Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лукашук И.И. Международное право: особенная часть: учебник для студентов юридических факультетов и вузов. - Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2005. - 517 с. 11 страница




--------------------------------

<*> См.: Тиунов О.И. Принцип соблюдения международных обязательств. М., 1979. С. 129.

<**> Известия. 1989. 27 дек.

 

Сегодня вооруженный конфликт сам по себе не означает прекращения всех двусторонних договоров. Решение зависит от участников конфликта. Война расторгает договоры политического характера, несовместимые с конфликтом. Неполитические договоры в своей массе приостанавливают действие. Это положение подтверждается практикой национальных судов <*>. Выступление судов в пользу максимально возможного сохранения договоров объясняется тем, что суды рассматривают вопросы, связанные с правами человека, которые трудно решать в правовом вакууме <**>. Вооруженный конфликт не является основанием для одностороннего прекращения или приостановления действия договорных постановлений относительно защиты личности.

--------------------------------

<*> Оно воспроизведено, например, в решении Верховного суда США от 9 июня 1947 г. и Кассационного суда Италии от 8 ноября 1971 г.

<**> В этом плане представляет интерес решение Апелляционного суда Нидерландов от 16 декабря 1987 г. В нем говорилось: "Хотя и является спорным вопрос о том, было ли приостановлено действие Конвенции в период нахождения Нидерландов в состоянии войны с Германией или оно автоматически прекратилось в это время, тем не менее следует исходить из того, что эта Конвенция, касающаяся семейного права, продолжала существовать в силу своего характера и презюмируемого желания участвующих государств. Она могла быть лишь приостановлена, и только в том объеме и на такой срок, в каких было невозможно фактическое применение постановлений Конвенции (Netherland YBIL. 1990. P. 456 - 457).

 

С началом конфликта начинают применяться договоры, которые были специально заключены на этот случай. В первую очередь это относится к конвенциям гуманитарного права, устанавливающим правила ведения военных действий и нормы о защите жертв войны.

Что же касается договоров между участниками конфликта и третьими государствами, то начало конфликта само по себе не прекращает и не приостанавливает действие двусторонних договоров с ними. Вооруженный конфликт между некоторыми участниками многостороннего договора не прекращает и не приостанавливает действие такого договора между остальными участниками, а также между ними и сторонами в конфликте. Конфликт между некоторыми членами международной организации не оказывает влияния на действие учредившего ее договора.

Государство, осуществляющее право на самооборону в соответствии с Уставом ООН, может приостановить действие договоров, несовместимых с осуществлением этого права. В случае принятия Советом Безопасности резолюции относительно угрозы миру или акта агрессии государства обязаны прекратить или приостановить действие договоров, несовместимых с этой резолюцией. После прекращения вооруженного конфликта, если стороны не договорились об ином, действие приостановленных договоров должно быть восстановлено как можно скорее.

Таким образом, регулирование действия договоров в случае вооруженного конфликта нацелено на максимально возможное сохранение правовых отношений, особенно тех, что касаются защиты личности.

 

Литература

 

Венская конвенция о праве международных договоров. Комментарий. М., 1997.

Каламкарян Р.А. Фактор времени в праве международных договоров. М., 1989.

Комментарий к Федеральному закону "О международных договорах Российской Федерации". М., 1996.

Лукашук И.И. Современное право международных договоров. Т. 1. М., 2004.

Лукашук И.И. Формы международных договоров. М., 2001.

Талалаев А.Н. Право международных договоров: общие вопросы. М., 1980.

Талалаев А.Н. Право международных договоров: действие и применение договоров. М., 1985.

Талалаев А.Н. Право международных договоров: договоры с участием международных организаций. М., 1989.

Тиунов О.И. Принцип соблюдения международных обязательств. М., 1979.

Ульянова Н.Н. Общие многосторонние договоры в современных международных отношениях. Киев, 1991.

 

Глава V. ОБЩЕЕ НАСЛЕДИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

 

§ 1. Концепция общего наследия человечества

 

Общее наследие человечества - находящиеся за пределами государственной юрисдикции пространства и ресурсы, принадлежащие международному сообществу в целом, которое определяет их правовой режим, включая правила пользования.

Утверждение концепции общего наследия человечества - характерная черта современного международного права. В прошлом все, что не находилось под суверенитетом государства, рассматривалось как ничейное (res nullius). Оно было свободно для присвоения государствами. Попытки раздела предпринимались - пытались делить даже океаны. Но постепенно было осознано, что международные пространства должны находиться в общем пользовании, и появилась концепция общего достояния (res communis).

В наше время стало очевидно, что эта концепция устарела. Развитие науки и техники открыло широкие возможности для использования пространства и ресурсов, находящихся за пределами государственных границ. Они приобрели большое значение для экономики, транспорта, связи и, разумеется, безопасности всех стран.

В прошлом каждый был волен пользоваться общим достоянием, но никто не нес ответственности за его сохранение. Между тем в результате активной эксплуатации ему причинялся все больший ущерб. Перед человечеством встала задача защиты общего достояния совместными усилиями.

В результате появилась концепция общего достояния человечества (res communis humanitatis). Со временем она стала концепцией общего наследия человечества, распространив защиту на интересы не только нынешнего, но и будущих поколений. Концепция относится к пространствам и ресурсам, которые по самой своей природе не могут находиться под суверенитетом того или иного государства. Она охватывает океаны, глубоководное дно, Антарктику, космос, атмосферу, окружающую среду в целом. Уже из этого перечня видно, сколь велико и значительно общее наследие человечества.

В позитивное международное право концепция общего наследия была введена Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967 г.). Согласно этому Договору использование космического пространства "осуществляется на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития, и является наследием всего человечества" (ст. 1) <*>. Космическое пространство, включая небесные тела, не подлежит национальному присвоению (ст. 2).

--------------------------------

<*> Официальный русский текст Договора содержит неточность. Англ. heritage, т.е. "наследие", переведено как "достояние".

 

Концепция нашла воплощение и в морском праве. Океан и его живые ресурсы эксплуатировались в основном промышленно развитыми странами. В результате хищнической эксплуатации океану был причинен большой ущерб. Появилась проблема установления режима дна океана (Района), хранящего жизненно важные для человечества ресурсы. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. <*> определила: "Район и его ресурсы являются общим наследием человечества" (ст. 136). Ни одно государство не может претендовать в отношении их на суверенные права (ст. 137).

--------------------------------

<*> Россия участвует в Конвенции ООН по морскому праву.

 

Признание Мирового океана общим наследием человечества имело не только общие, но и конкретные правовые последствия. Так, коренным образом изменился статус государств, не имеющих выхода к морю. Они обрели право на участие в установлении режима общего наследия и в его использовании, за ними закреплено право выхода к морю через территорию прибрежных государств.

Рассматриваемая концепция нашла определенное отражение и в правовом режиме международных воздушных пространств. По мере научно-технического прогресса перед ней открываются все новые области. Развитие радио-, а затем и электронной связи остро поставило вопрос о распределении волновых частот. Как известно, современная цивилизация в растущей мере зависит от надежности телекоммуникаций. Произвол в этой сфере создает угрозу для всех стран. Отсюда необходимость сотрудничества при использовании "электронного достояния". Этими вопросами занимается Международный союз электросвязи.

Концепция имеет прямое отношение и к праву окружающей среды, которая в целом рассматривается как общее достояние человечества. К категории общего достояния отнесена атмосфера. Ухудшение ее состояния ставит под угрозу выживание человечества. Таяние льда в Антарктике способно затопить огромные участки суши и привести к коренному изменению климата.

Постепенно общее наследие станет все шире охватывать духовные ценности человечества. В 1972 г. ЮНЕСКО приняла Конвенцию о защите мирового культурного и природного наследия <*>. Учитывая недостаточную защищенность особо ценных объектов природы, культурных и исторических ценностей, этот документ предусматривает сотрудничество государств в их защите. В преамбуле Римского статута Международного уголовного суда <**> выражена обеспокоенность в отношении сохранения взаимопереплетения культур народов, которое "образует общее наследие".

--------------------------------

<*> Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, принята в г. Париже 16 ноября 1972 г. на 17-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, вступила в силу 17 декабря 1975 г., ратифицирована СССР, вступила в силу для СССР 12 января 1989 г.

<**> Римский статут Международного уголовного суда, принят в г. Риме 17 июля 1998 г. Дипломатической конференцией полномочных представителей под эгидой ООН по учреждению Международного уголовного суда, вступил в силу 1 июля 2002 г., Россия подписала статут.

 

Таким образом, деятельность человека, направленная на удовлетворение своих текущих потребностей, достигла такого размаха, что в полный рост встала проблема спасения невосполнимых ресурсов планеты, а также накопленных в ходе истории культурных ценностей. Решение этой проблемы требует высокого уровня сотрудничества государств на основе общепринятых норм международного права. Каждое государство обладает суверенитетом над своими природными ресурсами. Однако их использование не должно наносить ущерба общему достоянию человечества. Получила распространение концепция хранителя (custodian), согласно которой государство должно обеспечивать рациональное использование находящихся под его суверенитетом естественных богатств и плодов труда многих поколений, сохранение их для будущих поколений.

Реальное положение дел в этой области вызывает серьезные опасения. Развитые страны не желают поступиться своими прибылями, а развивающиеся страны не имеют соответствующих возможностей.

Концепция общего наследия связана с другой концепцией, характерной для современного международного права, - концепцией устойчивого развития. Сохранение общего наследия требует достижения устойчивого развития всех стран. Должны учитываться интересы как развитых, так и развивающихся стран.

Таким образом, основное содержание концепции общего наследия сводится к следующему:

- общее наследие является достоянием международного сообщества в целом;

- определение режима и управление осуществляются всеми государствами без всякой дискриминации;

- оно используется с учетом общих интересов и только в мирных целях;

- режим пользования не допускает деградации общего наследия;

- выгоду от использования общего достояния должны иметь все государства на справедливой основе;

- режим и пользование общим наследием учитывают интересы будущих поколений.

Приведенные положения нашли отражение в позитивном международном праве, в правосознании и морали. Однако для их претворения в жизнь потребуется время и соответствующие перемены в политике государств. Поскольку морскому, воздушному и космическому праву посвящены отдельные главы, то здесь остановимся лишь на режиме Антарктики.

 

§ 2. Антарктика

 

Антарктика - это южная полярная область, простирающаяся от Южного полюса до 60-й параллели южной широты. Она охватывает собственно материк Антарктида и прилегающие к нему участки Атлантического, Индийского и Тихого океанов, включая расположенные там острова. Антарктида представляет собой материк площадью около 14 млн. кв. м, что составляет одну десятую площади суши земного шара. Она содержит богатые минеральные ресурсы, имеет большое научное и военное значение. Открыта и впервые исследована она была в 1818 - 1820 гг. российской экспедицией под руководством Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева. С начала XX в. несколько государств заявили претензии на части материка (Великобритания, а затем Австралия, Новая Зеландия, Франция, Норвегия, Аргентина и Чили). Претензии не были признаны другими странами.

В целях определения международно-правового режима континента в 1959 г. был заключен Договор об Антарктике с участием СССР (далее - Договор об Антарктике) <*>. В нем участвуют свыше 30 государств, в том числе все великие державы. В дальнейшем Договор дополнили рядом соглашений относительно использования ресурсов Антарктики, которые основаны на Договоре и образуют с ним единую систему <**>.

--------------------------------

<*> Договор об Антарктике, подписан в г. Вашингтоне 1 декабря 1959 г., вступил в силу 23 июня 1961 г., ратифицирован СССР // СДД. 1967. Вып. XXII. С. 233 - 293.

<**> См.: Голицын В.В. Антарктика: тенденции развития режима. М., 1983; Трофимов В.Н. Правовой режим Антарктики. М., 1990.

 

Договор установил режим нейтрализованной и демилитаризованной территории. Антарктика используется только в мирных целях. Запрещено создавать военные базы, проводить маневры, испытывать оружие. Закреплена свобода научных исследований. Сфера действия Договора включает не только материк, но и все шельфовые ледники, а также участки открытого моря. Надо полагать, что Договор распространяется и на континентальный шельф.

Для содействия реализации целей и принципов Договора учреждено Консультативное совещание, представляющее свои рекомендации правительствам. Оно подготовило ряд конвенций о ресурсах Антарктики.

Живые ресурсы охраняются несколькими конвенциями. Наиболее общей является Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г. Согласно Конвенции все виды живых организмов могут быть объектом промысла при условии сохранения численности любой популяции не ниже уровня, обеспечивающего ее устойчивое положение, нанесения ущерба экосистеме в целом. Для наблюдения создана Комиссия по сохранению морских живых ресурсов Антарктики.

Промысел китов регулируется Конвенцией о китобойном промысле 1946 г. <*>. Созданная на ее основе Международная китобойная комиссия вынесла решение о прекращении коммерческого промысла китов. Есть Конвенция и в отношении промысла тюленей.

--------------------------------

<*> Международная конвенция по регулированию китобойного промысла, заключена в г. Вашингтоне 2 декабря 1946 г., вступила в силу 10 ноября 1948 г., СССР ратифицировал Конвенцию.

 

Минеральным ресурсам посвящена Конвенция по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики 1988 г. Освоение ресурсов не должно наносить ущерба природной среде. Контроль осуществляется Комиссией по минеральным ресурсам Антарктики.

В 1991 г. в качестве дополнения к Договору об Антарктике был подписан Мадридский протокол об охране окружающей среды (Россия участвует). Зона действия Договора была объявлена природным заповедником, предназначенным для мира и науки. В нем установлен строгий режим защиты окружающей среды и охраны целостности экосистем.

Наиболее сложно решался вопрос о территориальных претензиях. Выход был найден путем компромисса. Договор об Антарктике не оказывает влияния на заявленные претензии. С другой стороны, он не наносит ущерба и позиции государств, не признающих эти претензии. Никакая деятельность на континенте не может служить основанием для претензий. Иными словами, вопрос был заморожен. СССР неоднократно заявлял о непризнании претензий на участки Антарктики и оговаривал свои права, основанные на первооткрытии и научном освоении материка. США также отказались признать претензии и не раз подчеркивали необходимость интернационализации Антарктики. Неприсоединившиеся страны на своих конференциях принимали резолюции о необходимости интернационализации Антарктики путем объявления ее общим наследием человечества.

Поскольку на Антарктику не распространяется территориальная юрисдикция государств, то пребывающие там люди находятся под персональной юрисдикцией своего государства.

В целом основанная на Договоре об Антарктике система представляет пример того, чего способны достичь государства при наличии воли к сотрудничеству. Удалось создать эффективный механизм, обеспечивающий сохранность жизненно важного для всего человечества региона.

 

Литература

 

Голицын В.В. Антарктика: тенденции развития режима. М., 1989.

Колодкин А.Л. Принцип общего наследия человечества // Мировой океан и международное право. М., 1986.

Морское право и международное научно-техническое сотрудничество / Под ред. А.Л. Колодкина. М., 1991.

Постышев М.В., Даниленко Г.М. Концепция общего наследия человечества в международном праве: два подхода к одной проблеме // СГП. 1988. N 6.

 

Глава VI. МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО

 

§ 1. Понятие международного морского права

 

Международное морское право - отрасль международного права, принципы и нормы которой определяют статус морских пространств, включая дно и ресурсы, а также порядок пользования ими.

Увеличение значения океана и его ресурсов, расширение возможностей его эксплуатации определили активное развитие морского права <*> и усложнили стоящие перед ним задачи. В целях адаптации морского права к новым условиям в 1958 г. были принятые четыре Женевские конвенции: об открытом море; о территориальном море и прилежащей зоне; о континентальном шельфе; о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря. Однако ряд вопросов, включая режим дна, не был решен. К тому же на мировую арену вышло значительное число новых независимых государств, которые потребовали учета их интересов. В результате была созвана конференция ООН, которая в 1982 г. приняла Конвенцию ООН по морскому праву (далее - Конвенция по морскому праву), насчитывающую 320 статей и сопровождаемую восемью приложениями. Особый статус в общем комплексе занимает Соглашение 1994 г. об имплементации части XI Конвенции, в которой речь идет о правовом статусе Района.

--------------------------------

<*> В отечественной науке проблемы международного морского права разрабатывали С.В. Молодцов, А.Л. Колодкин, А.П. Мовчан, М.И. Лазарев, К.А. Бекяшев, А.Ф. Высоцкий.

 

Как видим, речь идет о своде международного морского права. Показателен способ его разработки. Конвенция по морскому праву разрабатывалась непосредственно дипломатической конференцией в течение десяти лет, что подчеркивает значение, придаваемое государствами морскому праву.

Развивающиеся страны, используя свое большинство, добились многого - был установлен режим дна, что послужило основной причиной более чем сдержанного отношения к Конвенции по морскому праву морских держав. Она вступила в силу лишь в 1994 г.

Россия стала участницей Конвенции по морскому праву в 1997 г. <*>. Накануне ратификации Указом Президента была одобрена Концепция Федеральной целевой программы "Мировой океан" <**>. Концепция определила позицию России по основным вопросам, касающимся мирового океана, включая многие вопросы морского права.

--------------------------------

<*> Конвенция ООН по морскому праву заключена в г. Монтего-Бее 10 декабря 1982 г., вступила в силу 16 ноября 1994 г., подписана СССР с заявлением, ратифицирована, вступила в силу для России 11 апреля 1997 г.

<**> Указ Президента РФ от 17 января 1997 г. N 11 "О Федеральной целевой программе "Мировой океан" // РГ. 1997. 28 янв.

 

США не ратифицировали Конвенцию по морскому праву, но заявили, что ее нормы, за исключением относящихся к режиму дна, являются общепризнанными обычными нормами и, следовательно, обязательными для США. Аналогична позиция и ряда других морских держав. С учетом этого обстоятельства Генеральная Ассамблея ООН регулярно принимает резолюции, призывающие не участвующие в этой Конвенции страны присоединиться к ней.

О значении морского права свидетельствует тот факт, что Генеральная Ассамблея ежегодно рассматривает вопрос "Океаны и морское право" и принимает соответствующие резолюции. Эти резолюции подчеркивают "всеобщий и унифицирующий характер Конвенции и ее большое значение для поддержания и упрочения международного мира и безопасности, а также для устойчивого использования и развития морей и океанов, а также их ресурсов" <*>.

--------------------------------

<*> Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 55/7 от 30 октября 2000 г. "Океаны и морское право".

 

Следовательно, Конвенция по морскому праву является основой международного морского права. Вместе с тем она не охватывает все аспекты этой сложной отрасли. Значительная роль принадлежит обычным нормам. Кроме того, существует множество двусторонних и региональных договоров в этой области.

 

§ 2. Внутренние морские воды

 

Внутренние морские воды - воды, расположенные между прилегающей к берегу внутренней границей территориального моря и сухопутной территорией государства и являющиеся частью государственной территории.

Соответственно режим внутренних морских вод определяется государством. Вместе с тем сложились определенные стандарты этого режима, которых придерживаются государства. Режим внутренних морских вод России определен Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (далее - Закон о морских водах). В Законе подчеркивается, что устанавливаемый им правовой режим соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ. К внутренним морским водам относятся воды портов, бухт и заливов.

 

§ 3. Морские порты

 

Морские порты, как правило, открыты для иностранного судоходства. Исключением являются порты, которые специальным решением объявлены закрытыми. Для захода в морские порты иностранных военных кораблей и государственных судов, используемых в некоммерческих целях, необходимо разрешение. При нахождении в порту они пользуются иммунитетом от местной юрисдикции, что не освобождает их от обязанности соблюдать местные законы и правила.

На находящиеся в порту иностранные суда, на их пассажиров и экипаж распространяется уголовная, гражданская и административная юрисдикция страны пребывания. Обычно местные власти воздерживаются от осуществления своей юрисдикции в случаях, когда не затрагиваются права государства порта или его граждан.

 

§ 4. Территориальное море

 

1. Понятие территориального моря и его режим

 

Территориальное море - примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной не свыше 12 морских миль.

Россия, как и большинство государств, установила ширину территориального моря в 12 миль. Примерно 30 государств, в основном морских держав, придерживаются прежнего лимита в 3 мили.

Территориальное море, его дно и недра, а также расположенное над ним воздушное пространство находятся под суверенитетом прибрежного государства. Вместе с тем признается право мирного прохода иностранных судов через территориальное море. Это является компромиссом между суверенитетом государства и интересами международного судоходства.

Проход считается мирным, если не нарушаются мир, добрый порядок и безопасность прибрежного государства. Проход должен быть непрерывным и быстрым. Во время прохода суда соблюдают установленные в соответствии с международным правом правила прибрежного государства.

Особый режим предусмотрен для плавания по трассам Северного морского пути, который рассматривается как исторически сложившаяся единая национальная транспортная коммуникация РФ. Плавание осуществляется в соответствии со специальными правилами, устанавливаемыми Россией.

 

2. Уголовная юрисдикция

 

Уголовная юрисдикция прибрежного государства не распространяется на иностранное судно, проходящее через территориальное море. Исключение составляют случаи, когда:

а) последствия преступления распространяются на прибрежное государство;

б) преступлением нарушается спокойствие в стране или порядок в территориальном море;

в) капитан судна, дипломатический представитель или консул государства флага обращаются за помощью;

г) необходимо принять меры для пресечения торговлей наркотическими средствами. Закон о морских водах дополняет последний пункт положением о принятии мер "также для пресечения других уголовных преступлений международного характера, предусмотренных международными договорами" РФ (ч. 1 ст. 17).

Иное дело, когда судно проходит через территориальное море после выхода из внутренних вод. В таком случае прибрежное государство вправе предпринимать любые меры, разрешаемые его законодательством для ареста или расследования на борту иностранного судна. Если иностранное судно проходит через территориальное море, не заходя во внутренние воды, то прибрежное государство не может осуществлять на борту судна арест какого-либо лица или проводить расследование. Исключение составляют случаи, касающиеся защиты морской среды и нарушений норм о защите исключительной экономической зоны и континентального шельфа.

 

3. Гражданская юрисдикция

 

Прибрежное государство не может останавливать проходящее через территориальное море иностранное судно с целью осуществления гражданской юрисдикции в отношении любого лица, находящегося на его борту.

Меры взыскания или арест по гражданскому делу могут быть применены по обязательствам или в силу ответственности, которые возникли во время прохода или для прохода судна через воды прибрежного государства.

Прибрежное государство также вправе применять меры взыскания или арест по гражданскому делу в отношении иностранного судна, находящегося на стоянке в территориальном море или проходящего через него после выхода из внутренних вод.

Эти, казалось бы, четкие правила о юрисдикции далеко не просты в применении на практике. Жизнь многообразнее любых правил, поэтому при применении указанных правил приходится использовать также другие нормы международного и внутреннего права государства.

Один пример. В 1996 г. у британских берегов потерпел аварию танкер "Си Эмпресс". Из него вытекло около 70 тыс. тонн нефти. Окружающей среде был причинен большой урон. Возник вопрос об ответственности. Оказалось, что танкер перевозил британскую нефть в США. Построен он был в Испании, принадлежит норвежской компании, зарегистрирован на Кипре, плавает под либерийским флагом, управляется шотландской компанией, действующей по соглашению с французской фирмой, команда русская.

Иностранные военные корабли и иные государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, обладают иммунитетом и в территориальном море. Тем не менее они обязаны соблюдать правила прохода, установленные прибрежным государством. В противном случае им может быть предложено покинуть территориальное море. За ущерб, причиненный прибрежному государству военным кораблем или иным государственным некоммерческим судном, ответственность несет государство флага.

 

§ 5. Прилежащая зона

 

Прилежащая зона - зона, находящаяся за пределами территориального моря, внешняя граница которой находится на расстоянии не свыше 24 морских миль от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

В этой зоне прибрежное государство обладает правом осуществлять контроль в целях предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных норм в пределах его территории или территориального моря или применять наказания за такие нарушения. Соответственно говорят о таможенной, фискальной, иммиграционной и санитарной зонах.

Быстроходность современных судов не дает возможности обеспечить за ними контроль в пределах территориальных вод. Поэтому прибрежному государству предоставлено право осуществлять специализированный контроль в определенном пространстве за пределами территориального моря. Это один из случаев, когда международное право расширяет юрисдикцию государства за пределы его территории во имя обеспечения его законных интересов.

 

§ 6. Исключительная экономическая зона

 

Исключительная экономическая зона - зона, прилегающая к территориальному морю, на которую международное право распространило специализированную юрисдикцию прибрежного государства.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных