Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: учебник для студентов юридических факультетов и вузов. - Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2005. - 415 с. 5 страница




Функция предупреждения нежелательного развития событий. Как известно, предупредительная дипломатия занимает все более важное место в мировой политике. Международное право не только служит поддержанию существующих и формированию новых отношений, но и противодействует существованию и появлению новых отношений, противоречащих его целям и принципам. Так, оно поставило вне закона угрозу силой и ее применение, колониализм, расизм и др. Содействуя повседневному решению множества постоянно возникающих проблем, международное право тем самым предотвращает возникновение конфликтов. Предотвращение и урегулирование конфликтов может быть выделено и в качестве самостоятельной функции.

Функция интернационализации, интеграции заключается в расширении и углублении взаимосвязи между государствами. Тем самым упрочивается международное сообщество - социальная основа международного права и, следовательно, улучшаются условия его функционирования.

Информационно-воспитательная функция состоит в передаче накопленного опыта упорядоченного поведения государств, в воспитании в духе уважения к праву, к охраняемым им интересам и ценностям. Значение этой функции для международных отношений и международного права трудно переоценить. Она призвана содействовать развитию интернационального сознания и культуры мира, а также международно-правового сознания, обеспечить международному праву массовую поддержку, в которой оно все более нуждается. Вполне обоснованно программа Десятилетия международного права ООН особое внимание уделила распространению международно-правовых знаний.

Международное право воздействует на политическое и моральное сознание, на развитие культуры в духе своих целей и принципов.

 

§ 6. Юридически обязательная сила международного права

 

Источником юридически обязательной силы международного права является соглашение государств. Такое соглашение придает юридическую силу не только отдельному договору, но и международному праву в целом. Юридическая сила общепризнанных норм порождается общим соглашением государств, согласием международного сообщества в целом, которое воплощено в принципе добросовестного выполнения обязательств по международному праву <*>. Положение, согласно которому соглашение является источником обязательной силы международного права, находит отражение в международной практике, включая судебную <**>.

--------------------------------

<*> В замечаниях британского правительства на проект статей о праве международных договоров говорилось, что согласие "обеспечивает основу фундаментальной нормы pacta sunt servanda" (Док. ООН. A/CN. 4/339/ Add. 8. 1961. 15 July).

<**> См., напр.: решение Постоянной палаты международного правосудия 1928 г. по делу парохода "Лотос" // PCIJ. 1928. Ser. A. N 10. P. 18; решение Международного Суда ООН по делу "Военная и полувоенная деятельность против Никарагуа" (Никарагуа против США) // ICJ. Reports. 1986. Para. 269.

 

Точки зрения относительно обязательной силы международного права весьма различны. Наиболее давним является мнение, согласно которому источником этой силы является Бог, поскольку, кроме его власти, над государствами нет никакой иной. И неслучайно договоры издавна скреплялись религиозной клятвой <*>. Вместе с тем уже Г. Гроций, обосновывая идею международного права, утверждал, что помимо права божественного существует право, создаваемое соглашением государств, - conventio facit jus (соглашение создает право).

--------------------------------

<*> В мусульманском праве и сегодня Бог выступает гарантом договоров. Египетский профессор М. Аль-Хунами пишет: "Согласно доктрине ислама, Бог считается третьей стороной в любом договоре, заключаемом мусульманами" (Al-Chunami M. Muslim Concept of International Law and the Western Approach. The Hague, 1968. P. 212).

 

Проблема обязательной силы международного права связана с самой его природой. Поэтому основные концепции по этому вопросу совпадают с основными школами в международно-правовой доктрине. Сторонники школы естественного права видят источник обязательной силы в законах природы, в человеческом разуме и т.п. Представители позитивной школы считают таковым согласие, соглашение государств.

Особое место занимают взгляды, которые можно назвать нигилистическими, поскольку они отрицают юридическую силу международного права. Первой концепцией такого рода была, пожалуй, та, согласно которой международное право не является настоящим правом, оно представляет собой "позитивную мораль". Эту концепцию связывают с именем видного британского юриста прошлого века Дж. Остина. Надо признать, что в его время эта концепция в значительной мере подтверждалась практикой государств. И в наше время встречаются юристы, полагающие, что источником обязательной силы права является мораль, но при этом они, как правило, не отрицают юридической силы норм <*>.

--------------------------------

<*> Такого взгляда придерживается, например, профессор Принстонского университета Т. Нардин (Nardin T. Law, Morality and the Relations of States. Princeton, 1982. P. 117).

 

В свое время значительное распространение получила концепция автолимитации, т.е. самоограничения, государства. Ее сторонники утверждали, что международная норма обязывает лишь постольку, поскольку такова воля государства. Будучи "абсолютно свободной", она может меняться. В результате международное право понимается ими скорее как "внешнегосударственное право" (такая концепция также существовала). Концепция автолимитации, по существу, отрицает юридически обязательный характер международного права, как он воплощен в принципе добросовестного выполнения обязательств. Родоначальником концепции был профессор Венского и Гейдельбергского университетов Г. Еллинек. Во второй половине прошлого века он утверждал, что можно пренебречь международным правом, если того требуют интересы государства <*>.

--------------------------------

<*> См.: Jellinek G. Die Rechtliche Natur des Staatenfertrages. Berlin, 1880. S. 16, 38 - 39.

 

В наше время откровенно нигилистические взгляды в отношении международного права в большинстве случаев видны в концепциях, согласно которым международное право является слабым правом, не обладающим достаточной обязательной силой, и на этом основании предлагается его усовершенствовать, превратив в надгосударственное право, опирающееся на надгосударственную власть. Речь, по существу, идет о замене реально существующего международного права чем-то совершенно нереальным.

При создании нормы международного права достигаются как бы два соглашения. Одно - относительно содержания нормы, другое - о придании ей юридически обязательной силы. Это теоретическое положение имеет практическое значение. Путем соглашения создаются не только правовые, но и иные международные нормы. Государства могут создать правило обыкновения, которого они будут придерживаться без признания за ним юридической силы. В последнее время широкое распространение получили международные нормы, обладающие морально-политической, но не юридически обязательной силой. В качестве примера можно указать на обширный комплекс норм, созданный в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Государства свободны путем соглашения создать нормы, отвечающие их интересам. При этом, однако, не следует забывать, что свобода воли и соглашения детерминирована условиями существования государств. Признание за международным правом обязательной силы определяется потребностями жизни международного сообщества, коренными интересами государств. Правовое регулирование международных отношений - абсолютная необходимость, и, следовательно, придание международному праву юридической обязательной силы неизбежно. Альтернатива этому отсутствует.

Нельзя в связи с этим не вспомнить выдающегося российского юриста Ф.Ф. Мартенса, который еще в конце XIX века подчеркивал значение для обязательной силы международного права "непреложных жизненных потребностей и отношений". Он писал: "Основанием юридических норм, определяющих международные отношения, служит единственно осознание цивилизованными государствами необходимости международного правового порядка и вытекающее отсюда добровольное согласие их на признание его обязательности" <*>.

--------------------------------

<*> Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. Т. 1. СПб., 1898. С. 189 - 190.

 

§ 7. Эффективность международного права

 

Эффективность международного права определяется тем, насколько оно достигает стоящие перед ним цели, в какой мере реальные отношения соответствуют его нормам. Существует также понятие социальной эффективности, под которой понимается способность международного права решать стоящие перед международным сообществом задачи.

На протяжении всей истории проблема эффективности международного права оставалась наиболее острой и широко обсуждаемой <*>. Эффективность считалась наиболее уязвимой стороной этого права. Действительно, международное право прошлого оставляло в этом отношении желать лучшего. Если же говорить о современном международном праве, то оно, пожалуй, представляет наиболее эффективную правовую систему. Если обратиться к фактам, то окажется, что практически все государства предпочитают придерживаться норм международного права и процент нарушений невелик.

--------------------------------

<*> Проблеме эффективности значительное внимание уделили С.Ю. Марочкин, Л.Х. Мингазов, С.В. Черниченко (см.: Марочкин С.Ю. Проблема эффективности норм международного права. Иркутск, 1988; Мингазов Л.Х. Эффективность норм международного права. Казань, 1999; Черниченко С.В. Указ. соч. Т. 1. Гл. 2, 3). В мировой литературе число книг, специально посвященных эффективности международного права, невелико, но во многих работах эта проблема затрагивается. В качестве примера крупных работ по этой проблеме можно назвать книгу профессора Нью-Йоркского университета Т. Франка (Franck T.M. The Power of Legitimacy among Nations. N.Y., 1990) и книгу британского профессора Я. Броунли (Brownly J. The Rule of Law in International Affairs. The Hague, 1998).

 

Специалисты отмечают высокую не только юридическую, но и социальную эффективность международного права. Указывают на динамичное развитие этого права, на его способность обслуживать потребности меняющегося мира.

Бразильский профессор Ж. Насименту-е-Сильва заявил: "Из всех видов права международное право выделяется как наиболее динамичное, демонстрирующее способность адаптироваться к меняющемуся миру" <*>. Пишут о том, что международный правопорядок более развит, чем многие национальные правовые системы <**>.

--------------------------------

<*> Nascimento e Silva G. The Widening Scope of International Law // Theory of International Law at the Threshold of the 21st Century. The Hague, 1996. P. 235

<**> См.: Detter de Lupis I. The Concept of International Law. Uppsala, 1987. P. 36.

 

Последнее замечание особенно важно, поскольку основанием для оспаривания эффективности международного права обычно служит его сравнение с внутренним правом государств: "Нет полицейского, нет права". Однако такой подход не выдерживает критики. Прежде всего эффективность права зависит от уровня раскрываемости правонарушений. Даже в странах с наилучшей организацией полицейской службы раскрываемость правонарушений немногим выше 50%. Следовательно, почти половина правонарушителей избегает ответственности. С другой стороны, практически ни одно нарушение международного права не может быть скрыто и обычно вызывает значительную реакцию, включая реакцию средств массовой информации, общественного мнения.

Причина эффективности международного права не в механизме принуждения, а в его социальной необходимости. Без него система международных отношений не могла бы функционировать. Колоссальный объем многообразных межгосударственных связей повседневно регулируется нормами международного права, которые редко нарушаются. Опирающаяся на право политика встречает меньше препятствий, чем противоправная, и потому более эффективна.

Чаще всего нарушения происходят в сфере "высокой политики", включая проблемы безопасности. Но если сравнить эти нарушения с тем, что происходит внутри государств, то результат окажется не в пользу внутреннего права. Разве редко нарушается конституционное право как исполнительной, так и законодательной властью, не говоря уже о госаппарате? А неконституционные смены власти?

Международному праву зачастую бросают упрек в том, что оно не может решить такие проблемы, как защита окружающей среды, права человека, внутренние вооруженные конфликты. Но на самом деле решение этих проблем зависит в первую очередь от внутреннего права.

Человека с детства убеждают в необходимости соблюдать право, он постоянно наблюдает, как наказываются правонарушители. В отношении международного права подобное воспитание отсутствует. Не только большинство населения, но и многие государственные деятели имеют весьма отдаленное представление о международном праве. Тем не менее оно действует и совершенствуется. Разве это не свидетельство его жизненной силы?

Все это и определяет тот факт, что, по широкому признанию, эффективность международного права выше, чем внутреннего <*>. Международное право доказало свою жизненную силу даже в чрезвычайных исторических условиях. Вспомним, что в сложной обстановке Второй мировой войны с помощью соглашений была сформирована антигитлеровская коалиция и тем самым созданы предпосылки для победы над фашизмом. Можно обратиться и к опыту холодной войны, когда был заключен ряд договоров, сыгравших важную роль в сохранении мира.

--------------------------------

<*> См.: Brownly J. Op. cit. P. 14.

 

Многие выдающиеся представители науки понимали значение международного права и его возможности. А. Эйнштейн в 1953 г. сказал: "Наша безопасность не в вооружениях, не в науке, не в уходе под землю. Наша безопасность в праве и порядке" <*>.

--------------------------------

<*> N.Y. Times Magazine, 1964. Aug. 2. Аналогичным образом высказался и Э. Теллер, "отец водородной бомбы" (Lawyers and Nuclear Debate. 1988. P. 26).

 

Объективности ради следует сказать, что ряд видных юристов-международников утверждают, будто международное право находится в состоянии кризиса. Однако при этом они не приводят сколько-нибудь убедительных тому доказательств.

Канадский профессор Д. Джонстон, констатировав состояние кризиса, пишет: "Никто из нас, очевидно, не может припомнить времени, когда бы международное право не воспринималось как переживающее "кризис" <*>. Основная причина "кризисных" взглядов видится в том, что реальное международное право не отвечает теоретическим концепциям авторов <**>. В отечественной литературе кризисные взгляды высказываются неспециалистами в области международного права <***>.

--------------------------------

<*> Canad. YBIL. 1989. P. 3.

<**> В подтверждение приведем следующую концепцию британского профессора А. Карти: поскольку международное право не может быть эффективным, не отвергая доминирующее в нем положение государства, постольку международное сообщество лучше всего воспринимается в духе идеи Гоббса о естественном состоянии. "Международное право является не более чем подходом к международным отношениям тех, кто именует себя юристами-международниками" (Carty A.A. Reappraisal of the Limits of Legal Imagination in International Affairs. Manchester, 1986. P. 31).

<***> Приведем мнение одного из политологов: международное право, "пожалуй, еще больше теряет свой авторитет". Знаменательно, однако, что автор признает большое значение этого права. Несмотря на все несовершенства международного права, его надо уважать. "Иначе - анархия, правовой беспредел" (Мартынов Б. Самоопределение - необходим ответственный подход // МЖ. 1993. N 7. С. 67).

 

Несмотря на растущую глобализацию социальных процессов, ни одно из таких идеологических явлений, как религия и мораль, не обрело глобального характера. Только международное право в значительной мере отвечает требованиям глобальной мировой системы. Соответственно, международно-правовое сознание оказывает влияние на политическое мышление, мораль, религию, стимулируя их интернационализацию. Международному праву принадлежит важная роль в решении одной из коренных проблем - в развитии интернационального сознания как необходимого условия прогресса человеческой цивилизации.

В заключение следует подчеркнуть, что было бы неправильно считать, будто международное право само по себе способно достаточно эффективно регулировать международные отношения. Оно является лишь одним из инструментов управления международной системой и должно занимать свое место в комплексе этих инструментов. Для правильного определения этого места необходимо четкое представление о природе международного права и о характере его взаимодействия с иными инструментами управления.

 

§ 8. Суверенитет и международное право

 

Суверенитет понимается как полновластие внутри государства и независимость от какой бы то ни было более высокой власти в международных отношениях.

Это ни в коей мере не исключает фактической взаимозависимости государств, которая регулируется международным правом. Соотношение суверенитета государства и международного права - одна из коренных проблем, затрагивающих саму природу этого права, включая его обязательную силу. Между тем мнения по этому вопросу различны. Весьма распространено мнение, согласно которому между суверенитетом и международным правом существует почти непримиримое противоречие. В суверенитете видят препятствие на пути к эффективности международного права. Американский юрист М. Дженис считает, что "суверенитет и международное право явно антагонистичны" <*>.

--------------------------------

<*> Janis M. An Introduction to International Law. Boston, 1993. P. 151.

 

В связи с этим напомним, что международное право возникло именно тогда, когда появилась потребность в регулировании отношений между суверенными государствами Европы, освободившимися от верховенства папского престола и Священной империи.

Суверенитет и международное право связаны не только исторически, но и органически. Это право создается и наделяется юридически обязательной силой государствами благодаря обладанию ими суверенной властью. С помощью этой власти осуществляется реализация международных норм. Связь суверенитета и международного права нашла юридическое воплощение в принципе суверенного равенства государств. В соответствии с этим принципом каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства.

Нельзя не согласиться с индийским профессором Р. Анандом, который пишет: "Суверенитет создает международное право, и это право признает суверенитет как свое основание и фундаментальный принцип" <*>.

--------------------------------

<*> Anand R. International Law and the Developing Countries. N. Delhi, 1986. P. 95.

 

Противоречия между суверенитетом и международным правом стали активно обсуждаться в наше время. Одни ссылаются на глобализацию, ведущую к растущей взаимозависимости государств <*>. Другие указывают на преобразующую мир информационную революцию <**>. Выдвигаются и иные причины. На самом деле именно в условиях взаимозависимости возрастает значение взаимодействия суверенитета и международного права, а также роли последнего в обеспечении суверенных прав государства. Упрочение международного правопорядка привело к ощутимому повышению действенности суверенных прав государств, включая малые. Многие специалисты обоснованно подчеркивают значение суверенитета в современной международной жизни <***>.

--------------------------------

<*> См.: Zemanek K. General Cours of International Law // RdC. T. 266. The Hague, 1998. P. 66.

<**> См.: Wrisron W. The Twilight of Sovereignty. N.Y., 1992.

<***> Показателен в этом плане вывод авторов, исследовавших суверенитет в современных условиях: суверенитет - это "режим, который образует сущность международной жизни" (Chayes A., Chayes A.-H. The New Sovereignty. Oxford, 1995. P. 27).

 

Весьма распространены среди как ученых, так и политических деятелей взгляды, согласно которым любой договор означает ограничение суверенитета <*>. Эти взгляды нашли отражение и в практике Постоянной палаты международного правосудия. В одном из ее консультативных заключений говорилось, что суверенитет носит относительный характер в зависимости от того, насколько он ограничен правом <**>. Но та же Палата и в том же году высказала и несколько иное мнение: "Право вступать в международные соглашения является атрибутом суверенитета государства". Палата отказалась видеть "в заключении любого договора, по которому государство берет на себя обязательство осуществлять или воздерживаться от осуществления определенных действий, отказ от суверенитета" <***>.

--------------------------------

<*> Такой взгляд высказывал, например, Генеральный секретарь ООН К. Вальдхайм (Waldheim K. Introduction to the Report of the Secretary-General on the Work of the Organization. 1975. P. 12). Гейдельбергский профессор Й. Фровайн пишет: "Уже основополагающая норма о том, что договор остается обязательным, даже если воля государства в дальнейшем изменится, является... важным ограничением "суверенитета"..." (Theory of International Law at the Threshold of the 21st Century. The Hague, 1996. P. 404).

<**> См.: Консультативное заключение - Декреты о гражданстве в Тунисе и Марокко // PCIJ. 1923. Ser. B. N 4. P. 24.

<***> Решение о пароходе "Уимблдон" // PCIJ. 1923. Ser. A. N 1. P. 25.

 

Отмеченные взгляды исходят из понимания суверенитета как ничем не ограниченной свободы действий. Между тем "абсолютный" суверенитет попросту невозможен. Суверенитет одного государства всегда ограничен суверенитетом другого. Суверенитет и вытекающие из него права могут реально существовать лишь при условии взаимного признания их государствами. В соответствии с принципом суверенного равенства все государства обладают равными суверенными правами и соответствующими обязанностями.

Собственно говоря, это положение аналогично тому, которое имеет место и внутри государства. Суверенитет осуществляется в рамках закона. Давняя истина гласит: "Solum rex hoc non facere potest, quod non potest in juste agere" (Только одного король не может - действовать вопреки закону). Разница в том, что международное право создается совместной волей государств. Международное право, как и национальный закон, ограничивает свободу действий государства, а не его суверенитет. Это принципиальное положение было убедительно обосновано отечественными юристами.

Одними из первых были Н. Круталевич и М. Аваков <*>. Этот факт признается и западными юристами. Швейцарский профессор Л. Вильдхабер пишет о том, что "большинство институтов международного права продолжают опираться на суверенные государства. В этом смысле можно согласиться с советскими авторами, которые рассматривают суверенитет как "обобщающее положение международного права" <**>. Преобладающий в отечественной литературе взгляд по рассматриваемому вопросу был достаточно четко сформулирован профессором Ю.М. Колосовым: "Принятие на себя определенных обязательств, т.е. согласие на определенное ограничение свободы действий, является как раз одним из проявлений государственного суверенитета..." <***>.

--------------------------------

<*> См.: Круталевич Н., Аваков М. Международные обязательства и принцип суверенитета // Весцi Академii навук Беларускай ССР. 1956. N 3.

<**> The Structure and Process of International Law. The Hague, 1983. P. 438.

<***> Колосов Ю.М. Ответственность в международном праве. М., 1975. С. 13.

 

Обязанность действовать в рамках права представляет собой запрещение произвола и тем самым гарантию суверенных прав, а не их ограничение. Утверждать, будто любой договор ограничивает суверенитет, столь же логично, как и считать, будто договор о перевозке вас самолетом ограничивает вашу свободу, а путешествие пешком - нет. Ограничивая свободу действий государства в одном отношении, договор расширяет ее в другом, открывает перед государством новые возможности реализации своего суверенитета.

Представляет в этом плане интерес мнение заместителя госсекретаря США С. Телботта: противники расширения международных обязательств США "утверждают, будто это ослабляет наш суверенитет. На самом деле наоборот. Хорошо составленные международные обязательства и всесторонняя стратегия международного вовлечения расширяют, а не ограничивают нашу власть над собственной судьбой, судьбой государства" <*>.

--------------------------------

<*> Заслуживает внимания название статьи, содержащей это мнение: "Глобализация и дипломатия: мнение практика" (Foreign Policy. 1997. Fall. P. 82).

 

От объема международно-правовых отношений государства зависят возможности осуществления им суверенной власти во внешней среде. Кроме того, следует учитывать относительное уменьшение значимости деятельности, которую государство способно осуществлять самостоятельно, без взаимодействия с другими странами. В настоящее время все более расширяется сфера совместной деятельности государств, поэтому не только возрастает возможность, но и делается все более настоятельной необходимость коллективных действий всех государств.

По мере расширения сферы совместной деятельности увеличивается и область, в которой осуществление суверенных прав государствами возможно только согласованно, на основе норм международного права. Показательна в этом отношении Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. Ряд ее статей распространяют действие суверенитета за пределы государственной территории в рамках установленных норм.

Таким образом, так же как свободы человека могут быть обеспечены лишь в рамках права, так и для суверенных прав государства необходимая гарантия - международное право. При этом надежную гарантию суверенитету дает лишь эффективное международное право.

 

§ 9. Международное право и политика

 

Связь международного права с политикой государств представляет особый интерес для выяснения механизма функционирования этого права. В том, что такая связь, причем довольно тесная, существует, едва ли можно сомневаться. Она констатируется и в актах такого органа, как Международный Суд ООН. Проблема была основательно разработана в советской литературе Г.И. Тункиным и Д.Б. Левиным. Их выводы о том, что международное право служит инструментом внешней политики, находят подтверждение в современной российской литературе <*>.

--------------------------------

<*> См.: Черниченко С.В. Указ. соч. Т. 1. С. 20.

 

Юристы из других стран также подчеркивают связь международного права с политикой. Американский юрист Р. Бек пишет: "Право не может быть целиком познано вне связи с политикой, не может быть познана политика вне связи с правом" <*>. Юрист из Финляндии М. Коскониеми пишет: "Принято считать право чем-то внешним по отношению к политике, ее инструментом. Между тем международное право является культурным феноменом, оно находится "внутри" общественной практики, а не вне ее" <**>.

--------------------------------

<*> Beck R. The Grenada Invasion Boulder. 1994. P. XI.

<**> Mich. JIL. 1996. N 2. P. 489 - 490.

 

В зарубежной литературе обнаруживаются две крайности. В одном случае преувеличивают значение политики, в другом преуменьшают, придерживаясь формально-юридического подхода. Доминирует, особенно в США, первая крайность.

Например, некоторые ученые считают, что международное право является в высшей мере политическим правом. По мнению авторитетного американского профессора Л. Генкина, "право есть политика" <*>. Представители школы "политического реализма" утверждают, что международное право не налагает никаких ограничений на политику отдельного государства (Г. Моргентау, США). Сторонники концепции "политически ориентированной юриспруденции" (М. Макдугал, США) растворяют право в политике.

--------------------------------

<*> Journal of International Affairs. 1990. Vol. 44. P. 183.

 

Принижение роли права в политике наносит вред обоим явлениям. Политика лишается одного из важных инструментов своего осуществления, и одновременно принижается авторитет права.

Что же касается формально-юридического подхода, то он разрывает связь права с политикой. В результате утрачивается связь с реальностью, а также искажается природа международного права. Думается, что вообще неверно противопоставлять политику и право. Задача состоит в том, чтобы правильно определить параметры их оптимального взаимодействия.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных