Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПОНЯТИЕ ФЕДЕРАЛИЗМА. КООРДИНИРОВАННЫЙ, КООПЕРАТИВНЫЙ, ДУАЛИСТИЧЕСКИЙ, ДОГОВОРНОЙ ФЕДЕРАЛИЗМ. ПОНЯТИЕ ИНСТИТУТА ИНТЕРВЕНЦИИ В ФЕДЕРАЛИЗМЕ. АССОЦИИРОВАННЫЕ ГОСУДАРСТВА




 

Федерализм (от лат. foedus союз) − принцип территориальной организации государства, предполагающий его устройство в форме федерации (другой формой является унитаризм, или унитарное государство).

Суть федерализма заключается:

· в характере внутренней структуры государства;

· в характере связей центра и частей федеративного государства;

· в специфике прав центра и субъектов федеративного государства.

Федерализм как принцип территориальной организации государства выполняет две важнейшие функции:

ü децентрализует власть посредством ее разделения по вертикали;

ü интегрирует территориальные сообщества.

В науке конституционного права выделяют федерализм координированный, федерализм кооперативный, федерализм договорной, федерализм дуалистический.

В основе концепции координированного федерализма лежит идея разделения полномочий между федерацией и ее субъектами таким образом, что оба уровня управления рассматриваются как независимые друг от друга и обладающие в принципе одинаковым статусом в пределах конституционной компетенции.

Наиболее распространенной является концепция кооперативного федерализма, в основе которой заложена идея взаимодействия и взаимозависимости федерации и ее субъектов при осуществлении ими своих конституционных полномочий.

Концепция дуалистического федерализма основана на теории двойственности суверенитета в федерации: признание суверенитета федерации и суверенитета ее субъектов. Такой федерацией по существу своему был СССР, в котором по Конституции суверенитетом обладали одновременно и Союз и союзные республики.

Концепция договорного федерализма сводится к тому, что федерация возникла и существует как объединение государств, которые передали созданному ими государству определенную часть своих полномочий, а объединившиеся государства сохраняют свой суверенитет и обладают правом вето на все изменения в федеральной конституции.

Интервенция по решению федеральных органов осуществляется в случае возникновения в штатах и иных субъектах федерации массовых беспорядков. Институт интервенции в дела субъектов федерации предусмотрен конституциями ряда государств Латинской Америки (Аргентины, Бразилии, Мексики и др.). Крайним способом федерального принуждения являются военные действия (война в США в 1861-1865 гг., военные действия федеральных сил России в Чеченской Республике после 1994 г.).

Ассоциированные государства − это такие государства, которые по договору с другим государством входят в его состав и имеют своих представителей в законодательном органе этого государства. При этом за ассоциированным государством признается право на самостоятельное управление в соответствии со своей собственной Конституцией и законами. Примером ассоциированных государств являются Пуэрто-Рико, Марианские острова, Микронезия, входящие в состав США.

 

10.5.АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ

 

Согласно статье 9 Конституции Республики Беларусь территория Республики Беларусь является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния и суверенитета страны. Территория Беларуси едина, неотчуждаема и делится на области, районы, города и иные административно-территориальные единицы.

Систему административно-территориального устройства государства, полномочия Президента Республики Беларусь, республиканских органов государственного управления, местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов при решении вопросов образования и упразднения административно-территориальных единиц, установления и изменения их границ, учета и регистрации административно-территориальных и территориальных единиц, их наименования и переименования, а также иных вопросов, связанных с административно-территориальным устройством Республики Беларусь, определяет Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «Об административно-территориальном устройстве Республики Беларусь (в ред. Закона от 7 января 2012 г.)[18].

Аминистративно-территориальное устройство Республики Беларусь как унитарного государства – это деление территории Республики Беларусь на административно-территориальные единицы по определенным критериям в целях эффективной организации государственного управления и местного самоуправления, обеспечения законности и правопорядка, реализации прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих на соответствующей территории.

Административно-территориальное устройство в Республике Беларусь основывается на следующих принципах:

1. единства и неотчуждаемости территории Республики Беларусь как естественного условия существования и пространственного предела самоопределения народа, основы его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь;

2. сочетания общегосударственных интересов и интересов граждан;

3. сочетания единой государственной власти Республики Беларусь с местным самоуправлением;

4. равномерности, сбалансированности и комплексности развития административно-территориальных единиц;

5. планирования развития административно-территориальных единиц на основе комплексного учета складывающихся социальных, экономических, экологических, градостроительных и иных условий;

6. включения в состав территорий более крупных административно-территориальных единиц территорий менее крупных административно-территориальных единиц;

7. многообразия правовых статусов административно-территориальных и территориальных единиц в соответствии с их особенностями, уровнем социально-экономического развития и другими факторами;

8. гласности и учета мнения граждан и местных Советов депутатов при решении вопросов административно-территориального устройства.

Административно-территориальная единица – часть территории Республики Беларусь (область, район, сельсовет, город, поселок городского типа), в границах которой в порядке, установленном законодательством, создаются и действуют местный Совет депутатов и исполнительный и распорядительный орган. К административно-территориальным единицам в Республике Беларусь относятся:

1. области,

2. районы,

3. сельсоветы

4. города

5. поселки городского типа, в которых созданы местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.

Территориальная единица – населенный пункт, в котором не создаются местный Совет депутатов и исполнительный и распорядительный орган, район в городе, а также территория специального режима использования (заповедник, национальный парк, заказник, территория памятника природы, биосферный резерват, земли историко-культурного назначения, земли обороны, свободная экономическая зона, другая территория специального режима использования, созданная по решению Президента Республики Беларусь).

Административный центр административно-территориальной единицы – это населенный пункт, в котором находятся местный Совет депутатов и исполнительный и распорядительный орган

В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об административно-территориальном устройстве Республики Беларусь» территория Республики Беларусь делится на:

1. территорию столицы Республики Беларусь;

2. территории областей как административно-территориальных единиц.

В свою очередь территория области делится на:

1. территории районов;

2. территории городов областного подчинения как административно-территориальных единиц.

Согласно Закону Республики Беларусь «Об административно-территориальном устройстве Республики Беларусь» территория районов делится на:

1. территории сельсоветов;

2. территории поселков городского типа;

3. территории городов районного подчинения, являющихся административно-территориальными единицам;

4. территории поселка городского типа, являющегося территориальной единицей (в случае, если он является административным центром района;

5. территории городов районного подчинения, являющихся территориальными единицами.

В состав территории сельсовета входят:

1. территории поселков городского типа, являющихся территориальными единицами (в случае, если они не являются административными центрами районов),

2. территории сельских населенных пунктов

3. другие территории, находящиеся в границах сельсовета.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об административно-территориальном устройстве Республики Беларусь» территория города делится на: районы в городе, являющиеся территориальными единицами (в целях оптимальной организации исполнения решений, связанных с удовлетворением социально-культурных и бытовых потребностей граждан, охраной правопорядка и соблюдением законности).

 

Тема № 11

«МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ СОЮЗЫ»

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных