Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Арабский мир и христианская Европа




Арабская цивилизация достойна почетного места. Она достигла своего кульминационного момента в IX-X веке, когда Европа еще не успела подняться из ночи варварства. Она не родилась из оригинальной арабской культуры, но от разнородных культур, приобретенных и адаптируемых. Действительно, процесс арабизации не смог успевать развиваться за стремительным темпом военных действии и завоеваний. Все же он глубоко ассимилировался с окружением и богатыми традициями. Необходимо также заметить процесс инволюции: Ислам потерпел влияние народов культурно стоящих выше за него.

Практически, хотя и без изменения своей культурной основы, арабская цивилизация испытывала везде эти разнородные влияния: когда религиозно-политический центр Медина-Мекка переместился в Дамаск (681), мусульмане адоптировали методы управления и культуры сиро-византийские; когда империя тяготела к Багдаду (752) - арабы абсорбировали социальную традицию сасанидов [109]; когда достигли своей кульминации в халифате Кордова (929) и в фатимидском королевстве Каира (967)[110], теряют собственную идентичность, подавленны многими культурами: елиниско-сирийской, испанской, персидской, перемешанные с берберийскими и турецкими традициями. Так был сотворен составной мир: арабский по языку, исламский по религии, эллинистический по культуре.

Очевидно, что христианская Европа этой эпохи (как и сегодня) является должником арабской цивилизации в области так сказать рафинированного искусства «арабеска»: метрическая система мер, нумерация, язык. Философия Аристотеля попадает на Запад посредством арабских мыслителей и переводчиков. Исламский мир также повлиял на эволюцию рыцарского европейского лица через деятельность крестоносцев.

Но по существу, это было общество насколько блистательно и глубоко, настолько и ослаблено чрезмерной интеллектуальной любопытностью и «климатически» испорчено. В нем не возможно было сохранить без компромиссов примитивное православие. Когда исламская догма встретилась с греческой философией, создалась кризисная ситуация по поводу проблемы как соединить веру и разум: думали разрешить с помощью двусмысленной системы «двойной истины»[111], которая означала несовместимость между человеческим разумом и исламской верой.

Поэтому их преобладание не продлилось долго: с X века начинает крениться, а в XIII веке потерпело полное фиаско, уступая место христианской цивилизации. Христианство не боится никакой культуры и открыто ко всякой конфронтации, к ней снисходит и ее одушевляет: с Фомой Аквинским избежали препятствия двойной истины и открыли место синтезу между верой и разумом. В конечном счете, являясь идеей завоевания мира, победа Европы над Исламом зависит от внутренней высоты Христианства над религией Магомета.

Войны и завоевания

Необходимо добавить что, в общем, христиане не были гонимы, но ловко эксплуатируемы: в социальной и гражданской области были поставлены на самом низком социальном уровне; в области религии, в некую ситуацию изолирования и медленного удушения, по причине чего многие общины просто исчезли. Необходимо также заметить, что на Востоке многие общины уже стали монофизитскими и несторианскими, и поэтому уже отделенными от Церковного единства. Более того, их оппозиция православию Византии благоприятствовала возвышению ислама и воспринималась почти как освобождение.

Также и в Африке, вандалы[112] уже нанесли жестокий удар Христианству, который во времена блаженного Августина, насчитывала 700 диоцезов. Более того, берберы африканских полей противостали твердо нашествию арабов, как чтобы не платить алчные дани, так избежать изгнания. В Испании Церковь была связана с миром вестготским и была очень поражена подавляющей победой главы мусульман Tariq a Gibilterra (711). Новые властители хотя и одобряли обращение в Ислам, но не требовали этого от христиан. Так Испания смогла остаться по большей части католической и приготовиться к восстановлению.

Аналогично в Сицилии: более двух столетий мусульмане господствовали на острове и даже организовали экономическую жизнь, но христианство осталось более цельным в сознании жителей. поэтому когда Норманны ее завоюют, потомки тех, кто был обращен силой, возвратились к вере отцов.

Таким образом, с VII по X век, инициатива оставалась в руках мусульман, даже когда Византийская Империя с одной стороны и Франки с другой стороны, смогли блокировать их военные наступления, препятствуя тому чтобы их хищные клещи властно не замкнулись вокруг Средиземного моря и Европы. К завоевательным войнам добавляются еще налеты побережные не исключая и Рима, находящегося под угрозой вторжения вандалов.

После 1000 года

После 1000 года, христианские силы пошли в контратаку и возвратили себе позиции. Первые успехи вынудили морские Республики (Венеция, Генуя, Пиза, Амальфи) предпринимать храбрые предприятия: были манифестации идеи, которая воплотилась в христианском климате, то есть крестовые походы для освобождения Святой Земли от неверных. Таким образом, христиане возвратили себе примат на Средиземном море. Непрямым последствием арабских завоеваний видится великое событие созданное политикой в Европе и союзом между папством и каролингской Францией, которое дало новое лицо христианскому Средневековью. Поэтому некоторые историки видят начало Средневековья именно с появлением Ислама.

Трудная дискуссия

С религиозной и экуменической точки зрения католики и мусульмане еще очень далеки друг от друга. II Ватиканский Собор увещевает забыть несогласия и борьбу в прошлом и выработать взаимное понимание, к взаимному продвижению социальную справедливость, моральные ценности, мир и свободу для всех людей (Nostra aetate, n. 3). Некоторые смелые предшественники открыли дорогу к исламо-христианскому диалогу, но еще остается длинная и трудная дорога для преодоления, прежде всего на уровне народа. Более предприятия Франциска во дворе султана в Египте (1219), нужно вспомнить деятельность ученого Louis Massignon (1883-1926)[113], и прежде всего, сильное свидетельство блаженного Charles de Foucauld (1858-1916)[114].

В наши дни совершен остро диалог между Христианством и Исламизмом в европейских странах, где упорно существует рост верных Аллаху и где уже состоялось мультиетническая и мультирассовое общество. Диалог и сосуществование между мусульманами и христианами остаются проблематичными и часто служат причиной социальных и религиозных конфликтов. Превалирует, тем не менее, толерантность и попытки улучшить понимание между двумя мирами, особенно тех, кто вдохновляют к евангельским принципам приема и любви.

Диалог Русской ПЦ

 

В новое время богословский диалог между христианами и мусульманами заглох ввиду начавшегося упадка исламского мира и возобновился лишь в новейшее время, когда ребром стал вопрос о религиозно-мотивируемом терроризме и столкновении цивилизаций. К настоящему времени такой диалог ведется по двум направлениям. В первом случае (например, при диалоге Русской Православной Церкви с богословами Ирана) стороны пытаются лучше узнать позиции друг друга по актуальным вопросам и найти новые точки соприкосновения. Целью такого диалога является поиск путей совместного противостояние секуляризации общества и нравственному релятивизму, в то время как богословские компромиссы и иное размывание границ между религиозными традициями находятся под строгим запретом.

Во втором случае мусульманская сторона пытается объяснить христианам, что их религия - это закономерное развитие христианства, Коран - суть Третий Завет, а Мухаммед - последний из пророков Всевышнего. Параллельно христианам предлагается покаяться за Крестовые походы и иные случаи агрессии в отношении мусульман, а также четко уяснить, что террористы не имеют национальности и вероисповедания, в отличие от крестоносцев, солдат Карла Мартелла и авторов датских карикатур[115].

ТЕМА 16

Оглавление

Рождение папского государства. 1

Закат византийского авторитета в Италии. 1

Опасение варваров. 1

Престиж апостольского престола. 2

1. Дарования Франков. 2

2. Константинов дар. 3

Некоторые размышления. 7

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных