ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Мотивы иконоборческого движенияПричин было несколько, и они мало связаны между собой: 1. Государственно-политические. В империи наблюдалась нестабильность. После смерти императора Константина Погоната, очень часто сменялись правители, что привело к политическому кризису. Власть не могла объединить общество. С внешней стороны угрожают мусульмане, которые пытаются вторгнуться в Константинополь. Мусульмане попытаются подчинить себе Европу, но потерпят поражение при Пуатье в 732 году. Империя неизбежно должна была считаться с арабами, так как даже в Константинополе была мечеть. Мусульмане считали иконопочитание идолопоклонством, а завоевательная политика рассматривалась императорской властью как форма миссионерства, распространения истинной веры и борьбы с ересями. В этой связи иконопочитание могло рассматриваться как препятствие для диалога с мусульманами. К тому же, в восьмом веке церковная иерархия имела огромное влияние и на ход государственно-политических событий, так как многие иерархи занимали важные государственные посты. Это также могло вызывать недовольство. Борьба с иконами в этой связи выступала сильным средством против возросшего влияния Церкви. 2. Социально-экономические. В этот критический момент для Империи, требовалась сильная социально-экономическая база, которую могли обеспечить только молодые и активные люди. Но в реальности наблюдали их тотальный уход в монашество, что тормозило развитие страны. Кроме того сами монастыри обладали крупной материальной базой и землями. Монахи пользовались льготами, освобождающими их от налогов и повинностей. Поэтому мыслящие императоры не могли не вступить в конфликт с монашеством. 3. Церковные. Богословие иконопочитания к восьмому веку еще не успели разработать. Поэтому отношение к нему в разных регионах было не одинаковым. Так еще в четвертом веке против него выступал епископ Евсевий Кесарийский и Эльвирский собор[145]. Считалось, что оно провоцирует идолопоклонство. Епифаний Кипрский разорвал завесу с изображением человека, даже не разобравшись, кто изображен. В шестом веке Григорий Великий одобрил поступок марсельского епископа, уничтожившего в Храме все изображения для пресечения идолопоклонства. Надо отметить, что Григорий заметил, что хотя идолопоклонство недопустимо, изображения соответствуют Преданию и способствуют просвещению. 82 правило Трулльского собора запрещало аллегорически изображать Христа в образе агнца. Косвенно этот собор обосновал иконопочитание событием Боговоплощения. Но, как известно, Запад этот собор не принял полностью. В целом наблюдалось множество недостатков в этой области граничащим с прямым суеверием: иконы брали в качестве восприемников при Крещении, краску с икон добавляли в евхаристическую чашу, принимали причастие, предварительно полагая его на изображенную руку Спасителя и так далее. Поэтому обвинения в идолопоклонстве имели твердое основание. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|