Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие, сущность и элементы социального обеспечения. Понятие социального риска как объективное основание для предоставления социального обеспечения




 

Законодательного определения социального обеспечения как многопланового явления нет. Термин «социальное обеспечение» в специальной литературе употребляется в различных смыслах, в зависимости от того, какие признаки принимаются за базовые, основные для данного явления.

К числу основных, сущностных признаков социального обеспечения на современном этапе можно отнести:

- Государственный характер устанавливаемых в обществе организационно- правовых форм социального обеспечения;

-Нормирования государством социального стандарта обеспечения, ниже которого оно не может быть, путем законодательного закрепления видов обеспечения, его уровня и условий предоставления.

Выделив основные признаки социального обеспечения, следует перейти к его определению. Однако, учитывая многообразие предметно-смыслового значения термина «социальное обеспечение», ученые в области науки права социального обеспечения дают различные его определения.

М.О. Буянова полагает, что под социальным обеспечением следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступление событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально-значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Г.В. Сулейманова под социальным обеспечением понимает систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направ­ленных на компенсацию последствий изменения материального и социального положения граждан вследствие наступления обстоятельств, признаваемых государством социально значимыми (социальные страховые риски).

Позиция Захарова М.Л., который рассматривает социальное обеспечение с трех сторон: как экономическую, правовую и социальную категорию. Как экономическая категория социальное обеспечение служит определенным инструментом, используемым государством для решения одной из острейших проблем - социальной проблемы неравенства личных доходов людей.

В то же время социальное обеспечение является и правовой категорией, поскольку государство закрепляет путем издания правовых норм организационно-правовые способы осуществления социального обеспечения; круг лиц, подлежащих социальному обеспечению; виды социального обеспечения и условия его предоставления; систему управления социальным обеспечением; механизм защиты нарушенных прав.

Социальное обеспечение является и важнейшей социальной категорией, поскольку адресовано государством человеку, когда он по независящим от него обстоятельствам нуждается в поддержке, восстанавливает статус человека как полноценного члена общества.

На основе синтеза вышеуказанных признаков авторы Захаров М.Л. и Тучкова Э.Г. дают следующее понятие социального обеспечения: это один из способов распределения национального дохода путем предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случае наступления социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях, строго нормируемых обществом, государством, для поддержания полноценного социального статуса членов общества.

Социальное обеспечение осуществляется в определенных организационно-правовых формах, одной из которых является социальное страхование. Государственное социальное страхование - это обязательная система социального обеспечения работников, суть которой заключается в распределении социального риска потери или снижения заработка по независящим от работника обстоятельствам на работодателей и самих работающих, которые в принудительном порядке отчисляют страховые платежи в целевые фонды социального страхования. По общему правилу застрахованным гарантируется предоставление материальных благ по принципу соизмерение их с размерами сумм, уплачиваемых всеми застрахованными в страховые фонды.

Социальный страховой риск - предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого, осуществляется обязательное социальное страхование. Утрата заработка или иной страховой случай могут быть отнесены к категории социального страхового риска только в том случае, если вызваны объективными социально-значимыми причинами, признаваемые государством уважительными.

Перечень социальных рисков, при наступлении которых возникает право на социальное обеспечение, закрепляется в нормативно-правовых актах государства. Перечень основных социальных рисков закреплен на международном правовом уровне в Декларации прав человека и других международно-правовых документах.

В Российской Федерации впервые законодательно закреплен перечень социально страховых рисков Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ. Реализация социального страхового риска осуществляется при наступлении страхового случая, порождающего обязанность организации - страховщика осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию. Таким образом, социальный страховой риск подлежит разложению между организациями - страхователями, лицами, подлежащими страхованию, и государством.

Наряду с системами государственного социального страхования государством формируется национальная система социальной помощи населению за счет средств государства и без учета трудового вклада человека. Этот правовой институт называют социальным обеспечением в узком смысле слова.

Основным критерием для получения государственной социальной помощи признается, по общему правилу, уровень бедности. Материальные блага представляются в виде денежных пособий, продовольственной помощи, товаров первой необходимости и других видов.

В теории права социального обеспечения используется такой термин «социальная защита». Этот термин используется в различных аспектах, и ученные дают различные определения этого социального явления.

В широком аспекте некоторые ученые дают обоснование социальной защиты как одной из важнейших функций государства. При этом социальная защита подразделяется на общую и специальную. Под общей понимается деятельность по обеспечению основных социальных и иных прав граждан, а под специальной специальная система обеспечение социальных прав отдельных категорий и социальных групп, нуждающихся в особом социальном попече­нии. Например, социальная защита военнослужащих и их семей.

Некоторые авторы под социальной защитой понимают всю деятельность государства по обеспечению процесса формирования и развития полноценной личности, по выявлению нейтрализации негативных факторов, воздействующих на личность, либо как совокупность законно закрепленных экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав и граждан и достижение социально приемлемого уровня жизни.

Автор В.Ш. Шайхатдинов полагает, что в социальную защиту входит деятельность государства и органов МСУ, предприятий и организаций по созданию благоприятной для человека окружающей среды, оказанию помощи семье, обеспечению занятости населения, охраны труда, регулированию заработной платы и доходов населения, обеспечению граждан жильем, материальному обслуживанию и обеспечению нетрудоспособных граждан, нуждающихся в социальной поддержке.

Таким образом, социальная защита является практической деятельностью по реализации основных направлений социальной политики государства. Можно сделать вывод, что понятие социальной защиты населения на данном этапе развития является понятием собирательным, используемым в научной и политической сфере. Общественная практика не дает оснований говорить о перерастании системы социального обеспечения в нашей стране в более широкую универсальную социальную экономическую систему социальной защиты населения.

Таким образом, законодательно оформленной системы социальной защиты населения в России еще нет, социальное обеспечение функционирует как внутренне организационное системное образование со сложной структурой, в котором каждый элемент системы представляет относительно обособленную систему, состоящую из элементов более низкого уровня.

Социальное обеспечение на современном этапе состоит из двух элементов: государственной и негосударственной системы социального обеспечения.

Государственная система социального обеспечения закреплена законодательно и представляет собой правовое образование многоуровневого характера, состоящее из следующих систем: финансирование социального обеспечения; управление социальным обеспечения и непосредственно системы материального обеспечения и социального обслуживания населения.

Негосударственная система социального обеспечения представляет собой деятельность негосударственных пенсионных фондов, благотворительных фондов, частных систем здравоохранение и других субъектов, социальные выплат за счет фондов которых не гарантируются государством.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных