Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПО ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН




(ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ)

Написание контрольной работы призвано проверить самостоятельное изучение студентом курса истории отечественного государства и права и рассчитана, прежде всего, на творческое применение полученных знаний, что имеет существенное значение для подготовки будущего специалиста к практической деятельности.

Задание по выполнению контрольной работы состоит из двух частей. Первая его часть включает задания теоретического характера, выполнение которых рассчитано на усвоение учебного материала, пройденного на лекционных и семинарских занятиях, а также на умение, опираясь на полученные теоретические знания, анализировать правовые акты соответствующего периода всеобщей истории. Вторая часть задания предусматривает решение задач и выполнение упражнений практического характера.

Для того, чтобы контрольная работа была допущена к защите, она должна отвечать следующим требованиям:

1. Номер задания должен быть выбран по последней цифре номера зачетной книжки.

2. Контрольная работа должна иметь титульный лист с указанием следующих реквизитов: название вуза, факультета, кафедры, контрольная работа по истории отечественного государства и права, номера варианта, фамилии, имени, отчества студента, курса, номера зачетной книжки и группы, домашнего адреса, автора.

3. В начале работы рекомендуется обозначить номер задания и его составные части. Работа должна быть написана грамотным литературным языком, четко и аккуратно, страницы пронумерованы. Необходимо указать дату ее выполнения, оставить на каждой странице поля для замечаний рецензента. При использовании в тексте цитат, цифр, других фактических сведений необходимо внизу страницы делать ссылки на источник их получения. В конце работы к основному тексту прилагается список используемой литературы (с указанием автора, названия книги, места и года издания).

4. Контрольная работа выполняется на стандартных листах формата А4 или в ученической тетради. Объем работы не должен превышать 10-12 страниц школьной тетради. Работу следует представить на кафедру в четко определенный срок. В случае его несоблюдения работа не рецензируется и к защите не допускается. Указанные в рецензии замечания необходимо устранить. Если работа не допущена к защите, ее нужно переделать и представить на рецензию повторно.

4. При выполнении контрольной работы необходимо, прежде всего, прочитать соответствующий раздел учебника или учебного пособия, затем ознакомиться с нормативным материалом, литературой, рекомендованной к семинарскому занятию. Помимо указанных ниже публикаций текстов законодательных актов, научные статьи, монографии подбираются студентами самостоятельно Лишь после этой предварительной подготовки можно приступить к написанию текста.

Первая часть задания должна быть более объемной в текстовом изложении, ибо при ее выполнении требуется показать, как умение анализировать конкретные нормативные акты, так и знание теоретического материала, например, о форме государства, о сущности государства, о соответствующей отрасли права, институте права т. д.

Решение задач или выполнение упражнений должно содержать в себе две части: резолютивную т.е. самое решение, и мотивировочную, состоящую из ссылок на конкретные статьи закона.

Вариант 1

1. Семейные отношения по законам Хаммурапи

Методические рекомендации: Во введении необходимо дать внешнее описание памятника, включая анализ структуры текста, и определить его специфику. Далее нужно установить, насколько подробно освещен рассматриваемый вопрос в источнике.

Целью освещения этого вопроса является подробный анализ семейного права Древней Вавилонии. На основании текста законов Хаммурапи следует проанализировать имущественные права главы семьи, отношения между ее членами, порядок заключения браков и разводов, наказания за семейные преступления, право наследования. Необходимо обратить внимание на положение в семье рабыни и ее детей от господина, на положении детей от брака раба и свободной женщины, объяснить, почему и в том и в другом случае дети становились по закону свободными.

При характеристике порядка наследования земли и имущества следует указать, кто имел право наследования, какими долями распределялось наследство, какие ограничения существовали в праве распоряжения имуществом (для кого и почему?). В заключение работы следует дать общую характеристику семейного права на Древнем Востоке.

2. Решите задачу: В «Саксонском зерцале» в разделе «Ленное право» есть ст. 39. Она гласит: земельнывй участок может принадлежать нескольким господам таким образом, чтобы один имел его от другого, однако так, чтобы этот участок находился в (действительности) владении одного. Как это понять?

Методические рекомендации: Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо прежде всего изучить структуру земельной собственности при феодализме, о чем говорится в соответствующих разделах учебников. С этого и следует начингать ответ на вопрос. Тогда окажется возможным соотнести правадействительного влладельца и права всех тех его сюзеренов, от которых «держится земля и которые при известных обстоятельствах имеют на нее правао. Все это должно найти отражение в ответе.

Вариант 2

1. Нормы обычного права в законодательстве Хаммурапи.

Методические рекомендации: Во введении необходимо дать внешнее описание памятника, включая анализ структуры текста, и определить его специфику. Далее нужно установить, насколько подробно освещен рассматриваемый вопрос в источнике.

Далее необходимо разъяснить понятие «обычное право» (которое является одной из форм выражения правовых норм в период становления всей системы права). Нужно обратить внимание на происхождение обычного права и ответить на вопрос: о чем свидетельствует наличие такого рода правовых норм в законодательстве Хаммурапи?

Нормы обычного права следует выявить прежде всего в доказательствах («божий суд») и наказаниях по принципу талиона. Попытайтесь найти и другие нормы обычного права в судебнике. В заключение следует дать общую оценку правовых норм древней Вавилонии.

2. Решите задачу: В доме бюргера был схвачен с поличным вор. В суде выяснилось, что он впервые совершил кражу (мелкую) и не имеет средств, чтобы уплатить потерпевшему штраф. Какой приговор ожидает его по Каролине?

Методические рекомендации: Казус составлен на основе правил германского феодального кодекса – Каролины. Непосредственному его решению должна предшествовать характеристика уголовного права по Каролине. Особое внимание следует уделить рассмотрению такой категории преступлений, как преступления против собственности.

 

Вариант 3

1. Организация судопроизводства по законам Хаммурапи.

Методические рекомендации: В начале работы следует показать значение судебных органов в государствах древневосточной деспотии, как части государственного аппарата. Затем нужно перейти к анализу судебника Хаммурапи. В нем следует выделить статьи, касающиеся системы судопроизводства, и на их основе выяснить, кому принадлежала верховная судебная власть, кто осуществлял судопроизводство, принимались ли судебные решения коллегиально или нет, какова была ответственность судей, какие дела решались общинными судами, допускались ли законодательством случаи самосуда, какое значение для установления вины имели система доказательств и клятва. В заключение необходимо сделать вывод о сословном характере законодательства Древней Вавилонии.

2. Решите задачу: После смерти жены барона Хольта фон Вернера ее родственники потребовали передачи им имущества покойной. В свою очередь барон заявил, что его супруга подарила ему все, чем она владела, в день рождения их ребенка. Родственники покойной обратились в суд.

Какое может быть решение суда в соответствии с нормами «саксонского зерцала»?

Методические рекомендации: Нужно изучить нормы «Саксонского зерцала», регулирующие имущественные отношения между супругами и применить к данному конкретному случаю.

 

Вариант 4

1. Формы земельной собственности по законам Хаммурапи

Методические рекомендации: Начиная работу над темой необходимо выяснить, что такое собственность и владение, определить соотношение этих понятий, указать, какое значение для общественного развития имеют отношения собственности. Затем следует найти в судебнике статьи, относящиеся к тем или другим формам собственности. Найдите примеры купли-продажи земли, установите, свидетельствуют ли эти факты о существовании частной собственности на землю. Особое внимание следует уделить царской собственности, которую царь отдавал в условное владение своим воинам и чиновникам. Нужно рассмотреть права наследования, случаи потери воинами имущества, возможности распоряжения этим имуществом. Следует сделать выводы о соотношении разных видов земельной собственности в Древнем Вавилоне и о роли общины в системе общественных отношений на Древнем Востоке.

2. Решите задачу: После смерти жены барона Марии ее родственники потребовали передачи им имущества покойной. В свою очередь барон заявил, что его супруга подарила ему все, чем она владела, в день рождения их первенца. Правомерно ли данное утверждение с точки зрения норм Саксонского зерцала?

Методические рекомендации: Для решения казуса следует обратить внимание на имущественные права супругов, в особенности необходимо различать составные части общего семейного имущества (женская доля, утренний дар, имущество для пожизненного содержания, продуктовая доля) и возможности их наследования после смерти жены или мужа.

 

Вариант 5

3. Арендные отношения по законам Хаммурапи.

Методические рекомендации: Статей, посвященных аренде, в судебнике Хаммурапи довольно много, что свидетельствует о широком распространении арендных отношений. При работе над темой следует прежде всего выяснить, кто сдает и кто берет землю в аренду, определить ее условия, формы ренты. Необходимо выяснить, существовала ли субаренда и какое место уделено ей в судебнике. Сравните условия аренды поля и сада, а также целины. В заключение необходимо сделать вывод, о чем свидетельствовало распространение арендных отношений и чьи интересы защищали законы.

2.Раб Адальберт, принадлежащий сацэ-барону Гильденбранту, похитил бочонок вина из подвала Пипина. Последний потребовал от Гильденбранта выдать вора. Однако саце-барон отказался это сделать. Правомерны ли его действия с точки зрения Салической правды?

Методические рекомендации: Для решения казуса необходимо определить ответственность за кражу в зависимости от обстоятельств совершения преступления, размера ущерба, статуса потерпевшего и обвиняемого, обратив особое внимание на ответственность рабов и права (ответственность) их господ.

Вариант 6

1.. Семейное право в Древней Индии по «Артхашастре»

Методические рекомендации: Работу над темой следует начать с общей характеристики варно-кастовой системы Древней Индии и «Артхашастры» как политико-правового памятника. В процессе выполнения контрольной работы студент должен выяснить характер семьи, положение женщины, порядок наследования имущества в Древней Индии второй половины I тысячелетия до н.э. Специально следует остановиться на отражении в семейном праве существования варн и каст, а также рабства. В заключение следует сопоставить семейное право в Древней Индии с семейным правом других стран древневосточной деспотии.

2. Вавилонянин А. нанялся обработать поле своего соседа Н. Через некоторое время он был уличен в систематических кражах принадлежащего Н. посевного зерна и корма для рабочего скота, что неблагоприятно сказалось на урожае. Во время одной из таких краж он был схвачен с поличным. Какое наказание понесет А. по законам Хаммурапи?

Методические рекомендации: Для решения казуса необходимо проанализировать статьи законов Хаммурапи, посвященные договору личного найма.

 

Вариант 7

1. Политические реформы Солона по Аристотелю и Плутарху

Методические рекомендации: Основными источниками по теме являются сочинения Аристотеля и Плутарха. Следует иметь в виду, что авторы жили много позже описываемой ими эпохи, поэтому нужно обосновать степень достоверности сообщаемых ими сведений. Далее необходимо остановиться на политическом устройстве Афин до реформ Солона и показать причины преобразования системы управления формирующимся афинским полисом. Особого внимания заслуживает вопрос о записи действующего права Драконтом. Анализируя политические реформы Солона, необходимо показать, что благодаря им происходило оформление основ афинской демократии. Раскройте содержание политических преобразований и их значение для развития рабовладельческого государства, покажите, как были учтены интересы различных слоев населения, а также отметьте, какие из законов Солона подрывали господство родовой знати. Важно также сравнить политическую организацию, созданную в результате реформ Солона, с политической организацией досолоновской Аттики и показать место реформ Солона в процессе формирования Афинского государства.

2. А. дал в долг Б. 5 мер зерна. Поскольку Б. не вернул их в срок, то А. самовольно взял зерно из амбара Б. Последний обратился в суд. Как должен быть решен этот спор по законам Хаммурапи?

Методические рекомендации: Для решения казуса следует обратить внимание на попытку определенного ограничения ростовщичества, предпринятую Хаммурапи.

 

Варинат 8

1. Расцвет Афинской демократии в V в. до н.э.

Методические рекомендации: В начале работы следует проанализировать данные источников о правах и обязанностях афинских граждан. Укажите, кто именно мог считаться афинским гражданином, выясните, какова была степень участия граждан в управлении, кто обладал правом собственности на землю. Далее следует на основании источников показать как формировались и функционировали органы управления в Афинах: экклесия, буле, гелиэя, ареопаг, коллегии должностных лиц. При анализе источников обратите внимание на отношение тех или иных авторов к демократии, отметьте, чем гордились ее сторонники и за что критиковали противники. Приведите собственную оценку аргументов той и другой стороны. В заключение попытайтесь составить схему государственного управления Афинами в V в. до н.э.

2. Хлодвиг, напав на виллу в Суасонне, похитил одну из проживающих там женщин. Спасаясь от погони, он ранил преследователя. Какому наказанию он должен подвергнуться по Салической правде?

Методические рекомендации: Для решения казуса необходимо определить общие принципы установления ответственности за подобные преступления и конкретизировать их в зависимости от статуса преступника, потерпевших, тяжести телесных повреждений и т.п.

 

Вариант 9

1. Государственное устройство Римской республики в III-II вв.до н.э.

Методические рекомендации: Главным источником об устройстве Римской республики III-II вв. до н.э. является Полибий, сочинению которого следует дать оценку во введении к контрольной работе. Целесообразно привлечь и дополнительные источники. В работе следует показать политическую структуру Римской республики, объяснить, как формировались и функционировали основные органы власти - комиции, магистраты, сенат, как соотносилась политическая структура с военной. В заключение необходимо дать общую характеристику Римского государства, используя оценку Полибия и свои собственные суждения. Изложенный в работе материал следует дополнить схемой государственного устройства Римской республики.

2. Свободный франк Сигиберт убил королевского дружинника. Какое наказание ждет его по Салической правде? В чью пользу будет взыскан вергельд (вира)? Что предписывает Салическая правда в случае имущественной несостоятельности должника?

Методические рекомендации: При решении казуса необходимо обратить внимание на зависимость наказания от классового положения потерпевшего и преступника (раб или свободный).

 

Вариант 10

1. Политическая система Принципата Августа

Методические рекомендации: Задачей данной работы является на основе анализа разных по характеру источников - сочинений Диона Кассия, Тацита, Светония и официальной надписи самого Августа - вскрыть сущность формы правления, которая была установлена Октавианом, и выявить противоречие между формой и содержанием Принципата. Особое внимание нужно обратить на то, каким образом осуществлялось единоличное правление при сохранении республиканских учреждений. Необходимо выяснить, из каких элементов состояла власть принцепса, какие республиканские формы были им использованы (магистратские полномочия, отказ от непопулярных прерогатив, коллегиальность и т.д.). Изложенный в работе материал следует дополнить схемой политического устройства системы принципата.

2. У свободного франкского крестьянина Сигиберта была украдена лошадь. Пустившись на поиски, он, неделю спустя, нашел свою лошадь в одной из соседних деревень на дворе у некоего Лотаря. Последний отказался отдать лошадь Сигиберту, заявив,что она принадлежит ему, т.к. он три дня тому назад купил ее на ярмарке у своего знакомого Арнульфа, живущего по ту сторону реки Луры. По словам Лотаря, при покупке присутствовали свидетели.

Может ли Сигиберт насильно отобрать у Лотаря свою лошадь? Как должен быть решен спор по Салической правде?

Методические рекомендации: Данный казус посвящен, прежде всего, проблемам розыска и судопроизводства по Салической правде. Помимо процессуальных вопросов нужно также рассмотреть систему штрафов по Салической правде, а в заключение объяснить, какое наказание ждет человека, уличенного в конокрадстве, и чем обусловлена в законе эта мера наказания.

Вопросы для самоподготовки к зачету

/древний мир и средние века/

1. Предмет науки истории государства и права зарубежных стран. История государства и права в системе юридических дисциплин. Методы исследования. Периодизация курса.

2. Первобытное общество и догосударственные формы социального управления. Образование протогосударств.

3. Особенности развития государства и права в странах Древнего Востока.

4. Возникновение государства и периодизация истории Древнего Египта. Основные черты права Древнего Египта.

5. Возникновение древних государств в Междуречье. Общественный и государственный строй Древнего Шумера и Вавилонского государства.

6. Право древних государств Месопотамии. Законы царя Хаммурапи.

7. Образование государства в Древней Индии. Государственный строй эпохи Маурьев.

8. Законы Ману и Артхашастра Каутильи. Правовое положение основных групп населения Древней Индии.

9. Государственный строй Древнего Китая.

10. Право Древнего Китая.

11. Возникновение государства в Афинах. Реформы Солона и Клисфена. Рабовладельческая демократия в Афинах

12. Складывание государства в Спарте. Особенности общественного строя и организация власти в Спарте.

13. Основные черты афинского права.

14. Возникновение государства в Древнем Риме. Реформы Сервия Туллия.

15. Римская республика.

16. Общественный и государственный строй Римской империи.

17. Общая характеристика римского права древнейшего периода. Законы XII таблиц.

18. Римское право классического и постклассического периодов.

19. Восточная Римская империя: организация власти и управления. Общественный строй. Государство и церковь в истории Византии.

20. Свод законов императора Юстиниана.

21. Основные памятники византийского права VIII – XIV вв. Эклога. Земледельческий, Военный и Морской законы.

22. Особенности средневекового государства в Европе. Формы средневекового государства.

23. Особенности средневекового права в Европе. Обычное право. Каноническое право. Городское право. Рецепция римского права.

24. Формирование государства франков. Государственный строй и государственное управление в VI – IX вв.

25. Салическая правда как один из источников права Франкского государства.

26. Средневековое государство во Франции. Сеньориальная монархия. Образование сословно-представительной монархии. Генеральные штаты. Абсолютизм.

27. Право средневековой Франции. Кутюмы Бовези.

28. Средневековое государство Германии. Особенности развития.

29. Право средневековой Германии. «Саксонское зерцало».

30. «Каролина» и развитие общегерманских принципов уголовного права.

31. Средневековое государство и право Англии. Великая хартия вольностей 1215 г. Особенности английского абсолютизма.

32. Особенности средневекового государства и права Востока.

 

Вопросы для самоподготовки к экзамену

1. Предмет науки истории государства и права зарубежных стран. История государства и права в системе юридических дисциплин. Методы исследования. Периодизация курса.

2. Первобытное общество и догосударственные формы социального управления. Образование протогосударств.

3. Особенности развития государства и права в странах Древнего Востока.

4. Общая характеристика этапов государственного развития Древней Греции. Реформы Солона и Клисфена.

5. Особенности общественного развития Древних Афин и Спарты. Основные черты афинского права.

6. Общая характеристика этапов государственного развития Древнего Рима.

7. Общая характеристика римского права.

8. Особенности средневекового государства в Европе. Формы средневекового государства.

9. Особенности средневекового права в Европе. Обычное право. Каноническое право. Городское право. Рецепция римского права.

10. Арабский халифат. Мусульманское право: особенности становления и развития.

11. Средневековое государство и право Востока.

12. Особенности и основные этапы Английской буржуазной революции XVII в. Законодательство периода революции.

13. Основные конституционные акты Англии XVII – начала XVIII вв. («Habeas corpus act» 1679 г., «Билль о правах» 1689 г., «Акт об устроении» 1701 г.).

14. Соединенные Штаты Америки. Декларация независимости 1776 г. Конституции штатов. Статьи конфедерации 1781 г.

15. Конституция США 1787 г. Билль о правах 1791 г.

16. Гражданская война 1861 – 1865 гг. Освобождение рабов. Гомстед-акт. Государство США в конце XIX – начале XX в.

17. Великая французская буржуазная революция 1789 – 1794 гг. Периодизация революции.

18. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Конституция 1791 г.

19. Первая республика во Франции. Якобинская диктатура. Декларация прав человека и гражданина и Конституция 1793 г.

20. Термидорианская республика. Конституция 1795 г. Переворот генерала Бонапарта и Конституция 1799 г. Первая империя.

21. Государственный строй Франции от режима Реставрации до Второй империи.

22. Парижская Коммуна. Третья республика во Франции (1871 – 1900 гг.).

23. Объединение Германии. Революция 1848 г. Прусская Конституция 1850г. Конституция Германской империи 1871 г.

24. Соединенные Штаты Америки в новейшее время. «Новый курс» Франклина Рузвельта. Закон о трудовых отношениях (Закон Вагнера). Закон Тафта-Хартли 1947 г. Поправки к Конституции США в XX в.

25. Великобритания в новейшее время.

26. Франция в новейшее время. Третья республика после Первой мировой войны. Четвертая республика во Франции. Конституция 1946 г.

27. Пятая республика во Франции. Конституция 1958 г.

28. Веймарская республика в Германии. Конституция 1919 г.

29. Фашистская диктатура в Германии. Государственное регулирование экономики.

30. Образование ФРГ. Основной закон ФРГ 1949 г. Объединение Германии.

31. Италия в новое и новейшее время. Конституция 1848 г. Государственный строй фашистской Италии. Конституция 1947 г. и ее последующее развитие.

32. Государства Центральной и Восточной Европы в новейшее время.

33. Япония в новое и новейшее время. Революция Мэйдзи. Конституция 1889 г. Конституция Японии 1947 г.

34. Китай в новое и новейшее время.

35. Государства Латинской Америки в новое и новейшее время

36. Образование независимых государств после Второй мировой войны.

37. Кодификация Наполеона. Гражданский кодекс 1804 г. Дальнейшее развитие гражданского законодательства.

38. Уголовные кодексы Франции 1810 и 1992 гг. Развитие уголовного права и процесса.

39. Германское гражданское уложение 1896 г. и последующие его изменения.

40. Основные изменения в праве в новейшее время в Европе и США.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных