Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Мемуары русских людей




Названные мемуаристы дают многое для понимания истоков петровских преобразований. Окольничий Иван Афанасьевич Желябужский (1638 – после 1709) являлся внуком выходца из Речи Посполитой. И дед, и отец Желябужского сделали в России XVII в. неплохую карьеру. Сам мемуарист стал видным дипломатом во второй половине XVII в. и дорос до думного чина окольничего. Свои воспоминания И.В. Желябужский[153] начинает с описания стрелецкого бунта и переворота царевны Софьи 1682 г. При Софье он стал окольничим и был направлен воеводой в Чернигов. Для нас наиболее ценна в мемуарах Желябужского была информация о политике правительства Софьи и В.В. Голицына и оценка ее. Кроме того вмемуарах Желябужского отражен быт и нравы конца «бунташного века новшеств».

Другой мемуарист Андрей Артамонович Матвеев был сыном главы Посольского приказа в конце царствования Алексея Михайловича – Артамона Сергеевича Матвеева (1625 —1682), известного «западника» XVII в. Отец мемуариста являлся воспитателем матери Петра I., а погиб в ходе стрелецкого бунта 1682 г. Неудивительно, что его сын сделал в петровское время блестящую карьеру. Андрей Артамонович Матвеев взялся за написание воспоминаний в конце жизни. В отличии от И.А. Желябужского Андрей Матвеев описывает регентство Софьи исключительно в черных тонах. Записки Матвеева охватывают период с 1682 по 1698 г. Стилю мемуариста присуща калька с латинских оборотов речи и частое использование галлицизмов, что, по понятиям петровского времени, свидетельствовало о высокой образованности и «современности» автора[154].

3. Религиозно-публицистические сочинения «Другой Руси»

К религиозно-публицистические сочинениям западно- и южнорусских земель относятся: сочинения украинского православного защитника веры Ивана Вишенского (ок. 1550 – ок. 1620); «Антиграфи», «Тренос» или «Фринос, или Плач восточной церкви, с объяснением догматов веры» (Θρήνоς, to jest Lament jedynej sw. powszechnej apostolskiey wschodniey cerkwie. - Вильно, 1610), «Апология своего путешествия на Восток» («Apologia peregrinatiey do Kraiòw wschodnych». - Львов, 1628), «Паренезис, или Напоминание народу русскому» («Paraeneisis albo napomnienie do narodu ruskiego». – Краков, 1629) Максима (в монашестве Мелетия) Смотрицкого, яркого православного полемиста в начале своего пути, в конце жизни ставшего униатом; труды «дидаксалов» (учителей) братских школ Белоруссии и Украины - «Грамматика доброглаголиваго еллино-словенского языка» (1591) Арсения, архиепископа элассонского и димоникского, «Зерцало богословия» (1618) Кирилла Транквиллион-Ставровецкого; «Катехизис» (1595) и «Казанье святого Кирилла» (1596) Стефана Зинания[155]; «Грамматика словенская» (1596 г.) и «Катехизис» начала XVII в. Лаврентия Зизания; «Палинодия или Книга Обороны» (1621-1622), «Книга о вере единственной» (1619-1621), «Книга о правдивом единстве православных христиан» (1623), предисловие к «Беседе Иоанна Злотоуста» (1623) Захария Копытинского, православного проповедника, ратовавшего в том числе и за освоение наследства античных философов; переводные сочинения, благодаря которым западно- и южнорусский православный читатель мог познакомиться с достижениями мысли различных европейских авторов эпох Средневековья, Возрождения и Барокко - «Хроника света» Мартина Бельского, «Хроника польская, литовская, жмудская и всей Руси» Мацея Стрыйковского, «Двор турецкого султана» Шимона Старовойского, «Хроника Сарматии» Гваньини, «История Иудейской войны» Иосифа Флавия» и др.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных