ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Социальные изменения 9 страница2) Стандартизированное (структурализованное) наблюдение - 3) Невключенное (внешнее) наблюдение - это такой способ со 4) Включенное наблюдение - это такой способ социологиче 5) Полевое наблюдение отличается тем, что проводится в ре 6) Лабораторное наблюдение - такой тип сбора эмпирической 7) Систематическое наблюдение - такой тип исследования, ко-
деленному графику, с регулярной фиксацией заранее обусловленных признаков, ситуаций, процессов и действий. Оно позволяет выявить динамику изучаемых процессов и событий. 8) Эпизодическое наблюдение - это фиксация изучаемых явле 9) Случайное наблюдение - это социологическое исследование,
10) Одномоментное наблюдение -такое наблюдение, в котором 11) Панельное наблюдение - это процесс неоднократного, про
12) Контролируемое наблюдение осуществляется целенаправ 13) Неконтролируемое наблюдение осуществляется наблюдате
6. Существенное значение приобретает четкая и правильная 7. Для однообразного фиксирования изучаемых событий и си
37.3 Вопросы по теме главы
1. Что такое социологическое наблюдение? 2. В каких целях применяется наблюдение в эмпирических социоло-^ 3. Какие этапы исследовательской деятельности определяет 4. Что определяется в плане организации проведения наблюдения? 5. Какие типы социологического наблюдения Вы знаете? 6. Каково назначение инструкции по проведению наблюдения? 7. Что такое карточка наблюдения и какова ее структура? 8. Что определяет достоверность и эффективность результатов на -4_ ***"] Литература 1. Андреенков В.Г. Наблюдение // Социология. Под ред. Г.В. Осипова. - 2. Гречихин В.Г. Метод наблюдения в социологии // Лекции по методике и 3. Метод наблюдения в социологическом исследовании // Методы сбора 4. Орлова Э.А. Наблюдение и его роль в социологии // Рабочая книга со 5. Ядов В.А. Социологическое исследование. М, 1987. ШШшаЖ'
Социологический эксперимент 38.1 Основные положения 1. Необходимость применения социального эксперимента возникает в тех случаях, когда требуется решить задачи, связанные с определением того, каким образом та или иная социальная группа будет реагировать на включение в обычную для нее ситуацию тех или иных факторов, ведущих к изменению данной ситуации. Из этого следует, что задача социального эксперимента заключается в том, чтобы измерить показатели реагирования изучаемой группы на те или иные, новые для обычной ситуации ее повседневной деятельности, факторы в искусственно созданных и контролируемых исследователем условиях. Социологический эксперимент — это такой метод исследования, который позволяет получить информацию о количественном и каче-с 1 венном изменении показателей деятельности изучаемого социального объекта в результате воздействия на него вводимых или видоизменяемых экспериментатором и контролируемых (управляемых) им новых факторов. Обычно эта процедура осуществляется путем вмешательства экспериментатора в естественный ход событий, путем включения в обычно существующую ситуацию новых, целесообразно выбранных или искусственно созданных контролируемых условий, приводящих к изменению этой ситуации или к созданию новой, ранее не существовавшей ситуации. Это позволяет зафиксировать соответствие или несоответствие изменившихся условий и действий изучаемой группы предварительным предположением. 2. Социологический эксперимент основывается на разработке 3. Социологический эксперимент как специфическая исследо Экспериментатор — это исследователь или (гораздо чаще) группа исследователей, которые разрабатывают теоретическую модель эксперимента и осуществляют эксперимент на практике. Экспериментальный фактор, или независимая переменная, — условие или группа условий, которые вводятся в исследуемую ситуацию (деятельность) социологом. Независимая переменная будет управляемой и контролируемой со стороны экспериментатора, если се направленность и интенсивность действия, качественные и количественные характеристики реализуются в пределах программы эксперимента. Экспериментальная ситуация — такая ситуация, которая пред| намеренно создается исследователем в соответствии с программой эксперимента и в которую не включается экспериментальный фактор! Экспериментальный объект - это группа лиц или социальная' общность, оказавшаяся в экспериментальных условиях, вытекающих из программной установки на проведение социологического эксперимента. 4. Организация и проведение социологического эксперимента Первый этап — теоретический На этом этапе экспериментатор формулирует проблемное поле исследования, определяет его объект и предмет, экспериментальные задачи и гипотезы исследования. В качестве объекта исследования выступают определенные социальные группы и общности. При определении предмета исследования учитываются цель и задачи эксперимента, основные характеристики изучаемого объекта, проецируется в символах и знаках идеальный прототип исследуемой экспериментальной ситуации. Второй этап - методический — представляет собой разработку программы проведения эксперимента. Важнейшими компонентами этой программы являются: построение методик исследования, определение его процедур, формулирование плана создания экспериментальной ситуации. Третий этап — реализация программы эксперимента. В процессе его осуществления создается намеченная программой экспериментальная ситуация, изучаются реакции экспериментируемых групп на вводимые в нее исследователями независимые переменные (экспериментальные факторы). Четвертый этап — осуществление анализа и оценки результатов, полученных в ходе проведения эксперимента. Анализ и оценка полученных результатов показывают, достигнута ли намеченная цель исследования, подтвердилась ли исследовательская гипотеза. Кроме основных результатов эксперимента, могут быть получены и побочные, сопутствующие результаты, которые способны оказаться важными для последующих исследований, в том числе и экспериментальных. 5. Важное значение имеет типологизация социальных экспери I По характеру экспериментальной ситуации эксперименты в социологии подразделяются на полевые и лабораторные, контролируемые и неконтролируемые (естественные). Полевой социологический эксперимент представляет собой такую разновидность экспериментального исследования, в котором воздействие экспериментального фактора на изучаемый социальный объект происходит в реальной социальной ситуации при сохранении обычных характеристик и связей этого объекта (производственного коллектива, студенческой группы, политической организации и т.п.). По степени активности исследователя среди полевых экспериментов выделяют контролируемые и естественные. В случае проведения контролируемого эксперимента исследователь изучает отношение факторов, составляющих в своей совокупности социальный объект, и условий его функционирования, а затем вводит в действие независимую переменную в качестве гипотетической причины предполагаемых в будущем изменений. Естественный эксперимент - это такая разновидность полевого эксперимента, в которой исследователь заранее не выбирает и не подготавливает независимую переменную (экспериментальный фактор) и не вмешивается в ход событий. Лабораторный эксперимент — это такая разновидность экспериментального исследования, при которой экспериментальный фактор введен в действие в созданной исследователем искусственной ситуации. Искусственность последней состоит в том, что исследуемый объект переводится в нее из своей обычной, естественной среды в обстановку, которая позволяет отвлечься от случайных факторов, увеличить возможность более точной фиксации переменных. Вследствие этого вся исследуемая ситуация становится более повторяемой и управляемой. По характеру объекта и предмета исследования, особенностям применяемых процедур различают реальные и мысленные эксперименты. Реальный эксперимент - это такая разновидность экспериментальной исследовательской деятельности, которая осуществляется в сфере функционирования реального социального объекта путем воздействия экспериментатора через введение независимой переменной (экспериментального фактора) в реально существующую и привычную для исследуемой общности ситуацию. Мысленный эксперимент — специфическая разновидность эксперимента, проводимого не в социальной реальности, а на основе информации о социальных явлениях и процессах. В последнее время все более широко используемой формой мысленного эксперимента явля- ется манипулирование на математических моделях социальных процессов, осуществляемое с помощью компьютеров. По специфике используемых в исследовании факторов (независимых переменных) эксперименты подразделяются на однофактор-ные и многофакторные. По характеру логической структуры доказательств исходных гипотез выделяются параллельные и последовательные эксперименты Параллельный эксперимент - эта такая разновидность исследовательской деятельности, при которой выделяются экспериментальная и контрольная группа, а доказательство гипотезы опирается на сравнение состояний двух исследуемых социальных объектов (экспериментального и контрольного) в одном и том же временном отрезке Экспериментальной в таком случае называется группа, на которую исследователь воздействует независимой переменной (экспериментальным фактором), т.е. га, в которой реально осуществляется эксперимент. В качестве контрольной выступает та группа, которая является идентичной первой по своим основным характеристикам (размеру, составу и т.п.), подлежащим исследованию, на которую не влияют вводимые исследователем в изучаемую ситуацию экспериментальные факторы, т.е. в которой эксперимент не проводится. Сравнение состояния, деятельности, ценностных ориентации и т.п. обеих этих групп и дает возможность найти доказательства выдвинутой исследователем гипотезы о влиянии экспериментального фактора на состояние изучаемого объекта. Последовательный эксперимент обходится без специально выделенной контрольной группы. Одна и та же группа выступает в нем в качестве контрольной до введения независимой переменной и в качестве экспериментальной - после того, как независимая переменная (экспериментальный фактор) оказала на нее предусмотренное действие. В такой ситуации доказательство исходной гипотезы опирается на сравнение двух состояний исследуемого объекта в разное время: до и после воздействия экспериментального фактора. По специфике решаемой в исследовании задачи выделяются проективные и ретроспективные эксперименты. Проективный эксперимент ориентирован на воплощение в реальность определенной картины будущего: исследователь путем введения в поток событий экспериментального фактора, действующего в качестве причины, проектирует наступление определенных следствий. Например, вводя в экспериментальной ситуации в прогнозируемые события новый управленческий фактор (скажем, более широкое делегирование управленческих полномочий по иерархической лестнице сверху; вниз), исследователь ожидает появления новых и желательных для лучшего функционирования данной организации следствий - улуч- i пение качества решений, демократизацию процедуры их принятия и осуществления. Ретроспективный эксперимент направлен в прошлое: совершая его, исследователь анализирует информацию о прошлых событиях, пытается проверить гипотезы о причинах, вызывавших уже совершившиеся или совершающиеся следствия. Если реальный эксперимент всегда является проективным, то мысленный может | быть как проективным, так и ретроспективным. 6. В процессе осуществления социальных экспериментов ис 7. Применение эксперимента в социологическом исследовании 8. Значимость эксперимента в социологических исследовани
3. Задача социального эксперимента состоит в том, чтобы изме а) обычно действующие факторы ее повседневного поведения; б) новые для обычной ситуации ее деятельности факторы в ис Какое из приведенных суждений верно — первое или второе? 4. Экспериментальная ситуация это такая ситуация, в которую: а) включается экспериментальный фактор; б) не включается экспериментальный фактор. Какой вариант ответа' а) или б) является верным? 5. Методический этап организации и проведения социологиче а) определение объекта исследования; б) формулирование экспериментальных задач; в) построение методики проведения эксперимента; г) определение процедуры социологического эксперимента; д) изучение реакции экспериментируемой группы на вводимые Объясните, какие из перечисленных вариантов являются верными и приведите аргументы в пользу такого суждения. 6. По характеру экспериментальной ситуации эксперименты в а) полевые; б) лесные; в) контролируемые; г) лабораторные; д) молодежные; е) классические. Расскажите, какие из названных видов экспериментов включены в рассматриваемый перечень ошибочно, а какие — верно. 7. Мысленный эксперимент — это такая разновидность экспе а) на математических моделях изучаемых социальных процессов; б) на основе информации о социальных процессах; в) в самой социальной реальности. Скажите, все ли названные варианты суждений о социальном эксперименте являются правильными? 8. Чем отличается последовательный эксперимент от парал а) выделением двух или более групп; б) выделением одной группы. Дайте обоснование, почему Ваше суждение является правильным. 38.4 Вопросы по теме главы 1. В чем заключена сущность социологического эксперимента? 2. Что такое независимая переменная (экспериментальный фактор) и 3. Какова структура социального эксперимента? 4. Какие этапы включает в себя проведение социального экспери-; 5. Какие типы социальных экспериментов вы знаете? 6. В каком виде представляются результаты социальных экспери 7. Каковы трудности в проведении социальных экспериментов? 8. Чем определяется значимость эксперимента в социологических till 'M4Vfll'l 38.5__ J Литература 1. Андреенков В.Г. Эксперимент // Социология / Под ред. Г.В. Осипова. - 2. Гречихин В.Г. Эксперимент в социологическом исследовании // Лекции 3. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и при 4. Куприян А.П. Проблема эксперимента в аспекте общественной практи 5. Эксперимент в конкретном социологическом исследовании // Рабочая 6. Эксперимент в социологическом исследовании // Методы сбора инфор 7. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, ме Глава 39.
Массовый опрос и интервьюирование
39.1 Основные положения 1. Одним из наиболее распространенных и популярных мето Опрос — это метод сбора первичной социологической информации посредством устного и письменного обращения исследователя к определенной совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых освещает изучаемую проблему на уровне эмпирических показателей, последующей регистрации и статистической обработки полученных ответов, а также их теоретической интерпретации. 2. В социологическом опросе респондентов вопрос — это вклю 3. Структура социологической анкеты обычно состоит из сле 4. По содержанию вопросы, формулируемые в анкете, подраз
1) Вопросы о фактах, целью которых является получение ин 2) Вопросы о мнениях, имеющие целью выяснение мнения оп политических событий; о ситуации существующей в стране, в регион не, на предприятии и т.п. 3) Вопросы о знаниях, ориентированные на выяснение что и в какой мере знает респондент об интересующей исследователя проблеме, ситуации и т.п. 4) Вопросы об оценках, имеющие целью узнать оценку рес-1 5) Вопросы об отношении респондентов к каким-либо про 6) Вопросы о мотивах, ориентированные на выяснение субъ 5. По своей логической направленности вопросы в социологи Основные вопросы — это такие высказывания, изучая ответы на которые, исследователь получает большую часть интересующей его информации об исследуемом социальном объекте. Именно такие вопросы составляют самую существенную по объему и по значимости часть анкеты, а потому ответы на них служат основным строительным материалом для выводов. Контрольные вопросы используются для проверки устойчивости, правильности, непротиворечивости и искренности ответов респондента. Вопросы-фильтры предназначены в тех случаях, когда искомая информация может быть получена не от всей совокупности опрашиваемых, а только от определенной ее части. Каждый такой блок вопросов открывается вопросом-фильтром, который сопровождается отсылкой, к заполнению какого вопроса следует переходить интервьюеру, чтобы выделить носителей необходимой информации. 6. По характеру ответов или технике заполнения анкеты вы Закрытые вопросы, ответы на которые респондент выбирает из предложенных ему в анкете или интервьюером вариантов. Таким образом, закрытый вопрос - это вопрос с подсказками, когда отвечающий выбирает наиболее приемлемый для него вариант ответа. В этом типе вопросов есть разновидности. Первая из них: вопрос-меню. Это такой вопрос, в котором респонденту предлагается целый веер вариантов ответов и он может выбрать несколько из них, предположим, «обед из трех блюд», т.е. три варианта. Например, на содержащийся в анкете вопрос «Какие источники доходов использует Ваша семья?», респонденту предлагается следующий набор вариантов ответа: заработная плата по основному месту работы, временные подработки, Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|