Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Культурно-досуговая деятельность в 1917- 1941 гг.




Второе и третье десятилетие двадцатого века в России отмечены крупнейшими событиями. Революционные события, гражданская война внесли существенные коррективы в процесс развития культурно-досуговой деятельности, изменили ее содержание. Первые шаги новой государственной власти были направлены на лишение имущих слоев общества богатства и привилегий. Национализация затронула и сферу культуры: театры, музеи, библиотеки, кинотеатры, коллекции произведений искусства, Третьяковская галерея, Эрмитаж и многие другие были переданы государству. Были объявлены народным достоянием и преобразованы в музеи историко-художественные ценности Троице-Сергиевой лавры и другие исторические и художественные памятники. Церковь была отделена от государства, школа - от церкви, были упразднены сословия, сословные объединения, в том числе Российское Благородное собрание, Московское купеческое собрание, а также дворянские, купеческие и другие сословные клубы. С конца 1918 г. началась работа по регистрации, приему на учет и охране памятников искусства и старины, находящихся во владении богатых слоев общества.

Новые государственные органы придавали важное значение просвещению и образованию людей. Внешкольный отдел, созданный в 1918 г. при Наркомпросе, а также территориальные и местные органы народного образования осуществляли руководство деятельностью -Массовых культурно-досуговых учреждений, поддерживали идею создания различных общественно-организованных форм досуга, оказывали содействие в налаживании культурной работы. Государство контролировало содержание деятельности учреждений культуры, выделяло необходимые ассигнования. Государственными органами были сформулированы основные принципы деятельности культурно-досуговых учреждений, намечены главные направления их работы. Большая роль отводилась учреждениям культуры в деле народного просвещения, пропаганде новой идеологии, антирелигиозной и производственной пропаганде, борьбе за здоровый образ жизни, созданию новой обрядности, развитию народного художественного творчества ряде государственных и партийных документов подчеркивалась необходимость планомерности и согласованности в их работе, приветствовалась инициатива и самодеятельность трудящихся, объявлялась свобода от религиозного влияния; культурные мероприятия рекомендовалось проводить на родном для каждой этнической общности языке.

Культурно-просветительные учреждения активно включились в работу по обучению людей, не получивших начального образования. В библиотеках, народных домах, клубах, народных университетах создавались пункты ликвидации неграмотности. Контингент обучающихся включал в себя людей от 8 до 50 лет, не умеющих читать и писать. для усвоения начальных знаний, разъяснения политической обстановки (устраивались читки государственных декретов, а также журналов, газет и т.д.

В учреждениях культуры стали внедряться формы работы, отвечающие требованиям нового политического строя. Так, например, в целях расширения политической пропаганды клубах проводились митинги, митинги-концерты, политические доклады, лекции, вечера вопросов и ответов, диспуты на политические и религиозные темы В начале 20-х годов были Популярны такие формы работы, как “политигры”, “политбои”, “полисуды” и др. Идее политического воспитания служили и такие формы наглядной агитации и пропаганды, как диаграммы, плакаты, карикатуры; устраивались театральные инсценировки на исторические темы. При клубах создавались политкружки В эти же годы в стране[начала интенсивно развиваться художественная самодеятельность. Художественные кружки создавались в воинских частях, в клубных учреждениях, народных домах наиболее приоритетным жанром была театральная самодеятельность выборе репертуара театральные кружки ориентировались в основном на классические пьесы революционного содержания, агитпьесы, написанные на острые злободневные темы. С переходом к новой экономической политике (нэпу) возник особый вид эстрадного театра - Синяя блуза”. Репертуар таких театров, острие их сатиры было направлено против “нэпманов”, популярны были интермедии, сатирические сценки, песни, частушки, танцы. Вслед за театральными самодеятельными коллективами стали появляться хоровые хореографические. Развитие сети культурно-досуговых учреждений в стране происходило неравномерно. В годы гражданской войны для проведения просветительной работы в воинских частях были созданы передвижные типы культурно-просветительных учреждений: агитпоезда, агиттеплоходы. На железнодорожных станциях, в людных местах, в воинских частях работали агитпункты.

В связи с экономической разрухой, явившейся следствием гражданской войны и начавшегося после неурожая 1921 г голода, государство вынуждено было перевести культурно-досуговые учреждения на местный бюджет. Эти меры привели к резкому сокращению учреждений культуры, особенно в сельской местности. Однако уже в 1922 г. губернские власти вновь стали финансировать культурно-досуговые учреждения. Результатом явилось постепенное восстановление их сети и ее дальнейшее развитие. В конце 20-х г. в городах были созданы первые дома культуры, в начале 30-х гг. - дворцы культуры, в сельской местности - колхозные и совхозные клубы и библиотеки; с 1929 г. стали появляться первые районные дома культуры и районные библиотеки.

Для работы в культурно-досуговых учреждениях требовались профессиональные кадры. Уже с 1918 г. стали организовываться кратко- срочные одно-двух месячные курсы внешкольных работников в Москве, Петрограде, в губернских городах. В 1918 г. в Петрограде был основан Институт внешкольного образования; его возглавил выдающийся педагог ВА.Зелекко (ныне это Санкт-Петербургская государственная академия культуры). Институт готовил специалистов для культурно-досуговых учреждений, руководителей художественной самодеятельности, работников государственных органов.

В ходе жесткой борьбы по вопросам развития культуры, ее роли и месте в обществе культурно-досуговые учреждения попали под непосредственный контроль государства. 8 1920 г. Внешкольный отдел при Наркомпросе был преобразован в Главный политико-просветительный комитет. Смысл его создания заключался в усилении связи культурно-просветительной работы с политикой государства, организации и проведении культурно-просветительной и политико-просветительной работы на основе единого плана. Усиление политического содержания в культурно-просветительной работе сказалось и на ее названии. Она стала чаще именоваться политико-просветительной работой, а массовые учреждения культуры - политико-просветительными.

В 30-е г. культурно-просветительные учреждения стали проводниками идей индустриализации и коллективизации, выполнения пятилетних планов, организовывали предвыборные компании, пропагандировали социалистическое соревнование, распространяли производственные, технические, сельскохозяйственные знания, коллективные методы труда на предприятиях, в колхозах и совхозах, организовывали техническую и сельскохозяйственную учебу и т.д. Новые требования вызвали к жизни и новые формы работы культурно-досуговых учреждений. В клубах, домах и дворцах культуры проводились вечера обмена опытом, “рабочей смекалки”.

Более разнообразными стали формы коллективного отдыха трудящихся, организуемого работниками культурно-досуговых учреждений. Клубы устраивали походы в театры, музеи, экскурсии на предприятия, загородные прогулки и т.д. С появлением колхозов и совхозов в быт крестьян начали входить новые формы массовых праздников: “первой борозды”, “урожая’ и др. Расширились жанры художественной самодеятельности. Наряду с драматическими, хоровыми, танцевальными коллективами стали появляться изостудии, музыкальные коллективы, первые самодеятельные симфонические оркестры, любительские оперные коллективы. Происходил рост числа участников самодеятельных кружков. В 30-е г. получило распространение шефство профессиональных творческих коллективов над самодеятельностью. Застрельщиком в этом деле выступил театр им. Е. Вахтангова. Самодеятельным коллективам оказывали помощь великие артисты - КС. Станиславский, ВИ. Качалов, А.л. Яблочкина и др. В 1935 г. в Москве был открыт первый в стране театр народного творчества. Его директором был назначен БМ.Филиппов, художественными руководителями - НП.Охлопков и И.А.Моисеев.

Начиная с 1932 г. в стране стали регулярно проводиться олимпиады и смотры народного творчества. В числе лучших коллективов тех лет были капелла Юго-Западной железной дороги, хор бандуристов-гусляров ленинградских строителей и др.

В 30-е г. происходило дальнейшее развитие сети культурно-досуговых учреждений. Кроме государства средства на строительство и содержание учреждений культуры стали выделять предприятия, колхозы и совхозы, В городах росло количество дворцов и домов культуры. С конца 30-х г. началась реорганизация изб-читален в колхозные клубы. В колхозах и совхозах возводились для них новые здания, В 1937 г. было принято решение о передаче всех сельских учреждений культуры в ведение колхозов при условии взятия последними на себя обязательств по их содержанию. В городах и сельской местности увеличилось число киноустановок и массовых библиотек, В 1928 г. в Москве был заложен Центральный парк культуры и отдыха (ныне ЦПКО им. АМ. Горького), и таким образом было положено начало созданию новых типов учреждений культуры.

Со второй половины 30-х г. расширились средства распространения культуры: книгоиздательство, радио. Вошли в жизнь новые типы культурно-досуговых учреждений: передвижные библиотеки, кино- и радиопередвижки, передвижные выставки, агитповозки, агитмашины. Они обслуживали населенные пункты, не имеющие стационарных учреждений культуры, а также тех крестьян, которые работали летом в поле, на фермах.

В 30-е г. была продолжена работа по подготовке организаторов досуга. В 1930 г. был открыт Московский библиотечный институт. Библиотечные работники получали квалификацию также в библиотечных техникумах и на библиотечных отделениях в педучилищах. для подготовки клубных работников были открыты специальные трех- и шестимесячные курсы во всех областных центрах.

Произошли изменения в системе управления культурно- просветительной работой- В 1930 г. был упразднен Главполитпросвет и вместо него в наркомпросах РСФСР и других союзных республик были созданы сектора массовой политико-посветительной и школьной работы, которые ведали политико-просветительными учреждениями государственной сети. С осени 1933 г. в наркомпросах союзных республик произошла новая реорганизация: возникли управления и отделы, отвечающие за отдельные направления культурно-просветительной работы: библиотечные управления, отделы изб-читален, клубов, ДК и парков культуры и отдыха! отделы музейной сети, отдел школ и курсов для взрослых.

Социальные потрясения, которые пережило российское общество на протяжении 1917-1941 годов, новая культурная политика государства оказали огромное влияние на досуговую деятельность населения. Такие факторы, как принадлежность к тому или иному сословию, наличие у человека богатства или его отсутствие, перестали определять способы проведения свободного времени. Решающими моментами стали: уровень образования человека, его возраст, характер трудовой деятельности, место проживания (город или сельская местность), семейное положение, наличие детей, жилищные условия и др.

В течение 20-30-х гг. сфера досуга характеризовалась действием новых тенденций Получили большее развитие общественные формы досуга. Возросла посещаемость клубов, домов и дворцов культуры, библиотек, театров. Увеличилось количество просмотров кинокартин. Это отличало в основном те слои населения, которые до октября 1917 г. составляли низшие сословия российского общества. Именно на них была ориентирована культурная политика государства, в частности работа по развитию сети массовых учреждений культуры и организация их деятельности. Расширению аудитории культурно-досуговых учреждений способствовало и введение в стране в 1927 г. семичасового рабочего дня для рабочих с предоставлением им выходных дней по графику в течение всей недели, В условиях нового трудового режима учреждения культуры проводили мероприятия не только по субботним и воскресным дням, но и в будни.

Досуговая деятельность рабочих и крестьян обогащалась культурным содержанием. Реальным основанием для этого явилось повышение их образованности, чему способствовало введение в стране всеобщего, бесплатного начального образования, работа по ликвидации неграмотности, расширение, особенно в 30-е гг., форм среднего специального и высшего образования. Значительно возросло число читателей газет и журналов. Об этом свидетельствовали массовые опросы, проводившиеся редакциями ряда центральных и местных газет в 20-е гг. Читательский интерес стимулировался развитием книгоиздательского дела. Развивались художественные формы деятельности в сфере досуга. Росло число участников художественной самодеятельности.

Наряду с этим стала заметна тенденция к уменьшению форм досугового времяпрепровождения, характерных для быта российского населения в прошлом: стало сокращаться число людей, посещающих церкви и отмечающих религиозные праздники.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных