Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Правовой статус и реальное положение западных европейцев в России




Изучение правового статуса и реального положения «немцев» в России открывает в 1842 г. В. Лешков[71]. Право приезда иноземца в Россию досконально изучал А.С. Мулюкин[72]. О.И. Куприянова опровергла устоявшееся ранее у правоведов предположение, что до XVIII в. правового института иностранца в России не было. А.М. Тесленко установлено, что юридическое регулирование положения иноземцев в России разрабатывалось при создании Новоторгового устава и видную роль здесь сыграл гамбургский купец голландского происхождения П. Марселис[73].

Серьезным шагом вперед в комплексном изучении юридического статуса и реального положения иноземцев в России явилась монография С.П. Орленко «Выходцы из Западной Европы в России XVII века. Правовой статус и реальное положение» (М., 2004). Историк констатировал переход от консульского права к подсудности иностранцев русским законам. Приказы, контролирующие и направляющие деятельность западных иностранцев, вели и их судебные дела. С.П. Орленко отмечает ограничение прав «немцев» в XVII в., но на практике каждое ограничение допускало множество исключений и послаблений. Историк констатировал сложности выезда из России служилых иноземцев.

Поднят был С.П. Орленко и вопрос об отношении к служилым иностранцам в России. Абсолютным сторонником полной изоляции от Запада он видит церковь. С.П. Орленко констатирует: «Усилиями патриарха Филарета Никитича и духовных властей в первой трети XVII века была создана идеологическая база для отрицания принадлежности к христианской церкви каких-либо конфессий, кроме православия. При этом принадлежность к православному духовенству далеко не всегда влекла за собой резко-негативную реакцию на самих «немцев» и все «немецкое». Характер бытовых и деловых контактов иностранцев с русскими священниками заставляет усомниться в том, что отношение к выходцам из Западной Европы, даже в среде православного духовенства, повсеместно носило форму крайней религиозной нетерпимости»[74]. С.П. Орленко замечает также, что для XVII столетия крайне сложно определить объективно отношение различных категорий русского социума к выходцам из Западной Европы. Лишь в отношении высшей социальной элиты можно говорить о расширении круга поклонников западных новшеств.

Институт землевладения служилых иноземцев и его ограничение в середине XVII в. изучали А.С. Мулюкин, С.П. Орленко, Т.А. Лаптева[75]. Опыт реконструкции на основе частного архивного материала предполагаемого общероссийского указа о запрете служилым инославным иностранцам иметь земельные владения представлен в работе ««Иноземцам вотчины продавать…» Дело Поместного приказа о наследовании вотчины Ю.Ю. Абрамова 1676-1678 гг. Подг. Т.А. Лаптевой» (Исторический архив. - № 1. – М., 1994).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных