Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лукашук И.И. Международное право: особенная часть: учебник для студентов юридических факультетов и вузов. - Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2005. - 517 с. 1 страница





ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Работа посвящена изложению Особенной части международного права и вместе с работой "Международное право. Общая часть" (М.: Волтерс Клувер, 2005) составляет единый учебник по дисциплине "Международное (публичное) право". Общая часть посвящена юридической природе международного права, механизму создания и осуществления его норм, взаимодействию международного и внутреннего права и др. Особое внимание в ней уделено основным принципам, образующим главное содержание общего международного права и обладающим высшей юридической силой. Рассматривается и тесно связанный с этими проблемами правовой институт "Международная правосубъектность государства". Знание природы, характерных черт и специфики международного права позволит без особого труда освоить ту или иную его отрасль, а также, учитывая взаимодействие общих принципов и норм с отраслевыми, ориентироваться в новых явлениях.

В Особенной части рассматриваются основные отрасли международного права. В результате система учебника в максимальной мере приближена к системе действующего права. Содержание учебника охватывает все темы учебной программы по международному праву, принятой в нашей стране. Нетрадиционной является лишь заключительная часть, содержащая разделы о международно-правовой концепции России и о тенденциях развития международного права, а также о международно-правовом прогнозировании.

Основная сложность заключалась в распределении ограниченного объема учебника между отраслями международного права. Дело в том, что во многих случаях простое изложение нормативного материала отрасли существенно превысило бы общий объем учебника. Отдельным отраслям, например морскому и воздушному праву, посвящены многотомные издания. Поэтому в таких случаях дается общее представление об отрасли, необходимое для восприятия системы международного права в целом, а также для того, чтобы интересующиеся соответствующей отраслью более основательно смогли углубить свои знания, обратившись к специальной литературе, список которой дается в конце каждой главы. Активное развитие международного права, увеличение количества его норм и усложнение системы делают для юриста-международника особенно актуальным положение: "Знает не тот, кто знает, а знает тот, кто знает, где узнать, и способен понять узнанное".

Особое внимание уделено отраслям, представляющим непосредственный интерес для практикующего юриста, - таким как международное экономическое право, международное уголовное право и др., а также международное гуманитарное право, которое приобрело в наши дни существенное значение.

На протяжении многих лет курс "Международное право" носил в общем образовательный характер и не имел прямого отношения к деятельности юриста-практика, занятого в сфере внутреннего права. Ныне международное право имеет значение для юриста любой специализации. Поэтому приобретает все большее значение прикладной аспект международного права. Необходим учет интересов не только юриста-международника, но и тех, кто работает в области конституционного, административного, гражданского, уголовного, военного и других отраслей внутреннего права.

При написании Особенной части, как и при подготовке Общей части, широко использованы материалы практики, а также новейшая отечественная и зарубежная литература. Для облегчения пользования учебником дается указатель сокращений, в котором помимо периодических изданий приведены принятые сокращения наименований международных органов и организаций.

 

УКАЗАТЕЛЬ СОКРАЩЕНИЙ

 

БМД - Бюллетень международных договоров

ВВС, ВСНД и ВС РФ (СССР, РСФСР) - Ведомости Верховного Совета, Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации (СССР, РСФСР)

ГиП - "Государство и право" (журнал)

ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации

ДВ - "Дипломатический вестник" (журнал)

ДВП - Документы внешней политики СССР

ЕКМП - Ежегодник Комиссии международного права

ЖРП - "Журнал российского права"

МЖ - "Международная жизнь" (журнал)

МЖМП - "Московский журнал международного права"

МПЧП - "Международное публичное и частное право" (журнал)

РГ - "Российская газета"

РЕМП - Российский ежегодник международного права

СГП - "Советское государство и право" (журнал)

СДД - Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами

СЕМП - Советский ежегодник международного права

СЖМП - "Советский журнал международного права"

СЗ РФ - Собрание законодательства Российской Федерации

СМД - Сборник международных договоров СССР

СП РФ - Собрание постановлений Правительства РФ

УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации

AJIL - American Journal of International Law

BYBIL - British Yearbook of International Law

Can. YIL - Canadian Yearbook of International Law

DSB - Department of State Bulletin

EJIL - European Journal of International Law

HYIL - Hague Yearbook of International Law

ICJ. Reports - International Court of Justice. Reports of Judgments, Advisory Opinions and Orders

ILM - International Legal Materials

Jap. AIL - Japanese Annual of International Law

Mich. JIL - Michigan Journal of International Law

PCIJ - Publications of the Permanent Court of International Justice

RIAA - Recording Industry Association of America

RGDIP - Revue generale de droit international public

UN TS - United Nations Treaty Series

USR - United States Reports

YILC - Yearbook of the International Law Commission

ВМО - Всемирная метеорологическая организация

ВОЗ - Всемирная организация здравоохранения

ВОИС - Всемирная организация интеллектуальной собственности

ВПС - Всемирный почтовый союз

ВТО - Всемирная торговая организация

ГАТТ - Генеральное соглашение по тарифам и торговле

ЕАСТ - Европейская ассоциация свободной торговли

ЕС - Европейский союз

ИКАО - Международная организация гражданской авиации

ИНКОТЕРМС - Международные правила толкования международных терминов

ИНМАРСАТ - Международная организация морской спутниковой связи

ИНТЕЛСАТ - Международная организация спутниковой связи

ЛАГ - Лига арабских государств

МАГАТЭ - Международное агентство по атомной энергии

МАР - Международная ассоциация развития

МБРР - Международный банк реконструкции и развития

МВФ - Международный валютный фонд

МОТ - Международная организация труда

МСЭ - Международный союз электросвязи

МТП - Международная торговая палата

МФК - Международная финансовая корпорация

МФСР - Международный фонд сельскохозяйственного развития

НАТО - Организация Североатлантического договора

НАФТА - Североамериканское соглашение о свободной торговле

ОАГ - Организация американских государств

ОАЕ - Организация африканского единства

ОБСЕ - Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе

ООН - Организация Объединенных Наций

ОПЕК - Организация стран - экспортеров нефти

ОЭСР - Организация экономического сотрудничества и развития

СНГ - Содружество Независимых Государств

ТНК - Транснациональная корпорация

УНИДРУА - Международный институт по унификации частного права

ФАО - Продовольственная и сельскохозяйственная Организация Объединенных Наций

ЭКОСОС - Экономический и Социальный Совет

ЮНЕП - Программа ООН по окружающей среде

ЮНЕСКО - Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры

ЮНИДО - Организация Объединенных Наций по промышленному развитию

ЮНИСЕФ - Детский фонд ООН

ЮНКТАД - Конференция ООН по торговле и развитию

ЮНСИТРАЛ - Комиссия ООН по праву международной торговли

 

Глава I. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

 

§ 1. Понятие международного права прав человека

 

Международное право прав человека является отраслью международного права, принципы и нормы которой регулируют сотрудничество государств в обеспечении прав человека.

Прежде всего - о наименовании отрасли <*> (international law of human rights), которое на русском языке звучит несколько необычно. Тем не менее оно является международно признанным. Так стали именоваться и соответствующие курсы, а также главы в учебниках <**>.

--------------------------------

<*> Из отечественных авторов наибольшее внимание международной защите прав человека уделили Г.К. Дмитриева, В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева, А.П. Мовчан, С.В. Черниченко, М.Л. Энтин.

<**> См., например: Черниченко С.В. Международное право прав человека. Международное право: Учебник / Отв. ред. В.И. Кузнецов. М., 2001 (гл. 10); а также резолюцию Института международного права Преподавание публичного и частного международного права, принятую на сессии Института международного права в Страсбурге в 1997 г.

 

Речь идет о новой отрасли, получившей развитие после принятия Устава ООН. Несмотря на свою короткую историю, эта отрасль заняла центральное положение в системе международного права. Не отступая от своего межгосударственного характера, международное право все более ориентируется на человека. И в этом нет противоречия, скорее можно говорить о закономерной связи. Уважение прав человека, демократия - важная гарантия мира. В международных актах подчеркивается, что уважение этих прав является основой всеобщего мира.

Международное право призвано стать гомоцентричным, т.е. ориентированным на человека. Оно придало статус императивных норм принципам и нормам о правах человека. И исходит из того, что эти принципы и нормы должны обладать соответствующим статусом и в правовой системе государства. Государство не имеет права "совершать какие бы то ни было действия, направленные на уничтожение или неправомерное ограничение любых международно признанных прав и свобод" (п. 1 ст. 5 Международного пакта о гражданских и политических правах).

Названные положения отражены и в Конституции Российской Федерации, которая придала особую юридическую силу общепризнанным принципам и нормам международного права о правах человека (ч. 1 ст. 17). Перечисление в Конституции РФ "основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина" (ч. 1 ст. 55). Не должны "издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина" (ч. 2 ст. 55).

Однако международное право указывает не только на права, но и на обязанности человека в отношении своего государства. Недопустимо злоупотребление правами человека в ущерб правам государства. Всеобщая декларация прав человека установила, что каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное развитие его личности (ст. 29). Между правами государства и человека могут возникать противоречия. Задача состоит в том, чтобы гармонизировать их осуществление. Важная роль в этом принадлежит международному праву. Права государства и права человека должны осуществляться в соответствии с целями и принципами Устава ООН (п. 3 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека <*>).

--------------------------------

<*> Всеобщая декларация прав человека, принята на 3-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 217A (III) от 10 декабря 1948 г.

 

Налицо, таким образом, особый характер взаимодействия рассматриваемой отрасли международного права с внутренним правом государств, и прежде всего с конституционным правом. Общепризнанные принципы и нормы о правах человека стали общими принципами права, присущими как международному, так и внутреннему праву. Более того, и в том и в другом случае они обладают высшей юридической силой. Ограничивающий их договор будет недействителен. Они не могут умаляться внутренними законами.

Рассматриваемая отрасль международного права воплотила высшие достижения конституционного права. С другой стороны, она оказывает растущее влияние на конституционное право, являясь важным фактором его демократизации.

В письме Президента РФ Председателю Государственной Думы в связи с ратификацией Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод говорилось, что этот акт "является одним из важнейших механизмов построения в нашей стране правового государства..." <*>.

--------------------------------

<*> РГ. 1998. 7 апр.

 

Подавляющее большинство прав человека носит индивидуальный характер, предназначено для отдельного человека. Вместе с тем существуют и коллективные права, принадлежащие объединениям индивидов: народам, нациям, национальным меньшинствам, коренным народам. Порой такие права называют правами человека второго поколения. Реализация коллективных прав является условием обеспечения прав входящих в них индивидов.

Некоторые из прав человека относятся и к юридическим лицам. Так, Конституцией РФ предусматривается право каждого на объединение, "свобода деятельности общественных объединений гарантируется" (ч. 1 ст. 30). "Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю" (ч. 1 ст. 36). Сказанное подтверждается и Конституционным Судом РФ.

В его Постановлении от 17 декабря 1996 г. сказано: "Конституционное право человека и гражданина, закрепленное в статье 35 (ч. ч 2 и 3) Конституции Российской Федерации (речь идет о праве иметь имущество и распоряжаться им, в том числе и совместно с другими лицами, и о возможности лишения имущества только по решению суда. - И.Л.), распространяется на юридические лица в той степени, в какой это право по своей природе может быть к ним применимо" <*>.

--------------------------------

<*> РГ. 1996. 26 дек.

 

§ 2. Система международного права прав человека

 

Центральное положение в системе международного права прав человека занимает один из основных принципов международного права - принцип уважения прав человека. В этом принципе воплощено главное содержание отрасли. В его свете должны толковаться все нормы отрасли.

С указанным принципом неразрывно связан принцип демократии, который является наиболее важным общим принципом права, присущим как современному международному праву, так и внутреннему праву государств.

Другими принципами отрасли являются принципы универсальности и недискриминации. В силу первого - общепризнанные нормы о правах человека обязательны для всех государств и в отношении всех лиц, находящихся под их юрисдикцией. В силу второго - неправомерна дискриминация лиц по каким бы то ни было признакам.

Проблема универсальности прав человека - одна из наиболее сложных. В силу различий между существующими цивилизациями всеобщее утверждение всего комплекса международных стандартов прав человека отодвигается в будущее. Достаточно напомнить о правовом положении женщин в мусульманских странах.

Ядро рассматриваемой отрасли образуют общепризнанные принципы и нормы о правах человека. В теории и практике их зачастую именуют стандартами. Они отражают исторически достигнутый уровень демократии и гуманности общества на международном и внутригосударственном уровне. Нормы международного и внутреннего права должны им соответствовать <*>. Эти стандарты составляют главное содержание общих принципов права, присущих как международному, так и внутреннему праву <**>.

--------------------------------

<*> Президент РФ высказал отрицательное мнение относительно проекта федерального закона "О внесении дополнения в статью 8 Закона РФ "О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ". Основанием послужило, в частности, то, что предложенный проект противоречит упомянутому Закону, принятому "в соответствии с международными стандартами по правам человека, закрепленными Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом о гражданских и политических правах, а также Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод..." (РГ. 1998. 2 дек.).

<**> В сообщении Комиссии Европейских сообществ Совету и Европейскому парламенту говорилось, что "основные права человека считаются неотъемлемой частью общих принципов, единых для правовых систем всех государств-членов, что, в свою очередь, образует основу права Сообществ..." (Дос. COM (95) 567. 22.11.95. P. 5).

 

Юридической формой существования таких принципов и норм является обычай. Международные акты, содействовавшие их утверждению, выступают в качестве доказательств, свидетельств обычных норм. Основными свидетельствами, по которым можно судить о содержании общепризнанных принципов и норм о правах человека, являются Всеобщая декларация прав человека 1948 г., обладающая статусом резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. (далее - Международный пакт о гражданских и политических правах).

Важным актом является Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. Однако он принят сравнительно небольшим числом государств, немало правительств высказали отрицательное отношение к нему. Поэтому содержащиеся в нем нормы нельзя отнести к числу общепризнанных.

Принято значительное число конвенций, посвященных отдельным категориям прав человека. Особое внимание уделено правам наиболее нуждающихся в защите категорий населения, прежде всего правам женщины и ребенка. Значительное число конвенций направлено на пресечение преступлений против человека - конвенции о запрещении геноцида и апартеида, о ликвидации всех форм массовой дискриминации, о запрещении рабства и др. Особый комплекс образуют многочисленные конвенции Международной организации труда (МОТ).

Значительное число конвенций по правам человека заключено на региональном уровне - в рамках Организации африканского единства, Организации американских государств, Совета Европы.

Устав СНГ в качестве одной из основных целей указывает обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) (ст. 2) <*>. В Декларации глав государств СНГ о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод 1993 г. участники обязались принять меры с целью приведения национального законодательства в соответствие с обязательствами по соглашениям в области прав человека и, в частности, документам СБСЕ. Было выражено намерение заключить Конвенцию СНГ по правам человека. Существенное значение имеют многочисленные соглашения по обеспечению социальных и экономических прав, например о пенсионном обеспечении, о правах беженцев и вынужденных переселенцев и т.п.

--------------------------------

<*> БМД. 1994. N 1. С. 5.

 

§ 3. Гражданские и политические права

 

Принципы и нормы о гражданских и политических правах (правах первого поколения) представляют собой основную массу общепризнанных принципов и норм о правах человека. При этом первое место отведено принципу равенства людей в правах и соответственно недопустимости дискриминации по каким бы то ни было признакам. Особо подчеркивается равенство мужчин и женщин в пользовании правами.

Каждый имеет право на жизнь и личную неприкосновенность. Смертная казнь подлежит отмене. Там, где она еще существует, смертные приговоры должны выноситься лишь за самые тяжкие преступления и в соответствии с законом. Смертная казнь в принципе противоречит праву на жизнь. Кроме того, известно немало случаев, когда даже в странах с развитым правосудием смертные приговоры являлись результатом судебной ошибки.

В 1953 г. по приговору британского суда был повешен 19-летний Д. Бентли, обвиненный в убийстве полицейского. Много лет его родители и поддерживавшие их люди добивались пересмотра приговора. Почти через полвека высший суд страны отменил приговор. При этом он заявил, что рассматривавший дело судья столь односторонне изложил обстоятельства дела перед жюри, что Д. Бентли был лишен "того справедливого правосудия, которое является прирожденным правом каждого британского гражданина" <*>.

--------------------------------

<*> International Herald Tribune. 1998. July 31.

 

Запрещается рабство или любое подневольное состояние. Никто не должен подвергаться пыткам или бесчеловечному обращению или наказанию.

Значительная часть норм по вполне понятным причинам относится к уголовному и уголовно-процессуальному праву. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту. Лишение свободы возможно только в соответствии с законом. Никто не может быть судим дважды за одно и то же преступление. Существенное внимание уделено презумпции невиновности.

Целый ряд норм посвящен пенитенциарному праву <*>. Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение. Обвиняемые содержатся отдельно от осужденных, несовершеннолетние - от взрослых. Цель пенитенциарной системы - социальное исправление.

--------------------------------

<*> См.: Трунцевский Ю.В. Международное пенитенциарное право. М., 2001.

 

Каждый имеет право придерживаться своего мнения и свободно его выражать. Это право включает свободу искать и распространять информацию и идеи независимо от государственных границ. Подчеркивается и особая ответственность, связанная с такой свободой. Последняя может быть ограничена, когда это необходимо для уважения прав и репутации других лиц, для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения <*>. Следует особо отметить это положение, поскольку отечественные средства массовой информации в подобных случаях нередко игнорируют свою ответственность.

--------------------------------

<*> См.: Лукашук И.И. Средства массовой информации, государство, право. М., 2001.

 

К политическим правам прежде всего относится право принимать участие в ведении государственных дел, избирать и быть избранным на основе всеобщего и равного избирательного права.

Существует ряд прав, имеющих прямое отношение к международным связям. Каждый имеет право на признание своей правосубъектности, где бы он ни находился. Каждый имеет право свободно покидать любую страну, включая свою собственную. Никто не может быть произвольно лишен права на въезд в свою страну.

Особо необходимо выделить право каждого человека на социальный и международный порядок, при котором общепризнанные права и свободы могут быть полностью осуществлены.

 

§ 4. Экономические, социальные и культурные права

 

Экономические, социальные и культурные права относятся к так называемым правам второго поколения. Продвижение этих прав в международное право было инициировано социалистическими государствами в соответствии с их правовой концепцией. Основным международно-правовым актом в данной области является Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. (далее - Пакт) <*>, который, как уже говорилось, получил ограниченное признание.

--------------------------------

<*> СДД СССР. Вып. XXXII. М., 1976. С. 3 - 26.

 

Для реализации рассматриваемых прав необходимы экономические, социальные и политические предпосылки, которые отсутствуют во многих странах. Этот момент нашел отражение и в самом Пакте, который содержит положение, весьма необычное для правовых актов: государства обязуются "принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав..." (п. 1 ст. 2). Иными словами, положения Пакта носят в значительной мере программный характер.

Пакт определил, в частности, следующие права:

- право на труд, включая право на справедливые и благоприятные условия труда;

- право на создание профсоюзов и на проведение забастовок;

- право на социальное обеспечение;

- право семьи на охрану и помощь;

- право на наивысший достижимый жизненный уровень;

- право на здоровье;

- право на образование;

- право на участие в культурной жизни и на пользование результатами научного прогресса.

 

§ 5. Право устойчивого развития

 

Концепция этого права была выдвинута развивающимися странами и нашла отражение в целом ряде международных актов. Суть ее состоит в том, что для обеспечения прав человека необходимо добиваться устойчивого экономического и социального развития, прежде всего в странах третьего мира. Устойчивое развитие понимается как всесторонний процесс, нацеленный на постоянное улучшение благосостояния всего населения и каждого человека на основе их активного участия в развитии и справедливого распределения вытекающих из него благ.

Соответствующая идея нашла выражение уже в Уставе ООН, в котором выражена решимость содействовать социальному прогрессу и улучшению условия при большей свободе. Одна из целей ООН - осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека (п. 3 ст. 1). Эта цель конкретизирована в главе "Международное экономическое и социальное сотрудничество".

В индивидуальном плане право на развитие означает право каждого на достаточный уровень жизни, включая соответствующее питание, одежду и жилье, и на постоянное улучшение жизненных условий <*>. Содержание права на развитие довольно обстоятельно раскрывается в регулярно принимаемых Генеральной Ассамблеей ООН резолюциях. В 1986 г. была принята Декларация о праве на развитие <**>, в которой говорится, что это право является неотъемлемым правом человека и что равенство возможностей является прерогативой как народов, так и образующих их индивидов.

--------------------------------

<*> См.: ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

<**> Декларация о праве на развитие, принята 4 декабря 1986 г. на 97-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 41/128.

 

В резолюциях говорится, что в основе права на развитие лежит принцип, согласно которому человек является главным субъектом развития, что право на жизнь включает жизнь, соответствующую достоинству человека и обеспечивающую минимальные жизненные потребности. Обращается внимание на участие развивающихся стран в международном процессе принятия экономических решений. В Декларации тысячелетия ООН говорится о приверженности всех государств тому, чтобы "превратить право на развитие в реальность для всех и избавить весь род человеческий от нужды" <*>.

--------------------------------

<*> МЖМП. 2001. N 1. С. 261.

 

Особого внимания заслуживает положение резолюций, подчеркивающее значение реализации права на экономическое, социальное и политическое развитие для поддержания мира и безопасности. Действительно, во взаимосвязанном глобальном мире без обеспечения устойчивого поступательного движения отстающих в своем развитии стран не может быть и речи о прочном мире и надежном мировом порядке. Разрыв между уровнями жизни в богатых и бедных странах уже сегодня порождает такие опасные явления, как международный терроризм, не говоря об экономической и политической нестабильности.

Решение этой проблемы - дело весьма сложное. Упомянутый разрыв достиг таких размеров, что ликвидация его в обозримом будущем едва ли возможна. Достаточно сказать, что американский ребенок потребляет природных ресурсов в 60 раз больше, чем, например, индийский. Достичь всем странам уровня благосостояния развитых стран не позволят имеющиеся природные ресурсы. Поэтому речь может идти лишь о сокращении разрыва. Но и для этого делается предельно мало. Так, официальная помощь развитию в рамках Организации экономического сотрудничества и развития сократилась и составляет ныне всего лишь 0,3% от валового национального продукта стран-участниц.

 

§ 6. Коллективные права

 

1. Права народов

 

Все народы имеют право на самоопределение. В Пактах о правах человека 1966 г. <*> говорится именно о народах, а не о нациях. Из этого следует, что такое право принадлежит народу в целом. В силу этого права народы свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие. Как видно, речь идет о праве народа решать коренные проблемы своего общества в пределах государства.

--------------------------------

<*> Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

 

Народы вправе распоряжаться своими естественными богатствами без ущерба для международных обязательств. Все государства обязаны уважать и поощрять осуществление права на самоопределение.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных