Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Духовная полемика XVII в.




4.1. Духовная полемика первой половины XVII в.

Из-за Брестской унии 1596 г. было характерно противостояние московского патриархата с представителями братской традиции из Речи Посполитой. «Шатанию киевлян в вере» русские церковные «консерваторы» противопоставляли «старомосковское благочестие». Стоит отметить «Заключение» игумена Ильи и еще одного известного русского знатока Библии – Ивана Наседки (Иоанна Шевеля) о неприемлемости «Катехизиса» Кирилла Транквиллион-Ставровецкого. 60 экземпляров было напечатанного в Москве «Катехизиса» сожгли.

Самым знаковым для нашего исследования источником от «консерваторов» является «Изложения на люторы» Ивана Наседки 1642 г., ставшее религиозно-политическим манифестом противников династического брака датского принца Вальдемара и царевны Ирины Михайловны.

 

4.2. Консервативная православная мысль середины - второй половины XVII в.

Борьбу части русской придворной элиты с западным влиянием во времена Алексея Михайловича отражают документы, исходившие от кружка ревнителей «старомосковского благочестия» во главе с царским духовником Стефаном Вонифатьевым. В этот кружок входил осторожный «поклонник западных новшеств» Федор Ртищев, а также архимандрит новоспасского монастыря Никон, будущий патриарх. Здесь же находились и его ярые впоследствии противники вожди староверов - настоятель Казанского собора Иван Неронов, протопопы Логин, Лазарь, Даниил и, конечно, знаменитый юрьевский протопоп Аввакум.

Источники, отразившие деятельность кружка ревнителей московского благочестия, частично опубликованы[156].

Настроение русских церковных иерархов, их сложные отношения с центральной светской властью, неприятие проводимого ею курса на заимствование «западных новшеств» несут источники, исходившие от патриарха Никона и следующих за ним патриархов. Борьба с иностранным влиянием с Запада становится лейтмотивом в настроениях высшего клира.

У патриарха Иоасафа II (1667-1672) критика западного влияния отчетливо видна в его «Выписке от Божих писаний о благолепном писании икон и обличение на неистово пишущих оные» (1668). «Старомосковских взглядов» придерживался следующий патриарх Питирим (1672-1673), который, будучи Крутицким митрополитом, де-факто исполнял обязанности патриарха и в 1658-1664 гг., после ухода Никона в Новый Иерусалим. Преемник Питирима патриарх Иоаким (1674-1690) слыл «воинствующим антизападником» и явным врагом «латынщиков». Против православных «латынщиков» Иоаким написал большую книгу, состоящую из 26 глав, - «Остен, состроенный из Духовещания Св. Отец, низвергающий, отреяющий и прободающий напирающияся к нем. После церковного собора, осудившего в январе 1690 г. на сожжения сочинения Сильвестра Медведева, по инициативе патриарха Иоакима были запрещены многие труды южнорусских православных книжников, заподозренных патриархом в «единодумии с папою и западным костелом».

Иоаким оставил знаковое сочинение, обращенное к молодым царям Ивану V и особенно к Петру I - «Завещание патриарха Иоакима». Иоаким увещевал царей, а точнее «младшего царя» Петра Алексеевича не назначать «немцев» командовать русскими людьми в войске. Иностранных офицеров-«еретиков» патриарх считал гарантией поражения православного русского воинства. Иоаким призывал вообще прекратить всякое общение русских людей с иностранцами - католиками, лютеранами и кальвинистами, изгнать всех их за пределы России, а все построенные инославные христианские храмы снести. «Опять напоминаю, - заклинал царей патриарх Иоаким, - чтоб иноземцам-еретикам костелов римских, кирок немецких, татарам мечетей не давать строить нигде, новых латинских и иностранных обычаев и в платье перемен по-иноземски не вводить. (...) Всякое государство свои нравы и обычаи имеет, в одеждах и поступках свое держат, чужого не принимают, чужих вер людям никаких достоинств не дают, молитвенных храмов им строить не позволяют»[157].

Еще большую ненависть к «еретическим новшествам» содержат сочинения старообрядцев «Житие протопопа Аввакума», сочинение его сторонников протопопа Федора, Никиты Константинова (Пустосвята) и др.[158]

 

4.3. Оппоненты старообрядцев, никониан и «грекофилов»

Оппонентами и старообрядцев, и консерваторов-никониан («грекофилов») выступили приглашенные в Россию Алексеем Михайловичем и его вельможами «западниками» ученые киевские монахи, выпускники самого близкого к европейским университетам высшего православного духовного заведения - Киево-Могилянской духовной академии, носители традиции западно- и южнорусских братских школ и их русские ученики. За интерес к западной учености и латинскому языку их прозвали «литынянами» или «латынщиками».

Самыми яркими среди этих «латынщиков» оказались Симеон Полоцкий (в миру – Самуил Гаврилович Петровский-Ситнянович, 1629-1680) и его ученик Сильвестр Медведев (в миру Симеон Агафонович Медведев, 1641-1691).

Наиболее важными сочинениями Симеона Полоцкого в России оказались «Жезл правления», «Житие и учение Христа Господа и Бога нашего», «Книга кратких вопросов и ответов катехизических», «Венец веры кафолической», два сборника проповедей «Обеда душевного»; «Вечери душевной», написанная силлабическим стихом «Комедия-притча о блудном сыне» и трагедия «О Навходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех, в пещи не сожженных», а также написанные для царских сыновей, созданные в поэтическом жанре «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный». Сочинения Симеона Полоцкого опубликованы[159].

Сильвестр, как и Симеон Полоцкий, часто вступал в полемику по богословским вопросам с местными московскими авторами и приезжими греками, отстаивая мнения, которые были распространены среди православных Речи Посполитой. Среди его оппонентов, к примеру, были братья Лихуды, монах Евфимий, а также сам патриарх Иоаким. Спор о пресуществлении святых Даров заставил Сильвестра Медведева создать «Книгу глаголемую хлеб животный». В ответ инок Евфимий написал трактат: «От святых отец на защищение восточныя Церкви тетради». Чуть позже, уже против мнения Лихудов, Сильвестром были созданы огромная в 700 страниц «Книга о манне хлеба небесного», «Праведный ответ на тетради Лихудов» и «Известие истинное православным и показание светлое о новоправлении книжном и о прочем». Последнее сочинение содержит интересную информацию об «исправлении книг» при патриархе Никоне. Эти сочинения Сильвестра Медведева противопоставили его не только Лихудам, но и большинству преподавателей открытой в 1687 г. Славяно-греко-латинской академии. Но главным идейным противником Медведева выступал патриарх Иоаким.

Между тем Сильвестра интересовали не только богословские споры. Он явился создателем первой в России исторической нелетописной книги - «Созерцания краткого лет 7190, 91 и 92, в них же что содеяся в гражданстве». Это сочинение является важным источником для реконструкции событий стрелецкого возмущения 1682 г.

Другим значительным трудом Сильвестра Медведева было «Оглавление книг кто их сложил», которое, по мнению исследователя конца XIX в. В. Ундольского, явилось первым библиографическим трудом в России. (Исследователь конца XIX в. Соболевский предполагал, что автором этого сочинения был Епифаний Славинецкий.)

После смерти в 1682 г. царя Федора III положение Медведева оказалось сложным, несмотря на его близость к царевне Софье, духовником которой он являлся. Московское духовенство явно перешло в атаку на «киевлян» и «латынщиков». Софья не имела надежной поддержки у патриарха. После падения Софьи в 1689 г. крушение Сильвестра Медведева стало делом времени. Патриарх Иоаким отстранил его от должности справщика Печатного двора. Противники Сильвестра пустили слух, что он готовил убийство Иоакима, чтобы занять его место. Сильвестр пытался бежать из Москвы, но был схвачен. Он проходил по делу Федора Шакловитого. Сильвестра обвинили в помощи царевне Софье «узурпировать» власть после Хованщины. Церковь добавила свое обвинение - в латинском толковании времени пресуществления. Осенью 1689 г. Сильвестра расстригли, пытали и приговорили к отсечению головы «за воровство и измену и за возмущение к бунту». Казнь состоялась 11 февраля 1691.

В отечественной церковной традиции с конца XVII по настоящий момент отношение к Сильвестру Медведеву негативное. Он представляется как «неук», «латинник», «возмутитель». Научная традиция, напротив, с конца XIX в. высоко оценивает его роль в развитии русской культуры, считает его, как и Симеона Полоцкого, деятелем, привнесшим в русскую культуру многие элементы культуры европейского Барокко. Труды Сильвестра Медведева опубликованы частично[160].

Актовый материал






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных