации //
Социологические исследования. 2000. № 6.

15. Уткин А.И. Векторы глобальных перемен: анализ и оценки основных
факторов мирового политического развития // Политические исследова­
ния. 2000. № 1.


Раздел пятый

СТРАТЕГИЯ, ПРОГРАММА И МЕТОДЫ

СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ


Глава 34,


 

Стратегия

социологического исследования


 


34.1


Основные положения


1. Важное значение при организации и осуществлении социо­
логического исследования имеет разработка его стратегии. Страте­
гия социологического исследования представляет собой творческое
применение системного подхода к определению цели данного исследо­
вания, формулированию вытекающих из нее задач, выявлению необ­
ходимых для их решения кадровых, финансовых, технических и иных
ресурсов, а также к определению последовательности этапов (ша­
гов) на пути к достижению стратегической цели

2. Разработка и применение стратегии социологического иссле­
дования обладает несколькими отличительными особенностями:

 

1) Процесс выработки стратегии социологического исследова­
ния не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он
завершается установлением вполне определенного направления, дви­
жение по которому исследовательской мысли, применяемых теорети­
ческих конструкций (понятий, концепций и т.п.) и методов позволит
обеспечить достижение поставленной исследовательской цели и вы­
текающих из нее задач.

2) Сформулированная стратегия используется для разработки
стратегического проекта (программы) и плана исследования методом
научного поиска. Роль стратегии в поиске состоит в том, чтобы, во-
первых, помочь исследователю (исследовательской группе) сосредо­
точить внимание на определенных сферах социальной реальности и
возможностях их изучения; во-вторых, отбросить все иные возможно­
сти, способные увести в сторону от намеченной цели.


3) В процессе формулирования исследовательской стратегии
нельзя предвидеть все возможности, которые открываются при разра­
ботке программы и плана проведения исследований. Поэтому чаще
всего приходится пользоваться сильно обобщенной, неполной, а ино­
гда и отрывочной информацией, которую предстоит использовать для
начала исследовательской деятельности по интересующей социологов
проблеме.

4) В процессе выработки программы социологического иссле­
дования и плана его осуществления необходимо проводить различие
между стратегий и ориентиром. Ориентиры представляют собой цель,
которую стремится достичь исследователь, а стратегия - средство как
можно более точного и четкого логического определения цели и пу­
тей, средств ее достижения. Стратегия, оправданная при одном набо­
ре ориентиров (например, путей становления эффективного государ­
ства), может оказаться неэффективной, если ориентиры исследования
изменяются (например, в случае необходимости изучения динамики
ценностных ориентации молодежи).

5) Процесс выработки и осуществления исследовательской
стратегии включает в себя в качестве неотъемлемого компонента оп­
ределение наиболее вероятных перспектив реализации намеченной
программы исследований, установление приоритетов в распределе­
нии и использовании кадровых, финансовых, технических ресурсов
между различными видами научной деятельности (разработка про­
граммы, плана исследования, подготовка его инструментария, осуще­
ствление сбора эмпирического материала, его компьютерная обработ­
ка, анализ и теоретическое обобщение и осмысление полученных
данных), а также по различным этапам осуществления исследователь­
ского проекта.

3. Исходным пунктом разработки исследовательской стратегии является проблемная ситуация, требующая своего разрешения. Чаще всего она возникает вследствие недостаточной осведомленности о реальных процессах и явлениях социальной действительности или невозможности использовать уже имеющиеся знания для возможного изменения и регулирования соответствующих социальных процессов. Осознание значимости социальной проблемы и необходимости ее научного решения приводит исследователя к выбору конкретного объекта исследования.

4 Разработка стратегии социологического исследования вклю­чает в себя несколько этапов («шагов»). Первый шаг - определение объекта исследования За ним неизбежно должен осуществляться сле­дующий шаг — выделение из объекта того, что составляет предметную область исследования, т.е. предмета изучения.


За ними должен быть сделан следующий шаг: определение цели и задач исследования. Цель исследования ориентирует на получение его конечного результата, а задачи предусматривают формулировки вопросов, на которые должны быть получены ответы для реализации целей исследования.

5. Следующим шагом формирования исследовательской стра­
тегии становится уточнение, теоретическая интерпретация основ­
ных понятий,
которое осуществляется путем нахождения точек со­
прикосновения этих понятий (или обнаружения отсутствия таковых) с
реальными процессами и явлениями, которые они отражают.

6. Затем следует эмпирическая интерпретация понятий, т.е.
выявление их эмпирических значений, признаков, а также реальных
свойств, характерных черт событий и явлений, отражаемых употреб­
ляемыми в исследовании понятиями.

7. Эмпирическая интерпретация ключевых понятий, охваты­
вающих своей совокупностью предметную сущность исследуемой
проблемы, составляет предпосылку для последующего этапа форми­
рования стратегии социологического исследования. Содержание сле­
дующего этапа составляет предварительный системный анализ объ­
екта
и предмета исследования. Он должен выявить основные факто­
ры, определяющие тенденции развития изучаемого объекта, его об­
щие (типичные) и специфические элементы, знание которых дает ис­
следователю возможность описать изучаемую ситуацию в ее систем­
ных свойствах.

8. Предварительный системный анализ исследовательской про­
блемы позволяет осуществить такое ее концептуальное расчленение и
теоретическую экспликацию, которые вплотную подводят к разра­
ботке стратегического плана исследования.
Основная цель стратеги­
ческого плана социологического исследования заключается в том,
чтобы возможно более четко выявить и обозначить интересующую
исследователей проблему, обеспечить строгое, научно доказательное
описание качественных и количественных характеристик изучаемого
социального объекта (явления, процесса, события, структуры, общно­
сти и т.п.), создать теоретические и эмпирические предпосылки для
исследования структурно-функциональных и каузальных зависимо­
стей между различными компонентами исследуемого объекта.

9. Следующим этапом формирования стратегии социологиче­
ского исследования становится установление возможности измене­
ний и новых тенденций
в развитии изучаемого объекта.

10. Вслед за этим этапом в разработке стратегии социологиче­
ского исследования должно быть выявление возможных путей, спо-


с обов и средств совершенствования управленческого воздействия на изучаемые социальные явления, процессы и события. Основное вни­мание при этом уделяется выработке научно обоснованных рекомен­даций, применение которых в практической работе управленческих структур способно привести к более эффективной деятельности по­следних.

11. Наконец, завершающим этапом разработки стратегии со­
циологического исследования является определение способов и путей
ее реализации
в процессе исследовательской деятельности. В этом слу­
чае решающее значение приобретает рациональное и достаточное
обеспечение исследовательского проекта кадровыми, финансовыми,
информационными и техническими ресурсами.

12. Выбор актуальной социальной проблемы, разработка эф­
фективной стратегии ее исследования, последовательная реализация
основных этапов исследовательской стратегии создают необходимые
условия для успешного выполнения исследовательской программы,
получения нового теоретического и прикладного социологического
знания.


34.2


Практические задания


1. На основе изучения учебной литературы определите и за­помните значение следующих ключевых понятий:


Стратегия.

Проблемная ситуация. Объект исследования. Предмет исследования.


Теоретическая интерпретация понятий. Эмпирическая интерпретация понятий. Стратегический план исследований.


2. Для усвоения содержания данной главы Вы должны четко представлять себе значение следующих важнейших терминов:


Цели исследования. Приоритеты в использовании ресурсов и осуществлениипроекта


Этапы исследования. Совершенствование


3. Теперь выполните, пожалуйста, следующее практическое здание: ответьте, что представляет собой:

1) проблемная ситуация;

2) объект и предмет социологического исследования;

3) теоретическая интерпретация основных понятий;

4) эмпирическая интерпретация понятий;

5) цель стратегического плана исследования.


ЮЗак 41



4. Подумайте и ответьте на вопрос в чем заключается различи
между:

1) стратегий исследования и его ориентиром;

2) объектом и предметом социологического исследования;

3) теоретической и эмпирической интерпретацией понятий.

5. Каждая проблемная ситуация предстает перед наукой, в том'
числе и перед социологией, тогда, когда возникает и беспокоит людей
противоречие между знанием об определенной общественной по- i
требности (например, снижение уровня имущественного неравенства
в обществе) и незнанием путей и средств реализации данной потреб­
ности

Если экономический кризис, связанный с развалом СССР, при­вел к падению жизненного уровня большинства населения в России, Беларуси и других странах СНГ, то это социально-экономическая проблема.

Если снижение жизненного уровня населения обострило соци­альную дифференциацию, то это социальная проблема.

А теперь по двум приведенным образцам объясните (с приве­дением конкретных примеров), что представляют собой:

Этнонациоиальная проблема.

Социокультурная проблема.

Религиозно-конфессиональная проблема.

Семейно-бытовая проблема.

Политическая проблема.

С какими еще видами проблем, по Вашему мнению, может
столкнуться социология (для ответа на этот вопрос используйте мате-1
риал из предыдущих разделов и глав данного учебного пособия, а 1
также реальные случи из Вашего личного жизненного опыта). <

343~™~1 Тестовые задания

1. Процесс выработки и осуществления стратегии социологиче­ского исследования включает в себя в качестве неотъемлемого ком­понента:

а) установление направления исследования;

б) разработку стратегического проекта (программы);

в) анализ и обобщение данных эмпирического исследования;

г) различение стратегии исследования от ее ориентира;

д) формулирование выводов из материалов исследования.
Определите, какое из приведенных суждений (а, б, в, г, д.) яв­
ляется верным, а какое - неверным.


2. Перед социологом-исследователем возникло несколько акту­
альных проблем: а) какая часть населения Беларуси поддерживает
рыночные преобразования? б) насколько волнует современную моло-
цежь ее экономическое положение? в) какие факторы влияют на сни­
жение продолжительности жизни населения в России, Беларуси, дру-
i их странах СНГ?

Определите, ответы на какие из названных проблем, получен­ные в результате проведенных социологами исследований, будут но­сить описательный, а какие — каузальный характер?

3. Роль стратегии социологического исследования заключается
в том, чтобы:

а) разработать программу исследования,

б) сосредоточить внимание социологов-исследователей на оп­
ределенной сфере социальной действительности;

в) предвидеть все возможности, которые открываются при раз­
работке программы и плана проведения исследований.

Какие из приведенных суждений, по Вашему мнению, являются правильными, а какие — нет?

4. Определите, какое из приведенных ниже утверждений явля­
ется правильным. Первым шагом в формировании стратегии исследо­
вания являются:

1) обнаружение проблемной ситуации;

2) предварительный анализ объекта и предмета исследования;

3) уточнение и интерпретация понятий,
а) первое; б) второе; в) третье.

5. Дайте аргументированный ответ на вопрос: чем завершается
процесс выработки стратегии социологического исследования?

1) немедленным действием в рамках исследуемой проблемы;

2) установлением научно обоснованного направления исследо­
вательской мысли, теоретических конструкций (понятий,
концепции, методов), обеспечивающих достижение исследо­
вательской цели.

а) первое; б) второе.


А


34.4


Вопросы по теме главы


1. Что представляет из себя стратегия социологического исследования?

2. Какими особенностями характеризуется исследовательская стра­
тегия?

3. Что является исходным пунктом разработки стратегии социоло­
гического исследования?


4. 5.

6. 7.

8. 9.

10. 11. 12.


Какие еще этапы включает в себя разработка стратегии социоло-1
гического исследования? \

Что представляет собой теоретическая интерпретация основных' понятий?

Чем отличается эмпирическая интерпретация понятий? Что должен выявить предварительный системный анализ объекта и предмета исследования?

Какова основная цель стратегического плана исследования? Для чего необходимо установление возможности изменений в изучаемом объекте?

Какие этапы включает в себя формирование исследовательской стратегии в социологии?

Что имеет решающее значение при определении путей реализа­ции стратегии социологического исследования? Что необходимо для успешной реализации стратегии социологи­ческого исследования?


Ш 34.5

_ -J Литература

1. 2. 3. 4. 5.

Ансофф И. Стратегическое управление. М, 1989.

Бабосов Е.М. Социология управления. Мн., 2001. Гл. 10. Стратегическое управление.

Ваханский О.С. Стратегическое управление. М., 1995. Гидденс Э. Социология. М, 1999. Гл. 21 Социология: методы исследования. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М, 1999. Гл. 2. Программа теоретико-прикладного исследования с последующим коли­чественным анализом данных.



Программа

социологического исследования


35.1


Основные положения


1. Программа социологического исследования — это системати­зированное изложение теоретико-методологических предпосылок, общей концепции исследовательского проекта в соответствии с ос­новными целями и задачами предпринимаемой работы, методических и процедурных основ ее выполнения, выдвигаемых гипотез и логиче­ски последовательных операций для их проверки.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных