Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ




 

Под судебной системой государства понимается совокупность всех судов страны.Судебная система Республики Беларусь – это совокупность взаимодействующих между собой судебных учреждений Беларуси всех видов, осуществляющих правосудие и иные правовые функции в процессуальных формах.

Конституционные основы судебной системы представляют собой совокупность взаимосвязанных принципов и норм основного закона и конституционного законодательства, определяющих взаимоотно­шения судебной власти с личностью, организацию и функционирова­ние всех органов судебной системы.

Судебная система Республики Беларусь включает две основные разновидности судебных учреждений:

§ Конституционный Суд Республики Беларусь (орган судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства);

§ суды общей юрисдикции (осуществляют правосудие посредством гражданского, уголовного, административного и экономического судопроизводства).

Согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь» система судов общей юрисдикции состоит из Верховного Суда, областных (Минского городского) судов, экономических судов областей (г. Минска), а также районных и городских судов.

Помимо конституционного законодательства правовую основу су­дебной системы составляют обычные законы и иные нормативные правовые акты. В их числе процессуальные кодексы, Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, а также указы и декреты Президента, регулирующие отдельные аспекты организации и функционирования судебной системы.

18.3. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ЗАДАЧИ, ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ. ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА. КОМПЕТЕНЦИЯ И ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА РЕШЕНИЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

Согласно статье 116 Конституции Республики Беларусь основной задачей Конституционного Суда является контроль за конституционностью нормативных актов в государстве.

Порядок формирования Конституционного Суда устанавливается Конституцией Республики Беларусь и Кодексом о судоустройстве и статусе судей. В соответствии со статьей 116 Основного Закона Конституционный Суд формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень.

Членами Конституционного Суда являются Председатель, заместитель Председателя Конституционного Суда и 10 судей, из которых 6 назначаются Президентом Республики Беларусь, а 6 – избираются Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Конституционный Суд правомочен принимать решения и приступает к работе, когда в его состав назначено и избрано не менее 8 членов Суда.

Основными принципами конституционного судопроизводства являются:

1. законность;

2. независимость;

3. коллегиальность;

4. гласность;

5. устность;

6. равноправие;

7. состязательность сторон.

Компетенция Конституционного Суда определяется статьей 116 Конституции Республики Беларусь, в соответствии с которыми данный орган рассматривает дела и дает заключения о:

· соответствии законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

· соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента Республики Беларусь, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;

· соответствии постановлений Совета Министров Республики Беларусь, актов Верховного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь;

· соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь.

В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь» Конституционный Суд осуществляет обязательный предварительный контроль конституционности всех законов, принятых Палатой представителей и одобренных Советом Республики Национального собрания либо принятых Палатой представителей в порядке, предусмотренном частью пятой статьи 100 Конституции Республики Беларусь, – до подписания данных законов Президентом Республики Беларусь [26].

В соответствии со статьей 85 Закона Республики Беларусь от 8 января 2014 г. «О конституционном судопроизводстве» признание Конституционным Судом нормативных правовых актов не соответствующими Конституции Республики Беларусь является основанием для прекращения их действия, внесения в них соответствующих изменений и (или) дополнений либо принятия новых нормативных правовых актов с тем же предметом правового регулирования. До прекращения действия таких нормативных правовых актов, внесения в них изменений и (или) дополнений либо принятия новых нормативных правовых актов непосредственно применяется Конституция Республики Беларусь.

 

18.4. ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ЗАДАЧИ, СОСТАВ, ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ, ПОЛНОМОЧИЯ

 

В соответствии со статьей 44 Кодекса о судоустройстве и статусе судей Верховный Суд Республики Беларусь возглавляет систему судов общей юрисдикции и является высшим судебным органом.

Основной задачей Верховного Суда является осуществление правосудия по гражданским, уголовным, административным и экономическим делам, осуществление надзора за судебной деятельностью судов общей юрисдикции и реализация иных полномочий в соответствии с законодательными актами.

Верховный Суд Республики Беларусь состоит из судей Верховного Суда Республики Беларусь, в том числе:

· Председателя суда;

· первого заместителя;

· заместителей Председателя.

Количество заместителей Председателя Верховного Суда определяется Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда.

Верховный Суд действует в составе:

ü Пленума Верховного Суда;

ü Президиума Верховного Суда;

ü судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда;

ü судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда;

ü судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда;

ü судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда.

При необходимости Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда в Верховном Суде могут образовываться иные судебные коллегии для специализированного рассмотрения дел.

Количественный состав судей Верховного Суда устанавливается Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда.

Порядок формирования Верховного Суда Республики Беларусь определяется Конституцией Республики Беларусь и Кодексом о судоустройстве и статусе судей. Так, согласно статье 84 Конституции Президент Республики Беларусь с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Верховного Суда, судей Верховного Суда, иных судей Республики Беларусь, а также освобождает от должности Председателя и судей Верховного Суда по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлением Совета Республики.

Компетенция Верховного Суда Республики Беларусь определена в статье 46 Кодекса о судоустройстве и статусе судей, в соответствии с которой данный орган:

® рассматривает в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские и уголовные дела, а также в порядке надзора дела об административных правонарушениях;

® может рассматривать в соответствии с законодательными актами в пределах своей компетенции гражданские и уголовные дела в апелляционном порядке, в кассационном порядке;

® вносит в Конституционный Суд Республики Беларусь предложения о даче заключений в соответствии с частью второй статьи 112 и частью четвертой статьи 116 Конституции Республики Беларусь;

® изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику общих судов и дает разъяснения по вопросам применения законодательства;

® осуществляет контроль за исполнением судами Республики Беларусь постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь;

® оказывает помощь судьям судов общей юрисдикции по применению законодательства;

® разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства;

® изучает деятельность судов общей юрисдикции, заслушивает информацию председателей, заместителей председателей и судей судов общей юрисдикции о деятельности соответствующих судов;

® решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Республики Беларусь, а также вопросы сотрудничества с судами иностранных государств, иностранными и международными организациями;

® осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных